Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Специфика развития произвольного внимания у детей с лёгкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном процессе

y_nika 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2018
Современная ситуация в системе образования характеризуется процессами модернизации во всех ее структурных компонентах, включая закон об образовании, образовательные стандарты, образовательные программы, принципы взаимодействия участников образовательного процесса, принципы организации образовательной среды и др. Одним из направлений модернизации системы образования является реализация принципов инклюзивного образования, предусматривающих учет разнообразия образовательных потребностей детей, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять методы, формы и технологии работы.
Введение

Актуальность. В современных условиях развития общества весьма актуальной звучит тема успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение в этой связи играет такой психический познавательный процесс как внимание. Установлено, что у младших учеников с нарушением интеллекта доминирующим является непроизвольное внимание, тогда как у нормально развивающихся младших школьников на первый план выступает произвольное. Вместе с тем большинство современных исследователей отмечают, что у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (активное) внимание. Усвоение учащимися школьных знаний предполагает некоторую сформированность произвольного внимания. Оно у учащихся с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики с нарушениями интеллекта слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие. Воспитание внимания у умственно отсталых школьников тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность. Объектом исследования является формирование произвольного внимания у умственно отсталых младших школьников. Предмет исследования: специфика развития произвольного внимания у детей с лёгкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном процессе. Цель: изучить специфику развития произвольного внимания у детей с лёгкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном процессе. Задачи исследования: - изучить психолого - педагогические основы развития произвольного внимания у детей с легкой умственной отсталостью; - выявить особенности специфики развития произвольного внимания у детей с умственной отсталостью; - определить методы и приемы развития произвольного внимания; - определить специфику коррекции и развитие произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта; - осуществить диагностику уровня развития произвольного внимания у умственно отсталых детей; - разработать рекомендации развития произвольного внимания у детей с лёгкой умственной отсталостью в инклюзивном образовательном процессе. Методологическая основа исследования: - труды Ф. Н. Гоноболина, М. Н. Волокитиной, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Н. Л. Агеносовой об особенностях развития психических процессов у детей с нарушениями интеллекта; - исследования Гальперина П.Я, Катаевой А.А, Стребелевой Е.А, Кравцовой Е.Е, Кузьминой Е.С. о методах и приёмах коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта; - исследования, выполненные И.Л.Баскаковой, С.В.Лиепинь, Л.И.Пе- реслени, С. А. Сагдуллаевым о специфике внимания умственно отталых школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6 1.1 Понятие произвольного внимания в отечественных и зарубежных исследованиях 6 1.2 Особенности развития произвольного внимания у детей с умственной отсталостью 16 1.3 Специфика коррекции и развития произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта 23 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 32 2.1 Диагностика уровня развития произвольного внимания у детей с легкой умственной отсталостью 32 2.2 Анализ результатов 35 2.3 Рекомендации развития произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Список литературы

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации / С.В.Алехина // Международный симпозиум «Инвестиции в образование – вклад в будущее» (07.12.2010). – 102 с 2. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М.Н.Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. – С. 156-158 3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников./ С.Ю. Бородулина // серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 352 с 4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника[Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Избранные труды, 2011. – 341 с 5. Безруких М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыков письма и чтения и проблемы трудностей в обучении [Текст] / М.М.Безруких // Международная конференция и VII международный научно – практический семинар «Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века» - 2013. 6. Бажутина С. Б. Система ценностно-смысловой структуры личности / С.Б.Бажутина. // Молод?жь. Наука. Культура [Текст]: материалы V международной научно- практической конференции; под редакцией профессора В.В. Грач?ва и к.п.н. В.Г. Паршукова. НОУ ВПО «СФГА», Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г. Салехарде, Первый научно-образовательный комплекс при департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа - Салехард, 2013. – 324 с. – С. 229-235. 7. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию, под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 1976 с 184-219. 8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. – 1966. - С. 62-76. 9. Гоноболин Ф. Н. Внимание младшего школьника. В сб.: «Психоло¬гия младшего школьника». М., // Изд-во АПН РСФСР, 1960 с 122-129 10. Добрынин Н.Ф. Воспитание у учащихся внимания на уроке Н.Ф. Добрынин // Начальная школа.- 1955.- № 9. – С.34-37. 11. Ефремов О. Ю. Педагогика : учебное пособие / Олег Юрьевич Ефремов. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с. 12. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничения ее от сходных состояний. / Забрамная С.Д. – М: Просвещение, 2011. – 112 с. 13. Зыбарева, Н.Н. Профессия тьютор / Н.Н.Зыбарева, Н.В.Карпенкова, Е.В.Кузьмина // Информационно-методический бюллетень. – М., 20012. – С. 21-27. 14. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8?37. 15. Зарецкий В.К. О рефлексивно-деятельностной педагогике (Опубликовано в газете «Первое сентября» от 4 августа 2001 года) // Летняя школа для детей с особенностями развития в Нытвенском районе: опыт работы (с 1996 по 2001 год) / сост. М.М. Гордон; науч. ред.: В.К. Зарецкий, М.М. Гордон. Нытва — Москва: ИПИ РАО, 2001. С. 29?41. 16. Ишимова. О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012.- 176 с. 17. Инклюзивное образование в России / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ),. - М., 2011. – 88 с. 18. Инденбаум Е.Л. К чему приводит «стихийная инклюзия» детей с задержкой психического развития / Е.Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №4. – С. 33-38. 19. Иншакова О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников [Текст] / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. – М.: В.Секачев. – 2013. - 72 с. 20. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с. 21. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с. 22. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С.В. Алехина (Москва, 26?28 июня 2013 г.). М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. 711 с. 23. Инклюзивное образование в России / ЮНИСЕФ, РООИ «Перспектива», МГППУ, Центральный административный округ г. Москвы. М.: ЮНИСЕФ, 2011. 24. Коростелев Б.А. Актуальные проблемы распространения организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г. // Современные тенденции в науке и образовании. Часть IV. М.: АР-Консалт, 2015. С. 56–58. 25. Леонгард Э.И., Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010. С. 139?148. 26. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книг. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 138 с. 27. Федосеева О. А. Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 411-415. 28. Фадина А.К. Инклюзивное образование / А.К. Фадина, Н.Я.Семаго, С.В. Алехина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – Вып. 1. - 132 с. 29. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи / И.А. Филатова. - М.: Издательство «Книголюб», 2010. – 48 с 30. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. Руководство методика Ф.Д Горбова «Красно-черная таблица» психодиагностическая методика Красно- черное таблицы 2011 31. Матвеева М. В. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения [Текст]: учеб.-метод. пособ / Матвеева М. В. Станпакова С. Д. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 192 с. 32. Петровский А.В. Общая психология: учебное пособие для студентов пединститутов / А.В.Петровский. – М. : Просвещение, 2012. – 465 с. 33. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком : [кн. для педагогов] : метод. пособие / О.С.Рудик. - М. : ВЛАДОС, 2014. – 189 с. 34. Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи : Сб. научн. трудов в 2-х т. / Под общ. ред. доц. Л. А. Черных. – Луганск : Изд-во Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко, 2016. - Т. 1. - 292 с. 35. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. / С.Н.Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 12. – №3. – 2010. – С. 134-136. 36. Тарханова Л.Е. Коллективное внимание младших школьников [Текст] / Начальная школа. - 2003. - № 10. - С.95 - 98. 37. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. // СПб., 1999с 66-70 38. Шашина В.П. Методика игрового общения В. П. Шашина. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 39. Шадриков, В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика [Текст] / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Педагогика, 2010. – 261 с. 40. Эльконин Д.Б. Психология игры Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. С 350– 360. 41. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - № 6 (нояб.-дек.).-С.19-25.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Понятие произвольного внимания в отечественных и зарубежных исследованиях Наиболее известными представителями исследования внимания, внесшими существенный вклад в его изучение, были В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге. Работы В. Вундта (1832-1920) в своё время (конец 19 в. – два десятилетия 20 века) надолго определили стратегию исследования внимания. Как известно, В. Вундт усовершенствовал метод интроспекции, стремясь сделать его процедуру более строгой. В таком виде она в сочетании с экспериментом была использована им в исследовании внимания. Основные понятия теории внимания В. Вундта – перцепция и апперцепция. Взятые вместе они, по мнению Вундта, образуют целое душевной жизни. Понятием перцепция обозначается факт вхождения какого-либо содержания в сознание; это неотчётливое, смутное содержание сознания. Понятие апперцепции в современной психологии обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и от его индивидуальных особенностей. Такое понимание – результат длительной философско-психологической разработки данного понятия (Г. Лейбниц, И. Кант, И. Гербарт и др.). Г. Лейбниц, который ввел в научный оборот термин «апперцепция», трактовал его как отчётливое (осознанное) восприятие душой определённого содержания – ясное и интенсивное сознание. Сходное значение придаёт этому понятию В. Вундт [7], использующий его для описания внимания. Апперцепция – это процесс, посредством которого осуществляется отчётливое осознание содержания, воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта. Это сосредоточение внимания на определённом объекте, т.е. вхождение некоторого содержания в фокус сознания. Фокус сознания – есть фиксированная точка сознания, ограниченная область содержания сознания. Апперцепция – это проявление «особой психической активности». Внимание – процесс апперцепиирования некоторого содержания сознания. Буквально, словами В. Вундта, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной, по сравнению со всем полем сознания, области содержаний» (1912). «Совокупность процессов, связанных с апперцепцией представлений, мы называем вниманием», - пишет В. Вундт. Подчёркивается, что с вниманием связана особенная ясность и отчётливость определённого содержания сознания (т.е. содержание апперцепции).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg