1 Стилизация в декоративно-прикладном искусстве
Стилизация в мире искусства – это метод придания творческому произ-ведению образа другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного метода предметы либо фигуры обретают упрощённые формы. Стили-зация сейчас широко используется в дизайне интерьеров, делает объект искус-ства понятным.
Сначала давайте выясним, что такое стиль. Это слово переводится с гре-ческого как «палочка для письма». С течением времени оно приобрело другой смысл, который связан с индивидуальностью художественных особенностей творчества. В широком смысле слово «стиль» связано с культурой разных вре-мён, с различными направлениями в искусстве. Стилизация – это имитация или декорация.
Стилизация бывает двух видов: внешняя поверхностная стилизация и декоративная. Первый вид - это подражание готовым образцам, имитация ма-неры какого-нибудь автора, жанра, течения. Примером можно привести со-здание современных мотивов с использованием элементов хохломской роспи-си. Второй вид - это обязательная связь элементов декорируемого произведе-ния с пространственной средой. Здесь декоративные элементы преобладают над реальной передачей действительности и образов. Стилизация может быть настолько переполнена нереальными деталями, что может превратиться в аб-стракцию. Она делится на такие виды, как имеющие натуральный образец и вымышленные. Лучшими стилистами можно назвать детей. Они могут упро-стить любой самый сложный рисунок. Стилизация – это метод декорирования, который используют на заранее подготовленной зарисовке объекта, или вы-полняют зарисовку сразу в какой-то определённой манере. После этого произ-ведение обретает такие черты как: обобщенность, чувственность, символич-ность, геометричность, красочность, простоту формы. Этим методом часто пользуются дизайнеры для создания своих логотипов.
Главной целью стилизации является переделка реального изображения в выразительный и эмоциональный объект. Для изображения такого объекта необходимо сосредоточиться на самом главном в нем. Надо проанализировать характер формы объекта, исключить все лишние детали и не применять сред-ства художественной выразительности. Использовать при этом надо только линии и пятно. Обычно, чтобы не копировать объект с натуры, надо использо-вать ассоциативное мышление и сохранившиеся впечатления. Начинающим художникам рекомендуется учиться этому искусству с написания самых про-стых рисунков животных или растений. Такие первые наброски помогают разобраться в процессе стилизации. Надо максимально прочувствовать форму. Необходимо понять, что самое главное в растении или животном, что отлича-ет их от других. Этот объект необходимо отображать при помощи пятен, ли-ний и штрихов. После этого ему придают цвет и форму. Окончательный рису-нок должен напоминать только издалека это животное или растение.
Стилизация растений появилась при изготовлении разных украшений, при производстве художественных предметов. Изображения растений и цве-тов используют в орнаментах различных стран, имитируя под их художе-ственное отображение. Упрощая форму, художники передают общие очерта-ния растения. Стилизацию цветов можно получить с использованием геомет-рических фигур: пятиугольника, прямоугольника, круга, треугольника. Ис-пользуя различные графические средства, художники могут передавать инди-видуальные черты всего растения. Такие изображения получают новый декора-тивный образ. Их широко используют в декорировании домашней утвари, по-суды. А также используется ювелирными мастерами.
Стилизованный орнамент встречается в культурах Древнего Рима, Древнего Египта, Древней Греции и Персии. Начинать работу над орнамен-том необходимо с изучения ракурса изображаемого объекта. При его создании часто используют растительную стилизацию. Зверей изображают достаточно упрощенно. Их располагают так, чтобы не усложнить общее впечатление от композиции и не нарушить целостность его силуэта. Если изображение имеет объёмную форму, то она упрощается в плоскую. Каждый народ использовал по-своему растительные орнаменты. Сейчас археологи по ним определяют ме-ста появления найденных предметов быта и домашней утвари.
В натюрморте несколько разныз предметов объединяют в единую груп-пу. Художник обращает внимание на структуру объектов, их соотношение и поверхности. Линия, цвет, и фактура поверхности в натюрморте подчиняются единому замыслу. В стилизованном натюрморте необходимо выделить один главный объект, вокруг которого ставят остальные компоненты. Предметы упрощают, трансформируя их в символы и силуэты. Можно использовать про-тивоположный приём, насытив композицию декоративными деталями. Стили-зация растений в натюрморте происходит по таким же принципам. Их формам придают острые углы, добавляют яркие контрасты.
Стилизация - это процесс декоративного оформления, который из обыч-ных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных пер-сонажей. Здесь опять на помощь приходит фантазия, воображение и импрови-зация. Декоративная стилизация животных имеет определённые границы. Ес-ли необходимо изобразить животное, то оно должно быть узнаваемым. Часто стилизацию применяют при создании мультфильмов, декоративном оформле-нии помещений, в иллюстрировании детских книг.
Пейзаж насчитывает наибольшее количество стилей и направлений. Этот жанр живописи изображается на картинах различных знаменитых художников последних столетий. Стилизованный пейзаж часто изображали на стенах зда-ний, построенных в Древней Руси. Позже этот метод применяли в декоратив-ном искусстве. Японский пейзаж – это отличный образец стилизованного ри-сунка в этом жанре. В таких рисунках нет перспективы. Все элементы пейзажа имеют чёткость. При стилизации пейзажа можно допустить изменение коли-че