Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

kristi88 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2021
Целью нашего исследования было выявление особенностей детей младшего дошкольного возраста и разработка программы формирующего воздействия, учитывающей данные особенности. В ходе исследования были проанализированы подходы в отечественной и зарубежной литературе по проблеме сенсорного развития, выявлены особенности сенсорного развития, проведён теоретический анализ исследований, направленных на формирование сенсорного развития, проведено исследование особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, разработано содержание работы по сенсорному развитию и проверена её эффективность.
Введение

Актуальность исследования. Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память воображение, мышление. Сенсорным развитием младшего дошкольного возраста занимались такие зарубежные учёные в области психологии, как: Я.А. Каменский, И. Песталоцци , Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, а также отечественные представители психологической науки: Д. Б. Эльконин, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер , А.П. Усова, Э.Г.Пилюгина. По мнению Л. С. Выготского младший дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания сенсорной культуры и формирования знаний о сенсорных эталонах. Несмотря на обилие работ в области дошкольной психологии, недостаточно исследований, направленных на выявление особенностей сенсорного развития младшего дошкольного возраста. Проблема исследования: не существует программы, учитывающей особенности детей 3 лет и 4 лет, посещающих одну дошкольную группу. Цель исследования: выявить особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста и разработать программу формирующего воздействия, учитывающую данные особенности. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать подходы в отечественной и зарубежной литературе по проблеме сенсорного развития с целью уточнения данного понятия. 2. Выявить особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 3. Провести теоретический анализ исследований, направленных на формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 4. Провести эмпирическое исследование особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 5. Разработать программу формирующего воздействия, учитывающую особенности сенсорного развития детей 3 лет и оценить её эффективность. Объект исследования: «сенсорное развитие», как психологический феномен. Предмет исследования: особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза: мы исходили из предположения, что существуют особенности сенсорного развития детей трёх лет и четырёх лет, посещающих младшую дошкольную группу, которые заключаются в следующем: 1) существуют особенности сенсорного развития детей трёх и четырёх лет, которые заключаются в уровне сенсорного развития ребенка, особенностях восприятия формы, величины, цвета объекта, в статистически значимых различиях этих особенностей у детей 3 и 4 лет, посещающих одну разновозрастную группу детского сада. 2) Создание программы учитывающие особенности сенсорного развития детей, создаст условия для гармонизации сенсорного развития детей, посещающих разновозрастную группу, и повысит эффективность работы, направленной на сенсорное развитие воспитанников. Теоретико - методологическими основами исследования являлись основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии. Мы опирались на принцип единства и деятельности человека, сформированный в работах С. Л. Рубинштейна, на положение культурно – исторического подхода Л. С. Выготского о том, психологическое развитие есть развитие, социально обусловленное средой, некоторые теоретические положения и подходы к пониманию сенсорного развития, нашедшие отражения в трудах Л.А. Венгера, Д. Б. Эльконина, Э. Г. Пилюгиной и др. Методы исследования: При решении задач, поставленных в исследовании, использовался широкий отбор методов: анализ теоретико – концептуальных подходов к проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ документов и продуктов деятельности. В ходе исследования использовался комплект психодиагностических методик: для выявления уровня восприятия формы использовалась методика «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер). Для выявления уровня восприятия величины использовалась методика «Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную» (Стребелева Е. А.). Для выявления уровня восприятия цвета использовалась методика «Домик Дюймовочки» (А.В.Никитина). Для выявления статистически значимых различий между группами детей 3 лет и 4 лет использовался U – критерий Манна Уитни. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявлены особенности сенсорного развития детей трёх и четырёх лет, проведена аналитическая работа по уточнению понятия сенсорное развитие, представлено теоретическое обобщение проблемы развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Практическая значимость результатов исследования Результаты могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по сенсорному развитию дошкольников. Кроме того, возможно использование материалов данного исследования педагогами - психологами дошкольных образовательных организаций для организации работы по сенсорному развитию в разновозрастных группах младшего дошкольного возраста. Положения, выносимые на защиту: 1. Существуют значимые различия в сенсорном развитии детей 3 и 4 лет. 2. Уровень восприятия формы, величины, цвета воспитанников 4 лет значимы лучше, чем у воспитанников 3 лет. 3. Разработка программы, направленной на улучшение восприятия формы, величины, цвета позволяет повысить сенсорное развитие детей 3 лет и тем самым создает условия для совместного развития воспитанников 3 лет 4 лет в разновозрастной группе. Опытно – экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе частного детского сада «Цветик – Семицветик» г.о. Химки. Исследованием были охвачены воспитанники двух младших групп, общей численностью 20 человек. Из них дети возраста 3 лет – 10 человек, дети 4 лет – 10 человек. Апробация результатов диссертации: О ходе исследования и его результатах делались доклады и выступления на LXXIII Международной научной конференции, проводимой Институтом социальной трансформации совместно с Переяслав Хмельницким государственным педагогическим университетом в г. Переяслав (Украина) (26 мая 2021 г.) Публикации: Трошина А.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста // Актуальные научные исследования в современном мире: материалы LXXIII международной научной конференции. Структура и объём диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50 источников), 6 приложений, включает 21 таблицу и 12 рисунков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ . ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8 1.1. Проблема сенсорного развития в отечественной и зарубежной . литературе 8 1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 15 1.3. Анализ исследований, направленных на формирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 24 Выводы по главе 1 30 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32 2.1. Организация и база исследования 32 2.2. Анализ результатов первоначального исследования 35 2.3. Программа формирующего воздействия, направленная на повышение уровня сенсорного развития детей трёхлетнего возраста 53 2.4. Анализ эффективности программы, учитывающей особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста 56 Выводы по главе 2 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Список литературы

1. Алимова С.В., Юдаева О.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 18-20. 2. Богуславский, М.В. 30 лет по методу Монтессори [Текст] / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. – М. : Издательство дом «Карапуз», 2017. – 272 с. 3. Буторина, М. Монтессори-материал [Текст] / М. Буторина, Е. Хилтунен. – М. : Мастер, 1992. – 80 с. 4. Васильева, Т.Г. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей 5-7 лет с формой и величиной предметов [Текст]: автореф. канд. дис. / Т.Г. Васильева – М., 2019. – 23 с. 5. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 2014. – 228 с. 6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. 7. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. – 1008 с. 8. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2020. – №1. – С.38-45. 9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / П.Я. Гальперин; ред., предисл. и коммент. А.И. Подольского. – М. : Высш. шк.: Университет, 2002. – 330 с. 10. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1976. – 256 с. 11. Гребенников, Л. Работа на линии в Монтессори-группе [Текст] / Л. Гребенников – М., 2018. – 203 с. 12. Давидчук, А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей [Текст] / А.Н. Давидчук. – М. : Мозаика-синтез, 2016. – 213 с. 13. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1978. – 96 с. 14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. –315 с. 15. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», –М., 2017 г. – 205с. 16. Жукова О.С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О.С. Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2016. – 352 с. 17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1986. – 296 с. 18. Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 779-783. 19. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 416 с. 20. Кудрявцева, Е.А. Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM) / Е.А. Кудрявцева. – М.: Учитель, 2018. –856c. 21. Коменский Я.А. Изб. Произ. Форматориум материнской школы т. 2, Братислава, 1957. – с. 152. 22. Кортенов, Г. Метод Монтессори [Текст] / Г. Кортенов // Частная школа. – 2017. – №4. С. 3-6. 23. Максимова, З.Н. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей 3-5 лет с цветом [Текст] : автореф. канд. дис. / З.Н. Максимова – М., 1973. – 19 с. 24. Монтессори, М. Значение среды в воспитании [Текст] / М. Монтессори // Частная школа. – 1995. – № 4. – С. 19-20. 25. Монтессори, М. Руководство к моему методу [Текст] / М. Монтессори – М., 1996. – 150 с. 26. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с. 27. Мухина В.С. Психология дошкольника. / В.С.Мухина – М.: Педагогика, 2005. – 276 с. 28. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. / А.С.Макаренко. –М.: Педагогика, 1984. – 809 с. 29. Мелёхина И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2019. – С. 136-139. 30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 31. Новоселова, С.Н. Развивающая предметная среда [Текст]: Методические рекомендации по проектированию дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Н. Новоселова. – М., 2020. – 460 с. 32. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /. Л.Ф. Обухова. – М. : Тривола, 1995. – 360 с. 33. Пилюгина, Э.Г. Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом [Текст]: автореф. канд. дис. / Э.Г.Пилюгина – М., 1971. – 18 с. 34. Песталоцци, И. Г. И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / И.Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1981. – 750 c. 35. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3 лет [Текст] / Под. ред. проф. Н.М. Щелованова. – М. : Просвещение, 1965. – 420 с. 36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. – 713 с. 37. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2019. – 193 с. 38. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. А.В Запорожца. А.П. Усовой – М., 1963. – 350 с. 39. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность [Текст]: Учебн. пособие для ВУЗов / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. – М. : Академия, 2018. – 304 с. 40. Сорокова, М.Г. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори. [Тест] / М.Г. Сорокова – М, – 2018.– 100 с. 41. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М. : Просвещение, 1965. – 190 с. 42. Фурман В.В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 52- 59. 43. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с. 44. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез – Москва, 2019. –834c. 45. Балясная Л.В. Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс] // Новостной образовательный портал «Образование сегодня» URL: http://lomonpansion.com/articles_2_3593.html (дата обращения 01.03.2021). 46. Волкова М. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал Maam.ru URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-detei- doshkolnogo-vozrasta-770622.html (дата обращения 02.03.2021). 47. Головаченко Г.В. Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] // Сайт для воспитателей детских садов // Дошколенок.ру URL: https://dohcolonoc.ru/cons/1047-metodicheskaya-razrabotka-po-teme-sensornoe- razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 02.03.2021). 48. Кленкова Г. Методическая разработка по сенсорному воспитанию [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал Maam.ru URL: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja- razrabotka-po-sensornomu-vospitaniyu-674632.html (дата обращения 02.03.2021). 49. Пикалова Н.В. Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников [Электронный ресурс] // Учебно- методический кабинет URL: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie- rekomendaci/aktivnaja-konsultacija-dlja-vospitatelei-dou-sensornoe-vospitanie- doshkolnikov.html (дата обращения 02.03.2021). 50. Суслова Е.Н. Педагогика. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сайт для всей семьи «Дошкольник» URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/1972-sensornoe-razvitie- deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 20.02.2021)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Проблема сенсорного развития в отечественной и зарубежной литературе Сенсорное развитиеребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Именносенсорное развитие является инструментом познания окружающего мира. Выдающиеся специалисты в области педагогики и детской психологии (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, О, Декроли и пр.) в своих работах рассматривали сенсорное восприятие,как один из самых важных факторов интеллектуального развития. То есть чем выше сенсорная культура ребенка, тем он умнее. Сенсорная интеграция - это способность воспринимать информацию, которая исходит от всех органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, моторная чувствительность), извлекать самую необходимую информацию, анализируйте её и выработать соответствующий ответ. Учеными доказано, что управление мелкой моторикой рук предполагает: центры мозга, которые также отвечают за речь. Это определяет ведущую роль развития сенсорики как инструмента познания внешних характеристик предметов в процессе овладения речевым аппаратом.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 62 страницы
380 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 58 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg