1 Теоретические аспекты исследования проблемы выработки навыков взаимоотношений с ровесниками у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
1.1 Проблема взаимоотношений с ровесниками у детей дошкольного возраста в научной литературе
Проблема становления и развития межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками активно изучается в настоящее время. Сущность проблемы в научной литературе рассматривается с различных позиций.
Т.Р.Сарбин, Т.Шибутани рассматривают межличностное взаимодействие как процесс межличностной коммуникации, регулируемый сформированными нормами и установками социального взаимодействия. Источник взаимодействия – совокупность тех действий, которые производит субъект для реализации своих позиции [43; 52]. Следовательно, в основе межличностного взаимодействия лежит комплекс действий, регулируемых социальными нормами и установками.
В основе становления межличностного взаимодействия К. Левин иА.Бандура считают лежит так называемое «социальное научение», т. е. имитация ребенком поведения взрослых при отсутствии прямого подкрепления. Процесс взаимодействия связывается с изменением жизненного пространства и определяется присвоением образцов, подражанием в системе поощрений и наказаний [24, с. 56]. Стоит согласиться с этим, что межличностное взаимодействие формируется в результате социального научения как процесса усвоения образцов, норм и правил.
К. Хорни считает, что истоком межличностного взаимодействия является бегство от одиночества. В совместном взаимодействии происходит выработка определенного способа взаимодействия с окружением: стремление к людям, против них, от них. Данная позиция определяет тип и характер отношения к себе и к людям как субъекта межличностного общения. Причиной нарушения межличностного взаимодействия называется неудовлетворенность важных потребностей [50, с. 283]. С нашей позиции межличностное взаимодействие действительно способствует налаживаю контактов с окружающими, способствует выработке определенного способа межличностного взаимодействия.
Г. Мид межличностное взаимодействие рассматривает как процесс, в котором на первый план выходит установление контроля над своими действиями. Параметры контроля складываются в ходе социального развития при выполнении ролевого поведения, формами которого ребенок овладевает в игре [29, с. 95]. Следовательно, процесс межличностного взаимодействия предполагает установление поведенческого самоконтроля, контроля с окружающими.
Г. М. Андреевой межличностное взаимодействие рассматривается во взаимосвязи с общением. При этом указывается, что в процессе взаимодействия происходит становление общения. Взаимодействие определяется следующими характеристиками: совместными действиями, интенсивностью и частотой взаимодействия, взаимным влиянием партнеров по общению [3, с. 154].
Межличностное взаимодействие Е. И. Андреевой понимается как форма социальной активности человека, субъект-объектное взаимодействие в процессе общения как деятельности, в ходе которой достигается какой-либо результат, формируются отношения между людьми, развивается личность. Основой акта межличностного взаимодействия является коммуникативное действие. Межличностное взаимодействие имеет факторную природу, зависит от субъективных характеристик индивида, особенностями организации совместных действий, отношением к другому субъекту взаимодействия и к самому процессу взаимодействия с ним [2, с. 14]. Стоит отметить, что в межличностном взаимодействии происходит проявление субъективной активности, в результате чего формируется межличностное общение.
Природа развития межличностных отношений со сверстниками активно рассматривается в трудах Л. С. Выготского [11], М. И. Лисиной [26], В. Н. Мясищева [33], Е. О. Смирновой [45]. Межличностное взаимодействие со сверстниками как проявление системы его отношений к действительности активно развивается в дошкольном возрасте, является основой для развития личности ребенка, к концу данного периода оно обогащается внеситуативной формой общения, которая свидетельствует об интересе к личности сверстника и о желании с ним сотрудничать.
По И. Г. Тихановой, Э. Г. Эриксону, важное условие действия успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми – это появление инициативности. Инициативность связывается непосредственно с такой характеристикой как самопроизвольная активность субъекта деятельности. Инициативность в межличностном взаимодействии понимается как способность начать взаимодействие и продолжить инициированное взаимодействие для отстаивания своих интересов. Она в свою очередь считается положительным приобретением дошкольного детства [47; 57]. С нашей позиции именно инициативность является катализатором межличностного взаимодействия.
А. В. Мудрик межличностное взаимодействие рассматривает как организацию совместных действий индивидов, групп, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них деятельность. Основа взаимодействия – стратегия взаимодействия в ходе субъект-субъектных отношений. Умения, позволяющие эффективно построить взаимодействие: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения и др. [32, с. 275]. Исходя из этого, можно сделать вывод о рассмотрении характеристик межличностного взаимодействия – наличие субъект-субъектных отношений, проявление комплекса умений.
Б. Ф. Ломов под межличностным взаимодействием понимает процесс, в ходе которого субъекты достигают совместного решения общей задачи, согласование результатоввзаимодействия, их контроль и коррекция. Среди умений межличностного взаимодействия выделяются: умение принимать и передавать информацию, умение воспринимать другого коммуниканта в ситуации межличностного взаимодействия, умение взаимодействовать с партнером в процессе совместной деятельности [27, с. 275]. Из этого положения следует дополнить характеристику межличностного взаимодействия – процессуальность.
Межличностное взаимодействие, по А. А. Бодалеву, предполагает одновременное или последовательное отношение людей друг к другу. Им выделяется комплекс базовых умений: слушать, принимать и передавать полученную информацию; адекватно оценивать себя и других; избегать или решать конфликтные коммуникативные ситуации [7, с. 164]. Стоит согласиться, что межличностное взаимодействие предполагает взаимное отношение субъектов, проявляемых в комплексе умений.
Е. Г. Савина обращается к рассмотрению проблемы межличностного взаимодействия, понимая под ним один из видов взаимодействий ребенка в жизни. Коммуникативный контакт, содержание представлений и понятий человека о других людях и совместная деятельность составляют звенья одной цепи в системе межличностного взаимодействия. Оно предполагает умения как способы выполнения действий. Автором определена совокупность умений и навыков взаимоотношений, включающая способность обмениваться эмоциональной и когнитивной информацией, понимать эмоции собеседника и выражать эмпатию по отношению к нему, умение вести диалог и поступать в соответствии с действиями партнера [41, с. 73]. Следовательно, проблема межличностного взаимодействия рассматривается как разновидность общих видов взаимодействий ребенка, в комплексе когнитивных представлений, множества коммуникативных контактов, умений.
Межличностное взаимодействие, по Л. И. Маргарян, предполагают личный контакт субъектов, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Эффективность межличностного взаимодействия обеспечивается наличием у индивидов определенных умений: коммуникативные (умения осуществлять обмен информацией с партнерами с помощью вербальных и невербальных средств), интерактивные (умения строить позитивные взаимоотношения с партнерами и реализовывать совместные скоординированные действия), перцептивные (умения адекватно воспринимать партнера и распознавать его намерения), рефлексивные (умения осмысливать восприятие и понимание себя партнером [28, с. 77]. Проблема эффективности межличностного взаимодействия актуальна, но не выражается только в развитости определенных умений, что требует более детального рассмотрения.
Согласно Е. А. Воронич, взаимодействие – это процесс, направленный на эффективную коммуникацию, при сохранении личной автономности и, обеспечивающий саморегуляцию собственных коммуникативных действий. Сформированные умения межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста способствуют расширению сферы личностных контактов дошкольников, усвоению образцов продуктивного и позитивного взаимодействия. Умения – это освоенный ребенком опыт установления и поддержания взаимоотношений с окружающими. Автором осуществляется распределение умений на группы: обеспечивающие понимание и согласование действий (умение слушать, количественно и качественно принимать, систематизировать, передавать информацию, следовать общепринятым нормам в общении, находить адекватный выход в ситуации конфликтной субъект-субъектной коммуникации); способствующие позитивному коммуникативному взаимодействию между субъектами (умение устанавливать контакт, учитывать личностные особенности партнера, поддерживать обратную связь); позволяющие оперировать средствами коммуникации (умение ориентироваться в коммуникативном пространстве, пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации) [10, с. 13]. Следовательно, группирование умений межличностного взаимодействия позволяет наиболее полно понять их специфику и направленность.
Г. М. Андреева распределяет умения межличностного взаимодействия в зависимости от его сторон. Исследователь выделяет следующие умения, позволяющие эффективно построить этот процесс: слушать и слышать партнера; передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом; понимать другого; сопереживать, сочувствовать; адекватно оценивать себя и других; принимать мнение другого; решать конфликт; взаимодействовать с членами коллектива [3, с. 157].
Дж. Катценбах, Е. Ю. Мирцева и др. отмечают, что умения межличностного взаимодействия необходимы для успешного взаимодействия с окружающими людьми в процессе их деятельности. Ключевыми умениями межличностного взаимодействия являются установление психологического контакта, готовность к риску, умение слушать, способность к убеждению и умение ясно излагать свои мысли, готовность доверять другим людям и оказывать им поддержку, умения разрешения конфликтов. Обучение этим умениям призвано не только облегчить взаимодействие с другими людьми, но и помочь лучше понимать их действия, поступки, намерения [21; 30]. Следует согласить с высокой ценностью умений межличностного взаимодействия.
Согласно В. Н. Бутенко, Н. А. Кузнецовой, взаимодействие со сверстниками в дошкольном возрасте имеет большое значение для становления новообразований дошкольного возраста и развития личности ребенка. Оно способствует формированию многих качеств психики и личности ребенка, к примеру, децентрации; речи; моральной саморегуляции; самосознания и самооценки; саморегуляции и произвольности поведения в контексте игровой деятельности. Отсутствие умений межличностного взаимодействия существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребенка, его реализацию в среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению и появлению отклонений в его социализации [8; 23]. Высокая сформированность умений межличностного взаимодействия повышает эффективность межличностного общения, наоборот низкая – его снижает.
Таким образом, проблема межличностного взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста в научной литературе рассматривается с позиции изучения сущности, природы этого понятия, факторов, на нее влияющих, его составляющих. Отмечается, что эффективность межличностного взаимодействия обеспечивается наличием у детей определенных умений межличностного взаимодействия, которые развиваются исключительно в рамках совместной деятельности, определяя ее характер и особенности.
1.2 Особенности формирования умений межличностного взаимодействия со сверстниками у детей 4-5 лет
Важным периодом в формировании умений межличностного взаимодействия является средний дошкольный возраст. В это время происходят существенные изменения в коммуникативной деятельности детей.
Средним дошкольным возрасте принято называть возраст детей четырех-пяти лет. В этом возрасте ребенок открывает мир человеческих взаимоотношений, расширяет круг значимых лиц. У детей стремительно растет желание общения со сверстниками. Дети уже способны устанавливать простейшие связи и межличностные отношения [35, с. 147].
Средний дошкольный возраст, по мнению И. И. Николаевой, является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В этом возрастном периоде – дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений [34, с. 915]. Накопленный ранее опыт межличностного взаимодействия активно пополняется в связи с сензитивностью данного возраста.
О. В. Гребенникова называет процесс построения межличностного общения ребенка-дошкольника со сверстниками фактором его социализации. В дошкольном возрасте на первый план выходят горизонтальные отношения, закрепляя статус сверстника и особенности социального взаимодействия с ним. В общении со сверстниками у ребенка закладываются основы морали и нравственного поведения и возникает избирательная привязанность к другим детям. Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника [13, с. 105].
В условиях введения ФГОС ДОО, важной задачей дошкольной образовательной организации является формирование у детей умения активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, учитывая интересы и чувства других, разрешать конфликты [36]. Это влияет на воспитание социально активного гражданина.
Н. А. Данилов, И. В. Пеплова, С. С. Седова утверждают, что ожидаемый результат социально-коммуникативного развития дошкольников среднего возраста в дошкольном образовательном учреждении заключается в следующем: ребенок положительно относится к себе, другим и окружающему миру; эмоционально отзывчивый, сопереживающий неудачам и радоваться успеху других; сформирована «внутренняя позиция»; уважают и осознают свою принадлежность к сообществу детей и взрослых; соблюдаются правила и нормы, принятые обществом, включая нормы морали и этики; общается со сверстниками и взрослыми; обладает конструктивными приемами налаживания взаимодействия со взрослыми и детьми (обменивается предметами, соглашается, совместно распределяет действия, слушает и т. д.); использует диалогическую речь; проявляет самостоятельность, саморегуляцию и целенаправленность своих действий; проявляет положительное отношение к творчеству, различным видам работы; участвует в совместной деятельности (общение, игры, работа) с детьми; демонстрирует безопасное поведение в дошкольном учреждении, обществе [44, с. 37]. Следовательно, ребенок среднего дошкольного возраста должен активно проявлять субъективную активность во взаимодействии, показывать комплекс умений общения и межличностного взаимодействия.
Т. Е. Иовлева наряду с главной особенностью дошкольного возраста – подготовкой к школьному обучению – называет и появление ориентировки на правила, нормы, задаваемые будущей социальной ситуацией развития. Межличностное взаимодействие со сверстниками начинает зависеть от отношения детей к различающимся по содержанию социальным нормам [19, с. 15].
Межличностное взаимодействие дошкольников со сверстниками, согласно Е. И. Андреевой, зависит от множества факторов. К ним можно отнести эффективность коммуникации во всех видах деятельности и опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, характеристики родительско-детских отношений, коммуникативного поведения родителей, индивидуально-типологические особенности ребенка [2, с. 18]. Следовательно, можно выделить субъективные и объективные факторы формирования умений межличностного взаимодействия со сверстниками у детей 4-5 лет.
По мнению Л. Ю. Комлик, средняя группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Дошкольники проявляют умение общаться в паре, группе из 3-5 человек. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют личностные качества ребенка, умения и навыки, уровень общения и взаимоотношения в группе [22, с. 59].
В среднем дошкольном возрасте начинают проявляться черты самоорганизованности, инициативы. Результаты наблюдения за взаимоотношениями детей со сверстниками Л. Ю. Комлик позволяют выявить особенности в их поведении: большинство детей проявляет инициативность, но она не отличается настойчивостью. Самостоятельность детей обнаруживается в умении самостоятельно выполнить дело, порученное группе, умении оценивать работу и поведение других ребят [22, с. 59].
Ребенок дошкольного возраста средней группы открыто проявляет потребность в признании и уважении со стороны сверстников, старается привлечь внимание окружающих, внимательно следит за их взглядами и мимикой, признаками отношения к себе, стремиться передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом, проявляет обиду при невнимании или упреке. Ребенок очень внимательно наблюдает за действиями сверстника и обязательно дает им оценку [38, с. 68].
Согласно И. О. Карелиной, в среднем дошкольном возрасте сущность эмпатических переживаний меняется в связи с отделением себя и партнера как самостоятельных объектов общения и переживания [20, с. 365]. Исследования Е. Н. Васильевой, Л. Ю. Комлик, указывают, что в среднем дошкольном возрасте пока еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств. Дошкольники не умеют выражать свои чувства, просить помощи и не знают, как ее оказать. Они не понимают, что можно не только сочувствовать и сопереживать сверстнику, проявлять сорадость. Дети эпизодически выражают эмоциональное состояние: улыбаются, сердятся, используют жесты и знакомые слова на обращения ровесника [9; 22].
А. Ф. Шмидт считает, что у дошкольников среднего возраста в межличностном взаимодействии со сверстниками повышается показатель вербального планирования, действия с регулирующими высказываниями, невербальные и вербальные показатели на этапе планирования и непосредственного исполнения задания. Отмечается снижение количества деструктивных трансакций: реплики, не соответствующие поставленной цели и или мешающие достижению общей цели. Дошкольник в общении со сверстником приобретает умение адекватно, живо и естественно выражать свои мысли, чувства, переживания с помощью средств невербальной коммуникации (мимики, жеста, интонации, пантомимики) [53, с. 256].
Дети, взаимодействуя между собой, приобретают умения согласовывать свои действия, уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. При совместной деятельности развивается умение учета места сверстников в играх и общении [6, с. 115].
Е. В. Артеменко, Н. К. Прокопьева указывают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Проблемы, с которыми сталкиваются дети 4-5 лет в процессе выстраивания коммуникации, связаны с умением понимать эмоциональное состояние партнера по общению, получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно высказывать и отстаивать свое мнение [4, с. 55].
По мнению Н. А. Кузнецовой, многие дошкольники имеют затруднения при взаимодействии со сверстниками. Они не могут находить подход к партнеру, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия, адекватно реагировать на поступки сверстника, выражать симпатию или антипатию, отмечается неумение сопереживать и радоваться за успех окружающих [23, с. 86].
Е. О. Смирнова, И. В. Хохлачева отмечают, что в среднем дошкольном возрасте оформляется предметная составляющая самосознания и отношения к сверстнику: ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, и сравнивает себя со сверстниками. Во взаимодействии детей отчетливо проявляется конкуренция, соревновательное начало, возникают многочисленные конфликты, повышается число и острота агрессивных форм поведения [45; 51].
О. Ю. Елизарова, В. Л. Рудакова отмечают, что возраст 4–5 лет уникален не только в смысле частоты и эмоционального наполнения конфликтов, но и в части того, что многие из этих конфликтов сами дети разрешить не могут ввиду неразвитости своей эмоционально-волевой сферы и отсутствия достаточного поведенческого опыта. Отмечается эгоцентризм, неумение встать на позицию оппонента во взаимодействии, посмотреть на ситуацию его глазами, несформированность навыков саморегуляции; неумение договариваться; нарушения межличностного общения (агрессивность, вспыльчивость, демонстративность) [16; 39]. В этом возрасте активно проявляется конфликтность, с которой дети не могут самостоятельно совладать.
Т. М. Недвецкая, Л. В. Финькевич считают, что в дошкольном возрасте сформированность навыков межличностного взаимодействия является условием, влияющим на статусное положение ребенка в группе сверстников. «Популярные» дети проявляют со взрослым навыки культурного и нравственного поведения, умеют правильно, связно и логично выражать собственные мысли, умеют организовывать общую деятельность, владеют навыками саморегуляции своих действий, умеют подчиняться правилам, проявляют уважение, позитивное отношение. У «непопулярных» детей наименее сформированы социально-коммуникативные умения в общении со сверстниками, социальная нормативность в поведении [48, с. 38].
Е. В. Артеменко, Н. К. Прокопьева указывают, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым. Это может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения [4, с. 55]. Стоит согласиться, что статусное положение ребенка отчетливо влияет на эффективность межличностного взаимодействия. Не благоприятность социального статуса напрямую влияет на продуктивность межличностного взаимодействия.
Таким образом, в среднем дошкольном возрасте происходит активное переключение на сверстника на фоне практического взаимодействия. При выполнении совместной деятельности дошкольники активно усваивают умения межличностного взаимодействия: коммуникативные, интерактивные, перцептивные, рефлексивные. Однако отдельные дошкольники испытывают затруднения в проявлении межличностного взаимодействия, что негативно сказывается на результат совместной деятельности, уровень общения, в целом социализации и социальной адаптации.
1.3 Сюжетно-ролевые игры как средство формирования умений межличностного взаимодействия со сверстниками у детей 4-5 лет
Выявление особенностей формирования умений межличностного взаимодействия со сверстниками у детей 4-5 лет требуют изучения педагогических условий формирования таких умений.
Педагогические условия в понимании Ю. А. Алябышевой, А. А. Веряева – это совокупность средств (определенные модели поведения, технологии и алгоритмические предписания достижения цели). Они позволяют создать условия для самореализации педагогов и детей, модернизировать педагогическое образование [1, с. 30]. Следовательно, в нашей работе под педагогическими условиями мы будем понимать комплекс педагогических средств, способствующих модернизации процесса формирования умений межличностного взаимодействия со сверстниками у детей 4-5 лет.
С позиции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева развитие ребенка осуществляется в системе его отношений к действительности, в системе осознанных различных форм реализации отношения к миру. Другими словами – в деятельности [11; 25]. Опираясь на ФГОС дошкольного образования (п. 2.7), стоит подчеркнуть, что каждой возрастной группе характерны определенные виды деятельности, которые определяют и основные формы работы с дошкольниками [36]. Однако ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста является игровая деятельность.
Опираясь на исследования Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Эльконина, игровую деятельность следует рассматривать как специфический вид осмысленной субъективной активности, не имеющая преследуемую определенную цель, обладающую воспитательным и развивающим потенциалом для ребенка.