Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методы и технологии профилактики социальной дезадаптации подростков в общеобразовательной организации

y_nika 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.06.2018
В настоящей работе была рассмотрена проблема социальной дезадаптации подростков. Было дано понятие и изучены виды дезадаптации подростков, уточнены диагностически значимые признаки социальной дезадаптации подростков, а также возможности её профилактики.
Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной дезадаптации ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением, тенденция к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений. Ослаб воспитательно-социализирующий потенциал не только семьи, школы, но и других общественных и государственных институтов. Во многих местах перестали действовать специализировавшиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга, трудовой, физической, нравственной закалки и направленного формирования личности детей. Недостаточно ведется борьба против таких социальных болезней, как наркомания и токсикомания, детская преступность, безнадзорность и беспризорность. Особой распространенности таких форм девиантного поведения. В современном обществе способствуют криминализация общественных отношений и сознания, инфильтрация "ценностей" преступного сообщества в нормативную систему социума, кризис семьи и коммерциализация сферы культуры и досуга. Хорошо «социализированный» человек не совершает преступления вовсе не из-за страха перед грозящим наказанием, а в силу успешной социализации. Поскольку преступление связано с недостатками социализации, то и наказание будет эффективно в той мере, в какой оно способно восполнить указанные недостатки. Следовательно, для обеспечения успешности социальной адаптации личности необходимо опираться на активизацию процессов, способствующих восстановлению социальной адекватности ресоциализацию. Ресоциализация личности девиантного индивида должна быть связана прежде всего с его ценностной переориентацией, формированием механизма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Успешность социализации обеспечивается активно преобразующей, творческой позицией человека (В. С. Барулин, Я. Л. Коломинский, А. А. Реан). Несостоявшаяся социализация и социальная адаптация неизбежно оборачиваются социальной дезадаптацией, что является источником девиантности (М. И. Еникеев, А. А. Реан)[1]. Социальная дезадаптация – более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации – семьи и школы. Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы[2]. Проблему социальной дезадаптации подростков рассматривало множество выдающихся исследователей (Шакурова М.В., Рышкова Л.М., Молодцева Т.Д., Мирзаева Г.П. и т.д.), например О.А. Белобрыкина (кандидат психологических наук, доцент) в своей статье «Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики» поделилась мнением, что решающим фактором возникновения устойчивого дезапртационного синдрома в образовательном пространстве школы выступают система отношений «ученик-учитель»[3]. Также автор обозначила формы и области профилактической работы социального педагога и психолога. И пришла к выводу, что последствия школьной дезадаптации чреваты в первую очередь для развития общества. Профилактика дезадаптации составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптированных подростков, предупреждение перехода дезадаптации в отклоняющееся (девиантное поведение). Под профилактикой имеется в виду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации подростков, а также разработку мер по ее предупреждению. В зависимости от степени развития социальных отклонений в профилактической работе используют меры по предупреждению, предотвращению или пресечению дезадаптированнности. Проблемой: каковы формы и методы социально-педагогической профилактики социальной дезадаптацииподростков. Объект исследования: социально-педагогическая профилактика социальнойдезадаптацииподростков. Предмет исследования: методы, формы и средства социально-педагогической профилактики социальной подростков. Цель данной курсовой работы: выявить методы, формы и средства социально-педагогической профилактики социальной дезадаптации подростков в условиях общеобразовательной организации. Задачи исследования: 1.Раскрыть понятие социальнаядезадаптация как социально-педагогическое явление; 2.Проанализировать сущность, задачи, виды социально-педагогической профилактики социальной дезадаптации подростков; 3. Изучить подходы, методы, формы, средства социально-педагогической профилактики социальной дезадаптацииподростков; 4.Обобщить зарубежный и отечественный опыт социально-педагогической профилактики социальной дезадаптации. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, периодической, социологической литературы. Обобщение зарубежного и отечественного опыта по данной теме. Систематизация теоретических данных.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Профилактика социальной дезадаптации подростков как направление социально-педагогической работы……………………………..6 1.1. Дезадаптация подростков как педагогическое явление…………...6 1.2. Профилактика социальной дезадаптации подростков: сущность, задачи, виды………………………………………………………………….…10 1.3. Подходы к осуществлению социально-педагогической профилактики дезадаптации подростков…………………………………….15 Глава 2. Методические аспекты профилактики социальной дезадаптации подростков в общеобразовательной организации………….25 2.1. Методы, формы и средства социально-педагогической профилактики дезадаптации подростков в общеобразовательной организации…………………………………………………………………….25 2.2. Зарубежный и отечественный опыт исследователей в теме социально-педагогической профилактики социальной дезадаптации подростков…………………………………………………..…………………..31 Заключение............................................................................................33 Список использованных источников ……………………………….......35
Список литературы

1.Яковлева, Е. П. Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте. / Е. П. Яковлева // Человек и образование. – 2009. - № 1. 2. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. В. Шакурова. – 4-е издание, стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с. 3. Белобрыкина, О.А. Проявление дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики /О.А. Белобрыкина // Психология и школа. – 2005. – № 2. – С. 3-11. 4. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии //Е.С.Кузьмин // М., Наука, - 2007. - с. 249. 5. Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно - развивающего обучения // С.А.Беличева// Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы, - 2000, №2. с. 69-74. 6.Бойко В.В., Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь// В.В.Бойко// СПб, Союз, 2002, с.160 7. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация.// И.А. Коробейников// – М.: ПЕР-СЭ. 2002. – С. 126. 8. Божович Л.И., Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна//2-е изд. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж, 2002, с. 352 9. Карпенко Л.А., Психологический словарь, под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., Полином, 2009. — С.245. 10. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М., Рабочая книга школьного психолога //М.: Просвещение, 1991, с.303 11. Андреева Г.М., Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ М.: Аспект Пресс, 2008 12. Кейск К., Голас Т., Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков //К.Кейск//- 2009, с.45-47 13. Кон И.С., Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А Реана/, Москва, "ОЛМА-пресс”, 2003 - 201с. 14. Мудрик А.В., Социализация человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М., ИЦ «Академия », 2006, с.304 15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Самара, Издательский Дом «Бахрах», 2008 16. Злобин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие/ М.: Высшая школа, 2008 17. Глозман Ж.М., Самойлова В.М., Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Ж.М.Глозман // Психологическая наука и образование, 2009, №2, с.99-109 18. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии //Л.С.Выготский // СПб, Союз, 1997, с. 220 19. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /2002, с.416 20. Беличева С.А., Сложный мир подростка //С.А.Беличева // Екатеринбург, 2010 21. Кумарина Г.Ф. Педагогические условия предупреждения школьнойдезадаптации. /Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-27 октября, 1995г.) – М., 1995. 22. Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьнойдезадаптации. /Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-27 октября, 1995г.) – М., 1995. 23. Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы. //Дефектология. 1995, №1. 24. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития. // С.Г.Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями. – 2004, №1. 25. Антонов, А.И. Микросоциология семьи// А.И.Антонов // М., 2005 26. Дулинова Л.Т. Социальная реабилитация безнадзорных детей подростков в современной России (социологический аспект) // Л.Т.Дулинова // М.,2001; 27.Мирсагатова М.Н. Управление системой профилактики безнадзорности и правонарушейни несовершеннолетних в современных условиях (социологическийаспек)// М.Н.Мирсагатова // М., 2002 28.Иващенко, Г.М. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних // Г.М.Иващенко // М., 2001, и др. 29.Смирнов, Л.Б. Некоторые проблемы регламентации правового статуса осужденных к лишению свободы. // Л.Б. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2011. – № 1 (10). – С. 44-48.
Отрывок из работы

Глава 1. Профилактика социальной дезадаптации подростков как направление социально-педагогической работы. 1.1. Дезадаптация подростков как педагогическое явление. Задачи параграфа: 1) раскрыть сущность понятия дезадаптации; 2) выявить особенности социальной дезазаптации в подростковом возрасте. Термин “дезадаптация” ранее всего возник в психиатрической литературе. Он получил свою интерпретацию в рамках концепции предболезни. Дезадаптация рассматривается здесь как промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии [4, с.28]. Подростковаядезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.). Доктор психологических наук Беличева С.А. выделяет в зависимости от природы и характера дезадаптации патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании. [5, с.69-74] Патогеннаядезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
190 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Социология, 55 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg