Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Основание избрания, изменения и отмены мер пресечения.

kisssaaa0721 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Объектом изучения является совокупность общественных отношений, возникающих при применении мер пресечения в уголовном процессе Россий-ской Федерации. Предмет изучения составляют нормы права, регулирующие применение мер пресечения в уголовном процессе Российской Федерации. Цель курсовой работы - изучить сущность, основания и порядок избра-ния, изменения и отмены мер пресечения в уголовном процессе. Основные задачи курсовой работы: 1) рассмотреть понятие и рассмотреть виды мер пресечения; 2) изучить основания и условия избрания меры пресечения в уголовном процессе; 3) охарактеризовать правовые и организационные вопросы избрания ме-ры пресечения; 4) проанализировать избрание мер пресечения при особом порядке уго-ловного судопроизводства; 5) обобщить проблемные аспекты отмены или изменения меры пресече-ния. Методологической основой исследования является диалектический метод познания. При проведении исследования использовался также ряд частно-научных методов: сравнительно-правовой, системно-структурный. Структура курсовой работы: введение, две главы, разбитые на парагра-фы, заключение, список литературы.
Введение

Актуальность темы. В Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности являются конституционной обязанностью государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации ). Как следует из положений статей 10, 17 и 18 Конституции РФ, этой обязанностью обусловлена деятельность органов государственной власти, в том числе судебной, призванной гарантировать неотъемлемость и неотчужда-емость основных прав и свобод человека и гражданина. Избрание мер пресечения представляет собой особую проблему, по-скольку при этом затрагиваются существенные права и свободы личности. Тенденция к применению более гуманного обращения с гражданами, в том числе и нарушившими уголовный закон, неизменно влечет применение более гуманных мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. Положе-ния уголовно-процессуального закона приведены в соответствие с Конституци-ей Российской Федерации, в нём появились принципиально новые положения относительно порядка избрания и видов мер пресечения. А это неизбежно свя-зано с определенными сложностями, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Необходимость надлежащего соблюдения и обеспечения прав подозрева-емого и обвиняемого обусловлена тем, что производством по уголовному делу их интересы затрагиваются наиболее остро. Главным образом им предназна-чаются всевозможные меры уголовно-процессуального принуждения. Однако практика применения нового закона показала, что его нормы далеко несовер-шенны. После введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Россий-ской Федерации (далее - УПК РФ) стали приниматься нормы, восполняющие пробелы в праве, а также ряд разъяснений Верховного и Конституционного Судов Российской Федерации, что свидетельствует об актуальности рассматри-ваемых в курсовой работе вопросов. Степень изученности темы. Вопросы избрания, изменения и отмены мер пресечения рассматривались с учетом идей, высказанных в работах таких ис-следователей в области уголовно-процессуального права как: С.А. Баранов, В.П. Божьев, В.В. Вандышев, Е.Г. Васильева, С.И. Глизнуца, Д.И. Есипов, З.З. Зинатуллин, В.В. Климов, Ю.Д. Лившиц, О.А. Максимов, В.А. Михайлов, А.П. Рыжаков, А.Н. Савченко, А.В. Смирнов, И.С. Тройнина и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Общая характеристика мер пресечения в уголовном процессе 5 §1. Понятие «мера пресечения» в уголовном процессе 5 §2. Основания избрания, изменения и отмены меры пресечения в уголовном процессе 11 Глава 2. Порядок избрания, изменения и отмены меры пресечения в уголов-ном процессе 15 §1. Правовые и организационные вопросы избрания меры пресечения 15 §2. Избрание мер пресечения при особом порядке уголовного судопроизвод-ства 17 §3. Отмена или изменение меры пресечения 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Список литературы

I. Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы: 1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосовани-ем 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Российская га-зета. - 1993. - №237; Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398. 2. Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несо-вершеннолетних (Пекинские правила): приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1985 г. № 40/43 // Международные акты о правах человека: сб. документов. - М., 2010. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: по состоянию на 25 апреля 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954; 2018. - № 9. - Ст. 1292. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по состоянию на 19 июля 2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52. - Ст. 4921; Российская газета. - 2018. - №160. 5. Об оперативно-розыскной деятельности: [федеральный закон от 12 авгу-ста 1995 года № 144-ФЗ: по состоянию на 6 июля 2016 г.] // Собрание за-конодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349. 6. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: [федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ: по состоянию на 3 июля 2016 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. - Ст. 2759. 7. О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: [федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 434-ФЗ] // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 46. 8. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в район-ном суде: [приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36: по состоянию на 23 января 2007 г.] // Утвержде-на приказом Генерального директора Судебного департамента от 29 ап-реля 2003 г. № 36. II. Монографии, учебники, учебные пособия: 1. Башкатов Л.Н., Боровский М.В., Ветрова Г.Н. и др. Комментарий к Уго-ловно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. / Л.Н. Башкатов и др. - М.: Проспект, 2017. - 831 с. 2. Белоусов А.Е. Вопросы теории и практики применения мер уголовно-процессуального пресечения по законодательству Российской Федерации. / А.Е. Белоусов. - Ижевск, 2014. - 384 с. 3. Буряков А.Д. Меры пресечения в уголовном процессе. / А.Д. Буряков. - М.: Юстицинформ, 2013. - 336 с. 4. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Францифоров Ю.В. Уголовный про-цесс России: учеб. / Н.А. Громов и др. - М.: Юрайт, 2015. -764с. 5. Демидов И.Ф. Проблема прав человека в российском уголовном процес-се. / И.Ф. Демидов. - М.: Юстицинформ, 2013. - 224 с. 6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. / Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2013. - 812 с. 7. Николюк В.В., Кальницкий, В.В. Уголовно-процессуальная деятельность по применению принудительных мер медицинского характера: учеб. по-соб. / В.В. Николюк и др. - Омск, 2014. - 273 с. 8. Рыжаков А.П. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого. / А.П. Рыжаков. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 285 с. 9. Смирнов В.В. Арест как мера пресечения, применяемая следователем ор-ганов внутренних дел. / В.В. Смирнов. - Хабаровск, 2014. - 196 с. 10. Уголовной процесс. / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Статут, 2015. - 788 с. 11. Якупов Р.Х. Уголовный процесс: учеб. для вузов. / Р.Х. Якупов. - М.: Инфра-М, 2014. - 935 с III. Статьи, научные публикации: 1. Баранов С.А. О понятии мер пресечения в российском уголовном процес-се. / С.А. Баранов // Вестник ПАГС. - 2016. - №4. - С. 109-112. 2. Горобец В. Принятие судебных решений о заключении под стражу. / В. Горобец. // Российская юстиция. - 2011. - № 6. - С.41-44. 3. Зинатуллин З.З. Уголовно-процессуальное принуждение. / З.З. Зинатул-лин // Правоведение. - 2014. - №1. - С. 86-89. 4. Тройнина И.С. Понятие и система мер пресечения в российском уголов-но-процессуальном законодательстве. / И.С. Тройнина // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2013. - № 10. - С. 493-495. 5. Чернова С.С., Коптяев А.Ю. Применение мер пресечения в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначе-ние наказания или его исполнение. / С.С. Чернова и др. // «Черные ды-ры» в Российском законодательстве. - 2013. - № 3. - С. 154-158. IV. Материалы судебной практики: 1. По делу о проверке конституционности ряда положений УПК РФ, регла-ментирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, сле-дующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан: [постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П] // Вестник Кон-ституционного Суда РФ. - 2005. - №8. 2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гаджиева Шамиля Алибеговича на нарушение его конституционных прав пунктом 10 части четвертой статьи 46, частью второй статьи 100, частью одинна-дцатой статьи 108, а также частями 2 и 3 статьи 376 Уголовно-процессуального кодекса HA: [определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. № 432-О] // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2005. - №21 3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дружинина Игоря Станиславовича на нарушение его конституционных прав статья-ми 75, 88, 109, 152 и 235 Уголовно-процессуального кодекса РФ: [опре-деление Конституционного Суда РФ от 23 мая 2006 г. № 154-О] // Вест-ник Конституционного Суда РФ. - 2006. - №10. 4. О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Россий-ской Федерации: [постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 мар-та 2004 г. №1] // Российская газета. - 9.03.04. - № 50. 5. О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей: [постановление Пленума Вер-ховного Суда РФ от 27.04.2003 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - №7. 6. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ: [поста-новлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 12. 7. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Вер-ховного Суда РФ от 19 января 2004 г. № 88-о03-55 [электронный ресурс] // режим доступа свободный: http://www.consultant.ru. 8. Уголовное дело № 201302356/79. Архив СУ СК России по РТ. 9. Уголовное дело № 2013824036/01. Архив ОД районного отдела судеб-ных приставов г. Казани. 10. Уголовное дело № 201302367/75. Архив СУ СК России по РТ. 11. Уголовное дело № 201303315/71. Архив СО ОП №1 УМВД по г. Казани. 12. Уголовное дело № 1-205/2016. Архив Вахитовского районного суда г. Казани за 2016 г. 13. Уголовное дело № 1-184/2016. Архив Кировского районного суда г. Ка-зани за 2016 г.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика мер пресечения в уголовном процессе §1. Понятие «мера пресечения» в уголовном процессе В УПК РФ существует множество понятий, требующих определенной конкретизации или уточнения. Одним из таких понятий является термин «меры пресечения». Это породило специальной юридической литературе дискуссию, в ходе которой ученые пытались предложить определения мер пресечения, восполняющие недостатки закона. Все определения различны по своему со-держанию. Следует указать, что некоторые различия в выражении понятий мер пресечения можно понимать, как возможность авторов указать на определен-ные признаки мер пресечения. Необходимо проанализировать меры пресече-ния в зависимости от их содержания, которое вкладывается в понятие тем или иным автором. Исходя из формулировок понятий мер пресечений, данных авторами, можно выделить три группы. Первая группа самая многочисленная, и ее пред-ставители определяют меры пресечения как превентивные меры. Так З. Д. Ени-кеев, указывает на то, что меры пресечения представляют собой специфические превентивно-предупредительные средства, охраняющие интересы уголовного судопроизводства; прямым назначением мер пресечения является создание наилучших условий для беспрепятственного отыскания истины по делу, обес-печения реальной ответственности виновного и пресечения его преступной дея-тельности . По мнению З. З. Зинатуллина, меры пресечения - это принудительные средства уголовно-процессуального характера, применяемые в строго указан-ных в законе случаях органами дознания, следствия, прокуратуры к обвиняе-мому (в определенных случаях также к подозреваемому), а судом к подсуди-мому (до вступления приговора в законную силу) и имеющие своей целью пре-сечь таким лицам возможность уклонения от следствия и суда, воспрепятство-вать установлению по делу объективной истины или продолжать преступную деятельность, а также обеспечить исполнение приговора в части уголовного наказания . К представителям этой группы можно также отнести В. А. Михай-лова, который сформулировал следующее определение: «Мерами пресечения в уголовном судопроизводстве называются установленные законом меры госу-дарственного (процессуального) принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и личной свободы обвиняемого, получения имуще-ственных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения (надзора, присмотра) за обвиняемым устраняется для последнего возможность скрыться от дознания, предварительного следствия, суда отлу-чаться без соответствующего разрешения с места жительства или временного нахождения, предупреждается, пресекается, нейтрализуется и устраняется не-правомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению по делу истины, обеспечиваются его надлежащее поведение, исключающее совершение новых преступлений, своевременная явка по вызовам органов расследования, прокурора, суда, а также исполнение приговора» . Меры пресечения носят обеспечительный, превентивный характер, направлены на создание условий для эффективной уголовно-процессуальной деятельности, препятствуют совершению обвиняемым (подозреваемым) неза-конных действий по противодействию предварительному расследованию и рассмотрению дела в суде. Таким образом, данные определения выражают прямое назначение мер пресечения - предупреждение противоправного пове-дения лиц, обвиняемых, подозреваемых в совершении уголовно-наказуемого деяния. Вторая группа исследователей, сторонниками которой являются И.И. Карпец, А.В. Наумов, определяют меры пресечения «как разновидность, нача-ло, элемент уголовной ответственности, т. е. как уголовно-процессуальную от-ветственность» . Следует отметить, что меры пресечения не являются уголов-ной ответственностью и наказанием. Как указано в юридической литературе, уголовная ответственность - это применение к лицу, виновному в совершении преступления, меры государственного принуждения в форме наказания. Нака-зание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицам, признанным виновными в совершении преступления. Меры пресечения применяются к лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления; применение мер пресечения не может повлиять на результат разрешения дела и применения наказания судом. Как отмечает И.С. Тройнина, меры пресечения по своим признакам напоминают наказание, но это сходство лишь внешнее . Можно привести следующие критерии отличия мер пресечения от мер уголовного наказания: 1) меры пресечения избираются дознавателем, следователем и судом; наказание назначается только судом; 2) меры пресечения избираются и применяются в отношении обвиняемых (подозреваемых); наказание применяется к лицам, признанным виновными в совершении уголовно-наказуемого деяния; 3) основанием для избрания и применения мер пресечения является нали-чие достоверных данных, которые точно указывают на то, что обвиняемый (подозреваемый) совершил противоправные действия, применять к нему меры пресечения необходимо в силу его ненадлежащего поведения; основанием для применения наказания является совершение преступления; 4) меры пресечения не имеют целью исправление, предупреждение и пе-ревоспитание обвиняемых; уголовное наказание такую цель преследует; 5) меры пресечения являются видом уголовно-процессуального принуж-дения и применяются в рамках уголовного процесса, наказание является уго-ловно-правовым принуждением и применяется в рамках уголовного права; 6) меры пресечения носят охранительный характер, они применяются в целях предупреждения возможного противоправного поведения обвиняемого (подозреваемого); наказание назначается за уже совершенное преступление в порядке возмещения вреда, причиненного этим преступлением. Таким образом, меры пресечения имеют уголовно-процессуальную при-роду и не могут рассматриваться как наказание за совершенное преступление. Они существенным образом ограничивают права и свободы личности, однако не являются мерами уголовного наказания. Меры пресечения и наказание раз-личаются по существу и по условиям применения, а также данные институты относятся к разным отраслям права. Несмотря на различия, у мер пресечения и мер наказания есть одна общая черта - ограничение прав и свобод лица, со-вершившего преступление, которое применяется в целях восстановления соци-альной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений. Представители третьей группы определяют меры пресечения как меры уголовно-процессуального принуждения, морального и психологического воз-действия. Например, А.П. Рыжаков понимает под мерами пресечения применя-емые органами дознания, следователями, начальниками следственных отделов, прокурорами, судьей, судом меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие или ограничивающие его личную свободу с целью лишения воз-можности уклониться от дознания, предварительного следствия или суда, по-мешать установлению истины по делу или заниматься преступной деятельно-стью, а также для обеспечения исполнения приговора . На наш взгляд, справедливо указывают сторонники этой группы, что на обвиняемого (подозреваемого) необходимо оказывать воздействие не только процессуальное, но и моральное, и психологическое. Прежде всего, это касает-ся несовершеннолетних преступников, которые являются еще не сформиро-вавшейся личностью и которых путем морального и психологического воздей-ствия на них можно оградить от совершения новых преступлений. Меры пре-сечения могут оказывать также и воспитательное воздействие. Практическое применение процессуальных принудительных мер является сдерживающим фактором на пути ненадлежащего исполнения теми или иными лицами своих процессуальных обязанностей . Статья 98 УПК РФ предусматривает такие меры пресечения, как: подпис-ка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской ча-сти; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; запрет определенных дей-ствий ; залог; домашний арест; заключение под стражу. Если говорить о такой мере пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст.102 УПК РФ), то следует отметить, что избрание данной меры пресечения, как правило, имеет место в отношении лиц, совер-шивших преступления небольшой и средней тяжести. Избрание меры пресече-ния в виде подписки о невыезде состоит в том, что подозреваемый или обвиня-емый принимают на себя письменное обязательство: - не покидать место своего жительства (без разницы - постоянное или временное) без разрешения дознавателя, следователя или суда; - в назначенный срок являться по вызовам данных лиц; - иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. По письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с со-гласия подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь или суд мо-гут избрать меру пресечения в виде личного поручительства (ст. 103 УПК РФ). Личное поручительство состоит в том, что лицо, заслуживающее по мнению дознавателя, следователя или суда, доверия, в письменном обязательстве руча-ется за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств: - в назначенный срок являться по вызовам дознавателя следователя или суда; - не препятствовать производству по уголовному делу. Поручителю должны быть разъяснены существо подозрения или обвине-ния, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполне-нием личного поручительства. В частности, в случае невыполнения поручите-лем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей. Избрание такой меры пресечения, как личное поручительство (ст. 103 УПК РФ), как свидетельствует практика, имеет место реже, чем подписка о невыезде. По отношению к подозреваемым (обвиняемым), которые являются воен-нослужащими или гражданами, проходящим военные сборы, с их согласия может быть избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования во-инской части (ст. 104 УПК РФ) Постановление об избрании меры пресечения направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пре-сечения. Если лица, в отношении которых была избрана мера пресечения в ви-де наблюдения командования воинской части, совершают действия, для преду-преждения которых была избрана эта мера пресечения, командование воин-ской части должно немедленно сообщить об этом в орган, избравший эту меру пресечения. Избрание меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним по-дозреваемым (обвиняемым) состоит в обеспечении его надлежащего поведения, заключающегося в соблюдении тех же правил, что и для лиц, в отношении ко-торых избрана подписка о невыезде . По своему содержанию все виды мер пресечения оказывают на обвиняе-мого (подозреваемого) психологическое или физическое воздействие, а также ограничивают его имущественные права и интересы. Таким образом, меры пресечения можно определить как действий уполномоченных на то лиц по вре-менному принудительному ограничению прав и свобод обвиняемого (подозре-ваемого) с использованием процессуального принуждения, морального и пси-хологического воздействия, применяемых на основаниях, указанных в уголов-но-процессуальном законе (ст. 97 УПК РФ), в целях превенции неправомерно-го поведения со стороны обвиняемого (подозреваемого). §2. Основания избрания, изменения и отмены меры пресечения в уголовном процессе Избрание меры пресечения является важным процессуальным решением в уголовном судопроизводстве. В соответствии со ст. 97 УПК РФ избрание ме-ры пресечения применяется с целью лишения подозреваемых и обвиняемых возможности: 1) скрыться от предварительного следствия либо дознания, а также судебного разбирательства и приведения приговора в исполнение; 2) продолжить преступную деятельность; 3) воспрепятствовать установлению ис-тины по делу путем угроз потерпевшим, свидетелям либо иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожения доказательств или иным путем . Кроме того, избрание меры пресечения и определение ее вида требует от до-знавателя, следователя или суда учитывать тяжесть преступления, в соверше-нии которого подозревается или обвиняется то или иное лицо, а также обстоя-тельства, как возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятия подозреваемого или обвиняемого и другие сведения о личности (ст.99 УПК РФ). Мера пресечения не может быть применена на стадии возбуждения уго-ловного дела, где исключается уголовно-процессуальное принуждение, а также на стадии исполнения приговора, поскольку осужденный уже отбывает назна-ченное наказание. Решение об избрании меры пресечения оформляется постановлением до-знавателя, следователя или судьи. Если данную меру пресечения избирает суд, то выносится определение. В постановлении или определении об избрании ме-ры пресечения должны содержаться сведения о преступлении, в совершении которого подозревается или обвиняется гражданин, а также указанные выше основания для избрания меры пресечения. При этом, как значится в особом мнении судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева, обстоятельства, ко-торые являются основаниями избрания меры пресечения, подлежат доказыва-нию. При этом безусловной особенностью предмета доказывания является то, что доказывается предположительное, возможное поведение обвиняемого. Все-гда есть риск наступления этого возможного поведения и помимо разумно применяемых мер пресечения отсутствуют какие-либо «страховочные» меха-низмы . Меры пресечения в отношении подозреваемого по уголовному делу мо-гут избираться лишь в исключительных случаях. Однако при этом закон (ч.1 ст.100 УПК РФ) требует, чтобы обвинение подозреваемому было предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения. В случаях, когда подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, обвинение долж-но быть предъявлено в тот же срок с момента задержания . Если в указанный срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресе-чения должна быть немедленно отменена. Из этого правила есть исключения. Согласно ч.2 ст.100 УПК РФ обвине-ние в совершении преступлений должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток (точка от-счета та же), если лицо обвиняется в совершении таких преступлений, как: тер-рористический акт (ст.205 УК РФ); прохождение обучения в целях осуществле-ния террористической деятельности (ст.205.1 УК РФ); организация террори-стического сообщества и участие в нем (ст.205.3 УК РФ); организация терро-ристического сообщества и участие в нем (ст.205.4 УК РФ); организация дея-тельности террористической организации и участие в деятельности такой орга-низации (ст.205.5 УК РФ); захват заложника (ст.206 УК РФ); организация неза-конного вооруженного формирования или участие в нем (ст.208 УК РФ); бан-дитизм (ст.209 УК РФ); организация преступного сообщества (преступной ор-ганизации) или участие в нем (ней) (ст.210 УК РФ); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК РФ); воору-женный мятеж (ст.279 УК РФ); диверсия (ст.281 УК РФ); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360 УК РФ). Копия постановления или определения должна быть в обязательном по-рядке вручена лицу, в отношении которого оно вынесено, а его защитнику или законному представителю по их просьбе. Лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования этого решения. Порядок обжалования постановления или определения об избрании меры пресечения установлен статьями 123 - 127 УПК РФ. Порядок подачи жалоб на действия (бездействие) и решения властных участников уголовного судопроизводства будет рассмотрен в одной из следующих публикаций. Пока же лишь отметим, что жалобы на постановление или определение суда могут быть поданы руко-водителю следственного органа, прокурору или в суд. В моей практике был случай, когда следователь объявил гражданину о том, что он подозревается в совершении преступления, избрал ему меру пресе-чения в виде подписки о невыезде и забыл о нем. При этом следователь не разъяснил гражданину, что существует 10-суточный срок, после которого, если обвинение не предъявлено, мера пресечения отменяется. А «подозреваемый» под страхом заключения под стражу в течение нескольких лет боялся покинуть населенный пункт, где он проживал, поскольку уголовное дело было возбуж-дено в другом городе, и у него не было возможности обратиться к следователю за разъяснениями . Когда же он обратился за юридической помощью ко мне, и мы подали соответствующую жалобу в суд, оказалось, что этому гражданину статус подо-зреваемого уже давно поменяли на статус потерпевшего (уголовное дело было возбуждено по ч.3 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть че-ловека»). Но и об этом ему следователь не сообщил. Совершенно очевидно, что бездействие, связанное с не уведомлением гражданина о принятых в отношении него процессуальных решениях, было принято судом незаконным. Позже гражданину по суду был компенсирован и моральный вред, причиненный не законному привлечению в качестве подозре-ваемого . Порядок отмены или изменения меры пресечения регулируется ст. 110 УПК РФ. Согласно данной статье мера пресечения отменяется, когда в ней от-падает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, ко-гда изменяются основания для избрания меры пресечения, рассмотренные вы-ше. Мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на бо-лее мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по резуль-татам медицинского освидетельствования. Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда. При этом если мера пресечения в ходе предварительного следствия или дознания избиралась с согласия руководителя следственного органа либо прокурора, она может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц. Глава 2. Порядок избрания, изменения и отмены меры пресечения в уголовном процессе §1. Правовые и организационные вопросы избрания меры пресечения Основное назначение мер пресечения заключается в предупреждении противоправного поведения лиц (подозреваемых, обвиняемых) для создания оптимальных условий для полного, всестороннего и объективного разбира-тельства по уголовному делу, принятия справедливого решения, обеспечения реализации обязанности виновного понести ответственность за совершение уголовно-наказуемого деяния, пресечения дальнейшего неправильного поведе-ния виновного, в том числе в отношении потерпевшего и свидетеля, восстанов-ления прав потерпевшего от преступления, предупреждения, пресечения и своевременного раскрытия и расследования преступлений . Статья 98 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень мер пресечения. К ним относятся: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное пору-чительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовер-шеннолетними подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, за-ключение под стражу. Каждая мера пресечения определяется определенной си-туацией, личностью подозреваемого или обвиняемого, характером совершен-ного деяния, видом преступления, отягчающими или смягчающими обстоя-тельствами. В статье 97 УПК РФ закреплено положение о том, что дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому (подозреваемому) одну из мер пресечения при наличии оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжить заниматься преступ-ной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепят-ствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполне-ния приговора или возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном ст. 466 УПК РФ. Кроме того, при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны учитываться тяжесть преступления, сведения о лично-сти подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семей-ное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ). На наш взгляд, правоприменителям необходимо не только учитывать указанные обстоятельства, но и отражать их наличие или отсутствие в поста-новлениях об избрании любой меры пресечения. Например, из постановления следователя СУ СК России по РТ И. об избрании подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении П., совершившего преступление, преду-смотренное ч. 2 ст. 159 УПК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору), не следует обоснование избрания именно этой ме-ры пресечения. В постановлении описана лишь фабула совершенного преступ-ления . В отличие от следователя СУ СК России по РТ И., дознаватель районно-го отдела судебных приставов О. в постановлении об избрании подписки о не-выезде и надлежащем поведении в отношении Ш. помимо фабулы совершенно-го преступления перечислил обстоятельства, повлиявшие на избрание указан-ной меры пресечения - «имеет постоянное место жительства» и указал, что «данные о намерении Ш. скрыться от органов дознания отсутствуют» . В постановлениях о возбуждении перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подобные недостатки практи-чески не встречаются. Так, следователь СУ СК России по РТ Ш. в ходатайстве об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу указала, что С., подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ч.ч. 3 ст. 158 УПК РФ - «то есть тяжких преступлений, наказание за каждое из которых предусмотрено свыше 2-х лет лишения свободы, а его личность характеризует-ся следующим образом - места работы и источника дохода не имеет, мер к трудоустройству не принимает, ранее судим за совершение тяжкого преступ-ления, на путь исправления не встал, по месту жительства зарекомендовал себя с отрицательной стороны, замечен участковым в злоупотреблении спиртных напитков, наркотических средств… необходимо избрать меру пресечения в ви-де заключения под стражу, избрание иной, более мягкой меры пресечения не-возможно» . Вместе с тем стремление следователей, дознавателей привести в поста-новлении об избрании меры пресечения как можно больше доводов, приводит к тому, что большинство из них судом признаются несостоятельными. Напри-мер, судья районного суда г. Казани К. рассмотрев постановление следователя СО ОП № 1 УМВД по г. Казани С. о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении З. ука-зала, что доводы следователя (за исключением тяжести совершенного преступ-ления) материалами уголовного дела не подтверждаются. Кроме того, З. «яв-ляется несовершеннолетним, ранее не судим, ни к уголовной, ни к администра-тивной ответственности не привлекался, имеет постоянное место жительства, характеризуется положительно, его показания по делу закреплены…» . §2. Правовые и организационные вопросы избрания меры пресечения Рассмотрим особенности избрания мер пресечения в отношении несо-вершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого Существующие международ-ные правовые акты, касающиеся отправления правосудия в отношении несо-вершеннолетних, весьма гуманны относительно применения к ним мер пресе-чения. Так, из положений Пекинских правил следует, что содержание под стражей несовершеннолетних до суда должно применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени . А наиболее лучшим решением было бы вообще оставление большинства несовершеннолетних на свободе во время предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовному делу. Изучение же уголовных дел показало, что на практике в основном к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому применяется такая мера пресечения, как заключение под стражу или подписка о невыезде и надлежа-щем поведении. Так, по данным анализа уголовных дел, проведенного О.В. Полещук и Е.В. Яровенко, более чем в половине случаев привлечения к уго-ловной ответственности несовершеннолетние в процессе предварительного рас-следования берутся под стражу .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
3000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg