1. Теоретико-методологические аспекты аксиологического измерения права
1.1. Ценность права: понятие и методы исследования
Чтобы выяснить, в чём же всё-таки заключается основная сущность и ценность права, для начала следует понять, что же такое «право», и какие функции в современном обществе оно выполняет. Итак, право – это один из основных социальных регуляторов. В гражданском обществе нет другой системы норм, которая бы смогла регулировать столь широкий ряд общественных отношений (экономические, социально-политические, организационные, социокультурные и др.). Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений, а именно, такие как нормативность, общеобязательность, принудительность, системность, стабильность, реальная применимость и др.
Сущность нормативности права выражается в том, что право - это систематизированные правила поведения, закрепленные и прописанные в законах, главным гарантом которых является государство. Общеобязательность заключается в том, что право одинаково распространяется на всё общество в целом. Принудительность так же является одним из отличительных признаков права. Издавна государство и право развивались параллельно, при постоянном взаимодействии друг с другом.
Итак, именно благодаря этим свойствам становится возможным внести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, чётко определённую по содержанию, и регулируемую государством систему определённого поведения, которая функционирует постоянно. Отсюда, ценность права - это его способность служить средством для удовлетворения социально справедливых и прогрессивных интересов граждан и общества. Ценность права, одна из основ, формирующая у человека его отношение к праву.
Теперь рассмотрев основные признаки и функции права, можно проанализировать всё вышесказанное и сделать вывод о том, в чём заключается сущность права, и выявить основные проблемы в механизме обеспечения социальных ценностей права. Под ценностью права чаще всего понимается положительное, либо же отрицательное влияние окружающего мира на человека и общество. По мнению профессора С.С. Алексеева социальная ценность права заключается в следующих моментах: право гарантирует порядок в общественных отношениях; право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия; право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным ; так же немаловажным фактом является то, что на основе права формируются институты гражданского общества, а именно многопартийная политическая система, рыночная экономика, избирательная система, свобода СМИ и др.
Современное право включает в себя три основных составляющих - это нравственность, государство и экономика. Основой права является нравственность, а государство в свою очередь придает ей официальность, гарантированность и юридическую силу.
Одной из главных причин возникновения права является экономика, как основной предмет регулирования, потому что это одна из сфер деятельности, где нравственность как регулятор показала свою неэффективность. Сущность права заключается в том, что за основу системы берётся отдельный индивид, с его интересами, потребностями и личными свободами. Исторически сложилось так, что свободы человека связаны непосредственно с развитием общества: в духовной, экономической, политической и социальной сферах. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до всего социума .
Важно отметить, что право имеет общественную, социальную сущность и является гарантом защиты интересов каждого человека, а также обеспечивает стабильное развитие социальных связей и общества в целом. Вступая в общественные отношения как субъекты права, люди могут действовать спокойно, зная, что их права находятся под надёжной защитой государства. На сегодняшний день, на момент развития и становления гражданского общества, огромную роль выполняет механизм обеспечения социальной ценности права, а для его беспрепятственной работы важно донести до общества его реальную ценность, другими словами создать престиж права для его дальнейшего развития. В реальности, этого можно достичь путём проведения реформ экономического, социального, политического характера. Данные мероприятия являются необходимыми, так как от эффективной работы механизма обеспечения социальной ценности права напрямую зависит развитие права в целом, число неточностей и коллизий в современной законодательной и правоприменительной практике.
1.2. Аксиологический анализ права
Аксиология права – новая, по словам С.С. Алексеева, «духовно-интеллектуальная форма освещения права». Как специфическая область социально-философского знания аксиология права призвана дать объяснение сущности права, его ценностного смысла и предназначения для общества в целом и отдельной личности, интерпретировать право с позиций высших ценностей и смысла человеческой жизни, а также оптимальных требований социальной реальности . Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в социальном и культурном развитии общества, понять его специфическую природу, поэтому философское осмысление ценности права имеет важное значение: научное, практическое и нравственное. Правовые ценности имеют регулятивное значение. Они выражают такие убеждения и предпочтения, которые в отличии от знания, зачастую невозможно проверить или обосновать ни логическим, ни эмпирическим путем. Они существуют в виде интеллектуально и эмоционально воспринимаемых установок, которые побуждают субъектов к деятельности на их основе, к их сохранению и обладанию ими, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Ценность как философская категория представляет собой то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то чего хочет человек ради себя самого, а не ради чего-то другого. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность является ценностной ориентацией, а процедура выбора, осуществляемая на основе таких ценностей – оценкой.
Совершенно различные феномены: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, идеи, идеалы, цели, социальные институты могут быть наделены статусом ценностей в праве. Они выступают в качестве обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов. Особенно важное значение имеют некоторые социальные ценности, которые с течением времени приобрели характер так же и правовых ценностей. Они пронизывают общественное правосознание в качестве высоких идеалов и в итоге становятся основными принципами права: свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир и т.д. Также наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т.д., которые одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В различных культурах право имеет неодинаковую ценность, но которая все таки невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил и соответствующих институтов, создающих и реализующих право.
Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые служат для удовлетворения потребности общества в регулировании социальных отношений и поступков людей и выполняют регулятивную функцию. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности являются элементом системы социального управления обществом. Выделяют 3 формы бытия ценностей в философско-правовой аксиологии:
- общественные целевые идеалы и ценности;
- предметно-воплощенные ценности;
- личностные ценности .
Идеал – это нормативно-ценностный образец должного в его наиболее совершенной форме, то есть это то, к чему мы стремимся. Необходимость в идеале выражается в ориентации человека на образцы должного, на ценности, которые служат основой процесса самосовершенствования. Право является моментом духовного отношения к миру, хотя и не охватывает его целиком. Правовой идеал является лишь моментом идеала духовной жизни и общественного идеала. Высшие жизненные и культурные ценности, которые тесно связаны с добром, истиной, творчеством, красотой придают нашему правосознанию глубокую личностную окрашенность. Они выступают важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами и наполняют человеческую жизнь высшим смыслом. Таким образом, право выступает как основа самосовершенствования личности, форма реализации активности и как гарантия свободы и ограждения от зла и несправедливости. Сами правовые идеалы находят свое отражение в нормативных актах, законах, и таким образом не остаются только лишь фактом господствующего правосознания – они закрепляются и становятся ведущим элементом в правовой нормативности и реализуются в правовых отношениях. С изменением общественных и правовых отношений происходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеалами переоцениваются и предметно-воплощенные ценности .
Аксиологический подход к праву позволяет акцентировать внимание на тех сторонах правовой действительности, которые связаны с отношением людей к законодательству и правосудию, с выбором ими путей достижения личных и общественных целей и т.д. Признание правовых ценностей есть первый шаг к достижению высокого правосознания, активного правомерного поведения, к охране и приумножению всех ценностей общества.
1.3. Ценность права и правовые ценности: соотношение понятий
Развитие направления философии, аксиологии, позволило охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко и основательно. Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения – это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо. Исходными моментами для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционального образования. Благодаря своей институциональности, право обладает рядом особых свойств: общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию как носителя значительной социальной энергии.
Ценности в широком смысле слова являются предельными основаниями актов сознания и поведения людей в ситуациях, требующих выбора. Эти ценности у человека начинают складываться практически с рождения, когда его поощряют за одни поступки и наказывают за другие, когда он получает удовольствие в одних ситуациях, а в других чувствует боль, страх и обиду.
В работе А.А. Черепанова и А.Г. Литвиненко (1998) указывается, что структура ценностей каждого человека продолжает формироваться в процессе социального взаимодействия на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно в период до 15-20 лет. Эта структура, отмечается в работе, подобно отпечаткам пальцев, специфична для каждого отдельного человека, но, сравнивая систему ценностей, имеющуюся у множества людей, можно выделить группы людей, у которых есть сходство определенных ценностных подсистем.
На основе этого сходства в ценностных структурах можно выявить в обществе соответствующие группы людей и фиксировать их отличие друг от друга. Причем параметры группировки можно задавать произвольно, в зависимости от того, какой именно вопрос нас интересует. Например, можно заметить, что у математика есть определенная ценностная структура, позволяющая ему работать с математическими объектами, то есть сравнивать, какой метод доказательства теоремы правильный, а какой нет и т.д. Такой структуры нет, например, у юриста, не имеющего соответствующих знаний по математике. Однако юрист, наоборот, может сравнить законодательство разных стран или разных периодов времени, а математик, не учивший юриспруденцию, этого сделать не сможет. Именно это различие ценностных структур позволяет отличить нам юриста от математика.
Поскольку ценностная ориентация человека не является жестко заданной раз и навсегда, то в различные моменты времени доминировать могут разные группы ценностей, и каждый человек, таким образом, потенциально может являться представителем различных укладов и социальных групп. Изменение доминанты может происходить как под действием случайных обстоятельств, случайного изменения внешней обстановки, так и в результате целенаправленного внешнего воздействия.
Ценности права – это ценности, олицетворенные правом полностью или частично. К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь. Эти ценности ориентируют человеческое поведение на достижение определённых целей, стандартов, образцов поведения. Эти ценности не были изначально "правовыми", присущими только праву как социальному регулятору, это ценности той культуры, в которой возникало право. "Правоведы не выдумывают модели поведения, а заимствуют их из практической жизни и ценностных ориентаций социальной среды, характерной для определённой культуры, в которой они сами существуют". Эти ценности "пронизывают" правосознание данного общества, играют роль высоких идеалов и таким образом становятся основными ценностями права. Правовые ценности и оценки в сфере правосознания имеют регулирующее значение.
Правовые же нормы, в свою очередь, приобретают значение ценностей и становятся объектом оценок. Более того, сознательно-волевое поведение индивидуума всегда исходит в той или иной степени из действия усвоенных и оцененных им социальных норм.
Однако правовые нормы могут не приобретать значение ценностей в ходе постепенного их исторического вызревания в недрах собственной правовой и ценностной культуры, а заимствоваться в качестве самоценных, желательных для достижения результатов социальных преобразований в обществе. Наличие иных (можно назвать их органическими) норм не влияет на общую негативную или позитивную оценку правовой системы и системы права, поскольку право оценивается в целостности. Сама оценка, предопределяет жизненность правовой нормы, санкционирует её действие или бездействие, соединяет или разъединяет действительность жизни, сущего и предписание нормы, должного.
Необходимо постоянно помнить, что среди всех социальных ценностей, воспроизводимых обществом, наивысшей является человеческая личность. Право относится к достижениям культуры лишь настолько, насколько оно обеспечивает, прежде всего, человеческое достоинство и достойные человека условия существования, права человека. Такой подход к оценке правовых явлений, выяснение их социальной ценности, по моему мнению, связан с представлением личности об их полезности, способности удовлетворять различного рода потребности.
Итак, в общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.
Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:
1) Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность и тем самым вносит элементы упорядочения в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно, то есть внутренне присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.
2) Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не подавляет частный интерес, но соединяет его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.
3) Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в oбществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы и меру этой свободы. Право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем, такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп. Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.
4) Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и прочее. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Вместе с тем стоит заметить, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом.
5) Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.
6) Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право – действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.
Правовые ценности — это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся:
- конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей — безопасность человека, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов;
- фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;
- особые правовые средства и юридические механизмы (все, что называется юридическим инструментарием), обеспечивающие ценности права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д.
Принципы права- объективно присущие праву отправные начала, непререкаемые требования (позитивные обязательства), которые относятся к участникам общественных отношений с целью гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и общественных интересов. Другими словами, это своеобразная система координат, в рамках которой развивается право, и одновременно вектор, определяющий направление его развития.
Принципы являются основанием права, содержащиеся в его содержании, выступают как ориентиры в формировании права, отражают сущность права и основные связи, реально существующие в правовой системе. В принципах сосредоточен мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Поэтому принципы права можно назвать стержнем правовой материи.
Принципы права следует отличать от норм-принципов, то есть принципов, которые прямо закреплены в нормах права и представляют собой внутреннее содержание этих норм.
Назначение принципов права:
- осуществлять обобщенное закрепление основ общественного строя;
- обеспечивать однотипную формулировку норм права;
- обеспечивать их влияние на общественные отношения путем правового регулирования и других видов правового воздействия.
Несмотря на многообразие типов (семьи) правовых систем мира (романо-германская, англо-американская, смешанная, религиозно-традиционная) и разный их подход к проблеме принципов права (в одних сложилось понятие «общих принципов права», в других - нет), все они в демократических обществах опираются на общую основу принципов права. Принципы права впоследствии приобрели универсальное значение, оформились в области основных прав человека, получили закрепление на международном уровне. Так, в Договоре о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) общие принципы, характерные для права государств - членов Сообщества, рассматриваются как составная часть права ЕЭС, а их нарушение - как основание для отмены в судебном порядке актов Сообщества. Сегодня принципы права являются актуальными, прежде всего в связи с задачей обеспечения прав человека.
Право и правовые нормы формируются как ценностные явления. Ценностный аспект права, в конечном счете, объясняется определенной свободой выбора человеком своего поведения в процессе достижения целей. Право, безусловно, принадлежит к числу ценностных явлений, оно выступает в качестве объекта ценностных отношений.
Важнейшие социальные ценности, отраженные в праве, пронизывают его изнутри, обретают «второе рождение», превращаясь в правовые принципы. Отдельная норма, взятая вне системы функционирующих норм в целом, не может играть роль регулятора общественных отношений. Регулирующее воздействие оказывают не единичные нормы, а группа норм внутри определенной нормативной системы, или же группа норм, относящихся к разным системам. Складывающиеся в обществе отношения подвергаются регулированию путем действия целых комплексов норм, связанных внутренним единством. Это единство часто определяется ценностным смыслом, заложенным в ту или иную норму.
Понятия «нормы» и «ценности» по существу отождествляются многими учеными. Нормы, образцы поведения, освоенные ценности — это то, что объединяет индивидов в систему. Нормы и ценности определяют и самый факт, и способы интеграции в социальных системах. Обсуждая ценности на человеческом уровне, возможно говорить о проблемах, часто прибегая к термину нормы, люди часто не имеют даже и смутного представления о том, что их данные пропускаются через нормативный фильтр.
Ценности дифференцируют, отделяют, обособляют элементы правовой системы. Воплощенные в поведении, они дифференцируют также слои и группы индивидов, проявляясь на уровне стиля жизни и служа признаками правокультурной идентификации.
Понимание различия правовых ценностей и норм насущно необходимо для выявления способов максимально эффективного формирования правового поведения, основанного на саморегуляции и самоконтроле. В этом смысле правовое воспитание — процесс целенаправленного формирования системы правовых ценностей субъекта, способного привычно соблюдать нормы права на основании признания ценности таких норм и такого поведения. В то же время зрелое ценностное отношение предполагает критическое отношение к тем нормам, которые устарели и тормозят развитие общества. Станет ли правовая норма ценностью для субъекта, зависит не только от него самого, но в большей даже степени от развития правовой и общей культуры общества и социальной группы, к которой он принадлежит. Традиционные нормы в архаичных культурах управляют поведением индивидов и социальных групп порой независимо от того, являются ли они ценностями для них или воспринимаются как внешняя, чуждая сила. В современном обществе, с её инновационной, личностно-креативной установкой, изменилось соотношение ценностного и нормативного механизмов регуляции поведения — от доминирования нормативного к безусловному преобладанию ценностного.
Современная личность как субъект права действует согласно своим ценностным ориентациям и подчиняется только тем нормам, которые приобрели для нее ценностное значение. Это отражается в