ГЛАВА 1. Теория государства и права
1 .1. Сущность, объект и предмет, функции теории государства и права
У каждой науки есть исследовательский предмет, где изучается сторона объективной действительности. Если трактовать по-другому, то предмет науки — это такие явления и процессы реального мира, где исследуют объекты, на которые направлено научное познание. Здесь изучаются закономерности продолжения природы и общества и предмет теории государства и права не исключение.
Теория государства и права рассматривает такие вопросы как:
1) Возникновение.
2) Развитие.
3) Назначение.
4) Функционирование.
Происходит выделение государства и права из системы общественных явлений, где исследуется внутренние закономерности. В данном случае государство и право тесно взаимодействуют с моралью, политикой, экономикой, культурой. На всё это влияет не только социальная и экономическая обусловленность государства, но и возрастает влияние на множество сфер общества.
Тесно взаимодействуя, общество и государство выступает предметом теории государства и права. Здесь изучаются как государственные и правовые процессы, так и взгляды людей на них.
Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право связаны между собой, поэтому они предстают перед нами как единая наука подразделяясь на две самостоятельные структурные разделы: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).
Государство можно изучить, благодаря его единству и дифференциации, как правовом оформлении, так и в юридическом закреплении, а вот право, благодаря обеспечению и гарантии, в момент проведения детального анализа и государства, и права. Есть такая возможность, некий отрыв теории права от теории государства, который может затруднить понимание данных терминов и их взаимосвязи, что даёт невозможность противопоставления между государством и правом.
В современное время СМИ пытаются изменить и уменьшить роль и значение государства в жизни настоящего общества, были выдвинуты такие идеи как "малопригодность" государства как понятия. Но мировой опыт подсказывает нам о том, что государство является и социальным и политическим институтутом, где правопорядок зависит от ослабления и увеличения разряженности правового пространства.
Подчеркивают основные три вида наук:
-технические,
-гуманитарные,
-биологические.
Объектом науки выступают явления, которые она изучает. Предметом же выступает то, что интересует эту науку в определенном объекте.
Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления.
Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.
Государство и право имеет особенные специфические общественные явления, их то и изучает ТГП.
Также можно заметить, что предмет ТГП постоянно усовершенствуется.
Необходимо также заметить, что предмет ТГП постоянно эволюционирует. Социальная и политическая действительность трактует ТГП, что и когда необходимо исследовать. Ещё главным пунктом для рассмотрения науки ТГП являются некие идеологические установки, которые могут быть как официальные, так и не официальные, благодаря обусловленной политической позиции. К примеру, в советское время государство и право определяли как марксистско-ленинскую концепцию, где существовала «диктатура пролетариата», «благоденствие» и многое другое. А вот на данный момент на первом месте стоят теории правового и социального государства, где главным звеном являются права и свободы граждан.
Теории государственного права содержит в себе 3 основные части: философию права, социологию права и специально-юридическую теорию, где первая подразумевает проблемы правоведения, вторая— вопросы, условия, причины правонарушений и социальную культуру, а третья—проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических фактов и применения юридических норм. Как писал Алексеев: "Данная структура носит условный характер, это общие направления в рамках единой науки, а не отдельные части".
В уездом учебники примеряется такая система ТГП:
1. Теория государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.
2. Теория права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.
Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода и 2) объекта изучения.
Функции - основные направления исследовательской деятельности.
1. Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.
2. Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.
3. Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.
4. Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.
5. Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.
6. Прикладная (политическая) - консультация "политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.
7. Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.
В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм—отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.
Можно также взглянуть на функции этой науки несколько шире, и сказать о значении ТГП в 3-х аспектах:
1. Значение для теории - ТГП является методологической основой для всех юридических наук. Она определяет общие закономерности, на которые опираются остальные науки. Она формулирует основные понятия, которые используются другими науками, тем самым ТГП интегрирует, цементирует все юридические науки, дает возможность в необходимых случаях рассматривать их в качестве единой юридической науки.
2. Значение для практики - в том, что разработанные ей положения, выводы и предложения используются в ходе государственного и правового строительства. Например, в вопросах построения государственного аппарата, организации правотворческого процесса и правоохранительной деятельности. Ряд тем курса имеют практическое значение и содержат знания, которые обеспечивают успешную работу юриста, сотрудника правоохранительных органов, суда и т.д. Это вопросы, прежде всего - норм права, толкования, применения их, определения состава правонарушения и т.д.
3. Значение для изучающих данную дисциплину - в том, что она является основной базой для усвоения всех юридических наук. Наряду с этим она дает определенные знания, правила, умения, ценностные установки и ориентации необходимые для дальнейшей практической работы. Важно и то, что ТГП создает базу общей и правовой культуры юриста, дает возможность ориентирования в огромной массе законодательных актов, разбираться в сложных государственно-правовых явлениях, принимать законные и обоснованные решения в нестандартных ситуациях.
2.2 Методология теории государства и права
Методы предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.
Методология предмета теория государства и права достаточно сложна. Она включает в себя самые различные по степени общности и познавательными задачами приемы:
Всеобщий философский метод – его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках на всех стадиях, этапах научного познания;
Общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Общие методы также используются во всех конкретных науках. Однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания:
Специальные методы – статические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых и государственных явлений;
Частные методы – к их числу относят методы толкований права, сравнительно-правовой метод и некоторые другие;
Историко-правовой метод – является основным способом познания закономерностей становления и развития права и государства.
Прогностический метод – представляет собой совокупность приемов, позволяющих составить научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений. Знание будущих состояний процессов и явлений представляет собой необходимое условие компетентного и целенаправленного управления обществом, экономическими, политическими или иными социальными процессами.
Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности и все сторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.
Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями общества.
Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.
Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философскими методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих методологию теории государства и права, философский метод реализуется полностью.
В методологии предмета теории государства и права имеется широкий круг способов изучения социально-правовой практики, анализа и обобщения единичных фактов, что свидетельствует о весьма высоком уровне ее разработки. Философский метод оставляет большую свободу для выбора и исследования отдельных общих и специальных методов в соответствии со спецификой фактического материала, задачами исследования, уровнями науки и т.д. Чем разнообразнее и совершеннее метод конкретной науки, чем полнее в нем отражены достижения науки и условия в которых протекает процесс познания, тем полнее и глубже осуществляется познания предмета этой науки.
Таким образом, основой философского метода теории государства и права выступает диалектика – то есть учение о наиболее общих закономерностях, становлении и развитии бытия и познания.
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой); закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы)1.
Важнейшей категорией диалектики является материя; прежде всего категория материи не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет исходную диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий. С ней неразрывно связаны основные формы существования материи: движение, пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычислить тот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его свойства, установить различие и тождество. Основополагающее методологическое положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих материализационное выделение из системы всеобщей связи явлений права и государства с экономическим базисом общества. Определяющая, в конечном счете, роль экономики, производство материальных благ не отрицают самой существенной зависимости права и государства от большого количества самых разнообразных надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом. Временами и субъективные моменты, «человеческий фактор», например уровень менталитета законодателя, могут оказать весьма существенные для формы проявления того или иного правового феномена или процесса.
Среди общих методов изучения предмета «Теории государства и права» существенное место занимают взятые в единстве исторический и логический методы. До последнего времени эти методы рассматривались не иначе как в качестве составляющих частиц исторического материализма. Однако исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение.