Исследованием дискурса занимается не одна наука. Самыми распространенными дисциплинами, объектом которых является дискурс, можно назвать психологию, философию, социологию, юриспруденцию, лингвистику, педагогику и другие науки. Как видно, дискурс изучается разными науками, которые определили свои подходы к исследованию .
П. Серио в своем подходе к определению дискурса опирается на исследования других влиятельных ученых. Например, П. Серио согласен с Ф. де Соссюром, что понятие «дискурс» эквивалентно понятию «речь». Также ученый подчеркивает, что если некая единица по размерам превосходит фразу, то ее можно рассматривать как дискурс. Дискурс можно назвать беседой в том случае, когда беседа выступает в роли главного типа высказывания .
В. Г. Борботько рассматривает дискурс в статическом (реляционном) и в динамическом (операционном) планах. Дискурс в реляционном плане – это совокупность высказываний, которая характеризуется порядком предшествования и следования. В динамике, как считает лингвист, существует некий оператор, связывающий речевые сегменты. В обоих планах выделяются структурные элементы разной степени сложности и разные по своим функциям. В статике речь идет об отношении между компонентами, в динамике – об их соотнесении, которое осуществляется говорящим, или о преобразовании .
Е. С. Кубрякова считает, что определение дискурса необходимо давать в том числе и с позиций когнитивной лингвистики, поскольку в число когнитивных способностей включается память, воображение, восприятие, мышление и т. д., а в практике соотнесения когнитивных структур с языковыми учитываются все особенности различных когнитивных способностей и процессов (прежде всего – разные сенсомоторные данные, создающие разные типы репрезентации мира в голове человека). Необходимо отметить, что когнитивная интерпретация дискурса, как языкового явления, направлена на его изучение не только с точки зрения лингвистики, но и привлекая психику человека .
Согласно Т. А. ван Дейку, дискурс может использоваться с целью указать на что-то, или обозначить то, что установлено социальным обществом. Дискурс создает представление о мире. Это может выражаться в отношениях между предметами и людьми, в каких-либо событиях. Это отражение мира Т. А. ван Дейк именует ситуацией. А через ситуационные модели лингвист рассматривает значение дискурса .
Выделяя типы дискурса, А. В. Олянич говорит, что вполне возможно провести типологию дискурса, исходя из того, какими потребностями обладает человек. Например, потребность в поддержании жизни связана с глюттоническим дискурсом, который может включать инструкции по добыче, обработке и приготовлению пищи. К потребностям в материальных благах можно отнести два типа дискурса: деловой дискурс, как коммуникация в трудовой деятельности и деятельности по получению легальных доходов, и воровской дискурс, как коммуникация в деятельности по получению нетрудовых доходов. Для потребности во власти выделяется политический дискурс, как коммуникация, направленная на руководство социальным обществом. При этом отмечается, что воздействие, в котором используется дискурс разных типов и подтипов, также характеризуется многоуровневой системой, как и потребности .
Ю. С. Степанов считает, что дискурс – это «язык в языке», представляющий собой совокупность знаний о социальном обществе. Лингвист отмечает, что дискурс реализуется в особых текстах, для которых характерна своя система построения и существования лингвистических форм .
В изучении дискурса можно отметить исследования В. И. Карасика. Лингвист считает дискурс общением, осуществляемым при помощи текста. Также он считает, что существует две классификации дискурса – социолингвистическая (определяется с точки зрения участников общения) и прагмалингвистическая (здесь важна коммуникативная тональность). Социолингвистическая классификация дискурса рассматривает отдельно личностно-ориентированный и статусно-ориентированный дискурс, каждый из которых в свою очередь разделяется на несколько подтипов (в первом случае – бытовой и бытийный, во втором – институциональный и неинституциональный). Типология дискурса, выделяемого на основе прагмалингвистического критерия, может строиться на разных основаниях, из которых ведущими являются следующие: 1) одноплановость/многоплановость смыслов (одноплановость либо многоплановость смыслов в общении подразумевает установку участников коммуникации на поиск скрытой, подразумеваемой информации либо ориентирует их на восприятие сообщаемого в прямом смысле), 2) заданность/открытость реакций, 3) серьезность/несерьезность общения, 4) кооперативность/конфликтность общения, 5) приоритет содержания/формы общения, 6) конкретность/отвлеченность тематики .
Таким образом, В. И. Карасик предлагает классифицировать категории дискурса, исходя из внешних и внутренних свойств речевого текста. Лингвист выделяет конститутивные категории, которые отвечают за отличие текста от нетекста. Для выявления текста необходимо обращать на такие его характеристики, как оформленность, совокупность тематических, стилистических и структурных свойств, и законченность. Затем выделяются жанрово-стилистические категории, которые служат для разграничения текстов на основе разных функциональных особенностей. К таким особенностям можно отнести наличие определенного стиля, жанра, наличие клише. Содержательные категории дискурса в классификации В. И. Карасика несут функцию по раскрытию смысла содержания какого-либо текста. Например, образ автора, информативность, интертекстуальность. За то, каким способом будет организован текст, отвечают формально-структурные категории дискурса .
О. Г. Ревзина считает, что с лингвистической точки зрения назначение дискурса состоит в том, чтобы иметь возможность пользоваться его параметрами, которыми могут быть создание и использование дискурса, наличие коммуникации, дискурсивные формации, а также взаимодействие текстов между собой [Ревзина, 2005].
О понятии дискурса также говорил зарубежный ученый М. Стаббс. Делая акцент на взаимодействии между изучением языковых образований и анализом условий социального контекста, М. Стаббс различает три базовые характеристики дискурса: 1) в формальном отношении это единица языка, превышающая по объему предложение , 2) в информативном плане дискурс ассоциируется с применением языка в социальном контексте, 3) по своей форме дискурс интерактивен, т.е. диалогичен .
В результате изучения дискурса можно сделать вывод, что дискурс – это сложное явление с точки зрения лингвистики. Цель дискурса – нести знания людям, за счет которого у них форми