Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

kisssaaa0721 708 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования математических представлений через игровую деятельность у детей среднего дошкольного возраста. о геометрических фигурах и форме у детей средней группы с использованием игрового комплекта «Пертра в условиях проведения НОД». Объект исследования – формирования элементарных математических представлений у детей средней группы в ДОУ. Предмет исследования – методы использования игрового комплект «Пертра» выступающего как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы в ДОУ. Для достижение поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1.Проанализировать понятия о формировании математических представлений о геометрических фигурах и формах у детей средней группы в психолого педагогическом контексте. 2.Выявить особенности формирования математических представлений о геометрических фигурах, о форме предметов у детей среднего дошкольного возраста 3.Охарактизовать методы формирования математических представлений о форме и геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «Пертра» в НОД. 4.Провести опытно-экспериментальную работу по формированию математических представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы в ДОУ и сформулировать методические рекомендации на основе полученных результатов. - Опробовать игры с использованием игрового комплекта «Пертра», способствующие формированию представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста в НОД. - Провести диагностику и определить степень сформированности у детей средней группы представлений о форме предметов и геометрических фигурах. - Обобщить результаты исследования и сделать выводы. Методологическую и теоретическую основу исследования составили теория личностно–ориентированного воспитания (Д.А. Леонтьев, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова и др.), Теория деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.А. Леонтьев, А.Б. Воронцов, А.К. Лукина и др.). Современные положения о математическом развитии детей дошкольного возраста описаны в работах таких авторов, как: А.В. Белошистая, Р.Л. Березина, В.Г. Житомирский, З.А. Для решения поставленных задач нам необходимо использовать следующие методы психолого педагогического исследования: составление библеографии., изучение и анализ психолого педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, реферирование, тезирование, проведение диагностики, обобщение, анализ и интерпритация. Теоретическая значимость – работы заключается в систематизации и обобщении современных представлений об ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Практическая значимость – состоит в том, что была изучена специфика ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами, были подобраны игры и упражнения по данной теме. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с детьми. База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Озерновский детский сад №6 находящийся по адресу: г. Енисейск, ул. Ленинградская. Для исследования была выбрана средняя группа «Теремок» МБДОУ. Курсовая работа состоит из 4 параграфов, введение, заключение, список использованной литературы, которая составляет 42 источника, приложение на ----страниц, включая в себя таблицы.
Введение

Актуальность темы курсовой обусловлена важностью проблемы в области дошкольного образования, имеющий государственный масштаб .Об этом говорится в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации (с изменениями от 8 октября 2020 года)» Концепция развития российского математического образования указывает на необходимость сопровождения математического развития детей как элемента общей культуры дошкольного образования. В документе утверждается, что «математика может стать важным элементом национальной идеи России XXI века, основой инновационно-технологического потен- циала и полем наиболее эффективных инвестиций» [1] описано основное направление дошкольного математического образования: обеспечение предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, способствующих развитию первичных математических представлений и образов, используемых в повседневной жизни [18].и в.(Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, [2], в законе Об образовании (29.12.2021г.) [3] Главной задачей в воспитании дошкольников является воспитание всесторонней развитой личности, используя личностно ориентированный подход. Об этом говорится во ФГОС Начального дошкольного образования [4] Поэтому одной из наиболее актуальных и важных задач является подготовка детей дошкольного возраста к школе и формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Для многих в школе самым сложным предметом является математика. Математика играет одну из ведущих ролей в познавательной деятельности ребенка, в результате которой закладываются дальнейшие основы математических понятий, формирование математического логического мышления и дальнейшего успешного усвоения материала. Таким образом, в данном направлении необходимо дальнейшее изучение формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все вышесказанное выше определило тему работы – «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме у детей средней группы дошкольного возраста по средствам игрового комплекта «Пертра» в НОД.
Содержание

Введение 3 1. Понятие математических представлений о геометрических фигурах и формах в педагогическом контексте 8 2. Особенности формирования математических представлений о геометрических фигурах, о форме предметов у детей среднего дошкольного возраста 12 3. Методы формирования математических представлений о геометрических фигурах и форме у детей среднего дошкольного возраста по средствам игрового комплекта «Пертра» в НОД 18 4. Опытно–экспериментальная часть работы по формированию представлений у детей средней группы ДОУ о геометрических фигурах и формах посредством игрового комплекта «Пертра» 21 Заключение 47 Список использованной литературы 49 Приложение 1 53
Список литературы

1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. – №2. С.76–81 Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. 2. – Новосибирск: Изд–во НГПУ, 2000 – 372 с. 3. Базисная программа развития ребёнка. Дошкольное детство. – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 4. Гуманитарные науки. Педагогика № 3 (43), 2017 5. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. – М.: Юнити, 2019. – 356 с. 6. Белошистая А. В. Современные программы математического образования дошкольников. – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 7. Давидчук А. Н. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. – Дошкольное воспитание. – № 12 – 2020. 8. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание. – № 10 – 2020. 9. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой. – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 10. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 11. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя детсада. М.: Просвещение, 1992. – 180 с. 12. Забродина Н.А. Математическая сказка как средство формирования мыслительных операций у дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60100 (дата обращения: 16.05.2018). 13. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред.Л.Г. Нисканен. М.: Издательский центр Академия, 2002. –208с. 14. Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. – 2012. – №1. –С.96 – 100. 15. Киричек К.А. Методика ознакомления дошкольников с метром и сантиметром // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 8 (48). – С. 77–78. 16. Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. № 41. – С. 179–183. 17. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. – 447 с. 18. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с. 19. Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Педагогика, 2012.– 142 с. 20. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание № 3 – 2020. 21. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. – № 6. – С. 32–36. 22. Методические советы по программе «Детство». – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 23. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 24. Михайлова З. А., Цыплашкина И. Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей. Диагностика освоенности математических представлений. – СПб.: Питер, 20219. – 450 с. 25. Новикова В. П. Математика в детском саду – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 26. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Юнити, 2019. – 231 с. 27. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 2011. – 230 с. 28. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 29. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Юнити, 2019. – 335 с. 30. Поддъяков Н. Проблемы психического развития ребёнка // Дошкольное воспитание № 9 – 2019. 31. Попова М. В. Психология растущего человека. – М.: Творческий центр «Сфера», 2019. – 201 с. 32. Смоленцева А. А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 33. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – М.: Юнити, 2019. – 201 с. 34. Столяр А. А. Давайте поиграем. – М.: Юнити, 2010. – 145 с. 35. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М.: Владос, 2019. – 288 с. 36. Филиппова Л.В. Сказка как источник творчества детей. – М.: Владос, 2019. – 288 с. 37. Фоменко Л.И. Сказка – как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.// Дошкольное воспитание и образование. – 2008. – №7. С45–48. 38. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики; Курс лекций для высших учеб. зав./А.В. Белошистая.– М.: Владос, 2004. – 400 с. 39. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2011. –220 с. 40. Щербакова Е. И. «Методика обучения математике в детском саду», Москва, 1998 год. 41. Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров//Дошкольное воспитание и образование. –2007. – №9. С12–17. 42. Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений М.: Книголюб, 2004. – 96 с. 43. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Издательский центр Академия, 2010. – 219 с.
Отрывок из работы

1. Понятие математических представлений о геометрических фигурах и формах в педагогическом контексте. Современные дети живут и развиваются в эпоху инновационных технологий. Федеральные государственные требования к обновлению содержания дошкольного образования предполагают серьезные изменения в познавательном преобразовании дошкольников, частью которого является математическое развитие. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется в детском саду через образовательную область «познавательная деятельность». На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовке его к школе. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако, часто можно услышать, что математика – скучная наука. Я с этим не согласна. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность. Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского [10, с. 15] и заканчивая современными исследователями – Т.И. Ерофеевой [3, с. 33], Н.Я. Большуновой [30, с. 36]), которые рассматривали математическое развитие детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте исследователи выделяли методы и приемы обучения, такие как беседы и занятия, разнообразные игры и занятия, а на современном этапе также использование специальных математических сказок, исследователи говорят, что математическое развитие должно быть связано со всеми деятельностями детей и обучение должно осуществляться без принуждения и давления. Педагоги – исследователи (Большунова Н.Я. [1, с. 10], Шорыгина Т.А. [19, с. 22], Ерофеева Т .И.[3, с. 14] ) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Для обучения дошкольников математике используются занимательные игры, задачи и развлечения. Несложный занимательный материал определяется с учетом потенциала детей и альтернативы всеобщего формирования и воспитания. Следует отметить, что занимательный материал применим для активизации умственной деятельности, заинтересованности математического материала, увлечения и развлечения детей, развития ума, расширения и углубления математических представлений, закрепления полученных знаний и умений, упражнения в использовании их в новой обстановке и других видах активности (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева [2, с. 14]). Ежедневно в быту и играх ребенок встречается с ситуациями, требующих применения математического решения: сервировка стола для кукол, раздел конфет поровну и т.д. Необходимы знания таких позиций, как «мало», «много», «меньше», «больше», «поровну», умение определить и выбрать число во множестве. Вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно дети решают возникающие вопросы. Таким образом, дети дошкольного возраста знакомятся с математикой и овладевают элементарными вычислительными процессами. Приоритетной задачей работы дошкольных образовательных учреждений считается развитие у дошкольников элементарных математических представлений. Программа по математике направлена на формирование и прогресс математических представлений и способности, смекалки, умственной активности, логического мышления, то есть умения делать простейшие суждения, пользования грамматическими правильными оборотами речи. Программой по математике предусмотрены операции с наглядным материалом, определение объема сыпучих и жидких тел, проведение измерений с помощью условных мерок, представления о геометрических фигурах, развитие глазомера ребят, формирование понимания пространственных отношений, понятия о времени [42, с. 36]. Чтобы достичь успешного освоения учебного материала помогает использование разных методов, средств и приемов обучения. Поставленные цели и задачи влияют на выбор обучения, содержание изучаемого материала, этап занятий и возраст детей. В современное время применяются новые подходы к формированию познавательных интересов к математике у дошкольников. Увеличились возрастные особенности детей в освоении математического содержания, повысились требования школы к математической подготовленности дошкольников, модифицировались социальные условия, изменилось отношение к образованию и воспитанию детей. Воспитателям предоставлен большой потенциал в выборе программ математического формирования, использования разных технологий и моделей обучения дошкольников. Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Поэтому для фиксирования математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения отдельно для каждой возрастной группы [41, с. 10]. Согласно Н.Я. Большуновой, сказка выступает продуктивным средством развития логического мышления дошкольников [1]. А.В. Белошистая под математическим развитием детей дошкольного возраста понимает целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности. По мнению автора, благодаря этому возможно реальное осуществление непрерывности математического образования, его преемственности и повышения качества математической подготовки ребенка дошкольного возраста [3, с. 56]. В основе методики математического обучения Е.И. Щербакова [3, с. 38] лежат дидактические принципы: последовательность, систематичность, индивидуальный подход, постепенность. Детям предлагаются задания последовательно, усложняясь от занятия к занятию. При переходе к новой теме пройденный материал повторяется, что дает возможность углубить знания детей и сосредоточить их внимание на новой информации Воспитателями на занятиях по математике используются разные методы: словесный, наглядный, игровой. Также применяются другие способы: беседа, рассказ, объяснение, описание, вопросы и ответы, смотр картин и предметов, упражнения, дидактические и подвижные игры В занятиях с детьми всех возрастных групп особое место заимствуются методы развивающего обучения: классификация предлагаемых знаний, применение наглядных средств, куда входят эталонные образцы, простейшие схематические изображения, предметы — заместители и которые применяются для выделения в реальных предметах и ситуациях разных свойств и отношений, употребление общего способа действий в новых условиях. Формированию у детей элементарных математических представлений содействуют используемые методические приемы: комбинация практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно — игровых и поисковых ситуаций. Повышенная трудность, нестандартность игры, необходимость решения поставленной задачи вызывает большую заинтересованность дошкольников [40, с. 33]. Для ускорения формирования и развития логических структур мышления у детей, воспитатели моделируют логические и математические конструкции в игре, в процессе которой создаются благоприятные условия для использования математических знаний, их самостоятельного и активного применения. Так у детей формируется интерес к математическому содержанию. Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения. Таким образом мы считаем, что Е.И. Щербакова наиболее полно раскрывает математические понятия и в дальнейшем мы будем придерживаться ее линии. 2. Особенности формирования математических представлений о геометрических фигурах, о форме предметов у детей среднего дошкольного возраста. В процессе математического развития у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах. Причем представление о форме предмета закладывается в строго определенной последовательности: сначала различие форм предметов, затем различие их названий и только потом их самостоятельное называние. Немаловажным является тот факт, что процесс знакомства детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в два этапа: – сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур; – формирование системных знаний о геометрических фигурах и развитие у них начальных приемов и способов «геометрического мышления». Так, первый этап характерен для развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста 3–5 лет, а второй – для детей постарше – 5–7 лет и школьников [5] Особенности формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах у дошкольников средней группы заключается в том, что ознакомление с окружающим миром в том числе и с понятием геометрических фигур и форм ребенка в этом возрасте происходит исключительно через сенсорное восприятие, чувственное познание окружающей его среды [5, с. 12]. Об этом еще говорили такие выдающиеся педагоги психологи как Пестолоцци, Фребель («Дары») которые и по сей день используются в ДОУ как дидактический материал, способствующий лучшему и успешному усвоению понятий о геометрических фигурах и формах. Работы и методики Монтессори, позволяющие проводить более успешное ознакомление детей с геометрическими фигурами и формами. С чувственного восприятия предметов и явлений в окружающем мире начинается познание. Все остальные формы познания – память, мышление – выстраиваются на основе образов восприятия ребенка. В процессе сенсорного, чувственного восприятия выделяются свойства предметов, в данном случае эта форма предмета, и становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение ими и создается основа для более эффективного формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, продуктивной, трудовой и др.) [10, с. 25]. Например, игра «Волшебный мешочек» Ребенок достает из мешочка геометрическую фигурку, но прежде чем достать воспитатель просит угадать кая фигурка там. Ребенок через осязание предмета распознает что там, вспоминает какими свойствами обладает фигура которую он обследует (сколько углов или она круглая или вытянутая и т.д.) затем он достает ее и начинает ее соотносить с окружающими его предметами или с предметами из окружающего его мира. Напримерквадрат (у него четыре угла, он плоский и похож на платочек или на столик стоящий в группе) Так у ребенка откладывается такое понятие как «квадрат» и т.д. [10, с. 25] Развитие восприятия – это сложный, психический процесс, который включает в себя усвоение дошкольниками выработанных обществом так называемых «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Этот термин «сенсорный эталон» впервые был предложен А. В. Запорожцем [3, с. 22]. Это общепринятые образцы, которые можно соотнести с окружающими предметами как сказано выше. В ходе исследований было выяснено, что еще в грудном возрасте ребенок четко различает бутылочку из которой его кормят не зависимо от того, где она находится в пространстве. Потому что у ребенка через чувственное сенсорное восприятие закрепился образ этой бутылочки. А в 3–5л. ребенок средней группы, геометрические фигуры воспринимает как обычные игрушки и глядя на них сравнивает с окружающими предметами. И первые представления о геометрических фигурах и формах дети получают в игровой деятельности. В это время воспитатель правильно называет фигуры, но не стремится чтобы воспитанники их запомнили. Важно чтобы дети в ходе игры обследовали названные и предложенные геометрические фигуры педагогом, через чувственное сенсорное восприятие [14, с. 33]. Таким образом, мы видим, что основные понятия о геометрических фигурах и формах дети в возрасте 3-5л. черпают из окружающего их мира через сенсорное, чувственное восприятие, что и является их особенностью в познании и закреплении начальных математических навыков, умений и знаний. 3. Методы формирования математических представлений о геометрических фигурах и форме у детей среднего дошкольного возраста по средствам игрового комплекта «Пертра» в НОД Для того чтобы нам выдать более эффективные методы формирование такой то методики того то. Согласно ФГОС ДО по программе в ДОУ ребенок должен знать Формирование элементарных математических представлений: ? сравнивать 2 группы предметов, используя счет; ? сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте используя слова: большая, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая; маленькая побольше, ещё больше, ещё больше, самая большая; ? узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата; ? различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь); ? определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз); ? знать правую и левую руку; ? ориентироваться на плоскости листа: правый верхний угол, нижний левый угол, справа от берёзки, слева от домика и т.д. ? Для формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах и формах можно использовать такие приемы как приложение, наложение. Но эффективность этих приемов может быть только если фигуры выдаются в паре (круг–квадрат) и т.д. Так ребенок путем наложения будет видеть и запоминать особенности геометрических фигур (например что у квадрата углы, а у круга ровная поверхность). Для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами воспитатель использует следующий алгоритм: – показывает геометрическую фигуру и называет ее; – предлагает найти точно такую и назвать; – предлагает ее найти среди предложенных фигур; – предлагает найти признаки фигур; – предлагает сравнить фигуры (используя прием то же наложения); – предлагает детям выполнить практические действия с фигурами (напримерпостроить что-то из фигур, предмет из окружающей среды похожий на эти фигуры). Большое значение имеет осязательно–двигательное обследование геометрических фигур. Подключение рук, глаз улучшается восприятие форм. Дети ощупывают данную им фигуру кончиками пальцев и обводят ее контур. Обведение контура фигуры завершается проведением рукой по ее поверхности. Упражнения игра путем наложения фигур в паре: квадрат–круг, треугольник–квадрат и т .д, помогает ребенку яснее и четче запомнить особенности геометрических фигур [18, с. 36]. Для закрепления особенностей геометрических фигур педагог дает упражнения на воспроизведения этих фигур; вырезать из бумаги (например, из круга сделать квадрат и из прямоугольника сделать овал), слепить (то же самое проделать с пластилином или статическим песком), обвести по трафарету карандашом и т.д.) [19, с. 33]. Для усвоения детьми понятий о геометрических фигурах и форм большую роль играют занимательные игры, головоломки, различные упражнения на закрепление геометрических понятий. Этой проблеме в своих трудах уделил внимание Л. А. Венгер [4, с. 11], можно найти много полезных упражнений позволяющих закрепить начальные понятия о геометрических фигурах и формах. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников мною были использованы разнообразные методы обучения: практические, наглядные,, игровые.,беседа. Как правило, методы выбираются комплексно. Основное место было отведено практическому методу (упражнениям, играм, опытам, конструированию). При формировании элементарных математических представлений игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко использую разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного материала. Все виды дидактических игр (предметные, настольно–печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей различных возрастных групп. При формировании элементарных математических представлений широко были использованы приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом: 1) Демонстрация способа действия в сочетании с объяснением. 2) Инструкция по выполнению самостоятельных заданий (упражнений). 3) Пояснения, разъяснения, указания. 4) Вопросы к детям («Что это такое?», «Какого цвета флажки?», «Как называется эта фигура?», «Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю еще один?», «Какое число больше (меньше): 9 или 7?»). 5) Словесные отчеты детей. Задаю вопросы, требующие после выполнения упражнения детьми рассказать, что и как они делали что получилось в итоге, и собственно детских ответов на вопрос. 6) Контроль и оценка. Контроль осуществляю при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. 7) Специальные практические или умственные действия, на основе которых у детей формируются элементарные математические представления. К таким приемам традиционно относятся: наложение и приложение предметов; обследование формы предмета; «взвешивание» предмета «на руках»; использование фишек–эквивалентов; считывание и отсчитывание по единице и т. д. 8) Моделирование – наглядно–практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляю по–разному. Поскольку опыт и знания у детей невелики, обучение в основном идет так: сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания, а затем они обобщаются до простейших правил и закономерностей. Однако этот необходимый и важный для умственного развития маленьких детей путь имеет и свои недостатки: дети не могут выйти за пределы тех единичных фактов и случаев, на основании которых были подведены к обобщениям; не в состоянии подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничивает развитие их самостоятельной мысли и поиска. Поэтому в обучении также использую и другой путь, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Усвоенное правило дети должны научиться применять в конкретных условиях. Рациональное сочетание разных методов способствует наиболее высокому умственному и математическому развитию детей [14, с. 33]. В своей работе организую повседневное общение с детьми с целью закрепления и использования количественных, временных, пространственных отношений и т.д. Было обращено внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира (у птиц два крыла, две ноги, у животных – четыре лапы, на деревьях много листочков и т.д.). Привлекалось внимание детей к последовательной смене частей суток, времен года, дней недели. Дети с удовольствием слушают сказки, в которых «присутствуют» числа: «Три медведя», «Козленок, который умел считать до десяти», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», а также пословицы и поговорки. Стараюсь связывать математику с окружающей жизнью, опытом ребенка (например, предлагаю положить на стол столько ложек, сколько на нем тарелок, обращаю внимание детей на цифры на часах, объясняю их назначение) [20, с. 33]. Все это помогает формировать у дошкольников элементарные математические представления. С новой фигурой (прямоугольником) знакомят с помощью приемов, что и в обследование фигуры, осязательно–двигательное, различные практические действия с ней. Путем наложения и сравнения прямоугольник сравнивают с кругом, квадратом, треугольником. Алгоритм в формировании представлений о геометрических фигурах [22, с.142]. 1. Показ геометрической фигуры и ее называние. 2. Изучение геометрических фигур через конкретные практические действия, чувственное и сенсорное восприятие. 3. Показ детям таких же фигур по форме, но различных по цвету и величине. 4. Нахождение детьми похожих предметов из окружающей их среды, соответствующих той или иной фигуре. Используя геометрические фигуры как некий эталон сравнить предметы по форме между собой. 1. Сравнение уже знакомых детям геометрических фигур, определение общих различий фигур и их качеств (квадрат и прямоугольник круг и овал и т.д.). 2. Затем проводится закрепление свойств геометрических фигур с помощью способа измерения, рисования, лепки, построения, выкладывания, и др Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации [29, с. 21] конструировании [30, с. 33]. Детей нужно научить правильно показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, основания и т. д.). При подсчете углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка – от одной вершины угла до другой. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами – большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания Таким образом, при систематическом использовании различных интересных и занимательных дидактических игр на занятиях и в свободной игровой деятельности у детей еще более эффективно закрепляются навыки и понятия о геометрических фигурах и формах. Дошкольники начинают легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их выкладывать и менять, преобразовывать в другие. Познание и сравнение геометрических фигур и их свойств, отношений расширяет кругозор ребят, позволяет им наиболее точно и разносторонне воспринимать форму и распознавать предметы из окружающей среды.. Считаю, что возможности используемых дидактических игр и игровых упражнений в организации познавательной деятельности по формированию представлений о геометрических фигурах могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями. 1. Игровые: игра выступает как самостоятельный метод обучения. Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений, в том числе и о геометрических фигурах. 2. Наглядные: материал для детей представлен наглядно (модели геометрических фигур), поэтому используются наглядные методы, которые существенно способствуют формироватию пространственных представлений 3. Практические: Практический метод, упражнения в которых ребёнок неоднократно повторяет умственные и практические действия. 4.Беседа. 4. Опытно–экспериментальная часть работы по формированию представлений у детей средней группы ДОУ о геометрических фигурах и формах посредством игрового комплекта «Пертра» Гипотеза: у детей средней группы с использованием игрового комплекта «Пертра» будет эффективно развито представление о геометрических фигурах и формах. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МБДОУ Озерновский детский сад № 6 в средней группе «Теремок». Выборка исследование составила: 15 воспитанников 9 девочек и 6 мальчиков, в возрасте 4-5 лет. 1.Определение уровней и критерий сформировасти математический понятий о геометрических фигурах и формах у детей средней группы. (сентябрь2020г.) 2.Подбор диагностического инструментария, проведение первичной диагностики (октябрь 2020г.) 3.Реализация методов работы через игровой комплект Пертра. 4.Проведение повторной диагностики, сопоставление полученных полученных результатов и их интерпритация.(сентябрь 20г. - март 21г.) 5.Формулирование методических рекомендаций по формированию понятий о геометрических фигурах и формах у детей средней группы. Первичная диагности прводилась нами при помощи следующих диагностик 1. «Найди предмет такой же формы» (, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева). Цель: выявить умение детей узнавать (находить) в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. 2. «Отбери фигуры по форме». ( Г.А.Репиной) Цель: выявление уровня знания геометрических фигур, умение классифицировать по форме. 3. «Назови фигуру» (Садчикова Н.Л.) Цель: Выявить уровень знаний о геометрических фигурах. Констатирующий этап На диагностическом этапе исследования была поставлена цель: выявить уровень сформированности математических понятий о геометрических фигурах и формах у детей средней группы ДОУ. 1. «Найди предмет такой же формы» (, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева). Дата проведения: 08.10.2020г. Цель: выявить умение детей узнавать (находить) в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Инструкция по проведению У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры (круг, квадрат, и т.д.) и объемные тела. Детям поочередно показывается одна из геометрических фигур, например, круг. Ребенок вспоминает и называет предмет такой же формы в окружающей его обстановке. Оценка
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg