Интернет приобрел большую популярность в обществе за последние десятилетия, поскольку высокоскоростная связь становится все менее дорогой, позволяя большему количеству людей иметь доступ к Интернету. Важным социальным следствием такой популярности является интернет-зависимость. Растет беспокойство по поводу того, что Интернет может быть существенным временным потоком, и его даже считают аддиктивным феноменом. Интернет может способствовать развитию различных зависимостей, включая зависимость от игр, сайты социальных сетей и веб-серфинг. С ростом числа приложений, ориентированных на молодежь, дети и подростки подвергаются особой опасности тратить чрезмерное количество времени на гедонистические занятия с использованием Интернета.
Чрезмерное использование Интернета детьми связано с интернет- зависимостью и другими негативными последствиями, такими как плохая успеваемость, социальная изоляция и агрессивное поведение. Как все более распространенное явление, детская интернет-зависимость требует дальнейших исследований, особенно с точки зрения ее предшественников и последствий.
Интернет и компьютер может стать инструментом творчества и источником новой информации. В современном мире интернет зависимость носит угрожающий характер для детей, но общественность относиться к этому фактору: мол, со возрастом пройдет. Многие родители, считают, что лучше пусть сидят дома за компьютером, чем непонятно с кем проводит время. Интернет зависимость -увлекает, захватывает, но тем самым уводят от реальности, что приводит к отсутствию удовольствия настоящей жизни. Тем самым, задача родителей заключается, в объяснение ребенку, адекватное отношение к компьютерному миру, сделать жизнь ребенка, яркой, увлекательной, насыщенной и интересной, чтобы никакие виртуальные забавы не смогли с ним соперничать. Из этого можно сделать вывод, что интернет стал катализатором компьютерной зависимости и в настоящее время понятия компьютерная и интернет зависимость становятся тождественными. Интернет-зависимость возникает у подростков, которые чрезмерно общаются в социальных сетях, и, как
3 правило, возникает у тех, кто в обычной жизни малообщителен. Стоит ответить, что количество таких людей растёт. С внедрением информационных технологий в различные аспекты жизни человека становиться сложно обходиться без этих самых технологий, что в свою очередь вызывает зависимость.
В связи с массовым распространением интернета возрастает число научных исследований, посвященных интернет- зависимости, в которых дается ее описание с точки зрения различных психологических направлений и школ. Американским психологом К. Янг были выделены основные предпосылки и стадии развития данного вида зависимости; установлено, что у четверти пользователей интернет-зависимость формируется уже после полугода его
использования. В её центре была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению интернета. В России проблема интернет – зависимости начала изучаться в последние десятилетия. А. Войскунским были разработаны критерии данной зависимости. В.Д. Менделевич выделил типы интернет – зависимых личностей. Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, И.В. Чудовой были исследованы особенности личности интернет
– зависимых пользователей.
Зависимость пользователей от технологий, включая Интернет, - относительно новое явление. Существует мало исследований, изучающих влияние со стороны значимых людей (например, родителей, учителей, друзей) на интернет-зависимость человека. Исключением является исследование от 2012 года European Journal of Information Systems, в котором изучалось, как восприятие подростками профилактической практики родителей и учителей может уменьшить игровую зависимость подростков в Интернете. В соответствии с этим, в предыдущих исследованиях отмечалось, что фактор родительского влияния должно приниматься во внимание и, как ожидается, влиять на степень вовлечения детей в аддиктивное поведение [1].
Поэтому я предполагаю, что, как и в случае с другими видами поведения, к которым дети могут стать зависимыми, родители могут влиять на интернет- зависимость своих детей с помощью специфического родительского поведения. На этом фоне мы исследуем роль родительского поведения в влиянии детской интернет-зависимости и более широкие последствия детской интернет- зависимости в отношениях с семьей.
Объект исследования: Интернет-зависимость и детско-родительские отношения у дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и склонности к Интернет-зависимости у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и склонности к Интернет-зависимости у дошкольников.
Гипотезы исследования: существует взаимосвязь между детско- родительскими отношениями и склонности к Интернет-зависимости у дошкольников.
Я предполагаю, что интернет-зависимость будет проявляться как навязчивая модель использования Интернета ценой других важных видов деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Определить особенности детско-родительских отношений и склонность к Интернет-зависимости у дошкольников;
3. Выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и склонности к Интернет-зависимости у дошкольников.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме детско-родительских отношений.
2. Эмпирические методы исследования: «Тест – опросник родительского отношения» А.Я.Варга;, Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой;
«Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой; Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (ВРР) И.М. Марковской;
3. Математико-статистические (метод факторного анализа) Методологическими основаниями исследования выступают:
? подходы к изучению особенностей детско-родительских отношений (А. Я. Варга, Р.В. Овчарова, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.);
? подходы к пониманию семейного воспитания (Е. Верза, А.Я. Варга; А. Мунтяну, А. Космович и др.);
? подходы к формированию личности в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин и др.);
? подходы к изучению отношения родителей к ребенку, в связи с их влиянием на развитие его личности (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и др.);
? подходы к пониманию эмоционального благополучия (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин, Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид).
Если говорить о практической значимости исследования, то необходимо упомянуть о том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами в рамках психологического и педагогического консультирования с пользователями сети.