ГЛАВА 1 Классический репертуар в деятельности самодеятельного хореографического коллектива
1.1 Влияние репертуара классического танца на развитие хореографического коллектива
В формировании общей художественной культуры ребёнка, классический танец является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – это волшебный мир искусства красоты движения, звуков, световых красок и костюмов. В любительских хореографических коллективах уроки классического танца являются важной частью учебного процесса. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у детей нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия классическим танцем способствуют не только физическому развитию детей, но и обогащают их духовно. Это привлекает как детей, так и родителей, т.к. ребёнок, имеющий балетную осанку, восхищает окружающих.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится на внешний вид в школе. Не только осанка выделяет их, но и причёска, чистота и элегантность ношения самой простой одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях хореографии. Дети из хореографического класса не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из транспорта, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Необходимое качество в характере детей это внимание и забота. Занятие хореографией решают эти задачи. Хореографическое искусство у ребёнка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая её. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которые он не мог бы получить из каких-либо других источников. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить потребность общения с искусством, понимание языка, любовь и хороший вкус к нему. Необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные способности в обучении.
В основе учебной танцевальной подготовки участников самодеятельного коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца. Он по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев.
Классический танец должен использоваться с осторожностью при формировании детского репертуара. Руководителям и педагогам ансамблей необходимо проявлять здесь особый такт и чувство меры. Классический танец предъявляет ряд жестких требований к исполнению, без соблюдения которых он теряет свою художественную ценность и перестает быть средством эстетического воспитания.
Репертуар один из самых важных, значимых вопросов деятельности творческого коллектива.
Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности.
Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.
1.2 Основные цели и задачи классического репертуара
Репертуар, прежде всего, зависит от профиля хореографического коллектива и строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с целью поддержания интереса к данному виду деятельности.
Классификация хореографических коллективов строится на основе ряда признаков: возрастных, жанровых - и зависит от специфики учебно-тренировочной деятельности, ее целей и задач, с одной стороны, формирование репертуара должно соотноситься с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой - с возможностями творческого роста участников, их индивидуальности.
В хореографии, наравне с любым другим видом искусства, существуют общие требования и принципы формировании репертуара, которыми коллектив и балетмейстер должны руководствоваться в своей деятельности.
Однако есть общие принципы при формировании репертуара, – это:
- идейно-художественная значимость
- актуальность темы
- интерес участников к танцу
- личная профессиональная возможность
- разнообразие видов жанров.
При этом репертуар должен выполнять две функции:
Первая - когда исполнитель выходит к зрителям и тем самым выступает носителем определенного воздействия на него.
И вторая - насколько художественно значительно будет это воздействие.
Принцип формирования репертуара, с одной стороны, соотноситься с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, а с другой - способствовать росту мастерства исполнителей.
Выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива требованиям того или иного произведения. И все же необходимо, чтобы каждый номер репертуара был не слишком легким для исполнения, чтобы он ставил задачи, которые надо преодолеть в работе, достигая более высокого профессионального уровня.
При формировании репертуара творческого коллектива необходимо учитывать в первую очередь идеологические принципы государства:
• знаменательные даты и праздники (мирового значения, родной страны, региона (области), города, района (области/города), учреждения, коллектива).
• направленность деятельности коллектива (статус, вид танца)
• возрастные особенности участников, их интересы.
• уровень подготовки коллектива (исполнительская техника, актерское мастерство, уровень воспитания, дисциплина).
Репертуар должен быть разнообразным по содержанию. Должны быть сюжетные, бессюжетные танцы с разнообразной лексикой.
Формы танцев: соло, дуэт, малые формы, большие формы, крупные формы.
Так же при формировании репертуара важны:
• материальная база коллектива – финансовое положение учреждения, наличие костюмов, обуви, аксессуаров, атрибутов и т.д.
• музыкальное оформление – ноты, инструменты, диски и различные носители.
• современные достижения и направления в хореографии – посещение мастер-классов, информация на видео носителях и многое другое.
Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно. Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.
Цель: Приобщить и научить детей танцевальному искусству.
Задачи: в области хореографии:
-расширять знания в области современного хореографического искусства;
- учить выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), ускорять и замедлять движение; отмечать акценты, несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; самостоятельно начинать движение после вступления.
В области воспитания:
-содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка; -развивать чувства гармонии, чувства ритма; -совершенствовать нравственно-эстетические, духовные и физические потребности.
В области физической подготовки:
-Развивать гибкость, координацию движений;
- Развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;
-укреплять физическое и психологическое здоровье.
