ГЛАВА 1. РОЛЬ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ НА РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1. Компании с государственным участием на рынке как экономические категории
Под компанией с государственным участием подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты Российской Федерации, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении.
Аналитики размышляли десятилетиями о смешанных методологий, и нельзя отрицать, что смешанные методы стали важным активом в портфелях многих компаний. Однако смешанные методы не описываются в книгах, а реализуются государством для своих программных проектов. Размещенные исследования предоставляют доказательства использования смешанных методов развития. На практике используется множество различных структур, методов и практик.
Однако отсутствует понимание того, из чего состоит смешанный метод, например, какие комбинации структур, методов и практик она из себя представляет. Сегодня компании часто используют в своих процессах высоко индивидуализированные методы и компании с государственным участием на рынке не исключение.
Параллельно возникла необходимость обеспечения контроля государства в стратегических отраслях российской экономики. В результате изменения форм и методов управления государственной собственностью на основе государственных предприятий и органов государственного управления стали появляться новые коммерческие и некоммерческие организации. Одной из таких форм стало создание государственных компаний, создаваемые не с целью получения прибыли.
Важная роль компаний с государственным участием связана не только из-за размера компании, а из-за их влияния на развитие корпоративного управления и фондового рынка. Они являются «шаблоном» для частных компаний, которые используют те же инструменты корпоративного управления.
Согласно Гражданскому кодеку, в Российской Федерации признаются «частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности».
К частной собственности принято относить индивидуальную, корпоративную, акционерную и любую негосударственную форму собственности.
Государственной собственностью в Российской Федерации принято считать имущество, на праве собственности принадлежащее РФ (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, областям, краям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта РФ). Эта форма собственности закреплена в ст. 214 ГК РФ, при которой имущество принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности [1]
Муниципальная собственность - это имущественный комплект муниципального образования, в который входит земельный участки, движимое и недвижимое имущество. Право муниципальной собственности закреплено в ст.215 ГК РФ [2]. Имущество, принадлежащее федеральным органам на праве собственности, является муниципальной собственностью.
Важнейшую роль в формировании государства играет государственная собственность, поскольку она позволяет ему не только выполнять свои социальные функции, но и достичь экономическую стабильность.
В формировании холдингов из компаний с государственным участием аналитики выделяют способ повышения эффективности управления за счет снижения издержек управления благодаря уменьшению числа объектов управления, по средством централизации инвестиционных ресурсов и координации производственных программ [5]
Основными формами данных компаний являются унитарные предприятия, а также акционерные общества с долей участия государства.
Основным законом регулирования деятельности является закон «О государственных и муниципальных предприятиях». Главной особенностью унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утвержденный министерством или иным другим федеральным органом.
Система управления государственными активами весьма децентрализована. Владельцем имущества государства является Федеральное агентово по управлению госимуществом (Росимущество), постведомственное Правительству РФ, Центральный Банк РФ, ГК Ростех, ГК Внешнэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями. Более того, в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов.
Большая часть федеральной собственности приходится на Росимущество.
Под эффективностью управления структурами с государственным участием, в частности, следует принимать показатель влияния системы управления на достижение поставленных стратегических целей и задач. Функционирование объединенными компаниями при прочих равных условиях или на степень использования потенциальных возможностей интеграции предприятий с учетом внешних и внутренних факторов.
В состоянии на настоящее время в российской экономике наблюдается тенденция усиления роли государства как собственника, следующего по двум направлениям. С одной стороны, создание корпораций посредством объединения государственных пакетов акций, с другой же стороны происходит активизация деятельности государственных корпораций в привлечении инвестиционных ресурсов.
Одним из методов оценки эффективности компании с государственным участием на рынке является метод построения сбалансированной матрицы системы показателей. Кроме того, сбалансированная система системы показателей становится одним из важнейших инструментов в совершенствовании внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Данная концепция включает в себя четыре основополагающих направления:
1) Финансы (включает в себя финансовые показатели самой организации и позволяет управляющему звену контролировать финансовые результаты организации);
2) Клиенты (включает в себя показатели взаимоотношения с клиентами, например, степень удовлетворенности клиента, отличительные черты товаров и услуг);
3) Процессы (включает в себя важные операционные цели и подчеркивает ключевые процессы, необходимые для удовлетворения клиентов);
4) Персонал (включает в себя нематериальные факторы будущего финансового результата, такие как человеческий капитал, организационный капитал, включая навыки и квалификацию персонала и др.).
Вышеописанная концепция применяется к компаниям и корпорациям с государственным участием на рынке с учетом адаптации ее под особенности самого субъекта управления [8].
1.2. Особенности российской практики корпоративного управления компаниями с государственным участием
Компаниям с государственным участием характерны специфические трудности в управлении. Во-первых, они хорошо защищены от двух главных угроз, необходимых для контроля за менеджментом: угрозы поглощения и банкротства. Во-вторых, до последнего времени компании с государственным участием действовали в тех отраслях, где они были защищены от конкуренции [10]. Для компаний с государственным участием важен баланс между обязанностью государства активно выполнять функции «менеджера» и стремлением вмешаться в управление компанией, удовлетворяя не только политические, но экономические потребности.
Сложности с управлением также возникают благодаря тому, что в таких компаниях отсутствует явный собственник, а существует сложная цепочка агентских отношений, в которой участвуют посредники (министерства и ведомства, сама компания, различные группы миноритарных акционеров и т.д.). Таким образом, основной задачей системы корпоративного управления будет установление баланса интересов между звеньями этой цепочки.
Если рассматривать компанию с государственным участием с точки зрения теории жизненного цикла организации то, все госкомпании находятся как минимум на этапе бюрократизации.
Именно такой организации не грозит банкротство, поскольку она способна существовать за счет государственной поддержки.
Из этого следует, что все перечисленные особенности деятельности и управления госкомпаний не дают возможности стать органам управления компании самостоятельными: ни у компании, ни у ее собственника такой потребности нет. В последнее время немало внимания уделяется вопросам «омоложения» госкомпаний: совершенствованию корпоративного управления путем внедрения принципов и механизмов, применимых для частного бизнеса. Инициатива идет от ОЭСР, подготовившей Руководство по корпоративному управлению для компаний с государственный участием. Смысл необходимых изменений — соблюдение госкомпаниями общепринятых принципов корпоративного управления и следование рыночным стандартам.
Как было указано ранее, построение надлежащей системы корпоративного управления дает компаниям возможности повысить эффективность деятельности, облегчает доступ к финансовым рынкам и удешевляет стоимость привлеченного капитала. Но успешная практика корпоративного управления в компаниях с государственным участием влияет также и на частный сектор, поскольку задает вектор общей культуре корпоративного поведения в бизнесе и стимулирует конкуренцию.
Для построения эффективной и оптимизированной системы корпоративного управления государство пользуется зачастую уже существующими в частном секторе стандарты корпоративного управления, а также специальные международными документами.
?
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РОССИИ
2.1. Современные компании с государственным участием: их создание и характеристика
При оценивании компаний с государственным участием на рынке перед частными компаниями в развитии инновационной активности, достаточно явно выделяются следующие особенности:
? частный бизнес склонен инвестировать в прикладные или же практически значимые исследования, которые способны принести быструю прибыль, в отличие от фундаментальных исследований;
? являясь собственником компании, государство склонно инвестировать в фундаментальные разработки, где инвестиционные результаты могут проявить себя в долгосрочном периоде. С этой стороны компании с государственным участием более устойчивы к возможным изменениям в сфере НИОКР;
? государство способно более оптимально и эффективно координировать инновационные изменения, поддерживая тренды данных изменений в частном секторе.
Таблица 2.1. Расходы крупнейших российских компаний на НИОКР
Наименование 2009 2010 2011 2012 2013 min Среднее Доля
ГК «Росатом» 2/3,1 2,2/5,1 2,5/6,7 - - 0,4/3 0,5/4,1 Vattenfall (0,7%) / Areva (4,2%)
ГК «Ростехнологии» 0,14 0,4 0,85 1,09 1,34 0,7 8,6 United Technologies (3,1%)
ОАО «РусГидро» 0,08 0,02 3,24 3,04 3,04 0,1 1,4 Fortum (0,5%), Enel (0,1%)
ОАО «ФСК ЕЭС» 0,58 1,19 2,44 3,2 2,64 0,1 1,4 EdF (0,7%), National Grid (0,1%)
Продолжение таблицы 2.1
ОАО «РАО ЭС Востока» 0,01 0,05 2,20 2,60 3,00 0,1 1,4 Tokyo Electric Power (0,7%)
ОАО «Холдинг МРСК» 0,00 0,01 0,3 - - 0,1 1,4 Energia de Portugal (0,2%)
ОАО НК «Роснефть» 0,17 0,21 0,38 0,38 0,39 0,1 0,3 PetroChina (0,7%), BP (0,2%)
ОАО «Газпром» 0,19 0,22 0,19 0,17 0,15 0,1 0,3 ExxonMobil (0,2%), Total (0,4%)
ОАО «Транснефть» 0,17 0,21 1,39 1,37 1,38 0,2 0,9 Petroleo Brasiliero (0,8%)
ОАО «Аэрофлот» 0,00 0,00 0,09 0,2 0,3 0,04 3 Lufthansa (0,04%)
Исходя из анализа аналитиков ОЭСР можно сделать вывод о том, что государственные компании и компании с государственным участием могут являться инструментом для проведения государственной промышленной политики через реализацию ее инновационной составляющей, будучи нацеленной на создание и использование новых технологий.
На настоящий момент многие компании с государственным участием не могут похвастаться своей эффективность управления. Так как являются убыточными по данным Росстата с 2020 г. На эти результаты, очевидно, повлияла пандемия, вызванная короновирусной инфекцией и в данном вопросе уровень государственной поддержки актуален как никогда. Вероятность удержания на рынке была лишь у крупным корпораций, в свою очередь малый бизнес мог рассчитывать лишь на поддержку региональных программ.
Компании с государственным участием получили субсидии на 2018 – 2019 гг. в сумме более чем 63, 16 млрд рублей. В число этих компаний вошли «Объединенная авиастроительная корпорация», «Аэрофлот», «Алроса», «Ростелеком», «РусГидро». Также в список вошли «Газпром нефть», «Газпром», «Татнефть», «Интер РАО». Разумеется, компании с государственным участием на рынке по своему статусу являются претендентами на получение субсидий в первую очередь.
Рис. 2.1. Публичная государственная собственность
Аналитики сделали предположение, что доли государственных компаний направляют не менее 50% от чистой прибыли на дивиденды, доведут до 95% к 2025 г. [12].
Таблица 2.2. Статистика на 2020 г. Компаний с государственным участием и их доли в капитале.
Наименование Доля в капитале Кому принадлежит
АЛРОСА (#ALRS) 66% 33% акции, принадлежащие Росимуществу;
25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Якутии и 8% на администрации районов республики Якутия
Аэрофлот (#AFLT) 57,34% Контрольный пакет принадлежит Росимущетсву; в акционерах присутствует Ростех;
Продолжение таблицы 2.2.
Газпром (#GAZP) 50,23% Контрольный пакет принадлежит Росимуществу и 10,97% у Роснефтегаза
Газпром нефть (#SIBN) 47,8% Газпрому принадлежит 97%
Московская биржа (#MOEX) 25% Центральному банку России принадлежит 52,5%; 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва
Роснефть (#ROSN) 50,8% Роснефтегазу принадлежит 40,4%
Объединенная авиастроительная компания (#UWGN) 52,1% Банку Траст принадлежит 27,8% и ФК Открытие принадлежит 24,3%; данные банки контролируются Центральным Банком РФ
РусГидро (#HYDR) 75% Росимуществу принадлежит 61,73%, также ВТБ принадлежит 12,95%. 5,72% находятся у ВСМПО-АВИСМА через дочернюю компанию Авиатранс.
Россети (#RSTI) 88,9% 88,9% находятся у Росимущества и 1,29% капитала находятся у Газпрома
ТГК-1 (#TGKA) 25,9% Электрохолдингу Газпрог принадлежит 51,79% капитала
Транснефть (#TRNFP) 78,55% Росимуществу принадлежит 78,55% капитала
ФСК (#FESS) 80,13 Россетям принадлежит 80,13% капитала
Сбербанк (#SBER) 51,2% В апреле 2020 г. Произошла смена владельца контрольного пакета акций Сбербанка. РФ в лице Министерства финансов РФ приобрела у Центрального банка РФ
Интер РАО (#IRAO) 44,3% Роснефтегазу и ФСК принадлежать 7,63% и 8,57% капитала соответственно
Московская биржа выделила индекс для компаний с государственным участием (#MOEX SCI). В основе индекса лежат 16 акций (все вышеперечисленны компании)
Рис 2.2. Корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G.
На рисунке 2.2 представлена динамика компаний с государственным участием на российском рынке. Динамика обусловлена эффективностью акций.