Финансовый контроль государства является неотъемлемой частью деятельности управления государством, функцией, присущей управлению экономикой и подчиненной решению задач, стоящих перед системой управления государством. Конечно, контроль не является самоцелью, но он становится основным источником информации для выявления причин нарушений, возникающих в процессе управления государственными финансами, и метода воздействия на решения по этому нарушению. Необходимость создания четкого механизма государственного финансового контроля определяется также усложнением финансовых аспектов деятельности государства в рыночных условиях, включая активное участие коммерческих структур для удовлетворения общественных потребностей, использование банков и других финансовых услуг.
Известно, что формирование государственных ресурсов и их использование при выполнении государственных задач во многом происходит за счет хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций. При этом государственный финансовый контроль обеспечивает выявление отклонений от основных правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, их инициирующих, по параметрам их законности, эффективности и целесообразности.
Любые государственные программы реформирования и развития секторов экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственного финансового контроля. Качество информации, предоставляемой системой государственного финансового контроля, во многом определяет обоснованность решений, затрагивающих различные направления как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным участием или особенно тех, которые связаны с деятельностью государства.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственный финансовый контроль является одним из основных средств реализации финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его цель – способствовать успешной реализации финансовых стратегий и тактик, правильному и эффективному распределению и использованию финансовых ресурсов. Высокий уровень законности и дисциплины при формировании, распределении и использовании государственных средств является одним из критериев верховенства закона.
Целью исследования является комплексное рассмотрение теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля в России с целью разработки индивидуальных предложений по совершенствованию государственного финансового контроля в Российской Федерации и обеспечения их эффективности и влияния на устойчивое функционирование экономики страны.
Достижение поставленной цели привело к постановке и необходимости решения следующих основных задач:
? рассмотреть сущность государственного финансового контроля, характеристику его видов, форм и методов в современных условиях;
? изучить органы, осуществляющие контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации, и их полномочия;
? проанализировать механизм государственного финансового контроля в Российской Федерации;
? выявить проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации и предложить пути совершенствования системы финансового контроля в России.
Объект исследования – государственный финансовый контроль в Российской Федерации.
Предмет исследования – совокупность финансово-экономических отношений, возникающих в процессе государственного финансового контроля.
Эмпирическую и нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; действующие международно-правовые акты в области финансового контроля; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы, содержащие нормы административного и финансового права; другие правовые акты, содержащие положения о формировании и деятельности национальных органов финансового контроля; Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства РФ.