Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Исследование взаимосвязи уровня тревожности личности и склонности к девиантному поведению

kisssaaa0721 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Целью выпускной квалификационной работы является исследование взаимосвязи уровня тревожности личности и склонности к девиантному поведению. Объект исследования: студенты колледжа. Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности личности и склонности к девиантному поведению Задачи исследования: 1. Раскрыть особенности влияния уровня тревожности на личность. 2. Изучить специфику проявлений девиантного поведения. 3. Рассмотреть особенности осуществления профилактики девиантного поведения у студентов. 4. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности личности и склонности к девиантному поведению. 5. Разработать коррекционную программу с целью снижения уровня тревожности студентов, склонных к девиантному поведению. Гипотеза эмпирического исследования: 1. Тревожность у студентов взаимосвязана с склонностью к девиантному поведению. 2. Личностная тревожность у студентов, склонных к девиантному поведению будет выше, чем у не склонных к девиантному поведению, ситуативная тревожность будет средней у студентов, склонных к девиантному поведению. Эмпирическая база проведения исследования: Колледж ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», 59 студентов 1 курса очного отделения, в возрасте от 14 до 18, 5 мужского пола, 54 женского пола. Степень разработанности проблемы: теоретико-методологическую базу исследования составили взгляды на проблему тревожности Х.Айзенк[], К.Э.Изард[], С.Л.Соловьева[], В.В.Суворова[]. Иучению проблем подростковой тревожности: В.Е. Каган, И.С. Кон, В.В. Королёв, А.П. Краковский, А.Е. Личко, Р.С. Немов, А.М. Прихожан, В.Б. Тарабаева, Д.И. Фельдштейн. З.Фрейд, К.Хорни и др.,тревожность, как личностное свойство: Н.Д.Левитов, Г.Ш.Габдреева, A.И.Захаров, A.M.Прихожан, А.О.Прохоров. При выполнении работы применялись методы теоретического исследования проблемы: общенаучные методы теоретического анализа, анализ и систематизация научной литературы, сравнение теорий и обобщение научных позиций по изучаемой проблеме. Также применялись специальные психологические методы эмпирического исследования проблемы: тестовые опросники, такие как опросник «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилберга, адаптация Ю.Л. Ханина, «Шкала проявлений тревоги Тейлор» (TMAS), адаптация Норакидзе, опросник «Способы совладающего поведения» (WCQ) Р.Лазаруса, методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) Э.В. Леус, А.Г. Соловьев. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации данных об особенностях взаимосвязи уровня тревожности личности и склонности к девиантному поведению. Практическая значимость связана с возможностью использования полученных эмпирических данных об особенностях взаимосвязи уровня тревожности личности и склонности к девиантному поведению в сфере психологии, в психокоррекционной работе с студентами в образовательных учреждениях. Апробация: По результатам исследований были опубликованы следующие статьи: 1. Особенности проявления тревожности у замужних и незамужних женщин «Наука ? шаг в будущее»: сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 22 ноября 2020 г.)/ отв. Ред. И.Р. Хох.— Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. — С.84-88. 2. Взаимосвязь тревожности замужних и незамужних женщин с уровнем притязаний / Л. А. Хакимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 63-65. Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, 4 приложения. Общий объем работы составляет 81 страница.?
Введение

Актуальность темы исследования взаимосвязана с тем, что постоянные изменения в обществе, ускоряющийся темп жизни, неустойчивость экономики, последствия пандемии ведут к неуверенности в будущем, влекут за собой отклоняющееся психоэмоциональное развитие человека, влияет на институт семьи. Негативные психоэмоциональные состояния несколько десятилетий назад не играли в жизни человека такую важную рoль, как сейчас. Общим показателем эмоционального неблагополучия является эмоциональная, психическая напряженность. Тревожность, страх, фрустрации мешает человеку жить, сдерживает актуализацию собственной личности, воздействует на эмоциональное состояние и поведение, влияет на самооценку, уровень притязаний и копинг-стратегии. Особо важным является изучение тревожности – у подростков. Большинство работ раскрывают тревожность у совершеннолетних, учащихся ВУЗов, но проведение исследования у студентов, чаще несовершеннолетних, техникумов и колледжей немаловажно. В подростковом возрасте, тревожность, по мнению A.M. Прихожан, становится устойчивым личностным образованием, являясь ранее последствиями обширной сферы семейных нарушений. Неблагоприятные окружающие условия несовершеннолетних вынуждает личность переживать негативные эмоции, чyвcтвa, а затем формировать защитные механизмы. Девиантное поведение результат одного из способов снятия психоэмоционального напряжения, психоэмоциональных перегрузок. Массовое распространение форм отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних ведут к ухудшению состояния здоровья, десоциализации, нарушению ценностно-смысловых ориентиров, утрату учебной мотивации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА ?. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ 7 1.1. Подходы к пониманию понятия «тревожность», классификация тревожности 7 1.2 Факторы формирования тревожности и особенности проявления 15 1.3. Особенности влияния тревожности на несовершеннолетних 18 Выводы по первой главе 27 ГЛАВА ?. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 30 2.1. Сущность, виды и причины девиантного поведения 30 2.2. Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества 38 2.3. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у студентов 46 Выводы по второй главе 51 ГЛАВА ??. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 53 3.1. Организация и методы исследования 53 3.2. Анализ результатов исследования 58 2.3. Коррекционная программа развития конструктивных способов снижения тревожности у студентов, склонных к девиантному поведению 65 Выводы по третьей главе 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75 ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Список литературы

1. Айзенк Х. Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. — 247с. 2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. – 1992. - №5. – С.151-152. 3. Баширова Татьяна Николаевна, Грязнов Алексей Николаевич Факторы аддиктивного поведения студентов вуза // КПЖ. 2011. №3. 4. Бурнес Любовь Анатольевна, Бледных Нина Викторовна Исследования эмоциональной тревожности студентов на различных этапах обучения в вузе // Проблемы педагогики. 2020. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-emotsionalnoy-trevozhnosti-studentov-na-razlichnyh-etapah-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 18.01.2021). 5. Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическими состояниями у студентов с высоким уровнем тревожности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1991. 36 с 6. Герасимова А. Ю. Снижение тревожности студентов в процессе обучения // Экономика и экологический менеджмент. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-trevozhnosti-studentov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 18.01.2021). 7. Городецкая И.В., Коневалова Н.Ю., Захаревич В.Г. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов // Вестник ВГМУ. 2019. №5. 8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2012. ?340с. 9. Дунаева Наталья Ивановна Влияние личностных особенностей студентов на склонность употреблению алкоголя // Евразийский Союз Ученых. 2015. №3-7 (12). 10. Ерохина Ольга Анатольевна, Буров Александр Эдуардович Тендерные особенности проявлений девиантного поведения среди студентов i курса // Сибирский педагогический журнал. 2010. №1. 11. Зайцев, Ю. А., Хван, А. А., Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте (Диагностика, профилактика, коррекция) [Текст] / Ю. А. Зайцев,А. А. Хван. – Кемерово, 2006. – 112 с. 12. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2002. — 460с. 13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер,2001. —752с. 14. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. ? 416с. 15. Кабачков Виталий Алексеевич, Перова Евгения Игоревна, Куренцов Вадим Алексеевич Социально-педагогические предпосылки формирования девиантного поведения учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения // Вестник спортивной науки. 2012. №2. 16. Д. О. Карелин Тревожность как личностный фактор суицидального риска у студентов ВУЗа // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2018. №4. 17. Книжникова С.В. Медиапродукция и риск девиантного поведения у детей и молодежи // Медиаобразование. 2017. №3. 18. Корнев К.И. Значение когнитивных факторов в процессе преодоления стрессовых ситуаций // матлы X Всеросс. конф. студ., аспир. и молод. уч. «Наука и образование»: в 6 т.: Изд-во Томского гос. пед. ун-та. Томск, 2006. Т. 3. Ч. 1. (Педагогика и психология). С. 48-54. 19. Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности ­ альтернатива обществу риска: Материалы 51­й научно­методической конференции, посвященной 75­летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука ­ региону». ­ Ставрополь: Изд­во СГУ, 2006. ­ С, 141­145 20. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научнопрактической юнферешдаи.­Ставрополь: Изд­воСКСИ, 2004.­С.111­113 21. Куликов Л.В. Психические состояния. — СПб.:Питер,2001. — 512с. 22. Ледовская Татьяна Витальевна, Бирюкова Дарьяна Алексеевна Взаимосвязь совладающего поведения и показателей тревожности у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. 23. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – М.: Академия, 1969.– С.75-84. 24. Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна Связь тревожности и агрессивного поведения у студентов с разной учебной успешностью: результаты исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. 25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. ?М.: Академия, 2010. ? 190с. 26. Мищенко Вера Ивановна Направления работы в рамках психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях как профилактика виктимного поведения личности // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №2. 27. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: дисс. … к. психол. н. М., 2008. 28. Никитина И. В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения // Социальная и клиническая психиатрия. 2010г. №1. С.80-85 29. Мэй Р. Смысл тревоги. ? М.:Класс, 2001.? 384с. 30. Немов Р.С. Психология // Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2012. ?430с. 31. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2011. Том 19. № 1. С. 29–43. 32. Попова Наталья Владимировна, Баянкина Дина Евгеньевна Физическая культура и спорт как условие предупреждения девиантного поведения студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. 33. Проскурякова Лариса А. Нарушение пищевого поведения и риск его развития у студентов в зависимости от уровня личностной тревожности // Вестник КемГУ. 2019. №1 (77). 34. Прихожан А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика // Школьный психолог, 2004. — № 8. — 22с. 35. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. ?Ж.:Психологическая наука и образование,? 1998, №2.? С.35-38. 36. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.? М.:МОДЭК, 2000. ?304с. 37. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. ? 217с. 38. Сагалакова О.А., Труевцев Д.С. Социальные страхи студентов // Психология обучения. 2009. № 3. С. 33–43. 39. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии —Спб.: Речь, 2007. – 350с. 40. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). 41. Солынин Н. Э., Лебедева Е. П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. 42. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 101–110. 43. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16–26. 44. Частоедова Е.В., Истомина М.С., Злоказова М.В. Уровень тревожности и склонности к риску у студентов медицинского вуза (гендерные аспекты) // Вятский медицинский вестник. 2020. №2 (66). 45. Фирсова Т. А. Захарова Е. А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов // Молодой ученый. — 2014. — №6. 831с. 46. Улыбина Ю. Н. Как контролировать свои эмоции — М.: Изд-во «Весь год», 2008. — 232с. 47. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов, М.: Логос, 1994. ? 290с.
Отрывок из работы

ГЛАВА ?. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ 1.1. Подходы к пониманию понятия «тревожность», классификация тревожности В научной литературе можно найти разные определения этого понятия, хотя большое количество исследований сходятся в мнении о необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное состояние и как характеристику личности. А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента []. В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. Она относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [15, с.45]. По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно- или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»[15, с.47]. По мнению Карен Хорни тревожность является составляющим компонентом психики. Она считала, что тревожность формируется в семье при общении с родителями ещё в детстве. Если родители уделяют недостаточного внимания ребёнку, проявляют к нему мало любви и заботы, то у ребёнка возникает враждебное отношение к ним. Это отношение ребенок вынужден вытеснять, так как он зависим от родителей. Позже это подавленное чувство негодования распространяется на отношения с другими окружающими ребёнка людьми. Также выделяла в своей концепции «базальную тревогу» — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе Зигмунда Фрейда. Изначально он предположил, что тревога — это следствие неадекватной разрядки энергии либидо. Но позже он пересмотрел это предположение и пришел к выводу, что тревога является функцией «Я» и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать [21, с.18]. В своих работах Вильгельм Райх расширил теорию Фрейда, включив в нее, кроме либидо, все основные биологические и психологические процессы. В. Райх рассматривал удовольствия, как свободное перемещение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное. Райх внес в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов [21, с.20]. Также тревожность рассматривал Адлер в своей теории. Комплекс неполноценности включает её в себя. Тревожность возникает в связи с необходимостью восстановить утраченное социальное чувство (чувство единства с социумом), когда социальное окружение ставит перед индивидом задачи. Даже в том случае, если задача очень проста она воспринимается им как проверка полноценности, что приводит к чрезмерному эмоциональному реагированию на нее, излишнему напряжению при её решении [21, с.28]. А.М. Прихожан рассматривает тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Люди, находящиеся в тревожном состоянии, концентрируются на том, чего они боятся или что может быть важным для их благополучия, иная же информация игнорируется. В общем, тревожность оказывает негативную роль на человека. А.М. Прихожан склонна считать, что тревожное состояние ощущается человеком в виде напряжения, озабоченности, беспокойства, в результате чего возникают чувства неизбежной неудачи, тоски, бессилия, одиночества и невозможности принять правильное решение[]. Н.Д. Левитов пишет о тревоге, как об отрицательном психическом состоянии, вызванном возможными или вероятными неприятностями[]. В.В. Суворова, занимающаяся психофизиологией стресса, описывает термин тревожность, как острое психическое состояние индивида, сложный комплекс отрицательных эмоций, характеризующееся внутренним беспокойством и порождающее неуравновешенность. В.В. Суворова отличает тревожность от страха и подчеркивает, что тревожность в большей степени субъективна и может не иметь четкой направленности[]. По З. Фрейду тревожность, как и все остальные психологические проблемы, также зарождается в детстве. Согласно классическому психоанализу, появление человека на свет – это самая первая и самая серьезная психотравма, которая и является причиной появления тревожности в более позднем возрасте. То есть психоаналитики считают тревожность врожденным свойством личности, формирование которого неизбежно[]. В рамках теории эмоций У. Джеймса и К. Ланге тревожность понимается как одна из форм страха. Согласно теории Кэролла Е. Изарда о дифференциации эмоций, все эмоции можно разделить на фундаментальные (базовые) и производные (составные). Тревога относится к составным эмоциям и представляет собой сложную комбинацию из эмоций страха, печали, чувства вины и стыда. Для объяснения уровней выраженности тех или иных эмоций он использует понятие «эмоциональный порог»[]. Ученик Тиллиха, Ролло Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в ничто». Человек испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие-то ценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены. В более поздней работе он выдвинул другое определение тревоги — как ощущения угрозы, направленной на важные для человека ценности. Тревога, писал Мэй, это «опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности». Тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы неким жизненно важным ценностям. Она возникает и тогда, когда мы сталкиваемся с препятствиями на пути реализации своих планов и возможностей. Это сопротивление может стать причиной застоя и упадка, но оно же может стимулировать изменения и рост. В настоящее время на вопрос об этиологии тревожности нет однозначного ответа, но все больше ученых склоняется к точке зрения, что тревожность, как устойчивое личностное образование формируется преимущественно прижизненно, но имеет такую врожденную физиологическую основу, как слабость нервных процессов. Вследствие этого человек обладает заведомо низким эмоциональным порогом тревожности, которая усугубляется различными обстоятельствами действительности. Ч.Д. Спилбергер выделяет два вида тревожности: ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточным уровнем самосознания. И личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма [10, с.82]. А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом обучения – учебная тревожность, с представлениями о себе – самооценочная тревожность, с общением – межличностная тревожность Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый из этих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения. При этом сигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО о надвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога – предупреждает эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности. Фрейд выделял следующие типы тревоги. 1. Реалистическая - является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания. 2. Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролировать свои внутренние побуждения, и является видоизмененной формой реалистической тревожности, когда страх перед внешним наказанием не обусловлен объективной ситуацией. Говоря языком психоанализа, это эмоциональный ответ на угрозу, что неприемлемые импульсы со стороны ИД станут осознанными. 3. Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируются воспринятыми индивидом социальными и культурными нормами. Факт возникновения таких побуждений вызывает самообвинение (чувства стыда и вины, вплоть до ненависти к себе). К числу других видов тревоги, описанных в психоанализе, относятся: а) кастрационная тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции; б) сепарационная тревога, вызываемая угрозой разлучения с объектами, ощущаемыми как необходимые для выживания; в) депрессивная тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к “хорошим объектам”; г) параноидная тревога (преследования), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны “плохих объектов”; д) объективная тревога, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой; е) невротическая тревога - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением объективной, т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж); ж) психотическая тревога, которая иногда относится к угрозам собственной идентичности [21, с.19]. Мэй говорил, что свобода не может существовать без тревоги, также как и тревога не может существовать без осознания возможности свободы. Становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу. Он выделял два вида тревоги нормальную и невротическую. a) нормальная тревога. Мэй определял нормальную тревогу как «пропорциональную угрозе, не вызывающую подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне». По мере роста и развития индивида от младенчества до старости его ценности меняются, и каждый раз, поднимаясь на новую ступеньку, он испытывает нормальную тревогу. Нормальная тревога приходит также в моменты, когда художник, ученый, философ внезапно достигают озарения, эйфория от которого сопровождается трепетом перед открывающимися в перспективе изменениями. Нормальная тревога, испытываемая в периоды роста или непредсказуемых изменений, свойственна каждому человеку. Она может быть конструктивной, пока остается пропорциональной угрозе. В противном случае тревога превращается в болезненную, невротическую. b) невротическая тревога. Мэй определял невротическую тревогу как «реакцию, непропорциональную угрозе, вызывающую подавление и другие формы внутрипсихических конфликтов и управляемую разнообразными формами блокирования действий и понимания». Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла. Необходимость сознания своей абсолютной правоты ограничивает личность настолько, что ее потребности в конечном счете сводятся к регулярному подтверждению незыблемости существующего порядка. Каков бы ни был этот порядок, он дает нам чувство иллюзорной безопасности, «приобретенной ценой отказа от свободного познания и нового роста». Чувство тревоги возрастает, когда человек стоит перед проблемой реализации своих возможностей. В случае, когда он отрицает сами возможности, когда у него не получается правильно распознавать нужды близких ему людей или когда он пренебрегает своей зависимостью от окружающего мира, нарастает чувство вины [14, с.174]. Таким образом, по мнению многих учёных, занимающихся исследованиями в этой сфере, было выявлено, что тревожность – это состояние беспокойства и опасения, которое испытывает человек в ожидании различных непрятностей. Также это состояние приводит к возникновению тех или иных защитных реакций. Мы рассмотрели несколько классификаций видов тревожности. Так, А.М. Прихожан связывает тревожность с обучением, с отношеним к самому себе и с межличностными отношениями. Ещё он выделяет две основные формы проявления тревоги: открытая и скрытая. Ролло Мэй выделил нормальную тревогу и невротическую. Учёные сделали вывод о стадиях нарастания тревоги и выделили 6 ступеней развития тревоги. Выявили причины тревожности и разделили их на внутренние и внешние, а также на субъективные и объективные. К субъективным относят причины, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. К объективным относят экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики. 1.2 Факторы формирования тревожности и особенности проявления На сегодняшний день причины формирования тревожности изучены недостаточно. Тревожность формируется и под влиянием врожденных, природных факторов, и под влиянием социальных и личностных факторов, действующих в течение жизни человека [30]. При этом, согласно результатам исследований Р.Кэттелла и И.Шейера, влияние среды является более значимым для развития тревожности, чем влияние наследственности [17]. К биологическим факторам формирования тревожности относятся особенности нервной системы [30]. Социальные факторы развития тревожности делят на внешние и внутренние. К внешним факторам относят семейное воспитание, школьную успеваемость, взаимоотношения с учителями и взаимоотношения со сверстниками; к внутренним – внутриличностный конфликт и негативный эмоциональный опыт [23]. Большинство исследователей подчеркивают, что особую значимость для формирования тревожности приобретают испытываемые ребенком в дошкольном и младшем школьном возрасте нарушения отношений в семье, особенно в тех случаях, когда родители подвергают ребенка частым наказаниям [32]. К формированию тревожности у ребенка приводят тревожное поведение родителей, нередко сопровождающееся гиперопекой, эмоциональное отвержение ребенка, эмоциональная холодность родителей, авторитарный стиль воспитания, особенно сопряженный с высоким уровнем ожиданий родителей по отношению к ребенку, [23]. «Если кто-то из родителей тревожен и проявляет гипертрофированную заботу о ребенке, его жизни и здоровье, это порождает у него переживание нестабильности окружающего мира, предчувствия надвигающейся со всех сторон опасности. Ребенок боится жить и выйти за рамки привычных отношений, ориентируется только на семью. Но при искусственном ограничении социального опыта ребенка семья не обеспечивает ему переживания надежности, защищенности. Отсюда – чувство беззащитности, неуверенность в своих силах, высокая тревожность. Гораздо чаще дети становятся тревожными, когда в семье им предъявляют непосильные требования, проявляют раздражение чаще, чем беспокойство, постоянно и открыто выражают недовольство их поведением. Конечно, взрослые должны оценивать действия ребенка, адекватно выражать свое отношение к проступкам. Но очень важно то, как часто и в какой форме это делается. Когда ребенка укоряют, стыдят и откровенно ругают за все подряд – лежащую не на месте игрушку, пролитый чай, грязные руки, слишком громкую или слишком тихую речь и т. д. – всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон. Возникает тревожное ожидание неприятностей, страх перед наказанием» [42]. Во всех перечисленных случаях ребенок находится в ситуациях, порождающих постоянное эмоциональное неблагополучие [3], фрустрацию наиболее значимых для него потребностей, и в результате нормальный процесс адаптации ребенка к среде нарушается. Действие перечисленных факторов приводит к тому, что ребенок вынужден прибегать к выработке «сверхбдительности в отношении враждебных стимулов и развитию паттернов агрессии и защиты от воспринимаемого враждебным окружения» [47], что и приводит к развитию тревожности. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние. Карен Хорни источник тревожности видела в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях [21, с.23]. Источником развития тревожности Гарри Стек Салливен считал социальное окружение, а именно родителей как первых людей, с которыми взаимодействует ребенок. Эмпатия как механизм эмоционального заражения сообщает ребенку чувство тревожности, если родители часто переживают беспокойство. Та же эмпатия, по Салливану, помогает ребенку понимать эмоциональные состояния родителей, относящиеся к удовлетворению и к обеспечению безопасности, к одобрению и порицанию. А. И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и отражает «...тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем - другие взрослые и сверстники)» [10, с.76]. Причиной тревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. В. А. Пинчук утверждает, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции – потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности – с другой. То, что эффект неадекватности, являясь выражением конфликтного строения самооценки, провоцирует развитие неадекватной тревожности. Причиной возникновения тревоги может быть внутренний конфликт, противоречивость стремлений человека, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой [10, с.77]. На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга . Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, учащенное дыхание и т.д. В ряде работ раскрывается связь с энергетикой организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний. 1.3. Особенности влияния тревожности студентов Ученые придают большое значение исследованию тревожности, так как высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения (Н.Д.Левитов, Г.Ш.Габдреева, Э.А.Голубева, Н.В.Имедадзе, A.M.Прихожан, И.В.Пацявичус, Ю.Л.Ханин, Ч.Спилбергер, Д.Тейлор и другие). В литературе приводятся многочисленные данные о взаимосвязи тревожности с другими свойствами личности [11]. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что высокая тревожность наиболее тесно связана с особенностями самооценки и межличностных отношений. Они характеризуются неуверенностью в себе, завышенной или заниженной самооценкой, высоким и неустойчивым уровнем притязаний; постоянно озабочены мнением окружающих о себе, испытывают страх негативной оценки с их стороны и убеждены в их отрицательном отношении. В отношениях с окружающими высокотревожным субъектам свойственны подозрительность, застенчивость, нерешительность, робость, покорность или, напротив, негативизм, склонность к доминированию, грубость как защитные реакции. Для личностей с высоким уровнем тревожности характерны также дисфункции когнитивной и эмоциональной сферы. Они имеют особую избирательную тенденцию, благоприятствующую восприятию стимулов, содержащих угрозу, что приводит к развитию дезадаптивного мышления; характеризуются эмоциональной неуравновешенностью и агрессивностью, постоянно испытывают чувство враждебности окружающего мира. Тревожность влияет на психические процессы. Особое влияние оказывает на эмоциональную сферу, пропадает жизнерадостность, появляется постоянное чувство раздражения и злости. Развивается пессимистическая позиция, неуверенность в своих силах. Чувство тревожности усиливает неуверенность в себе, негативно влияет на настойчивость, любознательность на познавательную активность[]. Тревожность оказывает также влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителя, на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты. У подростков высока потребность в общении и во внимании окружающих и если ребенок не владеет средствами общения, не умеет знакомиться с новыми людьми, поддерживать разговор в манере, принятой среди одноклассников то его уровень тревожности существенно повышается. Негативные оценки крайне болезненно воспринимаются подростками, представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Также, выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих подростков, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Подросток чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достижения расположения родителей, учителей, одноклассников. Недостаток тепла, понимания, конфликты в семье, отсутствие эмоционального контакта с родителями — все это порождает у подростков тревожно - пессимистические ожидания. Тревожность по-разному проявляется у мальчиков и девочек и чем старше они становятся, тем заметнее разница. Обладая неустойчивой самооценкой, подростки боятся выглядеть смешно, глупо в глазах одноклассников, потому что их мнение для них важно. Боязнь одиночества порождает тревогу, которая просто подхлестывает школьника, заставляя его напрягать все свои силы, чтобы оправдать ожидания взрослых и поддержать свой престиж в глазах одноклассников В старшем подростковом возрасте развивается пессимистическая позиция, неуверенность в своих силах. Чувство тревожности усиливает неуверенность в себе, негативно влияет на настойчивость, любознательность на познавательную активность. Одним из частых проявлений тревожности является апатия, вялость, безынициативность. Наиболее часто эмоция тревоги «подключает», вовлекает в процесс саморазвития аффекта депрессивные переживания. Также часто тревожное состояние вовлекает в структуру формирующего сложного мультимодального психического состояния астенические компоненты, связанные с хроническим психическим перенапряжением, с хроническими эмоциональными перегрузками вследствие длительного истощающего воздействия тревоги.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Психология, 18 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 84 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg