1. Сущность государственного бюджета и его роль в распределении и перераспределении национального дохода
1.1. Государственный бюджет: понятие, структура и функции
Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.
В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Различают вышестоящий и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет – это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.
Главное звено финансовой системы любого государства – его бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.
Государственный бюджет является составной частью финансов и отражает их качественные признаки. Поскольку финансы представляют собой денежные распределительные отношения, то и бюджет – это совокупность денежных отношений, но более узкая. Складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением денежные отношения по поводу формирования и использования бюджетного фонда это и есть сфера бюджетных отношений.
Государственный бюджет включает в себя две друг с другом взаимосвязанных частей — доходную и расходную. Доходная часть отражает средства, которые поступают на финансирование деятельности государства, также оттуда слои общества отчисляют большую часть своих доходов. Структура дохода является непостоянной, она находится в зависимости от определенных экономических условий развития в государстве, а также рыночной экономической политики. Любые изменения в структуре бюджетных доходов отражены изменениями в экономических процессах.
Расходная часть отражает цели, на которые направляются и аккумулируются средства государства. Бюджет в качестве фонда денежных средств в целом виде никогда не существует, поскольку по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Структура государственного бюджета представляет собой план образования государственного фонда денежных средств, то есть определение доходов и расходов государства, которые согласованы друг с другом в соответствии с объёмом, сроками поступления и использования.
Бюджет выполняет две главные функции:
1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);
2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).
Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.
Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная система выполняет три функции:
1)фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
2)функция экономического регулирования — это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
3)социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики.
1.2. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода
Бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов. Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.
Распределение чистого дохода - процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с законодательством в первоочередном порядке направляется на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.
Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом, на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующего рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, применяются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.
Следовательно, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Подводя итог необходимо обозначить, что доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств, и формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. Средства органов государственного управления, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов, в свою очередь общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом, текущие же доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений. Так же в данной главе мы показали роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода, так с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
?
2. Анализ состояния государственного бюджета Республики Беларусь за 2018-2020
2.1. Анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь
Как уже отмечалось, доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.
За январь-декабрь 2020 года в государственный бюджет поступило 23 678,5 млн. руб., что на 2,5% меньше объема доходов января-декабря 2019 года в номинальном выражении (на 11,4%– в реальном выражении).
Налоговые доходы государственного бюджета за январь-декабрь 2020 года составили 18 636,8 млн. руб. По сравнению с 2019 годом поступления уменьшились на 0,3% в номинальном выражении и на 9,5% – в реальном выражении.
Рисунок 2.1 - Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2017-2020 гг.
Рисунок 2.1 - Динамика и структура налоговых доходов за 2017-2020 гг.
Неналоговые доходы государственного бюджета за январь-декабрь 2020 года сложились в сумме 3 600,2 млн.руб. и по сравнению с январем-декабрем 2019 года увеличились на 20,8% номинальном выражении и на 9,7% – в реальном выражении.
Безвозмездные поступления за январь-декабрь 2020 года составили 1 441,5 млн. руб. и по сравнению с январем-декабрем 2019 года уменьшились на 44,5% в номинальном выражении (в реальном выражении – на 51,0%).
Наибольшую долю в структуре доходов государственного бюджета занимают налог на добавленную стоимость (40,0%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности акцизы (17,4% и 13,3% соответственно) и неналоговые доходы (15,2%).
2.2.Анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь
Планирование расходной части бюджета осуществляется в процессе составления проектов республиканского и местных бюджетов в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов РБ и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития республики или соответствующих административно-территориальных единиц.
Составлению проектов бюджетов предшествует длительная работа по разработке прогнозов социально-экономического развития республики и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов. Минфином и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. Составление проекта бюджета имеет целью определить сумму денежных средств, которая должна быть сосредоточена в республиканском и местных бюджетах, а также в консолидированном бюджете республики для направления их на финансирование расходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.
Исполнение бюджета - это комплекс мероприятий, направленных полное и своевременное поступление доходов в бюджет и их расходование в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Исполнение бюджета по расходам означает эффективное финансирование предприятий и мероприятий в соответствии с бюджетным законодательством.
Выполнение расходной части бюджета во многом зависит от обоснованного распределения бюджетных ресурсов, своевременного перечисления средств непосредственным их распорядителям, а также эффективного их использования.
Расходы государственного бюджета за январь-декабрь 2020 года профинансированы в сумме 25 890,8 млн.руб., что больше на 22,4% в номинальном и на 11,2% в реальном выражениях, чем в январе-декабре 2019 года.
Все заявленные расходы, связанные с выполнением социальных обязательств, погашением и обслуживанием Государственного долга, профинансированы в полном объеме.
На расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») направлено 4 670,2 млн. руб., или 18,0% расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 5 168,9 млн. руб., или 20,0% в структуре всех расходов республиканского бюджета, трансферты Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты –1 276,0 млн. руб., или 4,9% к общей сумме расходов республиканского бюджета.
Рисунок 2.2 – Распределение расходов по проекту бюджета на 2018-2020 гг.
Расходы на поддержку отраслей национальной экономики в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами и компенсации потерь банков по льготным кредитам, предоставленным субъектам хозяйствования, составили 521,4 млн. руб. (14,9% от общей суммы расходов республиканского бюджета на национальную экономику), из них 35,0% – на сельское хозяйство.
На обслуживание государственного долга в январе-декабре 2020 года направлено 2 324,0 млн. руб. (9,0% к общей сумме расходов республиканского бюджета). За январь-декабрь 2020 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2 212,3 млн.руб.(при уточненном плановом дефиците на 2020 год – 3 018,8 млн. руб.).
2.3. Анализ сбалансированности государственного бюджета в Республике Беларусь
При формировании бюджета большое значение имеет достижение его сбалансированности, т. е. равенства доходной и расходной части. Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.
Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета. Несмотря на то, что бюджетный дефицит – явление нежелательное, оно необязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире практически все государства в той или иной мере сталкиваются с бюджетным дефицитом. Качество бюджетного дефицита может быть различным и определяется:
необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;
чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие и др.);
различного рода процессами в экономике.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или в процентах к валовому внутреннему продукту; местных бюджетов – в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В Республике Беларусь предельный размер дефицита в настоящее время определяется в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной (финансовый) год. Так, в соответствии со ст. 1 Закона "О республиканском бюджете на 2013 год" предельный размер дефицита установлен в сумме 0 рублей.
Необходимо отметить, что определение источников финансирования дефицита имеет важное организационно-функциональное назначение, т.к. утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.
Существует два основных способа покрытия дефицита бюджета:
- эмиссионный (инфляционный), который заключается в том, что дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег, что, в свою очередь, вызывает развитие инфляционных процессов в экономике;
- безэмиссионный (безинфляционный) способ предусматривает покрытие бюджетного дефицита за счет различных форм государственного кредита.
Финансирование дефицита бюджета представляет собой его покрытие за счет внутренних и внешних заимствований. Внутренними источниками покрытия дефицита бюджета являются кредиты, получаемые государством от кредитных организаций в валюте этого государства; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени государства; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешние источники финансирования бюджета – это кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций, предоставленные в иностранной валюте; государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени государства.
Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются: государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики Беларусь; средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством; изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета; иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются: бюджетные кредиты; займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами; средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством; изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета; иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Кредиты Национального банка Республики Беларусь, а также средства от приобретения Национальным банком Республики Беларусь долговых обязательств Республики Беларусь при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то применяется специальный антидефицитный механизм, включающий в себя целый комплекс различных инструментов, важнейшими среди которых являются следующие: введение механизма секвестра и блокирования, определение защищенных статей бюджета.
Секвестр представляет собой пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета. Блокирование – это временное приостановление финансирования по отдельным статьям расходов бюджета. В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в первоочередном порядке и в полном объеме в условиях применения механизма секвестра и блокирования. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные материалы; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга.
В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв – несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.