Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Причина трудностей социальной адаптации старших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях инклюзивной практики

y_nika 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2018
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Введение

Актуальность. Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья. Особо остро в этой связи звучит проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью. Это обусловлено тем, что именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации. На сегодняшний день в полной мере еще не отработана система и механизм включения в массовую образовательную среду детей с нарушением интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких детей. Значительное число детей с нарушением интеллекта обучается в учреждениях, в которых созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Одним из вариантов интегрированного образования, который получил развитие в образовательных учреждениях муниципального образования, является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах общеобразовательных школ общего типа. Проблема совместного обучения детей с умственной отсталостью со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с умственной отсталостью в образовательном учреждении комфортным. Степень изученности. Понятие социальная адаптация умственно отсталых детей, обучающихся в старших классах, изучалась такими учеными как Е.А. Панько Я.Л. Коломинский И.В. Дубровина и В.С. Мухина и др.. Они связывали проблему адаптации со сменой ведущего вида деятельности, а именно с игровой на учебную. Данный процесс рассматривается как механизм защиты от новых внешних воздействий на ребенка (предъявляемые социальные условия и требования, установление новых коммуникативных связей, иной режим жизнедеятельности). Социальная адаптация в содержательном плане представляет собой совокупность социальных, психологических и учебных компонентов. В своих научно-исследовательских работах, такие ученые как Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.М. Тромбах, Т.В. Дорожевец выделяют объективные и субъективные критерии адаптации. К объективным – успешность и продуктивность деятельности, к субъективным – самочувствие, эмоциональное состояние, активность, стабильность психофизиологического состояния индивида. В работах ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дается определение умственной отсталости как стойкого, необратимого, нарушения познавательной деятельности, вызванного органическим повреждением коры головного мозга. Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие. В настоящее время в психологии представлено незначительное число работ диагностического инструментария по проблеме социальной адаптации умственно отсталых детей и подростков. Отсутствие подобных исследований тормозит становление современных подходов, направленных на преодоление трудностей адаптации в обществе лиц с нарушениями интеллекта[5]. Цель исследования: изучение феномена социальной адаптации старших школьников с легкой умственной отсталостью. Задачи: 1. Раскрыть понятие социальной адаптации личности; 2. Изучить психолого-педагогические особенности социальной адаптации старших школьников с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовании; 3. Выявить причины трудностей социальной адаптации у подростков с нарушением интеллекта; 4. Установить эмпирическим путем уровень выраженности коммуникативной депривации как основной трудности социальной адаптации старших школьников с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивной практики. Объектом исследования является социальная адаптация старших школьников. Предмет исследования: причины трудностей социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью в инклюзивной школе. Для решения задач исследования, проверки гипотезы использовался комплекс методов: анализ философской, педагогической, психологической литературы; изучение и обобщение передового опыта школы №10 г. Кызыла; синтез, конкретизация, аналогия, моделирование, методы педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, опрос). Практическая значимость. Результаты могут быть использованы при организации учебного процесса с детьми старших классов с легкой умственной отсталостью в условиях инклюзивной практике, а также в реабилитационных центрах. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА 6 1.1 Понятие социальной адаптации личности 6 1.2 Психолого- педагогические особенности социальной адаптации старших школьников с легкой умственной отсталостью в инклюзивном образовании 13 ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 24 2.1. Понимание трудностей социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью в процессе инклюзивного образования 24 2.2. Определение коммуникативной депривации как основной проблемы социальной адаптации учащихся 31 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 39 3.1 Организация исследования 39 3.2. Анализ результатов исследования 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Адаптированная образовательная программа образовательной организации [Текст]: метод. рекоменд. по разработке / М.И. Солодкова, Ю.Ю. Баранова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 557 с. 2. Алехина, С.В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Текст] / С.В. Алехина, В.К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – М.: МГППУ, 2010. – 228 c. 3. Акимова, О.И. Специфика подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования в Оренбургском государственном педагогическом университете [Текст] / О.И. Акимова // Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии: мат-лы Всероссийского форума продвижения идей и принципов инклюзивного образования. – Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. – Ч. I. – С. 27–31. 4. Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики [Текст]: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с. 5. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 1. – С. 5–16. 6. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции [Текст] / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 23–31 7. Бородина, В.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии [Текст]: учебно-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Бородина. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 216 с. 8. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Изд-ва: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г. – 816 с. 9. Белявский, Б.В. Вопросы обучения детей со сложной структурой дефекта в Российской Федерации [Текст] / Б.В. Белявский // Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии: мат-лы Всероссийского форума продвижения идей и принципов инклюзивного образования. – Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. – Ч. I. – С. 20. 4 10. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2010. – 420 с. 11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский - 1999, 87-91 с. 12. Выготский Л. С. Психология искусства. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1968. – С. 271. 13. Вопросы инклюзивного образования. Часть 3. Обучение детей с нарушениями речи и интеллекта. Практическое пособие. /Под редакцией Е.В. Коневой. – Ярославль, 2013. – 73 с. 14. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 4. 15. Данилюк, Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: дис. … канд. социол. наук / Л.Е. Данилюк. – М.: 2011. –229 с. 16. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / П.Р. Егоров. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/vipusk-3-2012/. 17. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с. 18. Инновационный опыт организации и сопровождения инклюзивного образования в условиях федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: сб. мат-ов эффективного педагогич. опыта организаций, реализующих научноприкладные проекты. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 112 с. 19. Комплексные работы. Рабочая тетрадь ученика 1, 2 классов [Текст]: учебно-метод. пособие. 2-е издание, исправленное / Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина. – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2011. – 44 с. 20. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников,- Москва, 2002.- 148с. 21. Коммуникативная депривация как фактор нарушений социалной адаптации умственно отсталых школьников. статья Ю.А. Бракк, Л. А. Лошкарева, Всероссийская научно- практическая студенческая конференция, г.Уфа, 2009г. 22. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995. 23. Лебединский, В.В., Бардышевская, М.К. Психология аномального развития ребенка / B.В. Лебединский, М.К. Бардышевская // Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. I. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. – 744 с 24. Лич, Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС [Текст] / Д. Лич. – М.: Оперант, 2015. 25. Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина , Л.Н. Галигузова// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под редакцией М.И. Лисиной. М., 1980.-13-14.с. 26. Личностно-ориентированное образование и сопровождение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. мат-ов работы секции III Всероссийской научно-практич. конференции «Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», 13 ноября 2014 года. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 200 с. 27. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. 28. Маслоу, А. Мотивация и личность – 2 -е изд., стер –СПб.: Питер, 2008 г. – 352 с. 29. Морозова, Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями[Текст]/Е.И.Морозова. Москва, 1999. 30. Пургина, Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.И. Пургина // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 152–156.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА 1.1 Понятие социальной адаптации личности Социальная адаптация - лишь один из частных вопросов большой проблемы адаптации, которая может рассматриваться и как процесс, и как достигнутый результат. Человек как неотъемлемая часть живого мира от окружающей природной среды унаследовал приспособительные функции, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важнейшим фактором самосохранения высокоорганизованного живого индивида. Благодаря адаптационным процессам достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды [9, с. 103]. Процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Процесс социальной адаптации - это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть две характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной. Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты. Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно связан не с общественным положением человека или половозрастными особенностями, а с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития [17, с. 98]. В процессе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социальная адаптация является одним из важнейших механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий [9–15]. Для определения эффективности процесса социализации подрастающего поколения И.И. Фришман выделила следующие группы критериев [12]: – социальная адаптированность, которая предполагает активное приспособление детей и молодежи к условиям социальной среды, оптимальное включение их в новые или изменяющиеся условия, достижение успехов в реализации целей; – социальная автономизация, которая предполагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях; – социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg