Таможенные органы в современной России, обладая относительной самостоятельностью регулируют круг вопросов, в частности выполняя фискальную политику в нашей стране, пополняя государственный бюджет, посредством чего способствует решению многих экономических проблем.
Кроме того, таможенные органы помимо своей главной и самой важной фискальной функции выполняют также такую функцию, как обеспечение безопасности и обороны страны, для чего им и необходимо осуществление правоохранительной деятельности. Данная деятельность позволяет пресекать, предупреждать и выявлять административные правонарушения в области таможенного дела .
В современном мире в связи с появлением и действием Таможенного союза и большими изменениями в уголовном законодательстве Российской Федерации, которые связаны с таможенными преступлениями, роль деятельности таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению деяний, которые являются административными правонарушениями, неумолимо растет вверх. Следует заметить, что даже несмотря на демократизацию административного и таможенного законодательства в целом, количество административных правонарушений остается значительным и даже возрастает .
Анализ главы 16 КоАП РФ , в частности всех статей, указанных в данной главе, например, таких как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2), несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст.16.3), Кодекса об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что количество и разнообразие данного вида правонарушений растет с каждым годом. Проанализируем статистические показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за период с января по декабрь 2019 года. Вынесено постановлений о назначении наказания по 148 066 делам об АП, из них должностными лицами таможенных органов назначено наказаний по 117 805 делам об АП, судом или уполномоченным органом – по 30 261 делу об АП. Исполнено 92 384 постановления по делам об АП, в результате взыскано административных штрафов на сумму более 2,3 млрд. рублей, в уполномоченные органы передано имущество общей стоимостью 9,7 млрд. рублей. По результатам работы с иностранной валютой, обращенной в федеральную собственность, обеспечено ее внесение на счета кредитных организаций на сумму свыше 348,2 млн. руб.
Исходя из вышесказанного, мы можем заметить, что актуальность данной темы состоит в большом количестве административных правонарушений в данной сфере, их разнообразием и необходимостью выявления, предупреждения и пресечения их видов и особенностей.
Объектом является совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Предмет – теоретические, правовые, организационные основы деятельности таможенных органов по реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, эффективности их применения.
Целью моего исследования является выявление особенностей административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- выявить понятие и признаки административных правонарушений в области таможенного дела;
- определить юридический состав административных правонарушений в области таможенного дела;
- выделить особенности выявления административных правонарушений в области таможенного дела и их квалификации;
- проанализировать актуальные вопросы квалификации правонарушений в области таможенного дела.
Структура моей работы состоит из введения, двух глав, четырех вопросов и заключения.