Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Особенности новостного дискурса с лингвистической точки зрения

Workhard 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Введение 3 Глава 1. Особенности новостного дискурса с лингвистической точки зрения 5 1.1. Понятие дискурса 5 1.2. Основные характеристики новостного дискурса 9 1.3. Основные характеристики текста СМИ 12 1.4. Понятие «межэтнические конфликты» 17 Глава 2. Особенности проявления межнациональных конфликтов в текстах СМИ 20 1.1. Межнациональные конфликты в новостных сообщениях на основе федеральных СМИ 20 1.2. Межнациональные конфликты в новостных сообщениях на основе региональных СМИ 26 Заключение 31 Источники 34
Введение

В России живут разные нации, поэтому страну можно назвать многонациональной. Между нациями неизбежны конфликты, так как каждая сторона принимает только свою культуру, религию, традиции и обычаи. Известно, что средства массовой информации являются для общества первостепенным источником информации. Для того, чтобы осветить и найти возможные причины и пути решения проблемы, государство использует именно средства СМИ как доступный для многих способ узнать новости. Журналисты, занимающиеся составлением новостных сообщений о межэтнических конфликтах, для привлечения внимания читателей должны учитывать не только включение в свои работы лингвистических средств, таких, как: межэтнический/межнациональный конфликт, идентичность, самосознание, решение проблемы, и другие слова и выражения. Необходимо принимать во внимание то, что входит в понятие новостного дискурса, уметь пользоваться техниками для создания текста СМИ, а для этого важно знать, какими характеристиками должен обладать новостной текст. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время проблема с межнациональными конфликтами обсуждается на государственном, мировом уровне, а потому не исключено, что найдены пути решения, и ситуация улучшилась. В этом предстоит убедиться. Цель данной работы – проанализировать освещение межэтнических конфликтов посредством российских федеральных и региональных СМИ в настоящее время. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: 1. Исследовать новостной дискурс. 2. Изучить особенности текста СМИ. 3. Рассмотреть понятие «межэтнические конфликты». 4. Проанализировать новостные сообщения федеральных и региональных СМИ на предмет освещения межэтнических конфликтов. Объект исследования – способы осуществлять освещение межэтнических конфликтов в новостных сообщениях СМИ. Предметом исследования является освещение межэтнических конфликтов посредством федеральных и региональных СМИ. Методом исследования послужили: контент-анализ и сравнение. В качестве материала исследования использованы федеральные и региональные СМИ, представленные российскими онлайн-газетами «Известия» и «Аргументы и Факты. Кубань». В исследовании для анализа приведены статьи за период 2020-2021 гг. Теоретической базой исследования послужили научные работы следующих ученых и исследователей: А. А. Адисановой, В. В. Гафнера, Л. М. Дробижевой, Е. С. Кубряковой, В. Г. Борботько, П. Серио, А. В. Олянич, О. Г. Ревзиной, А. А. Негрышева, А. С. Микояна, и других.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Особенности новостного дискурса с лингвистической точки зрения 5 1.1. Понятие дискурса 5 1.2. Основные характеристики новостного дискурса 9 1.3. Основные характеристики текста СМИ 12 1.4. Понятие «межэтнические конфликты» 17 Глава 2. Особенности проявления межнациональных конфликтов в текстах СМИ 20 1.1. Межнациональные конфликты в новостных сообщениях на основе федеральных СМИ 20 1.2. Межнациональные конфликты в новостных сообщениях на основе региональных СМИ 26 Заключение 31 Источники 34
Список литературы

1. Адисанова А. А. Межэтническая напряженность и конфликты в современном обществе // Теория и практика управления в системе рыночных отношений: сборник научных статей по материалам II Международного кадрового форума, 2017. С. 8-12. 2. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. Мск., 2017. 3. Большой толковый словарь русских существительных. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/noun/fc/slovar-209-7.htm#zag-9510 4. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: от психолингвистики к лингвосинергетике. Мск.: Либроком, 2011. 288 с. 5. Гафнер В. В. Опасности социального характера и защита от них: учеб. пособие / В. В. Гафнер, С. В. Петров, Л. И. Забара. Мск.: Флинта: Наука, 2012. 320 с. URL: http://социальная-безопасность.гафнер.рф/chitat-posobie/glava-3-opasnosti-obshchestvennogo-haraktera/3-2-4-mezhetnicheskie-i-mezhnacionalnye-konflikty/ 6. Гуриева С.Д. Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sposoby-uregulirovaniya-mezhetnicheskih-konfliktov 7. Дейк ван Т. А. К определению дискурса, 1998. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm 8. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. Мск.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 376 с. 9. Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие. Материалы лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Мск.: Изд-во Моск. Ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. 236 с. 10. Карасик В. И. О категориях дискурса, 2006. URL: http://homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html 11. Карта слов и выражений русского языка. URL: https://kartaslov.ru/карта-знаний/Этнопарк 12. Кубрякова Е. С. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учебное пособие по специализации. В 2-х ч. Ч. 2. Мск.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 126–159. 13. Кулеба выразил уверенность в скором вступлении Украины в НАТО // Известия. URL: https://iz.ru/1150740/2021-04-13/kuleba-vyrazil-uverennost-v-skorom-vstuplenii-ukrainy-v-nato 14. Лару Д. Межнациональный код: как в России будут укреплять идентичность. URL: https://iz.ru/1144488/dmitrii-laru/mezhnatcionalnyi-kod-kak-v-rossii-budut-ukrepliat-identichnost 15. Лукина М. М. СМИ в пространстве интернета // М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. М: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. – 87 с. 16. Малькова В.К. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. Мск., 2006. 17. Медиасфера: тенденции и перспективы развития: материалы первой, третьей научно-практических конференций, 27 февраля 2014 г., 17 апреля 2015 г., 19 ноября 2015 г. / Под ред. д-ра соц. наук, доц. А. А. Маркова. СПб.: ФГБОУВО СПбГЭУ, 2016. 65 с. 18. Микоян А. С. Проблемы перевода текстов СМИ. URL: http://evartist.narod.ru/text12/12.htm 19. Негрышев А. А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ: Учебное пособие / А. А. Негрышев. Владимир: ВГГУ, 2009. 144 с. 20. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: Монография. Волгоград: Парадигма, 2004. 507 с. 21. Онькова А.В. Теоретическое обоснование межэтнических конфликтов // Проблемы Науки. 2017. №4 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-obosnovanie-mezhetnicheskih-konfliktov 22. Особенности этнической журналистики. Проблемы толерантности. / URL: https://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=57 23. Киреев Х.С. Межэтнические конфликты в России: истоки и решения // Власть. 2007. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskie-konflikty-v-rossii-istoki-i-resheniya 24. Пономарев Ф. Намаз в православном храме. Как Кубань соединила культуры русских и адыгов. URL: https://kuban.aif.ru/society/namaz_v_pravoslavnom_hrame_kak_splelis_kultury_rossii_i_adygei_na_kubani 25. Петров А.В. Межэтнические конфликты и толерантность // Евразийский Союз Ученых. 2015. №2-3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskie-konflikty-i-tolerantnost 26. Пономарев Ф. «Россия для русских?» - ученый о видах толерантности и восприятии наций. URL: https://kuban.aif.ru/society/rossiya_dlya_russkih_uchenyy_o_vidah_tolerantnosti_i_vospriyatii_naciy 27. Путин: провокация национальной нетерпимости в РФ недопустима Известия. URL: https://iz.ru/1144638/video/putin-zaiavil-o-nedopustimosti-mezhnatcionalnykh-konfliktov 28. Ревзина О. Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. Вып. 8. Новосибирск, 2005. С. 66-78. URL: http://philology.ru/linguistics1/revzina-05.htm 29. Серио П. Квадратура смысла: Французская школа анализа-дискурса: Пер. с фр. и португ. / Общ. ред. и вступ. ст. П. Серио; предисл. Ю. С. Степанова. Мск.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. 416 с. 30. Современные зарубежные СМИ: учебно-методическое пособие / сост. О. Д. Куликова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2016. 44 с. 31. Современный дискурс-анализ: дискурсы массовой культуры: методология и интерпретации // Электронный журнал, выпуск 4, 2011. С. 27-32. URL: http://discourseanalysis.org/ada4.pdf 32. Степанов Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и Принцип причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. Мск.: РГГУ, 1995. С. 35-73. URL: http://philologos.narod.ru/ling/stepanov.htm 33. Шеуджен Ф. «Надо научиться говорить друг с другом». Круглый стол национальных диаспор. URL: https://kuban.aif.ru/society/details/nado_nauchitsya_govorit_drug_s_drugom_kruglyy_stol_nacionalnyh_diaspor 34. Эксперт рассказала о работе Совета по межнациональным отношениям. URL: https://iz.ru/1144521/2021-03-30/ekspert-rasskazala-o-rabote-soveta-po-mezhnatcionalnym-otnosheniiam 35. Stubbs M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Oxford : Blackwell, 1983. 272 p.
Отрывок из работы

Исследованием дискурса занимается не одна наука. Самыми распространенными дисциплинами, объектом которых является дискурс, можно назвать психологию, философию, социологию, юриспруденцию, лингвистику, педагогику и другие науки. Как видно, дискурс изучается разными науками, которые определили свои подходы к исследованию . П. Серио в своем подходе к определению дискурса опирается на исследования других влиятельных ученых. Например, П. Серио согласен с Ф. де Соссюром, что понятие «дискурс» эквивалентно понятию «речь». Также ученый подчеркивает, что если некая единица по размерам превосходит фразу, то ее можно рассматривать как дискурс. Дискурс можно назвать беседой в том случае, когда беседа выступает в роли главного типа высказывания . В. Г. Борботько рассматривает дискурс в статическом (реляционном) и в динамическом (операционном) планах. Дискурс в реляционном плане – это совокупность высказываний, которая характеризуется порядком предшествования и следования. В динамике, как считает лингвист, существует некий оператор, связывающий речевые сегменты. В обоих планах выделяются структурные элементы разной степени сложности и разные по своим функциям. В статике речь идет об отношении между компонентами, в динамике – об их соотнесении, которое осуществляется говорящим, или о преобразовании . Е. С. Кубрякова считает, что определение дискурса необходимо давать в том числе и с позиций когнитивной лингвистики, поскольку в число когнитивных способностей включается память, воображение, восприятие, мышление и т. д., а в практике соотнесения когнитивных структур с языковыми учитываются все особенности различных когнитивных способностей и процессов (прежде всего – разные сенсомоторные данные, создающие разные типы репрезентации мира в голове человека). Необходимо отметить, что когнитивная интерпретация дискурса, как языкового явления, направлена на его изучение не только с точки зрения лингвистики, но и привлекая психику человека . Согласно Т. А. ван Дейку, дискурс может использоваться с целью указать на что-то, или обозначить то, что установлено социальным обществом. Дискурс создает представление о мире. Это может выражаться в отношениях между предметами и людьми, в каких-либо событиях. Это отражение мира Т. А. ван Дейк именует ситуацией. А через ситуационные модели лингвист рассматривает значение дискурса . Выделяя типы дискурса, А. В. Олянич говорит, что вполне возможно провести типологию дискурса, исходя из того, какими потребностями обладает человек. Например, потребность в поддержании жизни связана с глюттоническим дискурсом, который может включать инструкции по добыче, обработке и приготовлению пищи. К потребностям в материальных благах можно отнести два типа дискурса: деловой дискурс, как коммуникация в трудовой деятельности и деятельности по получению легальных доходов, и воровской дискурс, как коммуникация в деятельности по получению нетрудовых доходов. Для потребности во власти выделяется политический дискурс, как коммуникация, направленная на руководство социальным обществом. При этом отмечается, что воздействие, в котором используется дискурс разных типов и подтипов, также характеризуется многоуровневой системой, как и потребности . Ю. С. Степанов считает, что дискурс – это «язык в языке», представляющий собой совокупность знаний о социальном обществе. Лингвист отмечает, что дискурс реализуется в особых текстах, для которых характерна своя система построения и существования лингвистических форм . В изучении дискурса можно отметить исследования В. И. Карасика. Лингвист считает дискурс общением, осуществляемым при помощи текста. Также он считает, что существует две классификации дискурса – социолингвистическая (определяется с точки зрения участников общения) и прагмалингвистическая (здесь важна коммуникативная тональность). Социолингвистическая классификация дискурса рассматривает отдельно личностно-ориентированный и статусно-ориентированный дискурс, каждый из которых в свою очередь разделяется на несколько подтипов (в первом случае – бытовой и бытийный, во втором – институциональный и неинституциональный). Типология дискурса, выделяемого на основе прагмалингвистического критерия, может строиться на разных основаниях, из которых ведущими являются следующие: 1) одноплановость/многоплановость смыслов (одноплановость либо многоплановость смыслов в общении подразумевает установку участников коммуникации на поиск скрытой, подразумеваемой информации либо ориентирует их на восприятие сообщаемого в прямом смысле), 2) заданность/открытость реакций, 3) серьезность/несерьезность общения, 4) кооперативность/конфликтность общения, 5) приоритет содержания/формы общения, 6) конкретность/отвлеченность тематики . Таким образом, В. И. Карасик предлагает классифицировать категории дискурса, исходя из внешних и внутренних свойств речевого текста. Лингвист выделяет конститутивные категории, которые отвечают за отличие текста от нетекста. Для выявления текста необходимо обращать на такие его характеристики, как оформленность, совокупность тематических, стилистических и структурных свойств, и законченность. Затем выделяются жанрово-стилистические категории, которые служат для разграничения текстов на основе разных функциональных особенностей. К таким особенностям можно отнести наличие определенного стиля, жанра, наличие клише. Содержательные категории дискурса в классификации В. И. Карасика несут функцию по раскрытию смысла содержания какого-либо текста. Например, образ автора, информативность, интертекстуальность. За то, каким способом будет организован текст, отвечают формально-структурные категории дискурса . О. Г. Ревзина считает, что с лингвистической точки зрения назначение дискурса состоит в том, чтобы иметь возможность пользоваться его параметрами, которыми могут быть создание и использование дискурса, наличие коммуникации, дискурсивные формации, а также взаимодействие текстов между собой [Ревзина, 2005]. О понятии дискурса также говорил зарубежный ученый М. Стаббс. Делая акцент на взаимодействии между изучением языковых образований и анализом условий социального контекста, М. Стаббс различает три базовые характеристики дискурса: 1) в формальном отношении это единица языка, превышающая по объему предложение , 2) в информативном плане дискурс ассоциируется с применением языка в социальном контексте, 3) по своей форме дискурс интерактивен, т.е. диалогичен . В результате изучения дискурса можно сделать вывод, что дискурс – это сложное явление с точки зрения лингвистики. Цель дискурса – нести знания людям, за счет которого у них форми
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg