1 Теоретические аспекты исследования отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи
1.1 Понятие установки и основные направления их исследования
В отечественной психологии пионером исследования установки можно назвать Д. Узнадзе, который определяет ее как целостное состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, обусловленное двумя факторами: потребностью субъекта и объективной ситуацией, в которой он находится.
Установка – это неосознаваемая готовность человека действовать в определенной ситуации определенным образом. Это целостное, бессознательное и недифференцированное состояние, возникающее при столкновении потребности человека с ситуацией его удовлетворения. По мнению Д. Узнадзе, установка предшествует деятельности, одновременно готовя субъекта к ней [3].
Установку рассматривают и в контексте феномена иллюзии, обусловленной фиксированной установкой, и в качестве одного из центральных психологических понятий, и, как образ будущего или как «акцептор действия» [21]. Кроме указанного, установку рассматривают как позицию, ожидание, намерение, сенсорную, моторную или нервную установку, как установку сознания, предиспозицию, квазипотребность, как целевую, ригидную или заданную установку, и, наконец, как информационную модель, прогнозированию, антиципацию, валентную доминанту.
Среди психологических понятий, тождественных или сходных по смыслу на установку, различают следующие: идеология как мировоззрение, основные убеждения и оценки, характерные для определенной социальной группы; идейная позиция как основная установка по отношению к чему-то; менталитет как
характерный для определенной личности или группы способ мышления или тип чувств; образ как созданная личностью ментальная картина другого человека, группы, предмета или явления; убеждения как уверенность в чем-то, мысль, подкрепленная опытом; взгляды как типичные мысли и убеждения тематические, в результате которых возникают установки; вид размышлений, тип восприятия и мировосприятия; как убежденность в правильности чего-то; позиция (точка зрения) как способ восприятия и оценки ситуации; предположение как значение, предоставляемого предмета, на который обращается внимание, однако знания и представления о нем отсутствуют; понимание как осознание чего-то в процессе рассуждения, когнитивный аспект установки; мировоззрение как способ восприятия окружающего мира, понимание природы и сущности людей; отношение как мысли, поведение, поступки, которые формируются через установки и проявляются одинаково, в виде привычек; оценка как принятие или непринятие определенной идеи, ситуации, человека и тому подобное; предубеждения как необъективный, в большинстве своем отрицательный, взгляд, что может формироваться под влиянием враждебных чувств преждевременно, без рассмотрения фактов; представление как образ действительности, что возникает в сознании [14].
Кросс-лингвистический анализ понятия установки позволяет утверждать, что «установка» в английском языке представлена разными словами в зависимости от контекста ситуации: как «set» в случае неустойчивой установки, или как «attitude» как устойчивая установка, в последнее время ждя определения устойчивых установок в зарубежной, в частности американской, психологии используется слово «mindset». В немецком языке существует лишь одно понятие для определение установки – «Einstellung», однако это слово имеет еще несколько значений. В психологической терминологии слово «установка» иногда
заменяется словом «наставление», однако близость понятий по значению к «директиве», «распоряжение», по нашему мнению, ограничивает поле их использования в психологической науке.
Понятие установки возникло в пределах экспериментальной психологии. Начиная с Н. Ланге в психологии было показано, что в результате многократного повторения одних и тех же действий у человека вырабатывается определенная склонность, или готовность к восприятию и реагированию на конкретную внешнюю ситуацию. Г. Еббинггаузом было соотнесено установку к психологическому состоянию индивида, возникающее в процессе привычного совершения действий.
К. – Г. Юнг под установкой имел в виду готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Такая готовность, по мнению К. – Г. Юнга, является важной именно в плане раскрытия сложных душевных явлений, психических состояний человека, под влиянием которых вырабатываются определенные типы поведения [11].
Рассматривая проблему установки, К. – Г. Юнг стремился учесть, как субъективные, так и объективные факторы, образующие склонность или готовность человека к осуществлению конкретной деятельности или ее отдельных актов. К факторам, обусловливающих возникновение установки, автором были отнесены врожденные свойства человека, качества, приобретенные в процессе воспитания, влияние социального окружения и внешней среды, индивидуальные особенности убеждения и коллективные представления.
Наряду с общей установкой, К. – Г. Юнг выделяет о экстравертированные (внешние) и интровертированные (внутренние) установки, которые являются характеристиками экстравертированных и интровертированных типов личности: типичная установка личности обусловливает поведение, которое регулируется в
основном внешними объектами ее интересов, или зависит от ее внутренней, субъективной склонности [11].
К. – Г. Юнгом были определены четыре важных аспекта, которые имеют непосредственное отношение к пониманию и раскрытию психологической природы личности и места установки в ее характеристике: понятие установки органично входит в стержень теоретических концепций «аналитической психологии»: через призму установки К. – Г. Юнг пытается объяснить природу бессознательного, взаимодействие между сознанием и бессознательным, мотивационную структуру поведения человека, психологические типы личности, уровни организации психики и тому подобное; с помощью установки объясняются и феномены культурной жизни человека: творческая деятельность соотносится с внутренней установкой, имеет «творческий» характер, религия понимается как специфическая психологическая установка, особого рода приспособления к внутреннему и внешнему миру; с введением понятия «установка» К. – Г. Юнг попытался расширить горизонт видения истинных причин детерминации человеческой психики: в отличие от классического психоанализа, где причинное объяснение направленности протекания и функционирования внутри психических процессов осуществлялось с помощью бессознательного, в «аналитической психологии» через понятие установки открывалась возможность для рассмотрения взаимосвязи между объективными, внешними условиями и субъективными, внутренними склонностями человека; не исключая внутреннюю склонность к направленному действию человека, К. – Г. Юнг акцентирует внимание и на внешний ситуации, которая определяет готовность психики действовать или реагировать в известном направлении; понятие установки в трактовке К. – Г. Юнга действительно предусматривало учет и рассмотрение как субъективного, так и объективного факторов детерминации человеческой психики [11].
В американской психологии понятие установки рассматривался в концепциях изучения аттитюдов (Г. Алмонд, С. Верба [34]), которые близки по психологическим содержанием понятию установки, поскольку ключевым словом в его определении также является «готовность».
А. Асмолов, вспоминая Г. Олпорт, обозначает различные определения аттитюды, сформулированные к тому времени социальными психологами, и предоставляет интерпретацию его как «состояния сознания и нервной системы, выражает готовность, является организованным на основе предыдущего опыта; аттитюды предоставляют направляющее и динамическое воздействие на реакции индивида относительно всех объектов, к которым он имеет отношение» [3]. Среди отличий установки и аттитюда следует отметить, что при изучении аттитюдов главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социального поведения людей, то установка исследуется в общей психологии, прежде всего, с точки зрения ее роли и места в структуре психики [4]. Аттитюды чаще всего рассматривается как явление сознания, которое выражается в языке, в вербальном поведении [32], а установка, как показано в частности в работах Д. Узнадзе, имеет неосознанный характер. В русскоязычной литературе английский термин «аттитюды» зачастую не переводятся или выражаются понятием
«социальная установка» [4].
Если представители Вюрцбургской школы мышления определяли установку как состояние, находится на пороге сознательного и бессознательного и в результате установка получила свое определение как такая, которая направляет
протекания психических процессов, З. Фрейд относил установку к бессознательному, то в грузинской психологической школе Д. Узнадзе было введено понятие подпсихологической, первичной установки, определяется как целостное отражение, которое может привести созерцательное или действительное отражение.
Оно заключается в готовности субъектов к тому, чтобы в нем проявились те акты, обеспечивающие адекватные ситуации отображения (так называемое учредительное отображение).
Кроме первичной установки выделяют фиксированную установку, которую определяют, как: