ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖАХ, ВЗИМАЕМЫ\Х НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС
1.1 Система таможенных платежей: их правовая природа
В наши дни роль таможенных платежей направлена на защиту интересов государства и регулирование внешнеэкономических отношений. Одной из функций государственных органов является осуществление таможенного контроля. Таможенный контроль заключается в правильности начисления таможенных платежей и поступлении их в доход государства.
При развитой системе таможенных платежей можно создать наиболее благоприятные условия для конкуренции отечественных товаров с иностранными. Итак, государство преследует две основные цели: обеспечение национального интереса путем установления высоких таможенных пошлин, тарифов, всевозможных ограничений, а также пополнение бюджета страны. И, напротив, при несовершенном механизме таможенного регулирования государство может нести существенные убытки. Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время возрос интерес государства как к таможенным платежам, так и к таможенному законодательству в целом.
На сегодняшний день нет единого определения таможенным платежам, в 46 статье ТК ЕАЭС лишь перечисляются платежи, отнесенные к таможенным. Различные правоведы, таможенники дают свои определения данному термину. Все эти понятия различны.
В.Ю. Жуковец под таможенными платежами понимает совокупность всех платежей, которые подлежат оплате лицом в обязательном порядке таможенным органам за перемещение товара через таможенную границу ЕАЭС [11].
В своих работах В.Г. Свинухов приводит два различных определения таможенных платежей. В одной работе под таможенными платежами понимается обязательный взнос, который подлежит взиманию таможенными органами при ввозе или вывозе товара и который является обязательным условием импорта или экспорта товара. В другой работе автор под таможенными платежами понимает взимаемые таможенными органами налоги и сборы, которые непосредственно связаны с перемещением товаров через таможенную границу, при этом уплата которых является неотъемлемым условием для применения таможенных процедур [11].
О.Ю. Бакаева считает, что под таможенными платежами нужно понимать все обязательные платежи, выступающие в качестве налоговых и неналоговых доходов в бюджет, взимаемые таможенными органами в предусмотренном порядке и подлежащие уплате при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС [11].
Следует отметить, как в актах законодательства интерпретируется понятие «таможенные платежи». Например, в Налоговом кодексе Республики Беларусь под таможенными платежами понимаются таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования, налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами [41].
Для ответа на вопрос, что именно нужно понимать под таможенными платежами, необходимо найти общее, объединяющее все вышеперечисленные определения.
Под таможенными платежами следует понимать налоги, сборы, пошлины, а также иные платежи, которые взимаются таможенными органами при следующих обстоятельствах: перемещении товаров, транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС; выполнении субъектами хозяйствования определенных действий, которые сопровождают данное перемещение.
Объектом обложения таможенными платежами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также услуги, оказываемые таможенными органами. В соответствии с ТК ЕАЭС «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу [50]. В законодательстве стран-членов ЕАЭС товары делятся на три категории: товары для личного пользования, товары Союза, иностранные товары.
Товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом [50].
Товары Союза - находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные на таможенной территории Союза; находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза; находящиеся на таможенной территории Союза товары, произведенные в одном или нескольких государствах-членах; товары, вывезенные с таможенной территории Союза и сохранившие статус товаров Союза [50].
Иностранные товары - товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) [50].
Услуги, оказываемые таможенными органами Республики Беларусь, за которые взимаются таможенные сборы:
1) совершение таможенных операций;
2) таможенное сопровождение товаров, осуществляемое должностными лицами таможенных органов;
3) выдача квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию;
4) принятие таможенными органами предварительного решения;
5) включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей [45].
К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
5) таможенные сборы [50].
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Ввозные таможенные пошлины предназначены для защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции на определенные товары.
Вывозные таможенные пошлины устанавливаются на товары, которые произведены на территории Республики Беларусь. Они предназначены для ограничения вывоза за пределы страны тех товаров, которые необходимы для национальной экономики, а также сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – основной косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Система взимания НДС, используемая в Республике Беларусь, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, то есть суммы, добавленной производителем к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством [1].
Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически их плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товары. Согласно статье 109 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь [2].
К подакцизным товарам относятся:
1) спирт;
2) алкогольная продукция;
3) непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
4) пиво, пивной коктейль;
5) слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
6) табачные изделия;
7) автомобильные бензины;
8) дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот;
9) судовое топливо;
10) газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
11) масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
12) сидры;
13) пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта [42].
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Также таможенные органы Республики Беларусь взимают специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые не являются таможенными платежами, но относятся к иным платежам, взимание которых возложено на таможенные органы. Основное предназначение таких пошлин - это защита внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного вида товара.
Все таможенные платежи можно также разделить на четыре группы по их природе на налоговые, неналоговые таможенные платежи, прочие обязательные платежи и другие налоги и сборы.
К налоговым таможенным платежам следует относить:
1) таможенные пошлины;
2) акцизы;
3) НДС;
4) таможенные платежи с физических лиц [12].
К неналоговым таможенным платежам относятся:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций;
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
3) плата за принятие предварительного решения;
4) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию;
5) сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей [12].
Прочие обязательные платежи включают:
1) суммы обеспечения уплаты таможенных платежей;
2) пени и штрафы;
3) проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей;
4) средства от реализации конфискатов.
К другим налогам и сборам относится утилизационный сбор.
По экономическому содержанию таможенные платежи можно классифицировать, объединив в группы по следующим признакам:
1) объекту обложения (товары; услуги, оказываемые таможенными органами);
2) субъектам уплаты (юридические и физические лица);
3) основаниям уплаты (таможенная стоимость, расстояние в пути; килограмм в сутки; единица транспортного средства и др.);
4) методу обложения (адвалорные, специфические и комбинированные ставки).
1.2 Финансово-правовое регулирование исчисления таможенных платежей
В Республике Беларусь порядок исчисления таможенных платежей, их размеры, способы уплаты регулируются такими нормативными правовыми актами, как ТК ЕАЭС, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, НК, ГК, законы Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 года №129-З «О таможенном регулировании») и иные акты.
Законодательство ЕАЭС определяет специальные правила исчисления таможенных платежей:
1) таможенные платежи исчисляются в белорусских рублях;
2) для целей исчисления таможенных платежей применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом;
3) для целей исчисления таможенных платежей применяются курсы иностранных валют, установленные Национальным банком Республики Беларусь на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Для исчисления таможенных платежей необходимо знать, какие ставки таможенных пошлин, НДС и акцизов установлены в отношении данного товара, а также следует определить налоговую базу (стоимостные, физические или иные характеристики товара к которой будет применена ставка).
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено
ТК ЕАЭС.
Таможенная стоимость товаров – это стоимость товаров, определяемая для целей обложения их таможенными пошлинами и налогами, ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля. То есть, в некоторых случаях таможенная стоимость ввозимых (вывозимых) товаров может отличаться от стоимости, указанной в контракте на их поставку или в иных товаросопроводительных документах [50].
Необходимо различать понятия «таможенная стоимость» и «цена товара».
Цена, по которой товар куплен, и таможенная стоимость – принципиально разные понятия, хотя и связаны друг с другом. Таможенную стоимость ещё надо определить или «рассчитать». «Рассчитывает» её покупатель товара.
Таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной и подтверждённой оригиналами одного или нескольких документов стоимости товаров. К таким документам относятся: договор, спецификация, счёт-фактура (инвойс); счёт-проформа, товарный чек, квитанция об оплате, опись имущества, другие.
В зависимости от направления движения товаров определять таможенную стоимость необходимо по принципам, закреплённым в ТК ЕАЭС.
При исчислении таможенных пошлин применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, каким видом ставок облагается товар: адвалорными, специфическими или комбинированными.
