Автомобиль в современном мире стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Ежедневно на дорогах происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В них нередко погибают или получают увечья водители, пассажиры и пешеходы. Каждый седьмой пострадавший в дорожно-транспортным происшествии остается инвалидом, другим требуется медицинская помощь и длительная реабилитация. Зачастую виновники дорожно-транспортных происшествий не в состоянии оплатить в полном объёме причинённый ими ущерб и пострадавшие вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с лечением, восстановлением утраченной трудоспособности или полученной инвалидностью.
Аварийность на дорогах стоит в ряду наиболее значимых социально-экономических проблем современного общества. В соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают 1,2 млн человек и 50 млн человек о получают травмы. Согласно прогнозам, в случае, если не будут предприняты меры по снижению уровня аварийности, в ближайшие 20 лет рост указанных показателей составит не менее 65%.
В Казахстане в период с 1997 по 2004 годы погибло около 150 тыс. человек и почти 2,2 млн человек получили травмы. Число погибших в ДТП в Казахстане сопоставимо с аналогичным показателем во всех странах Европейского Союза (ЕС) (около 10 тыс. человек в год). Более 25% от числа погибших в ДТП как в Казахстане, так и за рубежом составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Начиная с 2001 года в Казахстане отмечается устойчивый рост общего количества ДТП. Рост количества ДТП в республике продолжился в 2005 году, когда было зарегистрировано 22,3 тыс. ДТП (на 7,1% больше аналогичного показателя 2004 года), погибло 14 тыс. человек, 75 тыс. человек было травмировано. Необходимо отметить также устойчивый рост относительного показателя количества ДТП на 10 тыс. единиц транспорта, который составил в 2005 году 60,5 ДТП, а в 2004 г. - 58 ДТП.4 К 2007 году прирост составил более 32,3%, число погибших выросло более чем на 16,6%, травмированных - на 40%.
По данным Всемирной организации здравоохранения, только травмы, связанные с ДТП, обходятся странам с низким уровнем дохода в среднем в 1% ВВП, для стран со средним уровнем дохода данный показатель составляет 1,5% ВВП, 2% ВВП - для стран с высокими доходами.
В Казахстане на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста величины социально-экономического ущерба от ДТП. При этом большую часть ущерба от аварийности на дорогах составляет ущерб от гибели или ранения.
Общая стоимость ущерба от дорожных аварий для экономики и социальная значимость последствий дорожно-транспортных происшествий для общества достаточно велики, что и создало предпосылки для создания института гражданской ответственности за возмещение вреда в результате дорожно-транспортных происшествий. В целях защиты прав, пострадавших в ДТП в Казахстане был введен в действие Закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» от 1 июля 2003 года № 446-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.01.2021 г.). В большинстве стран большая часть выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности приходится на компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших в дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в Казахстане происходит компенсация лишь в части возмещения имущественного вреда, т. е. обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, как основа экономического механизма компенсации ущерба от дорожных аварий не полностью выполняет свои функции.
Кроме того, в Казахстане в последние годы увеличилось количество люксовых автомобилей и их владельцы стремятся защитить свое транспортное средство от рисков угона, риска нанесения ущерба автомобилю в результате дорожно- транспортного происшествия по вине водителя, третьих лиц (хищение, повреждение третьими лицами, пожар, взрыв транспортного средства) или вследствие стихийных бедствий (удар молнии, буря, шторм, ураган, ливень, град, землетрясение, селевые оползни, обвал, сдвиг, паводок, наводнение, нападение животных, падение на автомобиль предметов и т.д.).
Как следует из вышеизложенного, автотранспортное страхование является одним из важных классов страхования. Под автотранспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасных рисков, возникающих на автотранспортном средстве. Объектами страхования могут выступать как сами автотранспортные средства, так и перевозимые ими грузы.
Для создания эффективной системы страхования автотранспортных средств большое значение имеет разработка положений законов, которые четко и детально определяют элементы этого вида страхования с учетом гражданского законодательства, социально-экономических факторов, параметров страхования и основных проблем, которые призвано решить страхование автотранспортных средств, этим и объясняется актуальность данной темы.
Исходя из этого целью дипломной работы является изучение практики страхования автотранспортных средств в Казахстане и выработка предложений по его совершенствованию с учетом мирового опыта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы страхования;
- рассмотреть основные виды страхования автотранспортных средств;
- провести анализ страховых операций по страхования автотранспортных средств в Казахстане;
-рассмотреть методику страхового обеспечения имущественных интересов при страховании автотранспортных средств;
-определить роль страховой оценки в системе страхования автотранспортных средств;
- рассмотреть опыт страхования транспортных средств в США и в ведущих странах Европы.
Объектом исследования дипломной работы выступил страховой рынок Республики Казахстан и его сегмент автотранспортного страхования за период с 2016 по 2020 годы.
Предметом исследования являются условия различных видов автотранспортного страхования, проводимых в Республике Казахстан.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе были изучены теоретические основы системы страхования автотранспортных средств, а также рассмотрены виды страхования автотранспортных средств в Республике Казахстан. Во второй главе был проведен анализ развития страхования автотранспортных средств в Казахстане, была рассмотрена методика страхового обеспечения имущественных интересов при страховании автотранспортных средств. В третьей главе были рассмотрены особенности страхования транспортных средств в Соединенных Штатах Америки и практика страхования автотранспортных средств в странах системы «Зеленая карта».
Методологической основой написания дипломной работы стали теоретические и методические труды и разработки отечественных и зарубежных экономистов, нормативно правовые акты РК, статистический материал, отчет о текущем состоянии страхового сектора РК Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, периодические издания и Интернет-ресурсы.