Одной из самых значимых ценностей человека является семья. Но в ре-альной жизни многие люди не осознают это. Перемены в экономике, политике и социальной сфере России значительным образом отразились как на матери-альной стороне семьи, так и на взаимоотношениях между её членами. В частности, между родителями и детьми. Резко вырос уровень семей, в которых привычные ценности не играют никакой роли. Из года в год увеличивается количество разводов, растёт преступность и конфликты в семье. Данные признаки дезорганизации семьи демонстрирую то, что в данный момент происходит кризис семейных отношений, рост числа неблагополучных семейных союзов, особенно имеющих пагубные привычки.
Семья во все времена находилась во внимании передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
А.В. Мудрик даёт следующее определение: «Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» .
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Изучению такой проблемы как неблагополучные семьи посвящены труды известных исследователей. В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева и другие в своих трудах рассматривали взаимоотношения между родителями и детьми, проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных. М.И. Буянов, отмечает, что «дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи». В свою очередь именно в неблагоприятных условиях семьи зарождаются предпосылки социального сиротства и девиантного поведения детей. И эта проблема представляет практический и научный интерес.
Данная тема актуальна потому как в современном мире очень быстро растёт число неблагополучных семей, которые имеют различные проблемы. На сегодняшний день особенно актуальной становится помощь специалистов социальной сферы, а именно социального работника. Социальный работник помогает разным неблагополучным семьям. Например, семьям, где родители постоянно ссорятся, или же имеют пагубные привычки (алкоголь, наркомания), а также семьям, в которых родители являются инвалидами и другие. В настоящее время, объектом работы всё чаще становятся и неполные семьи.
Речь идёт о семьях, состоящих из одного родителя. Результатом отсут-ствия одного из родителей могут стать проблемы с материальным положением бытовые проблемы и трудности в воспитании ребёнка. Социальному работнику необходимо оказывать помощь в полной мере семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, вносить свой вклад в дело укрепления семьи.
Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, - от благополучия семьи.
Целью курсовой работы является изучение причин неблагополучия и основных форм социальной работы с неблагополучными семьями.
Основные задачи работы:
1. Изучить понятие и классификацию «семейного неблагополучия».
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями.
3. Рассмотреть аспекты социальной защиты неблагополучной семьи.
4. Проанализировать социальное обслуживание неблагополучных семей.
Объектом курсовой работы являются неблагополучные семьи.
Предметом курсовой работы выступает социальная работа с неблагопо-лучными семьями.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.