1.3 Основные принципы создания репертуара хореографического коллектива
При выборе репертуара руководителю следует учитывать сроки обучения, возраст и возможность исполнителей. Танец удачен в том случае, когда он имеет в основном единый танцевальный язык, и исполнители выразительно передают его идею, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Не интересных танцев не должно быть и поэтому задача руководителя - сочинить и показать наиболее выигрышный, специфический, для данной группы детей, вариант танца. Сложность сочинения хореографической лексики зависит от хореографических и технических возможностей детей-исполнителей. Детям не следует исполнять танцы, предназначенные для взрослых. В первый год занятий не следует разучивать больше одной танцевальной постановки.
В течение второго года обучения руководитель может подготовить еще 2-3 танца, учитывая, что возможности коллектива после усвоения пройденного материала расширяются. Группы, занимающиеся не первый год, в течение учебного года работают над постановкой двух-трех танцевальных номеров, каждый из которых продолжается не более 3 минут. Если же постановка перерастает в танцевальную сюиту или хореографический спектакль, подготовка ее продолжается в течение всего учебного года.
Музыкальный материал является основой танца. Особое значение имеет музыкальное воспитание детей. Если музыка интересна, то и исполнять детям движения под эту музыку будет в удовольствие. Участники должны понимать содержание музыки, тему и идею, предложенную руководителем. Научившись рассказывать содержание танца для зрителей, дети приобретают все положительные качества, впитывая их как губка, учась через действие в танце, действиям в жизни. Работая над репертуаром, следует помнить, что национальность или стиль изучаемого танца должен соответствовать желанию и духовному развитию детей на данный момент.
При составлении репертуарного плана должно учитываться мнение участников коллектива. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе одинаковы, то будет доступно взаимопонимание их с руководителем. С другой стороны, руководитель должен эмоционально и умело убедить, заинтересовать исполнителей в создании и воплощении своей идеи.
В репертуарный план должны входить:
а) массовый танец;
б) сольный танец;
в) парный танец;
г) мелкогрупповые танцы, смешанные или раздельные;
д) групповые.
Исполнители танцев, поставленных другими хореографами, также требуют от руководителя предварительной работы. Приступая к осуществлению записанной постановки, руководитель должен до мельчайших подробностей все продумать, разобрать и проверить каждое движение и только после этого приступать к работе с детьми. При разучивании записанных постановок необходимо вносить изменения в соответствии с данным составом исполнителей. Методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.
Реализацию репертуарного плана обеспечивает постановочная деятельность. Основная воспитательная работа с коллективом проводится в процессе постановочной работе. Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно определить его содержание, характер и цель.
Руководствуясь изложенным, можно сделать вывод, что репертуарный план следует строить учитывая:
1. Сроки обучения, возраст и возможность детей.
2. Заинтересованность участников коллектива в изучаемом материале.
3. Содержание танца.
4. Хореографическую лексику.
5. Возможность раскрытия индивидуальных способностей.
6. Актерскую и эмоциональную выразительность.
Рассмотрев принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.
ГЛАВА 2 Методические основы преподавания классического танца в любительском хореографическом коллективе
Практическое исследование прошла на практике.
ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Конспект
Занятия на тему:
«Азбука классического танца»
обучающейся группы НХТ-31
Гришко Веры Сергеевны
Серпухов, 2021
Возраст: 7-8 лет
Длительность занятия: 1 час
Тема: «Азбука классического танца»
Вид занятия: традиционный
Тип занятия: комбинированный
Форма обучения: групповая
Методы обучения: объяснение, демонстрация, практическая работа
Цель: развитие физических способностей ребенка средствами хореографии
Задачи:1. Образовательные: методически правильно выполнять движения у станка; умение объяснить предназначение каждого движения; знать названия движений и правильно их произносить
2.Развивающие: развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству; развитие координации и устойчивости; развитие хореографической памяти; развитие пластики, силы, гибкости при работе разных групп мышц; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, внимательности и музыкальности
3.Воспитательные: воспитание выносливости, терпения, трудолюбия; воспитание коммуникабельности; воспитание ответственности, силы воли, дисциплины
УУД: 1. Познавательные: умение повторять движения за учителем, выполнять движение по команде, умение видеть ошибки у себя и у товарищей, умение анализировать грамотность исполнения движений
2. Регулятивные: умение воспринимать новую информацию, умение прослеживать действий на занятие
3. Личностные: умение проявлять дисциплинированность, умение работать самостоятельно, умение проявлять внимательность
4. Коммуникативные: умение внимательно слушать учителя, следить за действиями одногруппников в процессе работы, умение находить общее решение.
Оборудование: хореографический станок, зеркала, муз.центр, фортепиано.
Литература: 1.Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010
2.Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
4.Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007