На протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.
Гуго Гроций впервые рационально обосновал естественное право, отходя от богословской трактовки.
Идеи Гуго Гроция о естественном праве актуальны и сегодня, так как естественные права человека являются неотъемлемой частью жизни гражданского общества и в целом современного демократического государства. В условиях непрекращающихся споров и военных конфликтов между государствами, прежде всего, важен вопрос о регулировании этих процессов, а также о взаимоотношениях между государствами в принципе. Подобная проблематика рассматривалась философами и в античные времена, а особенно острый интерес возник к ним в Средние века. Касательно современного мира, необходимо сказать о «Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 года. В этой декларации утверждаются равные и неотъемлемые права и свободы человека, о которых Гроций писал в своих работах. Это доказывает тот факт, что взгляды мыслителя актуальны и сегодня.
Целью работы является рассмотрение основных теорий Гуго Гроция и как они повлияли на принципы международных отношений.
Чтобы дойти до этой цели, необходимо выполнить ряд задач:
1. Исследовать основную работу Гуго Гроция – трактат «О праве войны и мира»;
2. Изучить учение Гуго Гроция о естественном праве;
3. Проанализировать взгляды и идеи Гуго Гроция о государстве и праве.
Для достижения указанной цели в рамках подготовки был применен общенаучный методологический подход, позволяющий: определить рамки исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные с теорией международных отношений, обозначить ключевые аспекты темы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез теорий, обобщение, аргументация.
Объект исследования- принципы международных отношений;
Предмет исследования-идеи Гуго Гроция касательно права и государства.
Основным источником по проблематике исследования являлся трактат «О праве войны и мира : три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», в котором раскрывается содержание учения Гроция.
Трактат Гроция закрепил систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Работа состоит из трёх книг:
• Книга 1 развивает его концепцию войны и природной справедливости, рассматривая вопросы справедливой войны.
• Книга 2 определяет три «справедливых причины» для войны: самооборона, возмещение убытка и наказание; а также детально анализирует основные международно-правовые институты;
• Книга 3 обращается к вопросу, какими нормами руководствоваться, когда началась война; а также намечает пути к скорейшему прекращению всех войн.
Цель трактата – решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.
В посвящении, которым открывается книга Гуго Гроция «О праве войны и мира», указывается, что она написана в защиту Справедливости.
Он пытается иначе разрешить проблему соотношения войны и права.
Разрешение этой проблемы упиралось в разрешение вопроса о том, что собой вообще представляет право. Поставив такой вопрос, Гроций пишет, что в научную плоскость его можно перевести, лишь тщательно отделив в законах правила, возникшие путем установления, от правил, вытекающих из самой природы.
В трактате же «О праве войны и мира» он иначе решает этот вопрос, расходясь с римскими юристами в определении сферы действия естественного права. Гроций заявляет, что нет никакого “восприимчивого к праву существа”, кроме человека.
В трактате «О праве войны и мира» говорится, что права в области международных отношений создаются по взаимному соглашению государств из соображений пользы. В данном случае, стало быть, мы сталкиваемся с тем же побудительным мотивом в действиях людей, как и при установлении внутригосударственных законов.
Вопрос о войне встает лишь в отношении споров лиц, не связанных воедино внутригосударственным правом. Война ведется против тех, кого нельзя принудить к чему-нибудь в судебном порядке. Определяя войну как состояние борьбы силою, Гроций заявляет, что под такое определение подходят и частные, и публичные войны.
Война, по словам Гроция, приносит великие бедствия. Поэтому, когда имеют место колебания в признании справедливого характера назревающей войны, следует отдавать предпочтение миру.
Существуют, как полагает Гроций, три способа предотвращения войны. Спор, готовый вылиться в военный конфликт, может быть, во-первых, разрешен посредством переговоров. Во-вторых, для его разрешения заинтересованные стороны могут выбрать третейского судью. В-третьих, спор возможно решить с помощью жребия.
Второй источник, который я взяла это работа Эмера Де Ваттеля «Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов».
Эмер Де Ваттель изложил право народов как свод правовых норм, регулирующий поведение суверенных государств как в мирное, так и в военное время. Он определил парадигму международного права, господствовавшую в его время. Следует выделить три основополагающих аспекта его сочинения.
Прежде всего, Э. де Ваттель по всем вопросам, касающимся права народов, отошел от межличностной темы, поддерживаемой его предшественниками, заменив ее чисто межгосударственным подходом, где право народов было правом, регулирующим отношения между государствами. Из подобного подхода вытекает ряд важных выводов. Он включает человека во внутреннюю сферу государства, тем самым лишая его статуса субъекта по праву народов. Э. де Ваттель защищает принцип, согласно которому международное общество, для которого право возможной народов является отражением правового порядка, действительно представляет собой общество суверенных государств. Кроме того, в силу своей суверенной воли только государства могут решать вопросы о приемлемости международных прав и обязанностей.
Также при написании курсовой работы использовалась научная литература по проблематике исследования, среди которой особый интерес представляют такие работы, как работа С. Волкова «Рационалистическая интерпретация теории естественного права в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира»», где говориться о том, что Гуго Гроций в своих теоретических построениях опирался на учение о естественном праве, переосмысленное им в духе рационализма. Естественное право, существующее изначально и неподвластное даже божественной воле, формирует, по его мнению, фундамент международного права, ибо предписания здравого разума одинаково понятны и доступны всем. По мере развития общества накапливаются волеустановленные нормы, отраженные в деятельности правителей и военачальников, произведениях правоведов, теологов, философов. Так складывается правовая база, призванная регулировать международные отношения.
Статья Т.П. Лебедевой «Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции», в которой автор рассматривает нравственные основы теории права, в частности естественного права.
Также работа У.Т. Дидманидзе «Вклад Гуго Гроция в развитие концепции о «справедливой войне»». В статье на основе анализа положений фундаментального труда «Три книги о праве войны и мира» речь идёт о вкладе Гуго Гроция в развитие концепции о «справедливой войне». Гроций утверждал, что Справедливые войны — это те войны, которые ведутся в ответ на совершенное беззаконие, как в плане самообороны, так и для того, чтобы вернуть себе захваченную собственность или для наказания обидчика. Г. Гроций не считал, что народы, живущие под чужим владычеством, имеют законное право прибегать к военным действиям в том случае, если владычество (доминион, протекторат) носит законный характер. Г. Гроций сумел защитить концепцию «справедливой войны» от тезиса о том, что любая причина развязывания войны может иметь справедливый характер.