Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

kristi88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2021
В современной педагогике и психологии одной из самых важных была и остается проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей традиционно осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни.
Введение

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка в настоящее время становится всё более актуальной проблемой специальной педагогики и психологии. Одна из основных причин роста её актуальности является то, что возрастает процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы логопедов, дефектологов, психологов. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме. Проблеме речевого развития, а также методике работы с детьми с задержкой речевого развития посвящены теоретические и практические работы таких ученых, как О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Волосовец и другие. Однако, их применение ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, диагностики и комплексной ранней помощи [1]. Речь является психологическим процессом, который формируется в первые годы жизни. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребёнка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения со взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста происходят в процессе ведущей деятельности. Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения». Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными для дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сущность сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи [65]. Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л. С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и другие авторы. По их мнению, эффективным средством развития речи является сюжетно- ролевая игра, а, следовательно, процесс развития речи в данной игре будет проходить эффективно. Это определяет актуальность нашего исследования. Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является лексический запас у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Предмет исследования: процесс формирования лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития средствами сюжетно-ролевой игры. Цель исследования: теоретически и практически обосновать процесс формирования лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в процессе сюжетно-ролевой игры. В соответствии с предметом и целью определены следующие задачи данной работы: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. 2. Описать влияние сюжетно-ролевой игры на лексический запас детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. 3. Определить уровень сформированности лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. 4. Разработать программу логопедической работы по формированию лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития посредством сюжетно-ролевой игры. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование сюжетно-ролевых игр будет способствовать формированию лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития при соблюдении следующих условий: 1. Учёт психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. 2. Систематическое использование сюжетно-ролевой игры на логопедических занятиях. 3. Целенаправленная и планомерная организация сюжетно-ролевой игры. Методы исследования: • теоретическое исследование проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта; • эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анализ проблемных ситуаций, наблюдение, сравнение; • методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных. База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1540». Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы формирования лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития………………………………………………………………………. 7 § 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития ……………..……. 7 § 1.2. Влияние сюжетно-ролевой игры на лексический запас детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития ………. 18 Выводы по Главе 1 ……………………………………………………...…. 25 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры................................................................ 26 § 2.1. Диагностика особенностей лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития…………………… 26 § 2.2. Программа коррекционно-логопедической работы по формированию лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития посредством сюжетно-ролевой игры................................................................................................................... 40 Выводы по Главе 2 ……………………………………………………........ 59 Заключение ……………………………………………………………......... 61 Список использованной литературы ………………….………………... 64
Список литературы

1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. 141 с. 2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997г. 3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43. 4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с. 5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007. 6. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей Волговятское издательство,1966 7. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 2002. №5-6. С.5-8. 8. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16. 9. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с. 10. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68. 11. Бабаева Т.И., Михайловой З.И., Гогоберидзе А.Г. Примерная основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». — СПб., 2012. 12. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду 2-я младшаягруппа- Москва «Скрипторий 2003», 2010 13. Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9. 14. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49. 15. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. 16. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С. 17. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детейдошкольного возраста- МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1989 18. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2011. 19. Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи / Ю. В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. 2005. № 2. С.9-16. 20. Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. 21. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. -- М.: ACT: . 22. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Сменный материал для стенда «Уголок логопеда»Младший дошкольный возраст - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 23. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983 24. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с. 25. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - Союз - С.-П., 1997 г. 26. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996 г. 27. Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г. 28. Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить- Москва, 2006 29. Гаркуша Ю.Ф. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте-Москва «АЙРИС дидактика», 2005 30. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях длядетей с нарушениями речи- Москва, 2001 31. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни. /Ю.В. Герасименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 110 с. 32. Громова О.Е. Речевое поведение детей раннего возраста / О.Е. Громова // Логопед. – 2008. – № 7. –С. 42-61. 33. Дурова Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико- фонематического слуха удошкольников.- Москва Школьная пресса 2010 34. Жукова Н.С. Логопедия- Екатеринбург АРД ЛТД, 1999 35. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2014. 36. Жулина Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2018. – 143 с. 37. Жулина, Е.В. Модель ранней логопедической помощи детям с задержкой речи // ВестникМининского университета. – 2014. – № 3 (7). – С. 15 38. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с. 39. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухедля детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет СПб « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008 40. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет -Москва ГНОМ-ПРЕСС, 1999 41. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно- Москва «СФЕРА», 20049.Орлова Ф.М. Нам весело- МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1973 42. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. - СПБ:. 2001 43. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. 44. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок- Москва «Мозаика - Синтез», 2005 45. Миронoва С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: Просвещение, 1991. 46. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях- МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1991 47. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. Домашняя тетрадь. — СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 48. Нищева Н. В. Организация коррекционно- развивающей работы в младшейлогопедической группе детского сада- СПб «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004 49. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающейработы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Спб, 2012 50. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада – СПб «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003 51. Нищева.Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР — СПб.«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 52. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996. 53. Организация коррекционно- логопедической работы в диагностических группах сдетьми дошкольного возраста. - Москва, 2007 54. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М., 2014. 55. Петрова Т.И., Е.С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.- МоскваШкольная пресса 2010. 56. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 57. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию - МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,1983 58. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика- СПб «КАРО» 2006 59. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников» Москва «СФЕРА», 2003 60. Степанов О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2003 61. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 2013. 62. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987. 63. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения- МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1981 64. Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая икоррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. 65. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Все психические процессы – восприятие, память, воображение, мышление, целенаправленное поведение – формируются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.). У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться психическое развитие, так как он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 91 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg