Нынешняя повестка дня способствует тому, что российская педагогика, а конкретно школьное образование должно быть ориентированно на становление творческой личности, развитие творческих способностей учеников, что вынуждает пересмотреть традиционное понимание учения как процесса воссоздания и реализации прошлого опыта.
Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса физической географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, П.А.Оржековский, Л.М.Панчешникова, Д.П.Финаров, И.В.Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта — опыту творческой деятельности.
Творчество рассматривается нами как способ познания. Обучение же учащихся способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.
Отечественные дидакты (И.Я. Лернер, В.Д.Путилин и другие) рассматривают творчество как часть индивидуального социального опыта деятельности личности, который является специфичным для каждого ученика (опыт художественного, музыкального и других видов творчества). При обучении предметам естественнонаучного цикла можно выделить опыт учебного научного творчества.
Большинство исследователей проблемы отмечают, что овладение опытом творческой деятельности происходит при активном использовании методов проблемного обучения. Проблемный подход в обучении, разработанный в 60-е 70-е годы XX века (И.Я.Лернер, В.Оконь, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, М.Н.Скаткин и др.), получил свое развитие в частных методиках. Так, в методике обучения географии в школе данным вопросом занимались Л.М.Панчешникова, Г.А.Понурова, В.А.Щенев и другие. Исследования методистов - географов затронули ряд аспектов проблемы развивающего обучения, дифференцированного подхода к школьникам, формирования опыта творческой деятельности, применения новых педагогических технологий в процессе обучения географии, направленных на развитие творческого мышления учащихся.
Проведенный мною анализ научной, педагогической и методической литературы, анализ содержания программ и учебников по начальному курсу географии (6 класс)
Изучение современного состояния преподавания географии в практике школы показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль развития творческих способностей недооценивается.
Следовательно, имеет место противоречие между необходимостью формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения географии - с одной стороны, и состоянием проблемы в практике школьного обучения — с другой стороны.
Актуальность. Процессы обновления, идущие в системе российского образования, выдвигают новые требования к подготовке подрастающего поколения. Если раньше задача обучения сводилась к формированию знаний, умений, навыков, то современная ситуация требует непосредственной подготовки школьников к реальной жизни, способных практически решать жизненно важные и профессиональные проблемы, реализовывать творческий потенциал в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Сегодня молодое поколение должно иметь активную мировоззренческую позицию, а для этого необходимо формирование устойчивой потребности в знаниях и как следствие хорошо развитой мотивационной сферы подростков, что будет непосредственно способствовать развитию их творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию. Творческая личность всегда готова к поиску нестандартного решения проблемного вопроса, задания, созданию новых ценностей.
Деятельность обучаемых, которая порождает совершенно новое, уникальное, неповторимое, оригинальное можно назвать творчеством. Творчество всегда субъективно. Задача учителя оценить творческие способности обучающихся и развивать их. Как известно индивидуальные особенности личности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, способности обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности освоения способами и приемами деятельности [13].
Способности складываются и генетически, но профессионально оценив эти способности, учитель направляет деятельность обучаемого на дальнейшее развитие. «Подросток — это человек, который полностью посвящает себя возможностям» [2].
Учебная дисциплина «География» имеет большие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Ее изучение дает не только овладение географическими знаниями, специальными предметными умениями, но и опытом творческой деятельности, эмоционально-ценностным отношением к деятельности. Творческое мышление и творческие способности формируются в процессе выполнения самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей — это процесс создания новообразований в структуре развивающейся личности школьника, которое основывается на индивидуальных способностях и дает возможность создания продуктивного интуитивного мышления на уроке или внеурочной деятельности при решении творческих задач в процессе исследовательской деятельности.
В процессе обучения географии наиболее оптимальными средствами развития творческих способностей обучающихся являются: технология проектной деятельности предполагающая развитие способности личности самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные, интересные решения проблем; кейс-технология, основанная на проблемном обучении, детальном отражении жизненной ситуации и на не однозначных решениях проблемы, а также внедрение творческих работ в процесс обучения деятельность.
Цель: заключается в разработке и теоретическом обосновании методики формирования опыта творческой деятельности учащихся и выявить влияние проектной деятельности и творческих заданий на качество знаний при изучении географии в соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
? изучить теоретические аспекты развития творческих способностей школьников;
? раскрыть потенциал географических дисциплин для творческого развития школьников;
? оценить эффективность внедрения проектной деятельности и творческих работ в процесс обучения географии.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта творческой деятельности учащихся при обучении курсу физической географии.
Предмет - методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, изучение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты современные представления о развитии творческих способностей школьников, представлены технологии и конкретные примеры заданий как средство развития индивидуальных творческих способностей. Представленный материал может быть использован учителем географии непосредственно в учебном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников.