Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения географии

kristi88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2021
Теоретический анализ научной и методической литературы позволил определить современные подходы к изучению курса физической географии в школе, направленные на создание условий для творческого развития учащихся. Анализ результатов нашей экспериментальной работы выявил недостаточную разработанность вопроса формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии в 6 классе. Неосознанность опыта творческой деятельности как элемента содержания образования приводит к тому, что в процессе обучения недостаточно запрограммирована творческая деятельность учащихся.
Введение

Нынешняя повестка дня способствует тому, что российская педагогика, а конкретно школьное образование должно быть ориентированно на становление творческой личности, развитие творческих способностей учеников, что вынуждает пересмотреть традиционное понимание учения как процесса воссоздания и реализации прошлого опыта. Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса физической географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, П.А.Оржековский, Л.М.Панчешникова, Д.П.Финаров, И.В.Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта — опыту творческой деятельности. Творчество рассматривается нами как способ познания. Обучение же учащихся способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности. Отечественные дидакты (И.Я. Лернер, В.Д.Путилин и другие) рассматривают творчество как часть индивидуального социального опыта деятельности личности, который является специфичным для каждого ученика (опыт художественного, музыкального и других видов творчества). При обучении предметам естественнонаучного цикла можно выделить опыт учебного научного творчества. Большинство исследователей проблемы отмечают, что овладение опытом творческой деятельности происходит при активном использовании методов проблемного обучения. Проблемный подход в обучении, разработанный в 60-е 70-е годы XX века (И.Я.Лернер, В.Оконь, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, М.Н.Скаткин и др.), получил свое развитие в частных методиках. Так, в методике обучения географии в школе данным вопросом занимались Л.М.Панчешникова, Г.А.Понурова, В.А.Щенев и другие. Исследования методистов - географов затронули ряд аспектов проблемы развивающего обучения, дифференцированного подхода к школьникам, формирования опыта творческой деятельности, применения новых педагогических технологий в процессе обучения географии, направленных на развитие творческого мышления учащихся. Проведенный мною анализ научной, педагогической и методической литературы, анализ содержания программ и учебников по начальному курсу географии (6 класс) Изучение современного состояния преподавания географии в практике школы показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль развития творческих способностей недооценивается. Следовательно, имеет место противоречие между необходимостью формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения географии - с одной стороны, и состоянием проблемы в практике школьного обучения — с другой стороны. Актуальность. Процессы обновления, идущие в системе российского образования, выдвигают новые требования к подготовке подрастающего поколения. Если раньше задача обучения сводилась к формированию знаний, умений, навыков, то современная ситуация требует непосредственной подготовки школьников к реальной жизни, способных практически решать жизненно важные и профессиональные проблемы, реализовывать творческий потенциал в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Сегодня молодое поколение должно иметь активную мировоззренческую позицию, а для этого необходимо формирование устойчивой потребности в знаниях и как следствие хорошо развитой мотивационной сферы подростков, что будет непосредственно способствовать развитию их творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию. Творческая личность всегда готова к поиску нестандартного решения проблемного вопроса, задания, созданию новых ценностей. Деятельность обучаемых, которая порождает совершенно новое, уникальное, неповторимое, оригинальное можно назвать творчеством. Творчество всегда субъективно. Задача учителя оценить творческие способности обучающихся и развивать их. Как известно индивидуальные особенности личности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, способности обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности освоения способами и приемами деятельности [13]. Способности складываются и генетически, но профессионально оценив эти способности, учитель направляет деятельность обучаемого на дальнейшее развитие. «Подросток — это человек, который полностью посвящает себя возможностям» [2]. Учебная дисциплина «География» имеет большие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Ее изучение дает не только овладение географическими знаниями, специальными предметными умениями, но и опытом творческой деятельности, эмоционально-ценностным отношением к деятельности. Творческое мышление и творческие способности формируются в процессе выполнения самостоятельной работы. Развитие творческих способностей — это процесс создания новообразований в структуре развивающейся личности школьника, которое основывается на индивидуальных способностях и дает возможность создания продуктивного интуитивного мышления на уроке или внеурочной деятельности при решении творческих задач в процессе исследовательской деятельности. В процессе обучения географии наиболее оптимальными средствами развития творческих способностей обучающихся являются: технология проектной деятельности предполагающая развитие способности личности самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные, интересные решения проблем; кейс-технология, основанная на проблемном обучении, детальном отражении жизненной ситуации и на не однозначных решениях проблемы, а также внедрение творческих работ в процесс обучения деятельность. Цель: заключается в разработке и теоретическом обосновании методики формирования опыта творческой деятельности учащихся и выявить влияние проектной деятельности и творческих заданий на качество знаний при изучении географии в соответствии с целью были поставлены следующие задачи: ? изучить теоретические аспекты развития творческих способностей школьников; ? раскрыть потенциал географических дисциплин для творческого развития школьников; ? оценить эффективность внедрения проектной деятельности и творческих работ в процесс обучения географии. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта творческой деятельности учащихся при обучении курсу физической географии. Предмет - методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, изучение педагогического опыта. Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты современные представления о развитии творческих способностей школьников, представлены технологии и конкретные примеры заданий как средство развития индивидуальных творческих способностей. Представленный материал может быть использован учителем географии непосредственно в учебном процессе. Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования творческих способностей учащихся 8 1.1 Творческие способности учащихся как психолого-педагогическая проблема 8 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 37 2.2 Потенциал географических дисциплин для творческого развития 41 ГЛАВА 3. Внедрение творческих работ в процесс обучения географии и оценка их эффективности 44 3.1. Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся 44 3.3 Оценка эффективности применения творческих заданий и проектной деятельности при изучении географии 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Список литературы

1. Абаева, Н. Н. Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность / Н. Н. Абаева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11747/ 2. Айкина, Л. П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников / Л.П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 6-9. 3. Баскакова, Н. В. Последовательность развития творческого мышления в географо-краеведческом курсе / Н. В. Баскакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5132/ 4. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва : Логос, 2011. – 306 с. . — URL: https://www.studmed.ru/batyuta-m-b-knyazeva-t-n-vozrastnaya- psihologiya_c63702a4bf8.html 5. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1717-1719. 6. Гордон, Э. В. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности как средство повышения творческих способностей обучающихся (из опыта работы) / Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12871/ 7. Дащинская, Т. Н. Технология развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Т. Н. Дащинская, В. Е. Дащинский // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 4. – Режим доступа: www.sisp.nkras.ru 8. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - С. 174-176 9. Жаббарова, Д. Д. Организация творческой деятельности учащихся на основе инновационных технологий / Д. Д. Жаббарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1157- 1160. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18174/ 10. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А. С. Зырянова // Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 850- 852 . — URL: https://moluch.ru/archive/88/17144/ 11. Кульневич С. В., Лаконоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов–на-Дону: Издательство «Учитель», 2001. 12. Леонтьев А.А. «Что такое деятельностный подход в образовании» // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. -№1. – С. 3-6. 13. Малахова, О. А. Диагностика эмоционально-волевой саморегуляции младшего школьника в условиях вокально-хоровой деятельности / О. А. Малахова // Образование и наука. – 2015. – № 6 (125). – С. 89-100. 14. Макаренко, О. Н. Современные методы преподавания на уроках географии / О. Н. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51571/ 15. Мамедова, Д. Н. Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/1991/ 16. Миниахметова, Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС / Г. Д. Миниахметова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 160-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/4313/ 17. Проскурина Н.В. Роль географии в воспитании патриотизма и гражданственности/ Н.В. Проскурина // Вестник Воронежского государственного университета. – 2010. – №2. – С. 126. 18. Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 25-27 марта 2015 г.), 25.03.2015-27.03.2015 19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 720 с. 20. Салангина Н.Я. Развитие творческих способностей школьников в рамках внеурочной деятельности / Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре. 2012. - № 23. С. 69- 75. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17780549 21. Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие / О. А. Фиофанова. – Москва : Флинта, 2012. – 120 с. 22. Хрусталева, Т. М. Психология способностей / Т. М. Хрусталева. – Пермь: Изд-во ПермГГПУ, 2013. – 181 с. 23. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Н. И. Чернецкая // Концепт. – 2012. – № 8 (август). – Режим доступа: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12108.htm. 24. Чернобровкина, С. В. Психология развития и возрастная психология / С. В. Чернобровкина. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. – 128 с. 25. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 288 с. 26. Шафигуллина Р. Р. Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения географии: предметный и метапредметный подход: Сборник трудов конференции «Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход». Казань, 25-27 марта 2015 г. – С. 91- 101. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24740377 27. Шепелева И.В., Филонова А.В. Творческие задания: нестандартные подходы к изучению биологии и географии: Вестник научных конференций. Издательство: ООО "Консалтинговая компания Юком" (Тамбов). 2019. № 2-1 (42). С. 118-121. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38249793 28. Яковлев М.Ю. Развитие личности ученика средствами творческих заданий на уроках природоведения и географии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 4. С. 33-38. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17802951 29. [Электронный ресурс] Сайт «Инфоурок», раздел «Методические разработки по географии» - Режим доступа: https://infourok.ru/tvorcheskie- zadaniya-na-urokah-geografii-740575.html
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования творческих способностей учащихся 1.1 Творческие способности учащихся как психолого-педагогическая проблема Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму «специальных знаний» той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество. Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий – необходимое условие психологического уровня организации творчества. Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил. Проблема творчества с незапамятных времен волновала лучшие умы человечества. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, посвященные вопросам творчества, творческих способностей, творческого мышления.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 91 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg