Глава 1. Общая характеристика правового регулирования рекла-мы в Российской Федерации
1.1 Понятие рекламной деятельности
1. Реклама - это информация. Действующее законодательство не со-держит способов отличить рекламу от информации информационного ха-рактера. Основанием для этого является определение рекламы, закрепленное в законодательстве Российской Федерации о рекламе, через информацию. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об ин-формации, информационных технологиях и защите информации» под ин-формацией понимается информация (сообщения, данные) независимо от формы их представления .
Следует отметить, что в настоящее время в защите в рекламе и, соот-ветственно, в правовом регулировании нуждаются не только товары и услу-ги, но и интеллектуальная собственность. В целях законодательного закреп-ления таких категорий в Законе Российской Федерации о рекламе содержится понятие «объект рекламы», под которым понимается товар, средство инди-видуализации юридического лица и (или) товар, производитель или прода-вец продукта, результатов интеллектуальной деятельности или события (в том числе спортивных соревнований, концертов, соревнований, фестивалей, риск-ориентированных игр, ставок), на которые реклама направлена на при-влечение внимания (статья 3).
2. Распространение информации рекламного характера. Под методами распространения рекламы понимаются особые приемы, приемы и действия, используемые при распространении рекламы. Средство распространения рекламы - это специальный набор технических и других устройств, исполь-зуемых для распространения рекламной информации. В качестве таких ме-тодов и средств распространения рекламы различают: распространение ре-кламы в средствах массовой информации; через телекоммуникационные сети, по почте и т. д.
3. Адресация рекламы неопределенному кругу лиц. Под неопределен-ным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определе-ны как получатели рекламной информации и конкретная сторона правоот-ношений, возникающих при продаже объекта рекламы. Под таким обозначе-нием рекламной информации в качестве ее целевого назначения для неопре-деленного круга лиц подразумевается отсутствие в рекламе указания на определенное лицо или лиц, для которых была создана реклама и на чье восприятие она направлена.
4. Функциональное назначение рекламы (назначение). Реклама имеет строго определенную цель информационного воздействия: она направлена на привлечение внимания к объекту рекламы, формирование или поддержа-ние к нему интереса и продвижение на рынке.
Помимо Закона Российской Федерации «О рекламе», правовая харак-теристика рекламы отражена в части 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой реклама, как правило, рассматри-вается как приглашение к совершению предложения, то есть предложения неограниченному кругу лиц о заключении договора, если иное прямо в нем не указано. При этом, при наличии всех существенных условий (предмет, це-на и т. Д.).
Реклама может рассматриваться как публичная оферта, если она пока-зывает желание рекламодателя заключить договор с любым, кто отвечает на эти условия, и если объявление содержит все существенные условия договора (ч. 2 ст. 437 ГК РФ). Закон РФ о рекламе устанавливает крайний срок для та-кого предложения - два месяца со дня распространения рекламы, при усло-вии, что в нем не указан иной срок .
Некоторые авторы квалифицируют рекламу не как информацию, а как деятельность, предполагающую одно и то же явление. В этой связи необхо-димо сказать о правовой природе рекламы.
Реклама - направление в маркетинговых коммуникациях , в рамках ко-торого распространяется информация для привлечения внимания к рекла-мируемому объекту с целью формирования или поддержания к нему интере-са. Основные функции рекламы - увеличение дохода от продажи товара или услуги. Правильно организованная рекламная кампания надолго сохраняет интерес публики к товару.
1.2 Особенности правового регулирования рекламы в Российской Федерации
В статье 29 Конституции Российской Федерации закреплены положе-ния, гарантирующие свободу мысли и слова, а также обеспечивающие право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять ин-формацию любым законным способом, составляют основу регулирования рекламная деятельность на даче.
Рекламная деятельность регулируется следующими способами:
1. Регулирование государственных органов
Федеральная антимонопольная служба - федеральный орган исполни-тельной власти, который принимает нормативные правовые акты и контро-лирует исполнение, в том числе законодательства о рекламе, а именно:
1) предупреждает, выявляет и исключает нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе физическими и юридическими лицами;
2) возбуждает и ведет дела в случае нарушения законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе .
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий:
возбуждает и ведет дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе и принимает соответствующие решения.
- возбуждает дело о нарушении законодательства РФ о рекламе по сво-ему усмотрению, по представлению прокурора, по запросу граждан или по запросу органов государственной власти, местного самоуправления, а также по запросу физических лиц. и юридические лица.
Чтобы предприятие стабильно работало в тяжелый кризис, необходимо проводить эффективную рекламную политику.
Реклама влияет на успех предприятия, а также на другие факторы, включая сам продукт (или услугу), цену, конкуренцию, рыночные условия и распространение.
Следующие причины снижают эффективность рекламной деятельности:
- у компании нет четко определенных целей и задач, которые были бы достижимы;
- задачи отдельной рекламной кампании не соответствуют маркетинго-вому плану и общей стратегии развития бизнеса;
- целевая аудитория не сегментирована;
- типы информационных каналов для рекламы не способны создать правильный доступ к целевому потребителю;
- нет обратной связи с потребителями товара / услуги;
- низкий уровень квалификации сотрудников, которым доверено меро-приятие, или рекламного агентства, недостаточно осведомленного в своем деле;
- отсутствует система планирования и контроля при планировании и проведении рекламных кампаний.
Сегодня реклама - один из мощнейших механизмов, влияющих на со-здание максимально благоприятных условий для выбора услуг, товаров и производителей.
Рассматривая правовое регулирование рекламы в Российской Федера-ции, важно отметить проблемы, возникающие при попытке контролировать действия субъектов рекламы.
Следует отметить, что сегодня Интернет-технологии стремительно раз-виваются, и правовое регулирование рекламы в Интернет-среде не успевает за развитием Интернет-площадок.
Следующим важным фактором является отсутствие решения о привле-чении к ответственности нарушителей закона о рекламе.
В соответствии со статьей 5. Общие требования к рекламе Федерально-го закона «О рекламе» реклама должна быть надежной и добросовестной.
Здесь необходимо выделить рекламу «Арбидола», где обещают выле-чить новый вирус (коронавирус), от которого пока нет лекарства. Объявле-ние появилось 26 января 2020 года. В нем говорится, что Отистифарм пози-ционирует свой препарат Арбидол как «активный даже против коронавиру-са». Разместите ту же рекламу производителя Ингавирина. Федеральная ан-тимонопольная служба заинтересована в рекламе этих препаратов. Татьяна Никитина, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы, подчеркнула, что обещание предотвратить или вылечить китайский коронавирус «требует до-полнительной оценки».
Один из важнейших рынков продвижения товаров и услуг - личные страницы блогеров.
Блоггерами, согласно закону, считаются люди, которые ведут блог на странице Интернет-сайта, или он может быть владельцем Интернет-сайта, на котором размещена общедоступная информация, а также количество про-смотров этого сайта должно превышать три тысячи. пользователей. Блогер может рассказать о своей жизни, вести кулинарный или спортивный блог, просматривать книги, фильмы, телешоу или обзоры других блоггеров.
Фирмы часто прибегают к продвижению своих товаров и услуг среди популярных блогеров на YouTube, Facebook и Instagram. Но в Российской Федерации механизм такого сотрудничества законодательно не урегулиро-ван, и от этого могут пострадать как рекламодатели, так и блогеры.
Банковский сектор давно признал, что реклама в социальных сетях, особенно реклама блоггеров, очень эффективна. В связи с этим Федеральный закон «О рекламе» содержит целый раздел правил, направленных на защиту рядового населения от введения в заблуждение в финансовых вопросах. Установлены следующие запреты на рекламу финансовых услуг:
- вы не можете давать гарантии или обещания на будущее по вопросу возврата инвестиций. Даже если есть ссылки на чрезвычайно успешные пока-затели в прошлом, если такая же производительность не может быть рассчи-тана на момент заключения контракта, тогда связь несостоятельна;
- нельзя говорить только о выгодных условиях оказания финансовых услуг и умалчивать о других условиях, влияющих на размер доходов или расходов.
Блогер может выполнить работу некачественно, не вовремя или уда-лить публикацию после оплаты.
В этом случае поможет подробный договор. В договоре нужно по-дробно указать, как должна выглядеть работа - как именно будет представ-лен бренд и сколько раз его следует упомянуть, что будет рассказано в посте или видео, пример сценария. Заказчик оставляет за собой право одобрить перед публикацией.
Чтобы избежать риска удаления поста после оплаты, стоит привязать часть оплаты к периоду, в течение которого пост или видео должны «за-виснуть». Например, если вам нужно, чтобы публикация длилась три месяца, вы можете написать в договоре, что 25% оплаты будет перечислено блогеру по истечении этого срока.
Высказывание репутационных угроз - тоже хороший способ повлиять на блогера. Но здесь следует учитывать, что в некоторых случаях блогер может в ответ обвинить вас в распространении недостоверной информации.
В целях приведения законодательства о рекламе в соответствие с со-временными реалиями рекламной индустрии новый закон регулирует отно-шения, связанные с спонсорской рекламой: введены понятия спонсорской и спонсируемой рекламы как предмета и объекта рекламной деятельности. Не-смотря на то, что в предыдущем законе не было определения спонсорской рекламы, в нем использовалось понятие «спонсорство» - внесение вклада юридическим или физическим лицом (спонсором) (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг , выполняющих работу) в деятельности другого юридического или физиче-ского лица (спонсируемого) на условиях спонсорского распространения ре-кламы о спонсоре, его товарах. Этот вид рекламы подпадал под общее опре-деление рекламы .
Теперь в новом законе под спонсорской рекламой понимается реклама, которая распространяется при условии обязательного упоминания в ней определенного лица в качестве спонсора (лица, предоставившего средства или предоставившего средства на организацию и (или) проведение спортив-но-культурного мероприятия. или любое другое событие, создание и (или) трансляцию теле- или радиопередачи или создание и (или) использование другого результата творческой деятельности).
В отличие от обычной прямой рекламы, прерываниям программы спонсируемой рекламы не должно предшествовать сообщение о последую-щей трансляции рекламы.
Согласно новому закону, спонсорская реклама должна быть включена в общий объем эфирного времени, разрешенного для трансляции рекламы. Это не отвечает интересам ни рекламодателя, ни рекламодателя, однако за-конодатель не оговаривает, следует ли приурочивать все кадры при появле-нии в эфире объекта спонсорской рекламы или только наиболее значимые моменты анонса телеканала. спонсор программы.
На практике телеканалы приурочивали только значительные перерывы телепрограммы рекламой, а также распространение информации методом «бегущей строки» или другими способами наложения ее на кадр телепро-граммы, что не в полной мере соответствует требованиям положения закона, основанные на буквальном толковании норм. Похоже, практика применения данной нормы антимонопольным органом и судами сформирует разъяснение по спорному вопросу.
Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при ФАС России также указал на возможные сложности в процессе организации телетрансляций в России многих международных конкурсов с учетом усто-явшейся международной практики обременения продажи прав на телетранс-ляцию на них. конкурсы с обязательствами по размещению спонсорской ре-кламы, в том числе с ограничением распространения на территории России. В то же время было отмечено, что данная проблема возникает из-за недоста-точной гармонизации российского и международного законодательства в сфере регулирования рекламы и спонсорства.
Требования нового закона к рекламе в радиопередачах и радиопро-граммах практически идентичны требованиям к рекламе в телепрограммах и телепередачах. Представляется, что большинство нововведений в законода-тельстве о рекламе соответствуют текущему развитию отношений в сфере те-ле- и радиорекламы и будут способствовать дальнейшему развитию пози-тивных тенденций.
Глава 2 Особенности правового регулирования наружной рекламы в Российской Федерации
2.1 Общие положения о правовом регулировании наружной ре-кламы в Российской Федерации
Новые области исследований, например, рассмотрение нанотехнологий и биотехнологий с необычной точки зрения философского анализа, обраща-ются к оценке возможных рисков, связанных с их использованием, внедрени-ем и модернизацией их регулирования. В этом плане интересен подход Р.Р. Белялет-динова, который отражен в его диссертационном исследовании, по-священном философским аспектам рисков современной биотехнологии. Ав-тор утверждает, что «наиболее востребованным для анализа нанотехнологий является консеквенциализм, который часто является объектом критики. Со-гласно этому подходу, высокие риски должны быть основой для более тща-тельного мониторинга технологий, но риски могут быть оправданы, если есть надежда на хорошие результаты. «Абстрагируясь от споров о суще-ственных аспектах и допустимости применения теории консеквенциализма, мы отмечаем наличие в ней рационального зерна и возможную экстраполя-цию этого подхода к анализу рисков в сфере рекламы и рекламного законо-дательства .
Агрессивность рекламного воздействия, использование скрытой ре-кламы, продакт-плейсмент (от англоязычного product placement), широкий охват территории и тематики, высокие финансовые возможности и прибыль-ность рекламного рынка предполагают широкий спектр потенциальных рис-ков. Нахождение баланса Между риском и достижением желаемого резуль-тата, выгода (получение или увеличение прибыли, лидерство на рынке ана-логичных товаров или услуг, привлечение внимания к проблеме) является основным условием развития рекламного бизнеса. Здесь особое значение имеет профессиональная оценка возможных последствий рекламного воздей-ствия, понимание h неоднородность, специфика рисков различных субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, производитель рекламы, распро-странитель рекламы, контролер рекламы, потребитель рекламы, потребитель рекламы, рекламируемый объект), находящихся в постоянном сложном ком-муникативном взаимодействии. Правовое регулирование рекламной дея-тельности, рекламное право в целом, конечно, тоже сопряжено с рисками как в законотворчестве, так и в законотворчестве, а также в толковании, право-вом уточнении, правовой систематизации, правовом оформлении.
В законодательстве нет четкого определения наружной рекламы. Отли-чительной особенностью этого вида рекламы являются средства распростра-нения, некоторые из которых перечислены в статье 19 Закона о рекламе. Со-гласно закону, наружная реклама распространяется с использованием ре-кламных щитов, стендов, строительных сетей, баннеров, электронных табло, воздушных шаров, воздушных шаров и других технических средств устой-чивого территориального размещения (далее - рекламные конструкции), установленных на наружных поверхностях. стены, крыши и другие кон-структивные элементы зданий, строений, сооружений или за их пределами, а также места остановки общественного транспорта.
Важность четкого отграничения наружной рекламы от других видов обусловлена тем, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 мар-та 1997 г. № 4-П «В случае проверки конституционности статьи 3. Феде-рального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» »указано, что реклама яв-ляется объектом сложного нормативно-правового регулирования. Если ре-кламные вопросы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять свое законодательное регулирование. в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они влияют на полномочия по ее использованию. , вла-деть и распоряжаться муниципальным имуществом .
На основании этого постановления органами власти субъектов Россий-ской Федерации и местного самоуправления принят ряд нормативных пра-вовых актов, регулирующих наружную рекламу. Эти правила далеко не все-гда соответствовали федеральному законодательству.
В Постановлении Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения наружной рекламы, информации и городского дизайна» проводятся рекламные кампании, то есть «массовые мероприятия, затрагивающие потребителей распространяемой информации». », относятся к наружной рекламе и регулируются указанным постановлением. В то же время было сложно связать рекламные кампании с техническими средствами устойчивого территориального распространения, которые характерны для наружной рекламы. В настоящее время указ утра-тил силу.
Новый закон в статье 19 более подробно регулирует многие аспекты размещения и установки средств наружной рекламы. В связи со вступлением в силу нового закона большая часть ранее принятых нормативных актов ор-ганов власти субъектов Российской Федерации и органов местного само-управления должна быть отменена или изменена.
Закон устанавливает следующие требования к рекламным конструкци-ям:
1) рекламная конструкция должна использоваться исключительно в це-лях распространения рекламы (ранее в некоторых городах можно было встретить билборды с поздравлениями с днем рождения, признаниями в любви и другой частной информацией);
2) не допускается размещение наружной рекламы на дорожном знаке, его опоре или любом другом устройстве, предназначенном для регулирова-ния дорожного движения;
3) рекламная конструкция и ее территориальное расположение должны соответствовать требованиям технического регламента (до принятия такого регламента можно ориентироваться на Государственный стандарт Россий-ской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях. городские и сельские поселения. Общие технические требования к наружной рекламе. Правила размещения ») .
Общие требования к рекламе также должны применяться к рекламным конструкциям. В частности, правило, установленное статьей 5 Закона о ре-кламе, напрямую связано с наружной рекламой: «Реклама не должна напо-минать дорожные знаки или иным образом угрожать безопасности автомо-бильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта».
2.2 Отдельные вопросы правового регулирования наружной ре-кламы в Российской Федерации
Федеральное законодательство определяет рекламу как информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованных различным лицам и направленную на процесс привлечения внимания к объектам рекламы, процесс создания или поддер-жания интереса к нему и его продвижению на рынке.
Понятие наружной рекламы определено Федеральным законом «О ре-кламе» как реклама, распространяемая с использованием билборда, стенда, строительной сетки, баннера, электронного дисплея, проекционного обору-дования, которое монтируется и размещается на наружных стенах, крышах и других строительных конструкциях. элементы зданий, сооружений, соору-жений или вне их, а также остановочные пункты общественного транспорта.
Таким образом, наружная реклама может быть распространена и без использования рекламной конструкции, поэтому под ней понимается любая реклама, стационарно распространяемая вне здания, строения и сооружения с помощью любого способа и средства.
Но эти требования не имеют распространения на витрину, киоск, лоток, передвижной пункт торговли, уличного зонтика в части получения разреше-ний на размещение рекламной информации.
Владельцы рекламных конструкций действуют на основании:
-законов о рекламе;
-разрешений на установку рекламных конструкций, выдаваемых орга-нами местного самоуправления;
-договоров с собственниками земельных участков, зданий или иных не-движимых имуществ, к которым будет прикреплены рекламные конструк-ции.
В случаях самовольных установок рекламных конструкций без соот-ветствующих разрешений она будет демонтирована.
Также органы местного самоуправления могут выдать мотивирован-ный отказ в разрешении при:
-несоответствии проектов рекламных конструкций и ее территориаль-ного размещения, которое не соответствует требованию технических регла-ментов;
-несоответствии установок рекламных конструкций в заявленных ме-стах схемам территориальных планирований или генеральных планах;
-нарушениях требований нормативных актов, которые регламентируют безопасность при движении транспортных средств;
- нарушения внешних архитектурных ансамблей сложившихся застроек поселений или городских округов.
Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соедине-ния, элементы опор, технологические косынки и т. п.) должны быть закрыты декоративными элементами. Не допускается повреждение сооружений при креплении к ним средств размещения рекламы, а также снижение их прочно-сти и устойчивости.
Таким образом, в настоящее время к основным правовым актам в дан-ной сфере относятся федеральное законодательство и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
При этом в силу законодательных норм регулирование на уровне субъектов РФ формально не допускается, несмотря на то, что такая потреб-ность существует, поскольку муниципальные акты носят разрозненный и противоречивый характер.
Отношения, складывающиеся в области наружной рекламы, носят ком-плексный характер и требуют регулирования как нормами гражданско-правового, так и административного характера.
Таким образом, в правоотношениях по распространению наружной рекламы могут принимать участие не менее шести видов субъектов. Но если рекламодатель одновременно является владельцем рекламной конструкции и недвижимого имущества, а также самостоятельно разрабатывает и изготав-ливает рекламные материалы, то количество участников сокращается до ре-кламодателя, муниципального органа и потребителя рекламы.
В статье 346.26 =Налогового кодексам сказано, что система налогооб-ложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринима-тельской деятельности, предусмотренных данной статьей, в том числе и в от-ношении предпринимательской деятельности, связанной с распространением и (или) размещением наружной рекламы.
При этом на вмененный доход переводятся организации и индивиду-альные предприниматели, которые используют для рекламы специальные конструкции – стенды, щиты, плакаты, афишные тумбы, транспаранты-перетяжки и т.п.
В статье 346.27 налогового кодекса РФ под предпринимательской дея-тельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы по-нимают деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которая связана с извлечением дохода от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им стационарных технических средств наружной рекламы для размещения информации о товаре, услуге и т.д.