Если в отношении товара установлены адвалорные ставки, то сумма таможенной пошлины определяется по следующей формуле (формула 1.1):
ТП = ТС * СТадвал,
Формула 1.1
где ТП – сумма таможенной пошлины, в белорусских рублях;
ТС – таможенная стоимость, в белорусских рублях;
СТадвал – адвалорная ставка таможенной площади, в процентах.
Если товар облагается таможенными пошлинами по специфическим ставкам, то основой для исчисления таможенной пошлины является количество товара (вес, объём, штуки и т.д.). Исчисляется величина таможенной пошлины в этом случае по следующей формуле (формула 1.2):
ТП = Кт * СТспециф * Кевро,
Формула 1.2
где ТП – сумма таможенной пошлины;
Кт – количество (иные показатели) товара в единицах измерения, в которых установлена ставка таможенной пошлины;
СТспециф – специфическая ставка таможенной пошлины;
Кевро – официальный курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком.
Исчисление суммы таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены комбинированные ставки этого платежа, производится в три этапа: на первом этапе исчисляются таможенные пошлины по адвалорной составляющей ставки, а на втором этапе – по специфической. На третьем этапе сопоставляются результаты исчисления таможенных пошлин, полученных на первых двух этапах.
Если в отношении ввезённого товара установлена комбинированная ставка таможенной пошлины в процентах от таможенной стоимости, но не менее фиксированной суммы в евро за единицу измерения товаров, то исчисляемая таможенная пошлина будет равна наибольшей из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической составляющей ставки. Однако при применении комбинированной ставки таможенной пошлины, установленной в процентах от таможенной стоимости плюс фиксированная сумма в евро за единицу измерения товаров, подлежащая уплате таможенная пошлина равна сумме, величин, исчисленных по адвалорной и специфической составляющим комбинированной ставки.
Формула для расчёта акцизов имеет следующий вид (формула 1.3):
А = Кт * Ста,
Формула 1.3
где А – это сумма акцизов, в белорусских рублях;
Кт – количественные (либо иные) характеристики товара в единице измерения, для которой установлена ставка акцизов;
СТа – ставка акцизов в белорусских рублях за единицу товара.
Порядок исчисления НДС несколько сложнее. Налоговой базой для обложения НДС является таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и заявляемых в таможенных режимах, требующих уплаты НДС, к которой добавляются подлежащие уплате таможенные пошлины (в том числе особые и сезонные пошлины), а по подакцизным товарам – также и суммы акцизов (формула 1.4).
Бндс = ТС+ТП+А,
Формула 1.4
где ТС – таможенная стоимость товара, в белорусских рублях;
ТП – подлежащая уплате сумма ввозной таможенной пошлины, в белорусских рублях;
А – подлежащая уплате сумма акцизов, в белорусских рублях.
Теперь, зная налоговую базу, можно применить к этой величине ставку НДС по формуле (формула 1.5):
НДС = Бндс *СТндс,
Формула 1.5
где НДС – сумма налога на добавленную стоимость, в белорусских рублях;
Бндс – налоговая база по товарам, подлежащим обложению налогом, белорусских рублях;
СТндс – ставка НДС в процентах.
При исчислении сумм сборов за таможенное оформление используется следующая формула (формула 1.6):
Сто = СТмах * Кевро,
Формула 1.6
где Сто – сумма таможенных сборов за таможенное оформление, в белорусских рублях;
СТмах – наибольшая ставка сборов за таможенное оформление из установленных в отношении нескольких товаров, заявленных водной таможенной декларации для помещения в таможенный режим, в евро;
Кевро – официальный курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на день принятия таможенной декларации.
Одним из основных косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. НДС (иначе – налог на потребление) – многоступенчатый косвенный налог. Его характерной особенностью является то, что он взимается на всех стадиях производства, а также реализации товаров, работ и услуг. НДС является одним из самых распространенных косвенных налогов. Процент налога добавляется к цене при его реализации. Так, этот налог фактически уплачивает потребитель, а юридическая обязанность уплатить его непосредственно в государственный бюджет лежит на продавце. Так как этот налог является косвенным, он изначально включен в цену товара, услуги или работы [10].
Являясь и таможенным, и налоговым платежом, НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, регулируется не только таможенным законодательством ЕАЭС, но и налоговым законодательством Республики Беларусь.
Основными международными актами, относящимися к регулированию взимания налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС, являются Договор о ЕАЭС, Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, ТК ЕАЭС.
Данными актами установлено обязательство по применению в отношении государств-членов не менее благоприятного налогообложения, чем то, которое применяется при тех же обстоятельствах к аналогичным товарам в стране ввоза. Данный принцип установлен не только в рамках ЕАЭС, но и на международном уровне. Так Генеральным соглашением по тарифам и торговле установлено следующее: «Договаривающиеся стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства» [19].
Для взимания налога на добавленную стоимость, применяемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, необходимо определить объект обложения и налоговую базу. В соответствии со ст. 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара. База для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов [50].
В соответствии со ст. 52 ТК ЕАЭС налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате [50].
Также законодательством ЕАЭС установлено, что ставки налогов предусматриваются законодательством государства-члена, в котором налог подлежит уплате.
Взимание НДС, применяемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, регулируется ст. 138 НК [2].
Расчет акцизов осуществляется в соответствии с главой 15 НК. Ставки акцизов установлены Приложением №1 к НК [2].
Таможенный сбор взимается за совершение таможенными органами таможенных операций. Раздел II Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» определяет перечень услуг, за предоставление которых таможенные сборы подлежат уплате. Ставки таможенных сборов установлены Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года № 443 «О таможенных сборах».
Таможенный сбор в размере 10 белорусских рублей взимается за:
1) таможенное сопровождение, осуществляемое должностными лицами таможенных органов, с использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком;
2) совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования.
Таможенный сбор в размере 50 белорусских рублей взимается за:
1) совершение таможенных операций, за исключением операций в отношении товаров для личного пользования;
2) таможенное сопровождение, осуществляемое должностными лицами таможенных органов, с использованием одной единицы транспорта таможенного органа;
3) принятие предварительного решения о происхождении товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС.
Таможенный сбор в размере 100 белорусских рублей взимается за таможенное сопровождение, осуществляемое должностными лицами таможенных органов, с использованием двух единиц транспорта таможенного органа.
Таможенный сбор в размере 120 белорусских рублей взимается за совершение таможенных операций, за исключением операций в отношении товаров для личного пользования, а также за совершение таможенных операций в отношении транспортных средств для личного пользования.
Сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию составляет 250 белорусских рублей.
Сбор за принятие предварительного решения о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза составляет 300 белорусских рублей.
Таможенный сбор в размере 28000 белорусских рублей взимается за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.
1.3 Уплата, взимание, взыскание таможенных платежей: соотношение правовых понятий
От того, насколько подробно законодательство закрепит правовой механизм их уплаты и другие вопросы, связанные с этой уплатой, зависит не только формирование бюджета, но и исполнение расходных обязательств государства. В связи с этим важное значение приобретает вопрос о соотношении понятий «уплата», «взимание» и «взыскание» таможенных платежей как источника пополнения республиканского бюджета.
Уплата таможенных платежей – это действия плательщика, направленные на исполнение обязанности, возникшей в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата в данном случае представляет собой возмещение денежного долга перед таможенным, налоговым органом, государством. Отличительная особенность уплаты состоит в ее добровольном исполнении, то есть плательщик сознательно, а главное добровольно уплачивает свой долг. Следует отметить, что добровольное и своевременное исполнение им обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов играет важнейшую роль во всем механизме взимания таможенных платежей. Во-первых, это способствует своевременному и полному поступлению денежных средств в бюджет страны; во-вторых, облегчает работу таможенных органов, которые освобождаются от необходимости совершения принудительных мер по взысканию долга.