Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Оптимизация процесса обучения спортивным играм в школе (на примере баскетбола)

kisssaaa0721 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Актуальность темы: Применение спортивных игр, в том числе баскетбола, играет большую роль в формировании фундамента двигательных навыков и физической подготовленности обучающихся. Объект изучения: -оптимизация процесса учебной деятельности в работе учителя физкультуры при обучении спортивным играм. Предмет изучения: -процесс обучения спортивной игре - баскетболу. Цель изучения: - выявление условий эффективного обучения баскетболу в начальной школе. Задачи изучения: 1. Дать характеристику основных физических качеств младших школьников в урочной деятельности. 2. Определить формирование двигательных качеств средствами баскетбола. 3. Выявить средства развития физических качеств на урочном занятии по баскетболу. Дипломная работа определяется логикой изучения и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по теме работы и приложения.
Введение

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования. Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей. Анализ научной и учебной литературы, педагогическая практика, осознание потребности в развитии творческих способностей учащихся и формировании всесторонне развитой личности и определили тему работы: «Оптимизация процесса обучения спортивным играм в школе (на примере баскетбола)». Выбор в качестве примера баскетбола объясняется популярностью игры в российских школах.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Оптимизация преподавания спортивных игр на уроках физкультуры в младшей школе…………………………………………………………….…5 1.1 Роль и место баскетбола в системе физического воспитания 1.2 Оптимизация учебной деятельности 1.2.1 Обучение двигательным действиям 1.2.2 Развитие физических качеств Глава 2. Методика обучения игры в баскетбол с учетом оптимизации и индивидуально-дифференцированного подхода. …………………….……….29 2.1. Проведение уроков в условиях оптимизации процесса обучения и анализ результатов. Заключение ……………………………………………………………………...38 Список используемой литературы ………………………………………..….39 Приложение …………………………………………………………………..…41?
Список литературы

1. Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. -ЧГПИ: Факел, 2015. 174 с. 2. Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2016. - № 10. - С.2 - 7. 3. Бутакова М. В. Педагогические условия дифференцированного обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Вологда, 2014.-23 с. 4. Васьков Ю. В. Раздел «Основы знаний» 9 класс. 2016. - № 11 - 12. -С. 12-14. 5. Вишняков А. В., Лях В. И. Для более эффективного контроля // Физическая культура в школе. 2018. - №3. - С.37 - 38. 6. Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека: Сборник науч. статей. Алма-Ата: КазИФК, 2017. - 95 с. 7. Годик М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2018. - 192 с. 8. Голенко С. А. Соотношение компонентов физической нагрузки на уроках физической культуры // Физкультура в школе. 2016. - №6. - С.20 - 21. 9. Громыко В. В. К оценке индивидуальной физической кондиции человека // Теория и практика физической культуры. 2015. - №10. - С.28 - 32. 10. Зыков Г. С. Педагогические условия физического совершенствования подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Липецк, 2018. - 21 с. 11. Кузин В. В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Теория и практика физической культуры. 2017. - №9. - С.55 - 57. 12. Матвеев Л. П. Об этике и методологии диссертационного творчества // Теория и практика физической культуры.- 2014.- №5.- С.5 12. 13. Маторин А. М. Исследование индивидуальных особенностей занимающихся и учет их при обучении физическим упражнениям: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 2014. - 17 с. 14. Нестеров В. А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2018.-№>1.-С.15- 17. 15. Осмоловская И. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Школа,- 2015.- №6.- С.45 50. 16. Ратов И. П., Насритдинов Ф. Н. Совершенствование движений в спорте.- Ташкент: Изд-во имени Ибн Сины, 2017.- С.47 49. 17. Филин В. П. Состояние и перспективы исследований проблем юношеского спорта.- М.: Физкультура и спорт, 2016,- 92 с. 18. Чумаков Е. М. Учет индивидуальных особенностей школьников при обучении их двигательным действиям: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М.: ГЦОЛИФК, 2014,20 с. 19. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика.- М.: Касталь, 2015.- 225 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Оптимизация преподавания спортивных игр на уроках физкультуры в младшей школе 1.1. Роль и место баскетбола в системе физического воспитания Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра – естественный спутник ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость [5]. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. Можно организовать музыкальное сопровождение. Все это формирует эстетическое мировосприятия. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие индивидуальные особенности. Детям с отставанием в умственном развитии, где отмечаются такие моторные нарушения, как расстройства координации, неловкость, замедленность реакций игра является жизненно важной потребностью. В связи с тем, что сенсорные нарушения у таких детей характеризуются недостаточным пониманием инструкций, нарушением ориентировки в пространстве игровая деятельность будет способствовать развитию данных процессов. Наряду с недостаточно сформированной общей моторикой отмечаются отклонения в организации мелкой моторики, обеспечивающие тонкие, дифференцированные движения при выполнении трудовых процессов, при лепке, конструировании, письме и других двигательных актах. У умственно отсталых детей страдает способность вырабатывать и закреплять движения, делать их автоматизированными. На это требуется долгое время и большое количество повторений. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям детям с отставанием в умственном развитии, способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств. Кроме того, подвижные игры, подобранные с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма ребенка. [17] При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами. Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем.[12] Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность. Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой [11]. Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен быть доступен занимающимся и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно. В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей. Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах. Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах.[8] Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте. Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.[10] Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.[9] 1.2. Оптимизация учебной деятельности на уроках физкультуры Преподаватель как организатор процесса обучения постоянно сталкивается с проблемой эффективности, которая зависит и от сложности задач, решаемых педагогом, и от содержания учебного процесса, и от темпа обучения, и от выбора педагогом методов, средств, форм обучения, и от степени самоорганизации учеников на учебном занятии. В связи с этим для преподавателя становится особенно важным овладение механизмами научной организации труда. Одним из принципов НОТ является принцип оптимизации. Термин «оптимизация» употребляется в двух значениях. В широком понимании это процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Узкое значение предполагает определение педагогического понятия. С психологической точней зрения оптимизация — это интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной учебно-воспитательной задачи, имеющий такой алгоритм: принятие; выбор вариантов решения от двух и более; осознание необходимости выбора в конкретных условиях; сокращение вариантов до двух; их сравнение и выбор наилучшего варианта; принятие оптимального варианта как единственного и внедрение его в практику. Методологическую основу оптимизации составляют системный подход, при котором принятие решения осуществляется с учетом всех закономерных связей между компонентами системы, и опора на выделение главного звена в деятельности. Оптимизация обучения реализуется за счет следующих принципов: развивающего обучения, разумного сочетания методов обучения, разумной организации «детской жизни» (С. Т. Шацкий), интенсификации. Оптимизация строится на личностном принятии преподавателем необходимости поиска наилучшего варианта; на изживании шаблона в педагогических действиях; на развитии самостоятельности и творческого подхода к делу. Оптимизация обусловлена особенностями учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития; зависимостью результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей учеников, от условий, в которых она протекает, от наилучшего сочетания всех элементов учебно-воспитательного процесса; взаимозависимостью процессов преподавания и учения, которая строится на комплексном использовании педагогом целей, содержания, методов, средств и форм обучения. Оптимизация направлена на освобождение преподавателя и обучаемого от исправления дефектов обучения в виде дополнительных занятий, малоэффективных внеаудиторных занятий, опросов для накопления отметокк к концу четверти или триместра, от периодических собеседований со слабоуспевающими обучающимися как контрольного мероприятия. Оптимизация процесса обучения может быть достигнута при соблюдении единства деятельности преподавателя, т.е. преподавания, и деятельности учеников, т.е. учения. Поэтому нужно выделить педагогические условия и правила, возможные затруднения, сопровождающие этот процесс, а также процедуру оптимизации содержания учебного занятия. Разберем каждую из составляющих. Педагогические условия оптимизации процесса обучения можно условно разделить на две группы. Первая касается подготовки преподавателя к организации самого процесса. Здесь следует выделить следующее: • анализ и оценку педагогом своих возможностей; • анализ и систематизацию преподавателем передового педагогического опыта; • самообразование педагога; • использование преподавателями при совместном обсуждении результатов оптимизации диалоговых форм. Ко второй группе следует отнести условия, непосредственно оптимизирующие процесс обучения на учебном занятии: • выбор оптимального варианта вида учебного занятия; • использование преподавателем дифференцированного подхода к обучающимся на основе учета их реальных учебных возможностей; • создание на учебном занятии атмосферы психологического комфорта; • продумывание способов педагогического стимулирования учебной деятельности; • учет преподавателем санитарно-гигиенических требований проведения учебного занятия и оптимальной учебной нагрузки учеников; • рациональное сочетание управления и самоуправления учебной деятельностью и оперативное регулирование и корректировка учебного процесса в рамках конкретного учебного занятия. Данные условия выполнимы при соблюдении педагогом основных правил в процедуре оптимизации учебного занятия. Следует зафиксировать внимание на пяти моментах. Первый касается комплексного планирования задач обучения, воспитания и развития на учебном занятии и конкретизации их с учетом особенностей учеников и особенностей той системы, в которой протекает учебный процесс. Второй — отбора содержания учебного занятия. Вначале учителю нужно проанализировать содержание учебного пособия или учебника, по которому работают ученики, и определить, в какой мере его содержание соответствует решению целей учебного занятия, а также насколько полно в нем представлена учебная информация, заявленная темой учебного занятия. Затем отобрать содержание источников, имеющихся у преподавателя, структурировать его в определенные логические блоки и выделить в каждом главное, наиболее существенное, важное. Параллельно этому не забыть о способах объяснения и концентрации внимания учеников на содержании. Далее нужно осуществить межпредметную координацию содержания, чтобы избежать дублирования материала. В конце привести содержание учебного занятия в соответствие со временем, отведенным на изучение данной темы, и временем каждого этапа учебного занятия. Третий момент касается обоснованного выбора методов, средств, форм обучения. При выборе оптимальных методов обучения преподаватель ищет ответы на следующие вопросы: в каких случаях рационально применять тот или иной метод? При решении каких задач этот метод будет особенно успешным? На каком содержании учебного материала применять его особенно рационально? Какие особенности обучаемых позволят наиболее рационально использовать выбранный метод? Какие возможности имеет сам учитель для использования данного метода? Так, словесные вопросы эффективны при формировании теоретических и фактических знаний, когда материал носит преимущественно информационный характер, а ученики готовы к усвоению достаточного объема словесной информации. А вот поисковые вопросы наилучшим образом развивают аналитические способности учеников, их самостоятельность, исследовательские умения, творческий подход, когда содержание материала имеет средний уровень сложности, что дает возможность обучающимся самостоятельно добывать информацию, опираясь на некоторый собственный опыт в решении проблемной ситуации, а учителю оставляет достаточно времени на учебном занятии, чтобы их использовать. Важная особенность для оптимального выбора метода обучения гласит: педагог должен владеть этим методом лучше, чем другими! Четвертый момент оптимизации учебного занятия — определение оптимального объема и сложности домашнего задания. Учителю следует продумать: 1) количество заданий, последовательность их выполнения, а также оптимальное время для их выполнения; 2) Практические задания с учетом возможностей, интересов, способностей учеников; 3) какие учебные и профессиональные умения и навыки могут быть сформированы у учеников в процессе домашней работы; 4) способы, повышающие интерес учеников к выполнению домашнего задания (разнообразие, новизна заданий, творческое их выполнение и т.д.); 5) инструктаж по выполнению работы, в котором отмечаются возможные затруднения и предлагаются способы их устранения. Пятый момент позволяет провести анализ результатов учебного занятия с точки зрения реализации принципа комплексного подхода. Когда оценивается степень оптимальности целей конкретного учебного занятия, то обращается внимание на их комплексность и полноту; на связь с целями других учебных занятий; на реальность выполнения на занятии. Когда анализу подвергается содержание учебного занятия, то учитывается соответствие содержания целям обучения, воспитания и развития; Государственному образовательному стандарту, программе дисциплины и дифференцированному подходу. Когда анализу подвергается рациональность избранной преподавателем структуры учебного занятия, то внимание фиксируется: • на соответствии структуры заявленному виду учебного занятия; • оптимальности выделенного преподавателем времени на каждый из этапов учебного занятия; • эффективности сочетания разнообразных методов и средств обучения на каждом из этапов учебного занятия; • способы создания преподавателем психологического комфорта на занятии: соблюдение им норм педагогической этики, коммуникативная тактика поведения со обучающимися, способы взаимодействия со обучающимися, создание ситуации успеха и т.д.; • воспитательной направленности занятия: это четкость обоснования преподавателем воспитательной идеи учебного занятия, направленность содержания учебного занятия на формирование у учеников нравственных качеств личности, гражданской позиции, чувства патриотизма; эстетическое влияние содержания учебного занятия и т.д.; • развивающем влиянии учебного занятия: это способы повышения работоспособности учеников в течение учебного занятия и снятия усталости и напряжения; способы формирования мыслительных операций, развития творческого воображения, памяти, осознанности восприятия учебной информации и т.д.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg