Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социальная адаптация подростков посредством спортивно-массовой работы (на примере МБУ СШОР №5 «Спортивная борьба» г.о. Тольятти

kisssaaa0721 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.09.2021
Объектом исследования: процесс социальной адаптации подростков. Предметом исследования является спортивно-массовая работа как фактор социальной адаптации подростков. Целью исследования ставится определение комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективную адаптацию подростков в обществе через вовлечение их в активную спортивно-массовую работу. Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем решения следующих задач: ? рассмотреть понятия, особенности и проблемы социальной адаптации подростков; ? изучить спортивно-массовые работы, психологические особенности и обеспечение социальной адаптации подростков; ? выделить цели, задачи и этапы спортивно-массовой работы подростков, обеспечивающие их социальную адаптацию; ? проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и опытно-экспериментальная), заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Проблема исследования заключается в обеспечении социальной адаптации подростков, через спортивно-массовую работу (на примере МБУ СШОР №5 «Спортивная борьба» г.о. Тольятти). Ее актуальность определяется следующими факторами: Во-первых, положение российского современного общества обусловливается как кризисное и сложное. По этой причине необходима подготовка к активной деятельности в этих условиях, обеспечивающей формирование, развитие, полноценное существование личности в социальной среде. Во-вторых, немало внимания в социологической, а также в современной психолого-преподавательской литературе уделяется проблемам социальной адаптации (В.Т. Бочарова, Г.Г. Овчинникова, В.Я. Кряквин, Г.Л. Филонов, С.В. Сальцева и др.). Однако при этом не достаточно внимания уделяется такому аспекту социальной адаптации личности, как ее занятия спортом. Более привычным считается рассмотрение спорта как вида деятельности, которое обеспечивает физическое развитие личности. Для этого необходимо теоретическое исследование условий, при которых занятия личности спортом гарантируют ее включение в систему социальных отношений. С иной стороны, в теории уделяется довольно много внимания вопросам физического воспитания (Л.П. Матвеев, В.В. Ким, Н.А. Фомин, Г.Г. Румянцев и др.), психологического обеспечения спортивной подготовки (Г.Д. Горбунов, А.В. Алексеев, А.В. Родионов, П.А. Рудик, Ю.Я. Киселев, А.Ц. Пуни и др.), профессиональной подготовки спортсменов (Н.Г. Озолин, Л.М. Куликов, В.В. Петровский, Л.С. Хоменков, В.Н. Платонов и др.). Существенным считается аспект проблемы, связанный с вопросами формирования и становления физической культуры и основами школьного физического воспитания (Н.Н. Бугров, Ф.И. Симоуков, В.В. Столбов, Д.А. Крадман, Е.М. Чернова и др.). Однако значимость спортивной деятельности в формировании социально адаптированной личности при этом раскрывается мало. В-третьих, одним из значимых компонентов становления личности, ее социальной адаптации считается формирование самоуважения подростков, их решительности в себе и своих силах. Спортивная деятельность считается одним из видов деятельности, которые могут обеспечить самоутверждение, чувство собственного достоинства личности в достаточно полной мере. В-четвертых, результативная социальная адаптация вероятна только лишь при условии физического и психического здоровья личности. Спортивная деятельность в данном случае более результативна. Таким образом, актуальность выбранной проблемы исследования обусловливается несоответствием между значительными возможностями спорта в аспекте социальной адаптации и той ролью, которую он до сих пор играет в процессе развития и формирования личности, ее включения в социальные взаимоотношения. Значимость проблемы исследования определила формулировку темы исследования – «Социальная адаптация подростков посредством спортивно-массовой работы (на примере МБУ СШОР №5 «Спортивная борьба» г.о. Тольятти)». При этом под социальной адаптацией подразумеваем процесс пассивного или активного приспособления подростков к современным условиям общества, определение ими своего места в обществе, формирование готовности к активному выполнению этой роли, что гарантирует удовлетворение ими своих разнообразных потребностей, но кроме того их развитие и формирование.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1 Теоретические основы социальной адаптации подростков 6 1.1 Понятие, особенности и проблемы социальной адаптации подростков 6 1.2 Спортивно-массовые работы, психологические особенности и обеспечение социальной адаптации подростков 22 2 Опытно-экспериментальная работа по организации спортивно-массовых работ подростков, обеспечивающие их социальную адаптацию 33 2.1 Цели, задачи и этапы спортивно-массовой работы подростков, обеспечивающие их социальную адаптацию 33 2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60 ПРИЛОЖЕНИЕ А Проект «Творческая площадка «Борцы» 65 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Темы тренингов: «Конфликты и причины их возникновения», «ЗОЖ» 68
Список литературы

1 Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 1996. - 96 с. 2 Зайцев, И.С. Технологии социальной работы [Текст] / И.С. Зайцев. - М. : Наука, 2002. - 257 с. 3 Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]: учебное пособие / В.А. Аверин. - 2-е издание - Санкт-Петербург, 1998. - 379 с. 4 Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] // Психология личности в 2-х т. Хрестоматия. Т. 2. / Ред.-сост. Д.Я. Райгорский. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2006. - 110 с. 5 Социально-педагогическая работа школы [Текст] / авт.-сост. Н.И. Грибенчук; под ред. С.В. Ивановой. - М. : АСТ: Астрель, 2005. - 220с. 6 Каминер, А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи [Текст]: учебно-методическое пособие / А.М. Каминер, Е.А. Майорова. - М. : АПК и ПРО, 2003. - 83 с. 7 Социальные отклонения [Текст] / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М. : Юридич. лит., 1989. - 213 с. 8 Позднякова, М.Е. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция [Текст] / под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. - М. : Институт социологии РАН, 2008. - 306 с. 9 Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков [Текст]: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / авт.-сост. Т.А. Шишковец. - М. : 5 за знания, 2006. - 192 с. 10 Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - М. : ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с. 11 Хомич, А.В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб.пособие / А.В. Хомич. - Ростов н/Дону. - 2006. - 140 с. 12 Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб. : Питер, 2006. - 45 с. 13 Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб. : Питер, 2005. - 98 с. 14 Буртовая, Е.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / Е.В. Буртовая. - СПб. : Лань, 2004. - 350 с. 15 Овсянникова, Е.А. Конфликтология [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. - М. : Флинта, 2015. - 360 с. 16 Безменова, И.К. Конфликты. Что делать? [Текст]: справочник секретаря и офис-менеджера / И.К. Безменова. - 2009. - №?1. - 70-74 с. 17 Уткин, Э.А. Конфликтология: теория и практика [Текст] / Э.А. Уткин. - М. : Эксмос, 2002. - 43 с. 18 Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2004. - 127 с. 19 Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие / Л.И. Лубышева. - М. : Академия, 2001. - 240 с. 20 Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / под ред. Ю.Д. Железняка. - М. : Академия, 2002. - 384 с. 21 Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев. - Ростов н/Дону. : Феникс, 2002. - 384 с. 22 Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : 1988. - 210 с. 23 Кулинкович, Е.К. Спорт – твой друг [Текст] / Е.К. Кулинкович. - Минск, 1990. - 125 с. 24 Сущенко, Т.И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.И. Сущенко. - К. : Рад.шк., 1986. - 118 с. 25 Кочетков, А.И. Работа с трудными детьми [Текст]: книга для учителя / А.И. Кочетков, Н.Н. Верницкая. - М. : Просвещение, 1986. - 160 с. 26 Галковский, Н.М. Модельные характеристики сильнейших борцов в вольной борьбе [Текст] / Н.М. Галковский, А.А. Новиков, Б.Н. Шустин // Спортивная борьба: ежегодник. - М. : 1976. - 110 с. 27 Казанкина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст] / М.Г. Казанкина. - М. : ЛГУ, 1989. - 85 с. 28 Худик, В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / В.А. Худик. – Киев. : Ос-вита, 1992. - 32 с. 29 Гезел, А. Педология раннего возраста [Текст] / А. Гезелл; Пер. с англ. А.Д. Островского; Под ред. проф. В. Г. Штефко. - М.; СПб: Гос. учеб. пед. изд-во, 1998. - 248 с. 30 Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : Знание, 1978. - 47 с. 31 Зебзеев, В.В. Современные направления подготовки, применяемые в спортивной борьбе [Текст] / В.В. Зебзеев // Актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных борцов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2014. - 81 с. 32 Аллянов, Ю.Н. Физическая культура [Текст]: учебник для СПО / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. - 3-е изд., испр., 2016. - (Профессиональное образование). 33 Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 135 c. 34 Воробьев, В.А. Основные научно-методические направления модернизации программ многолетней подготовки юных борцов [Текст] / В.А. Воробьев; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта; Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, СПб.) // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - 21 c. 35 Луначарский, А.В. О воспитании и образовании [Текст] / А.В. Луначарский. - М. : 1976. - 630 с. 36 Крупская, Н.К. О коммунистическом воспитании школьников [Текст] / Н.К. Крупская. – М. : Просвещение, 1987. - 256 с. 37 Немов, Р.С. Психология: Учебник для вузов: Кн. 3: Психодиагностика [Текст]: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 613 с. 38 Социальная психология [Текст] / под редакцией Петровского А.В. - М. : Просвещение, 1987. - 222 с. 39 Громова, О.Н. Конфликтология [Текст] / О.Н. Громова. - М. : Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. - 320 с. 40 Шильцова, Ю. Ассертивность как механизм социальной адаптации школьников [Текст] / Ю. Шильцова. - М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 180 c. 41 Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В двух томах (комплект) [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Педагогика, 1978. - 720 c. 42 Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [Текст] / А.А. Демчишин. - Киев: Здоровье, 1989. - 88 с. 43 Громбах, С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков [Текст] / С.М. Громбах. - М.: 1981. - 55 с. 44 Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика [Текст]: Практика глазами преподавателей и студентов: пособ. для студентов / Ю.Н. Галагузова. - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 400 с. 45 Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К. Бальсевич. - М. : ФиС, 1988. -234 с. 46 Великанова, Л.К. Физиолого-гигиенические критерии учебно-воспитательного процесса в школе [Текст] / Л.К. Великанова. - Новосибирск, 1993. - 92 с. 47 Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с. 48 Петрова, И.А. Использование игры в учебном процессе [Текст] / И.А. Петрова. – М.: 2009. - 98 с. 49 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. - М. : «Прогресс», 2010. - 46 с. 50 Бутакова, Д. Активные стратегии социальной адаптации [Текст] / Д. Бутакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 160 c. 51 Игуменов, В.М. Спортивная борьба [Текст]: учебник для студентов и учащихся фак. (отд-ний) физ. воспитания пед. учеб. заведений / В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев. - М.: Просвещение, 1993. - 230 с. 52 Кряквии, В.Я. Организационно-педагогические основы социально-психологической адаптации подростков [Текст] / В.Я. Крявин. - Челябинск; 41 НУ "Факел", 1997. - 235 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы социальной адаптации подростков 1.1 Понятие, особенности и проблемы социальной адаптации подростков В основе проблемы социальной адаптации подростков лежит экономическая и социальная нестабильность государства. В зависимости от характера взаимодействия человека с находящимся вокруг обществом различают виды адаптации человека, то есть его приспособления: ? биологическая адаптация; ? физиологическая адаптация (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.); ? психологическая адаптация равно как приспособление человека к обстоятельствам жизни на уровне психических процессов (М.И. Дьяченко, П.К. Анохин и др.); ? социальная адаптация как освоение навыком социального поведения и деятельности (С.В. Сальцева, В.Г. Бочарова и др.). В решении проблемы социальной адаптации в наше время в науке выделяются и рассматриваются соответствующее подходы: ? личностно-ориентированный (Л.В. Павлова, В.Т. Бочарова, И.С. Якиманская, С.В. Сальцева и др.); ? ценностно-ориентированный (И.В. Шманева, Е.В. Бондаревская, В.Я. Кряквин, А.В. Кирьякова и др.); ? деятельностный (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, В.А. Беликов и др.). И.С. Якиманская обращает внимание на неповторимость ребенка, которого она рассматривает как активного носителя субъективного опыта [1]. Понятие «социальная адаптация» трактуется передовыми учеными разносторонне. Сначала понятие «адаптация», как считает И.С. Зайцев, использовалось бионаукой и понималось как базовое свойство организма, отражающее степень его организации и изменчивости как биосистемы [2]. Но в последующем понятие «адаптация» находит свое использование в больше широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и иных гуманитарных науках. Социальная адаптация подразумевает подключение индивидума в трудную систему социальной работы и социальных отношений, собственно, что настоятельно просит от него конкретной ориентации, перестройки его поведения и структуры работы. Но это включение должно неким образом быть целенаправленным и сравнительно контролируемым. Собственно что же касается психологического, то социальная адаптация понимается тут, как выработка индивидумом образа жизни при утверждении в новой среде, в новом облике деятельности. Процесс привыкания заключается в усвоении или же неприятии общепризнанных норм, ценностей, обыкновений среды, предъявлений серьезных притязаний к культуре личности, сформированности ее мировоззрения, жизненной позиции. Подходящая социальная адаптация в коллективе сверстников увеличивает ощущение удовлетворенности и в иных сферах жизни. В психологии социальная адаптация рассматривается как неизменный процесс и итог интенсивного приспособления индивида к условиям изменяющейся общественной среды. А в социальной работе социальная адаптация выступает как независимая технология, где профессионал может помочь адаптироваться личности к новой среде. Она считается основой формирования способностей общения, поведения и работы у подростков. А это выделяет личности вероятность самоутвердиться, воплотить в жизнь собственные необходимости, интересы и креативный потенциал. Адаптация случается строго в рамках социума, в котором оказывается ребенок и учитывает все аспекты, как для отдельного ребенка, так и для группы, за пределами зависимости от ее числа, например как социум и считается контролирующей и корректирующей совокупностью для подростка [3]. Подростковый возраст – это уникальный период, и неслучайно человек в этом возрасте характеризуется в социально-психологических, а также медицинских исследованиях как личность, пребывающая в болезненном социальном и биологическом кризисе. В этот возрастной промежуток подрастающий организм и формирующаяся личность пребывает под мощнейшим воздействием двух естественных процессов, которые многие ученые называют неоднозначным. Во-первых, активная социализация личности, и во-вторых – это активная физиологическая перестройка организма, смена его биологических качеств. Из-за этих противоречивых процессов появляются серьезные социально-биологические проблемы, которые выражаются в той или иной форме, в тех или иных сочетаниях у большинства подростков. Спектр этих актуальных проблем крайне широк: от простых психоэмоциональных нарушений поведенческого, коммуникативного и нравственного характера до тяжелейших форм пограничных психических патологий (нервных расстройств), которые могут проявиться в аутодеструктивных, асоциальных, девиантных и антисоциальных формах поведения, так же не исключены случаи внутриличностного конфликта. Немецкий психолог К. Левин выдвинул свою собственную концепцию внутриличностного конфликта под названием «теория поля», согласно которой на внутренний мир индивида одновременно влияют полярные направленные силы. Человек должен выбирать из них. Обе эти силы могут быть положительными или отрицательными, одна из них может быть отрицательной, а другая положительной. К. Левин считал главными условиями возникновения конфликта равноправие и равную значимость таких сил для личности [4]. Так же им была предложена классификация внутреннего противоборства по типам. Он выделил 4 типа, а именно эквивалентный (первый тип), витальный (второй), амбивалентный (третий) и фрустрирующий (четвертый). 1. Эквивалентный тип - конфронтация возникает, когда субъекту необходимо выполнить две или более значимых для него функций. Здесь обычная модель разрешения противоречий - это компромисс, то есть частичная замена. 2. Витальный тип конфликта наблюдается, когда субъект должен принимать для него одинаково непривлекательные решения. 3. Амбивалентный тип - столкновение происходит, когда подобные действия и результат одинаково привлекательны и отталкивают. 4. Фрустрирующий тип. Особенностями внутриличностного конфликта фрустрирующего типа являются неодобрение общества, несоответствие принятым нормам и принципам, желаемый результат и, соответственно, действия, необходимые для достижения желаемого. Главная причина проблем нынешних подростков заключается в имеющемся кризисе, которые главенствует почти в абсолютно всех ключевых сферах общества и государства (в социальной, политической, экономической, духовно-нравственной). Целиком это приводит к увеличению проявлений так называемого возрастного («базисного») ухудшения адаптации подростков, и определяет все общество перед лицом ряда достаточно важных и острых социальных осложнений: ? увеличение среди подросткового контингента уровня злоупотребления спиртными, табачными и др. веществами; ? выражение иных форм саморазрушающей деятельности; ? наличие антиобщественной (девиантной) активности; ? проявление психических патологий (невротические заболевания). Как было показано ранее, социальная адаптация подростков зависит от их возрастных особенностей и личностных характеристик. Для предоставления эффективного процесса социальной адаптации следует опираться на активизацию тех процессов, которые содействуют восстановлению социальной адекватности в обществе. Данное явление называется ресоциализация. Ресоциализация должна быть связана с ценностной переориентацией индивида, а также с формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стандартов социально-положительного поведения. Благополучность процессов социальной адаптации и социализации гарантируют весьма активную преобразующую позицию человека, формируют его творческий потенциал. Данной точки зрения придерживаются такие ученые, как Я.Л. Коломинский, и А.А. Реан. Социальная адаптация и социализация, та что не получила возможности своей реализации, неминуемо оборачивается не только для человека, но и для всего общества социальной дезадаптацией, что и считается источником девиантного поведения (А.А. Реан, М.И. Еникеев). Единственная возможность преодоления этой ситуации – это организация процесса ресоциализации. Она подразумевается как процесс усвоения человеком новых ролей, ценностей, знаний взамен имеющимся, которые несут деструктивное воздействие. Социальная адаптация ребенка усугубляется и так называемым «социальным инфантилизмом» человека в таком возрасте. Он еще не усвоил в необходимой мере реальные задачи, нормы поведения и мотивы человеческой деятельности. Это выражается в так называемом юношеском максимализме, в нереалистичных жизненных планах, в колеблющихся профессиональных установках и представлениях. К тому же, они находятся в очевидной рассогласованности между индивидуальными устремлениями и потребностями самого общества. Для решения проблем подростков, а также оказания им помощи следует понимать психологические и физические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической деятельности с детьми следует отталкиваться от утверждения о том, что результативность каждого влияния – социального, психологического либо педагогического, в значительной мере зависит от знания, осмысления и четкого определения, особенностей личности подростков. Так как исследование затрагивает несовершеннолетних, необходимо наиболее детально остановиться на вопросах подросткового возраста [5]. Вспомним кое-какие сведения из анатомии, а также физиологии, психологии и педагогики, которые определяют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физиологического формирования, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. У подростков наглядно проявлена непостоянность нервной системы, которая не постоянно может вынести сильные или длительные раздражители, что побуждает состояние крайне возбужденности либо торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т.п. Стремительное половое созревание подростка случается при значительном отставании в социальном становлении подростка, что тянет за собой социально-психологические трудности полового воспитания. Как норма, в этом возрасте у подростков появляются трудности с взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на собственного ребенка как на маленького, а он стремится выбраться из этой заботы. По этой причине отношения с взрослыми, как правило, характеризуются высокой конфликтностью, увеличивается негативность по отношению к мнениям старших, однако при этом становится наиболее важным мнение сверстников. Меняется характер взаимоотношений со старшими: из позиции повиновения подросток стремится переключиться на позицию равенства. В то же время меняется и характер отношений со сверстниками, возникает необходимость в общении с целью самоутверждения, что в негативных обстоятельствах может послужить причиной к разным формам отклоняющегося поведения. У подростка создается ощущение взрослости, которое выражается через желание к независимости и самостоятельности, недовольство вопреки желанию взрослых «поучить» его [6]. Внешний вид для подростка обладает огромным значением. Необычная стрижка, украшения, проколотые уши или нос, рваные брюки, яркая косметика, а также прочие атрибуты приносят подростку возможность отделить себя от других, самоутвердиться в группе детей. Переходный период как лакмусовая бумага, выражает все без исключения изъяны общества. Подростковый возраст – единственный из наиболее трудных периодов формирования человека. Невзирая на условную кратковременность, он почти во многом устанавливает целую последующую жизнь индивидуума. Его еще называют переходным возрастом, вследствие того, что на протяжении данного периода происходит особый переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, что пронизывает все без исключения стороны формирования подростка: анатомо-физиологическое строение, умственное, нравственное развитие, а так же различные виды его деятельности. В подростковом возрасте основательно меняются требования жизни и деятельности подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, возникновению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка изменяется социальный статус, точка зрения, положение в коллективе, ему начинают предъявляться наиболее серьезные требования со стороны взрослых [7]. У некоторых подростков существует очевидный диссонанс между физическим и социальным развитием. Определенные стороны психического развития «не успевают» за быстрым физическим развитием, могут оставаться детские интересы, а также непостоянность выражения чувств, внушаемость, склонность постороннему влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающееся с внешней кажущейся «взрослостью» [8]. Для полной жизни подросток нуждается в непрерывном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его склонностям к удовлетворению личных потребностей, так как подобное сопротивление гарантирует феномен актуального самочувствия и формирует способности для развития. С иной стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той либо иной потребности постоянно порождает усилие, что при нехватке соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему условия, какие способы и манеры поведения у него выражаются и укрепляются, зависит развитие личности в подростковый период, а также ее последующие планы на будущее. Невзирая на то, что в психологической литературе кризис подросткового возраста описан довольно подробно, непосредственно этот возраст является более проблематичным. В этом возрасте дети меньше предсказуемы, они больше совершают поступки, выходящие за границы общественных норм. То есть, можно отметить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, слабо развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и способности в удовлетворении собственных потребностей, высокая внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым [9]. Главным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка особенного чувства взрослости, как личного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое повзросление предоставляет подростку ощущение взрослости, однако социальный статус его в школе и семье никак не меняется. И в то время появляется борьба за принятие личных прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и детьми. Психологические особенности подросткового возраста, когда они стремительно проявлены, приобрели название «подростковый комплекс». Согласно суждению А.Е. Личко, сущность подросткового комплекса составляют свойственные данному возрасту конкретные подростковые реакции на влияние окружающей социальной среды. К ним причисляются реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками [10]. Реакция эмансипации выражается рвением освободиться из-под заботы, руководства, контроля, покровительства старших – родных, преподавателей, педагогов, наставников, представителей старшего поколения в целом. Это борьба за собственную независимость, самостоятельность, самоутверждение. Кратко данное явление можно охарактеризовать как сильное желание к автономности, отдалению от семьи и взрослых, освобождению от опеки. Эту независимость или иллюзию независимости дает улица. Реакция может распространяться на определенные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что им принято, что уважается и ценится, то есть на все «стандарты» и «ценности». Процесс этот является трудным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, демонстрирующей насколько значим для подростка эмоциональный контакт с отцом и с матерью по сравнению с привязанностью к другим людям (дружбой, любовью). Поведенческой, проявляющейся в том, в какой степени жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, демонстрирующей, ориентируется ли ребенок на те же, что и его родители, нормы и ценности, либо на какие-то другие. Любой из этих аспектов эмансипации обладает собственной логикой. Подросткам характерно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где формируются навыки социального взаимодействия, способность подчиняться коллективной дисциплине, способность завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников наиболее эффективно отрабатываются самооценка ребенка. Он ценит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых. Большему числу подростков характерны разнообразные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, к примеру, занятия спортом, но могут быть также и не стойкими, если подросток увлекается, то одним, то другим. У некоторых увлечения связанны с рвением быть в центре внимания. Некоторые выбирают изысканные, непривычные хобби, чтобы выделиться из числа сверстников. В основной массе случаев в этом нет практически никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, однако негативного влияния на поведение подростка никак не оказывают. Подростковые реакции могут являться как вариантами поведения в норме, так и демонстрировать собой патологические нарушения. Поведенческие реакции становятся патологическими, в случае если распространяются за границы той ситуации и микрогруппы, где они появились, в случае если они усложняют или не соблюдают социальную адаптацию [11]. Так же стоит уделить внимание тому, что в подростковом возрасте может случиться внутриличностный конфликт, так как это трудноразрешимом противоречие, возникающее внутри личности. Подросток переживает серьезную проблему психологического содержания, когда приходит в новое место и еще не успел адаптироваться. Проблема, которая требует скорейшего разрешения, иначе возникнет внутриличностный конфликт. Причины и последствия могут быть разные. Внутриличностный конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение [12]: ? внутренние, то есть причины, скрывающиеся в противоречиях личности; ? внешние факторы, обусловленные положением индивида в обществе; ? внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе. Все эти виды причин взаимосвязаны, и их дифференциация считается довольно произвольной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие конфронтацию, являются результатом взаимодействия индивида с группой и обществом, а не возникают из ниоткуда. Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противопоставлении различных мотивов личности, в несогласованности ее внутренней структуры. Личность более восприимчива к внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу. Внутриличностный конфликт возникает при наличии следующих противоречий [12]: ? между социальной нормой и потребностью; ? несоответствие потребностей, мотивов, интересов; ? не адаптированность в новом месте; ? противостояние социальных ролей; ? противоречие социокультурных ценностей и принципов. Чтобы конфликт возник внутри личности, эти противоречия должны иметь глубокое значение для индивида, иначе он не придаст им значения. Кроме того, различные аспекты противоречий с точки зрения интенсивности их собственного влияния на индивида должны быть равны. В противном случае индивид из двух преимуществ выберет большее и меньшее – из «двух зол». В этом случае внутренняя конфронтация не возникает. Внешние факторы, обусловленные личным статусом в обществе, связаны с несоответствиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и имеют характер социальной системы, структуры общества, а также политической и экономической жизни. Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первое имеет положительные последствия, второе отрицательное. Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не может своевременно и позитивно разрешить противоречия внутренней структуры [13]. Рассмотрим четыре типа отрицательных последствий внутриличностного конфликта: 1. В общих чертах можно выделить следующие отрицательные последствия внутриличностного конфликта в отношении состояния самой личности: ? прекращение развития личности, начало деградации; ? психическая и физиологическая дезорганизация личности; ? снижение активности и эффективности деятельности; ? появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт; ? разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни [14]. 2. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе - в семье, школе, университете, организации, спортивной секции и т. д. Такими негативными последствиями могут быть: ? деструкция существующих межличностных отношений; ? неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности; ? повышенная чувствительность к критике; ? пугающая информация, ругательства, демонстрация своего превосходства; ? девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других; ? поиск виноватых, обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание [14]. 3. Если внутриличностный конфликт не будет решен вовремя, то это может привести к более серьезным последствиям, наиболее серьезными из которых являются стресс, фрустрация и невроз. Стресс (давление, напряжение) – состояние человека, возникающее в ответ на различные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является очень распространенной реакцией на внутриличностный конфликт, если он зашел достаточно далеко, и личность не может вовремя и конструктивно его разрешить. В то же время стресс сам по себе часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или создает новые конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на других [15]. Фрустрация (расстройство, разрушение планов) — это психическое состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач [15]. Фрустрация является негативным следствием внутриличностного конфликта, оно сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гнев, раздражение, вина и т. д. И чем сильнее внутриличностный конфликт, тем больше глубина фрустрации. Разные люди относятся к этому по-разному. Каждый из них имеет свой порог чувствительности и имеет индивидуальные сильные стороны, чтобы преодолеть фрустрационную реакцию на внутриличностный конфликт. Г. Селье назвал фрустрацию «стрессом рухнувшей надежды», превратив стресс в дистресс. Невроз (нерв) представляет собой группу наиболее распространенных психоневрологических расстройств, психогенного характера. В основе невроза лежит непродуктивно разрешенное противоречие между личностью и факторами реальности, значимыми для нее. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не способна разрешить положительно и рационально, является наиболее важной причиной невроза. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается появлением болезненных и тяжелых переживаний, неудач, неудовлетворенных потребностей и т. д. Появление невроза означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт [15]. 4. Невротический конфликт как высшая стадия развития внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев это закладывается в детстве перед лицом нарушения отношений с окружающей социальной микросредой, и в первую очередь с родителями. Выделяют три основные формы клинических неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний [15]. С появлением невротического конфликта и невроза также возникает невротическая личность, характеризующаяся внутренне противоречивыми тенденциями, которые невротик не может разрешить или примирить. Внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, т. е. оказывать положительное влияние на структуру, динамику и эффективность внутриличностных процессов и служить источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без каких-либо негативных последствий, и общим результатом их разрешения является развитие личности [16]. Можно выделить следующие положительные последствия внутриличностного конфликта: ? конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития; ? конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке; ? внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека; ? конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности; ? преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я» [17].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Психология, 18 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 84 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg