Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование географических понятий у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

y_nika 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 125 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2018
В нашей выпускной работе мы исследовали проблему географических понятий и методику их формирования у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир». Мы проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по теме нашего исследования, после освоения определенных знаний мы перешли к практической части нашей работы и провели педагогический эксперимент. В результате проведенного эксперимента подтвердилась гипотеза, что при определенных условиях организации учебной деятельности, формирование географических понятий на уроках по окружающему миру у младших школьников является обязательным началом для последующего изучения географии как отдельного предмета.
Введение

В современной начальной школе роль географических понятий достаточно важна: она является основой для понимания ряда явлений природы и жизни людей и для усвоения курса «География» в среднем звене. Однако вопрос формирования географических понятий недостаточно разработан в методике. Внедрение географических понятий на уроках по «Окружающему миру» в начальной школе находится не на высоком уровне. Формирование географических понятий в ходе изучения предмета «Окружающий мир» очень важно, так как эти знания являются фундаментальными для дальнейшего изучения географии в среднем звене. Изучая географические понятия по предмету «Окружающий мир» , младшие школьники заинтересовываются предметом, у них появляются определенные знания об окружающем их мире, стране и пункте населения. Актуальность исследования заключается в значимости выбранной нами темы. Изучение географических понятий в начальной школе явление малоизученное, но является эффективным средством для формирования представления об окружающем мире. Формирование географических понятий у младших школьников является обязательным началом для последующего изучения географии как отдельного предмета. Формирование географических понятий в курсе начальной школы дает возможность заинтересовать младших школьников окружающим миром. Нами преследуется главная цель: вырастить младших школьников, людьми умеющими думать, хорошо ориентировавшимися во всем, что их окружает, правильно оценивающими различные ситуации, принимающими самостоятельные решения, именно для этого необходимо изучение географических понятий в начальной школе. Исходя из выше изложенного, выбранная нами проблема имеет необходимость разрешения на практике. Объект исследования: процесс формирования географических понятий у младших школьников. Предмет исследования: особенности формирования географических понятий у младших школьников на уроках по «Окружающему миру» Цель исследования: выявить специфику формирования географических понятий у младших школьников и организовать их изучение по предмету «Окружающий мир» Задачи исследования: 1. Изучить педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить сущность понятия географического образования 3. Систематизировать формирование географических понятий в начальной школе 4. Раскрыть значимость предмета «Окружающему мир» при формировании географических понятий в начальной школе 5. Проанализировать программы и учебники по предмету «Окружающий мир» и вариативность изучения географических понятий в них. 6. Разработать методические рекомендации по формированию географических понятий на уроках по «Окружающему миру» в начальной школе 7. Организовать формирование географических понятий у младших школьников на уроке по «Окружающему миру» 8. Определить эффективность изучения географических понятий по предмету «Окружающий мир». Гипотеза исследования: выдвинутая нами перед началом исследования о том, что если использовать комбинированный вид методик преподавания, то это будет способствовать формированию географических понятий у младших школьников на уроках по «Окружающему миру». Методологическая база исследования: методологическую базу нашего исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих данную проблему. Максимов, Г.Н. «Методология и дидактика географии», Орленок, В.В. «Географическое образование на пороге нового века», Сиротин, В.И. « Практические работы по географии и методика их выполнения» и др. Научная новизна и практическая значимость исследования: Наиболее раскрыть исследуемую проблему, внести в методическую базу рекомендации по формированию географических понятий различными способами, неприменяемыми ранее в практике. Необходимостью написания дипломной работы является то, что данная тема малоизученна. Основные положения, выносимые на защиту: - разработаны методические рекомендации по формированию географических понятий на уроках по окружающему миру - выявлены факторы, влияющие на эффективность формирования географических понятий - выделены и охарактеризованы этапы формирования географических понятий на уроках по окружающему миру - выявлена целесообразность введения формирования географических понятий как на уроках по окружающему миру - предлагается осуществлять формирование географических понятий в начальной школе для последующего изучения географии как отдельного предмета Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников географических понятий на уроках по «Окружающему миру» ………..7 1.1. Сущность понятия «географическое образование»………………...7 1.2 Формирование географических понятий в начальной школе …………………………………………………………………….....17 1.3. Роль предмета «Окружающий мир» при формировании географических понятий в начальной школе …………………….……...29 Выводы по 1 главе …………………………………………………………37 Глава 2. Методико-процессуальные основы формирования географических понятий на уроках по «Окружающему миру…………………………………………………..…………………….40 2.1. Анализ программ и учебников по предмету «Окружающий мир» и вариативность изучения географических понятий в них………………………………………………………………………….40 2.2. Методика формирования географических понятий на уроках по «Окружающему миру» в начальной школе …………………………………………………………………………….54 2.3 Организация формирования географических понятий у младших школьников на уроках по «Окружающему миру» ………………………………………………………………………….…58 Выводы по 2 главе………………………………………………………………..……..66 ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по методике формирования географических понятий у младших школьников на уроках по «Окружающему миру» …………………………………………………………………………….69 3.1. Изучение уровня сформированности географических понятий на констатирующем этапе эксперимента …………………………………………………………………………….69 3.2. Изучение уровня сформированности географических понятий у младших школьников на формирующем этапе эксперимента ……………………………………………………………………………78 3.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента ……………………………………………………………………………84 Выводы по 3 главе …………………………………………………………………………....90 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……..91 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………94 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...99
Список литературы

1. Аквилева, Г.Н., Клепинина 3.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: [Текст] / Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с. 2. Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина -М.: Просвещение, 2008. - 83 с. 3. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками [Текст] / Ю.А. Барышева // Начальная школа. -2009.- № 7.- С36-40. 4. Вахрушев, А.А., Данилов. Д.Д., Кузнецов, С.С. Сизова, Е.В., Тырин, С.В. Человек и природа: [Текст] /-М.:Баласс, 2009г. 126 с. 5. Вахрушев, А.А., Наша планета Земля : методические рекомендации. [Текст] /-М.:Баласс, 2006г.-153с. 6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1–4 классы. Методика обучения. [Текст] / – М: Вентана-Граф, 2005. – 212 с. 7. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. [Текст] / - 1VL: Просвещение, 1998-148с. 8. Гайсина, Р.С. Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам[Текст] / - Волгоград: Учитель, 2010. - 82с. 9. Герасимова, Т.П. Концепция содержания и структуры школьной географии [Текст] / География в школе, N 2, 1989-87с. 10. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. вузов[Текст] /. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 253 с. 11. Дмитриева, Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. [Текст] /Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова.- Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010.- 139с. 12. Дронов, В.П., Максаковский В.П. и др. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе, [Текст] / N 2, 2000-85с. 13. Ермошкина, А.С. О тематике профильных курсов географии[Текст] / А.С. Ермошкина // Профильная школа. - 2004. - №3. С. 8-20. 14. Ефимов, В.Ф. Личностно ориентированный подход к изучению географии // География в школе[Текст] /- 2009. - №8. - С. 37 - 39. 15. Ивченкова, Г.Г.. Окружающий мир.1-4 классы: учебник для общеобразовательных школ[Текст] / Ивченкова Г.Г, Потапов И.В. – Москва: АСТ Астрель, 2013. – 136 с. 16. Исаченко, А.Г. География в современном мире [Текст] /Просвещение, М.: 1998-264с. 17. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» [Текст] /. Л.Г. Петерсон— Москва: 2010. – 46c. 18. Клепинина , З.А., Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. [Текст] /З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246с. 19. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]/ учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с. 20. Краткий справочник по естествознанию для начальной школы с тренировочными заданиями [Текст]/М.:Айрис-Пресс, 2005- 52с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования у младших школьников географических понятий на уроках по «Окружающему миру» 1.1 Сущность понятия «географическое образование». Как предмет география вводится со средней школы, однако некоторые географические понятия предлагаются и младшим школьникам на уроках по «Окружающему миру». Задачей их преподавания является постепенное внедрение предмета географии и внедрение географических знаний с младшего школьного возраста. Изучая теоретическую литературу по проблеме нашего исследования, мы полагаем, что одна из важнейших задач школьной географии – участие в формировании личности гражданина России как сознательного члена гражданского общества, обладающего определенными знаниями и навыками. Данная задача в значительной степени реализуется усилиями школьной географии через выработку у учащихся понимания географических реалий современного общества, тенденций его развития и умения сопрягать с этими реалиями и тенденциями свои жизненные планы и устремления. Для осуществления этой задачи существуют две важнейшие функции: образовательная и воспитательная. Образовательная функция реализуется путем следующих направлений: системный подход, проблемный подход и практический подход. И вторая важнейшая функция географического образования – воспитательная. Для воплощения в жизнь этой функции нужно оценить общечеловеческие ценности, которые вырабатывались на протяжении всей истории цивилизации: разум, вечность и доброту. Земля, родина, семья, трудолюбие, знания, культура, мир и сам человек – те критерии, которые должны быть заложены в основу воспитания личности. И почти все важнейшие парадигмы образования тесно связаны с географией. Если с воспитательных позиций оценить содержание географической науки, то мы увидим уникальность вклада географического знания в становление определенных качеств личности и можем зафиксировать это в качестве целей географического образования[16]. Все эти ценности преподаются с начальной школе в рамках предмета «Окружающий мир», введение формирования географических понятий с первых дней обучения в школе необходимо, так как еще будучи младшими школьниками, учащиеся должны знать о ценностях своей Родины и планеты Земли.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg