ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
1.1 Характеристика основных подходов к исследованию сущности и элементов политической системы общества
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т. п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система общества», вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям.
Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
При этом под системой принято понимать множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью. Что касается понятия «политическая система», то в отечественной и зарубежной литературе существует множество его определений. Чаще всего указывают на интегрирующую роль этой системы, т. е. она обеспечивает объединение всех элементов общества в единый централизованный, управляемый политической властью организм (проф. Бурлацкий Ф. М., проф. Тихомиров Ю. А.).
Нередко политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов. Выделяют следующие особенности политической системы:
1) связь с государственной властью;
2) отражение в ней происходящих в обществе политических процессов, в том числе противоборства различных социальных сил и интересов;
3) управляющее и регулирующее назначение, т. е. управление делами общества, выражение интересов существующих групп, слоев населения;
4) регулирование ее деятельности политическими нормами и правилами, сложившимися в политической жизни страны.
Исходя из этих признаков, политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом. Политическая система складывается и функционирует под воздействием множества факторов.
Среди них наиболее значимы экономические, социальные, психологические, исторические и др. Вместе с тем в литературе отмечается, что функционирование любой системы в конечном счете определяется человеком (проф. Комаров С. А.). Люди формируют политическую систему, участвуют в ее деятельности, оказывают воздействие на характер, тип, свойства последней и т. д. Важно также отметить, что вся политическая деятельность в государстве и обществе осуществляется через людей и для людей.
Выделяют следующие функции политической системы:
- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.);
- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);
- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);
- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
- политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он «включается в работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.
Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
1.2 Элементы политической системы общества
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть». Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества. В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т. п.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т. е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы. В юридической литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:
а) институциональную подсистему, т. е. из каких институтов она состоит.
Иногда эту подсистему называют организационной;
б) регулятивную, или нормативную;
в) функциональную;
г) коммуникативную.
Иногда к компонентам политической системы относят политическую идеологию и политическую культуру.
Институциональная (организационная) подсистема включает в себя следующие компоненты.
1. Собственно политические организации – государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера.
Особенность этих элементов – непосредственная связь с политикой, а цель деятельности – овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.
2. Не собственно политические организации, которые формируются для активной деятельности не в политической, а в других сферах жизни общества – экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т. д.
Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений. 3. Некоторые ученые – проф. Марченко М. Н., проф. Комаров С. А. выделяют также организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства и др. Они являются объектом государственного воздействия, но сами не выступают субъектами (т. е. носителями) политической власти.
Комаров С. А. выделяет человека как субъекта политической системы по основаниям, указанным выше, т. е. человек рассматривается как первичный элемент политической системы.
Спорен в науке вопрос о том, включаются ли религиозные организации и институт церкви в политическую систему. Чаще всего они не преследуют политических целей. Тем не менее в клерикальных и особенно в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют большую и нередко определяющую роль в политической жизни и, следовательно, входят в состав политической системы в качестве ее организационного элемента.
Но и в светских государствах религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Кроме того, верующие и церковные служители как граждане государства участвуют в избирательных кампаниях, в референдумах.
Государство регулирует своими законами деятельность религиозных организаций. Поэтому и в светских государствах хотя религиозные организации не являются непосредственным элементом политической системы, тем не менее они участвуют в политической жизни общества.
Существуют политические партии религиозного толка, например в Бельгии Социально-христианская партия, Христианская народная партия, в Италии – Христианско-демократическая партия и т. д. В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» не допускается создание политических партий по религиозной принадлежности.
Значительное место в структуре политической системы занимают средства массовой информации (СМИ).
Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений, на обеспечение коммуникативных связей в политической системе, на осуществление социального контроля за протекающими событиями и т. д. СМИ не только распространяют информацию, но и являются ее производителем, контролером, владельцем.
Это позволило называть СМИ четвертой властью наряду с законодательной, исполнительной, судебной. СМИ стали, по существу, самостоятельной сферой политической деятельности, а государство, в свою очередь, без СМИ практически не может влиять на протекающие в стране общественные процессы.
Более того, бытие государства и права в известной мере проявляется через СМИ, поскольку население узнает о мероприятиях государства и принимаемых государственных решениях в первую очередь через СМИ. СМИ образуют относительно самостоятельный политический институт, который функционирует во многом на основе своих корпоративных норм и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между другими политическими и социальными институтами, формируя общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей и нередко манипулируя общественным мнением.
Отсюда многие аналитики справедливо связывают результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ, и прежде всего телевидения, поскольку оно распространяет информацию быстрее, эмоциональнее, а главное – обладает возможностью одновременности события и его изображения на экране.
Как элемент политической системы СМИ обладают следующими особенностями:
1) имеют собственные профессионально обученные кадры, в их распоряжении фактически находятся все силы общества, связанные с информацией. Они также формируют информацию по своим правилам, придавая информации вид, соответствующий их интересам;
2) вторгаются во все сферы жизни общества: в политику, экономику, науку, культуру, спорт, бытовую жизнь;
3) направляют интеллектуальную и творческую деятельность общества;
4) предоставляют политикам трибуну, без чего немыслима политическая жизнь общества: выборные кампании, парламентские дебаты, визиты, выступления, демонстрации, партийные мероприятия и т. д.;
5) формируют общественное мнение и по существу стали своеобразным государством для внегосударственной жизни общества.
СМИ могут принадлежать как государству, так и частным лицам, банкам, корпорациям, общественным объединениям, но это не меняет их роли в обществе и занимаемого положения. Все это дает основание приравнивать статус СМИ к правовому положению органов государственной власти.
В составе политической системы выделяют также органы местного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например управление муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т. д. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации и деятельности местного самоуправления Российской Федерации» (с изм. и доп.) органы местного самоуправления могут принимать решения и нормативные акты, несут ответственность перед населением за результаты своей деятельности, а также перед государством в случае нарушения Конституции или иных законодательных актов.
Государство устанавливает правовые, организационные, политические, экономические и иные гарантии местного самоуправления. В частности, органам местного самоуправления гарантируется право на судебную защиту от произвола государственной власти, а также на возмещение ущерба, причиненного местному самоуправлению.
В качестве компонента политической системы возможно выделить также органы социального партнерства, которые могут создаваться на различных уровнях (федеральном, в субъектах Федерации, отраслевом и уровне отдельной организации) для регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями, в том числе социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки и заключения коллективного договора и соглашения, для устранения разногласий, участия работников в управлении организацией.
При этом представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации и ликвидации организации, изменения условий труда, профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации работников.
Некоторые ученые включают в политическую систему запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского характера, преступные сообщества на том основании, что они подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, оказывают влияние на исполнительную власть (проф. Сырых В. М.). Думается, однако, что неправильно включать такие объединения в политическую систему общества и считать их самостоятельным компонентом. Они не имеют права официально участвовать в политической жизни государства и общества, их деятельность противозаконна, а сами они находятся вне закона, хотя, конечно, пытаются занять определенное место в политической жизни страны.