1 Мировой рынок технологий и его особенности
1.1 Сущность мирового рынка технологий, особенности и предпосылки его формирования
Главной отличительной чертой XX века стало развитие науки и техники. За последние сто лет сложилась и структурно оформилась новая информационно-технологическая сфера международных экономических отношений, основой которой является мировой рынок информации и технологий.
С экономической точки зрения информация как определенная совокупность новой информации, расширяющая объем знаний об интересующем нас объекте, характеризуется следующими признаками:
• неуничтожимостью в процессе использования;
• иным механизмом «старения» по сравнению с амортизацией вещественных предметов;
• отсутствием универсальной стоимостной оценки.
Технология или технологические ресурсы играют решающую роль в экономическом развитии общества на данном этапе развития общества. Технология появляется на мировом рынке в виде комплекса научно-технических знаний о технике и способах производства, а также формах его организации и управления.
Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:
· набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
· материализованную или овеществленную технологию (машины, оборудование и т.д.)
По определению ЮНКТАД (конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), международные технологические обмены представляют собой сделки, основанные на соглашениях между сторонами, которые направлены на уступку лицензий или передачу прав промышленной собственности, продажу или любой другой вид передачи технических услуг.
Каждая новая технология проходит определенный "жизненный цикл". После своего создания — это только потенциальный продукт, который может, в зависимости от факторов (маркетинга, рекламы и т. д.), найти своего потребителя на рынке. Затем, в случае успешной реализации (коммерциализации), эта технология приносит своим создателям прибыль, размер которой со временем достигает максимума (с последующей тенденцией к снижению). На заключительном этапе "жизненного цикла" эта технология проходит модернизацию или заменяется новой. Таким образом, стадии коммерческого существования технологии-продукта напоминают стадии "рождения, зрелости и старения" любого продукта. Однако, в отличие от других товаров, стоимость информации и технологий аналогична стоимости недвижимости или ценных бумаг в зависимости от суммы дохода, полученного в результате их использования, определяемой дополнительной прибылью, возникающей в процессе их реализации.
Международный технологический обмен известен с начала ХХ века, но формирование мирового рынка технологий произошло в 50-60-е годы. Именно к этому времени объем международных коммерческих сделок с технологиями превысил масштабы национального обмена. Это позволило выделить международный обмен технологиями в отдельную форму международных экономических отношений.
По данным МВФ, с 1960 года число стран, обменивающихся технологиями, увеличилось с 22 до 84, а объем ежегодных лицензионных операций расширился, что свидетельствует о возрастающей экономической роли этого вида товаров для всех участников обмена технологиями. По некоторым оценкам, валютный эффект от продажи технологического ресурса на мировом рынке значительно выше на единицу стоимости, чем при экспорте обычных товаров. Технологический обмен превосходит традиционные глобальные экономические потоки товаров, услуг и капитала.
Среди основных предпосылок, приведших к бурному развитию международного технологического обмена, выделяются следующие:
• На макроуровне-неравномерное развитие стран мира в научно-технической сфере, что может быть обусловлено как историческими факторами, так и различной государственной политикой (например, недостаточным финансированием НИОКР)
• На микроуровне приобретение технологий способствует решению конкретных экономических и научно-технических задач, преодолению узости научно-технической базы, получению новых стратегических возможностей в развитии.
Международный технологический обмен отличается от традиционного товарного обмена тем, что он не является разовым актом купли-продажи. В процессе внедрения технологии между вовлеченными сторонами устанавливаются долгосрочные экономические отношения. При этом характерной чертой трансфера технологий является не только передача знаний, но и обязанность использовать их в любой деятельности.
Процесс трансфера технологий обычно включает в себя следующие элементы: отбор и приобретение технологии, адаптация и освоение приобретенной технологии, развитие местных возможностей для ее совершенствования с учетом потребностей национальной экономики.
1.2 Механизм функционирования мирового рынка технологий
Технология, как фактор производства, обладает высокой степенью международной мобильности. В большинстве развитых стран крупные компании более охотно продают технологически применимые знания иностранным фирмам, чем отечественным, и иностранные технологические рынки намного превосходят отечественные. Причины этого явления следующие:
1. Существует меньше барьеров и ограничений для международного движения технологий по сравнению с движением товаров и капитала.
2. Транснациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим иностранным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым отечественным компаниям, чтобы не потерять свою монополию на эти технологии.
3. Внедрение технологий за рубежом часто сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования и полуфабрикатов.
4. Зачастую, только продав новую технологию за рубеж, фирма может получить доступ к необходимым инновациям иностранного партнера на условиях перекрестного лицензирования.
Мотивы, побуждающие покупателя приобретать новые технологии на мировом рынке, также многообразны:
1. импортируя новые технологии, покупатель обычно значительно экономит деньги и время по сравнению с независимыми разработками в этой области.
2. закупки на международном технологическом рынке открывают доступ к высокотехнологичным инновациям.
3. при приобретении новых технологий снижаются затраты на освоение производства, так как лицензиат обычно оказывает помощь в настройке оборудования.
4. покупатель новой зарубежной техники увеличивает свои экспортные возможности, благодаря высокой конкурентоспособности новой продукции.
Именно значительные положительные эффекты торговли технологиями, а также ускорение НТР привели к созданию во второй половине ХХ века нового типа мирового рынка-технологического, функционирующего наряду с мировыми рынками труда и капитала. Материальной основой возникновения и функционирования этого рынка является международное разделение технологий, представляющее собой исторически сложившуюся или приобретенную концентрацию данного продукта в отдельных странах.
Мировые рынки технологий (далее МРТ) - сфера международной торговли, связанная с куплей-продажей технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.
Объекты МРТ - это результаты интеллектуальной деятельности в материализованной (оборудование) и не материализованной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах.
Собственниками созданных технологий являются либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность. В то же время значительные затраты на НИОКР в первую очередь доступны крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства тратятся на внедрение и распространение новых технологий, создание на их основе новых продуктов. Поэтому на определенный период наблюдаются тенденции монополизации или олигополизации новых технологий.
Однако это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в создании новых технологий и объектов интеллектуальной собственности и развитии их производства очень значительная роль принадлежит малым и средним фирмам, которые часто называют венчурными фирмами. Их преимущество заключается в конкурентоспособности на узкоспециализированных рынках.
Также действующими лицами рынка МРТ являются государственные учреждения, научно - исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и частные лица-специалисты. Мировой рынок информации и технологий развивается очень динамично. Уже в середине 90-х годов информационно-технологический сектор обеспечивал до 75% ВВП США, обеспечивая 80% рабочих мест в стране вместе с услугами. Существует устойчивая тенденция смещения источников богатства с традиционных факторов производства в виде земли и капитала на информационные ресурсы.
Процесс творчества вообще и научно-технического в частности трансформируется в развитых экономиках из Спутника развития в его основное условие, оказывающее мощное стимулирующее воздействие на производственную сферу. Усиливается дифференциация темпов экономического роста отдельных государств и, как следствие, углубляется разрыв между уровнями научно-технической зрелости национальных экономик. Таким образом, пять ведущих западных стран - США, Япония, Германия, Франция и Великобритания-тратят на НИОКР больше денег, чем все остальные страны мира вместе взятые, причем доля Америки в этой группе превышает 50%.
В то же время развивающиеся страны, и особенно НИС, проявляют повышенный интерес к использованию новейших технологий и информации для преодоления отсталости, создания современной инфраструктуры и выхода со своими товарами на внешние рынки.
Важным фактором расширения сферы международного обмена МРТ следует назвать деятельность ТНК, крупнейшие из которых создают собственные научно-исследовательские центры для достижения технологического прорыва в процессе создания конкурентоспособных товаров. Что касается средних и малых фирм, то они вынуждены приобретать технологии и информацию у крупных, чтобы не нести убытков. На развитие МРТ также существенно повлияла конверсия военного производства. Это дает возможность перевести государственные научно-технические разработки в сектор массового гражданского производства, а значит, растет их предложение на открытом рынке.
Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования (Международный кодекс поведения в области передачи технологий), а также международные органы регулирования (Соглашение всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности технологии (СТЕМ)).
1.3 Формы международной передачи технологий
Выделяют следующие сегменты мирового рынка технологий:
• рынок патентов и лицензий;
• рынок наукоемкой технологической продукции;
• рынок высокотехнологичного капитала;
• рынок научно-технических специалистов.
Основной формой международного обмена научно-техническими достижениями является лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау-лицензии, дающие право использования научно-технических достижений) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и др.
Лицензирование торговли, которая охватывает сделки, связанные с ноу-хау и патентами на изобретения, является основной формой коммерческой передачи технологий. В современных условиях подавляющее большинство лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией дополнительных затрат на НИОКР и внедрение. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленному внедрению переданной технологии. Второе место занимают лицензии на ноу – хау и только третье-чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачу ноу-хау. Это связано, в частности, с тем, что при современном уровне развития техники разработка большинства изобретений без предоставления ноу-хау, то есть опыта и знаний, которыми обладает продавец, либо вообще невозможна, либо приводит к непродуктивным затратам времени и денег. Поэтому ноу-хау является основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологий.
Ведущими отраслями лицензионной торговли являются электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехники и электроники.
Лицензия - это разрешение продавца (лицензиара) на использование другим лицом – покупателем (лицензиатом) – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, производственных секретов, товарных знаков, необходимых для производства коммерческой и иной продукции на определенный срок (в среднем 5-7 лет) за оговоренную плату.
В мировой практике чаще всего используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау.
Патент-документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретенные лицензии 1-10% от стоимости реализованной продукции, выпущенной на основании лицензионных соглашений. Патент обеспечивает защиту от пиратства и недобросовестной конкуренции.
Пиратство особенно распространено на рынке программного обеспечения, а также при использовании фирменных наименований и товарных знаков. В Бразилии "компании-призраки" специализируются на регистрации известных торговых марок, чтобы вступить в переговоры с их законными владельцами и получить от этого прибыль. Всего таким образом было зарегистрировано 6000 знаков (Suzuki, Renault и др.).
По объему прав, передаваемых лицензиату, различают:
• простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право, как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);
• исключительная лицензия, по которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, указанных в договоре, и лицензиар больше не может выдавать аналогичные лицензии на условиях другим лицам, но оставляет за собой право использовать лицензию самостоятельно (характерно для несерийных товаров);
• полная лицензия: лицензиар передает Все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия договора и отказывается от самостоятельного использования лицензии (редко используется).
За предоставление права на использование предмета лицензионного соглашения лицензиат выплачивает лицензиару лицензионное вознаграждение.
Среди форм выплат лицензионного вознаграждения выделяют следующие:
• паушальный платеж – единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);
• роялти-согласованное распределение прибыли, то есть периодическое удержание из дохода покупателя в течение всего срока действия лицензионного соглашения. В виде роялти производится 90% всех лицензионных платежей;
• комбинированные платежи-включают первоначальную сумму в виде единовременного платежа (обычно 10-15% от общей стоимости лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).
По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.
Ноу-хау - это предоставление технического опыта и секретов производства, в том числе информации технологического, экономического, административного и финансового характера, использование которой обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.
Промышленный образец – художественное или художественно-дизайнерское решение, определяющее внешний вид изделия. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана.
Товарный знак - это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних физических лиц и фирм от аналогичных товаров других физических лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать слова, рисунки, символы и т. д. Товарный знак может быть признан недействительным, если он был незаконно зарегистрирован или утратил время, оправдывающее содержание в силе государственной охраны, он вошел в общее употребление в качестве обозначения товаров определенного вида.
Одним из видов международной торговли лицензиями является франчайзинг. Франчайзинг - это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Продавец (франчайзер) не только предоставляет покупателю (франчайзи) право на использование товарного знака, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в предоставлении технических услуг, обучении и повышении квалификации, управлении предприятием на платной основе и т. д.
По существу, продавец и покупатель в данном случае выступают как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят часть товаров и услуг для потребителя. Особенно это касается комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, управление работой предприятия, стандарты и контроль качества выпускаемой продукции.