Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

взаимосвязь отношения к деньгам и«моральных» чувств современной молодежи

Workhard 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2021
Содержание Введение 6 1 Теоретические аспекты исследования отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи 12 1.1 Понятие установки и основные направления их исследования ……….. 12 1.2 Исследования отношения к деньгам в отечественной и зарубежной психологии: соотношение понятий отношение к деньгам, монетарные аттитюды, экономические установки, субъективное экономическое благополучие 27 1.3 Феномен «моральных» чувств, исследования стыда и вины в современной психологии 37 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи 44 2.1 Организация исследования: цель, задачи, гипотезы, выборка 44 2.2 Характеристика отношения к деньгам в эмпирической группе 48 2.3 Особенности «моральных» чувств в эмпирической группе 56 2.4 Исследование взаимосвязи отношения к деньгам и «моральных»… чувств……………………………………………………………………….. современной молодежи 59 59 2.5 Практические рекомендации по формированию адекватного отношения к деньгам у современной молодежи…………………………. ………………..………………………….…. .…чувств……………………………………………………………………….. современной молодежи 62 Заключение …………………………………………………………………….. 65 Перечень использованных информационных ресурсов ……………………. 68 Приложения 72
Введение

Введение В связи с формированием нового вектора социально экономического развития – глобализации – сформировалась новая структура – прагматический экономический универсум, ориентированный на логику глобального управления. В проблематике познания сущности этого прагматического экономического универсума всплывают психологические вопросы ценности и смысла денег для человека как основы его адаптивного экономически безопасного поведения. Феномен глобализации нарушил стратегическую согласованность между экономическим универсумом и свободной человеческой личностью, результатом этого, в частности, стал масштабный системный кризис, в котором предыдущие формы экономической теории и практики в жизнедеятельности человека оказались под угрозой. Актуальность обращения к теме «Взаимосвязь отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи» заключается в следующем: Во-первых, современное теоретико-экономическое знание существующего образца лишено психологической, человеческой подоплеки, не заполняет все смысловое пространство того реального феномена, который можно было бы определить, как экономику, а в более широком смысле – как хозяйство. В таком случае, разумеется, теоретическое знание не постигается, что не приводит к усвоению смыслов экономического бытия. Во-вторых, исследование проблемы отношения личности к деньгам, определяется, с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике, требованиями к высокой экономической образованности людей и адаптированности их к новым социально-экономическим условиям, а с другой – необходимостью учитывать собственно психологические аспекты отношения личности к деньгам, поскольку это отношение во многом обуславливает экономическое поведение и психологическую безопасность личности в обществе. В-третьих, на сегодняшний день, процессы, происходящие в условиях кардинальных изменений в социальной, духовной, политической и экономической жизни, оказывают существенное влияние на состояние экономической безопасности человека. Главный смысл экономической безопасности человека – его стабильное экономическое положение в рамках действительности и высокий потенциал в будущем, и в этом контексте важное значение приобретают вопросы ценности и смысла денег для человека как основы его адаптивного экономически безопасного поведения. В-четвертых, в настоящее время отсутствуют данные относительно взаимосвязи отношения к деньгам и такого значимого аспекта эмоциональной сферы личности, как «моральные» чувства личности. Степень разработанности проблемы. Возникновение экономической психологии как новой самостоятельной науки переходящей в процесс интеграции экономики и психологии был рассмотрен в работах наиболее известных экономистов и психологов таких как А. Смит, К. Маркс, А. Маршал, Дж. Кейнс, Дж. Бентами, М. Вебер, Г. Тард, Г. Мюнстерберг, Дж. Катона и др. Методологический анализ подходов к исследованию дисциплины Проблемы понимания предмета дисциплины «экономическая психология» в России были проанализированы на основе работ А. И. Китова, B. C. Малахова, В. Д. Попова, О. С. Дайнеки, П. В Позднякова и т.д. Серьезный вклад в изучение формирования экономического сознания, его структуры внесли отечественные социологи и психологи: О. С. Дайнека, Т. Годскин, В. Д. Попов, Н. Ю. Стоюхина, Д. И. Абалкин, А. И. Китов, Б. И. Додонов, Е. В. Щедрина, Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов, 3. 3. Вахитова, Е. Л. Доценко и т.д. Вопросы отношения к деньгам исследовали Б. А. Райзберг, Б. Т. Ананьев, Т. Пойез и Дж. Грумбков; Анализ социальной ценности денег потребовал обращения к теоретическим положениям и эмпирическому материалу, представленному в работах А. Г. Асмолова, B. A. Ядова, С. Попова, Н. И. Лапина, СВ. Мошкина, Н. Н. Козловой, В. Н. Руденко, А. В. Андреенковой и др. Методологические основы измерения социальных установок в отношении денег представлены в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого, Г. Олпорта, структура социальной установки рассмотрена в трудах М. Смита, В. А. Ядова, А. А. Семенова и т.д. Комплексный анализ феномена экономического поведения проведен в работах: Т. Л. Александровой, М. В. Малаховской, Н. В. Поляковой, Н. Г. Сухоруковой и др. В работе был выработан новый подход в понимании монетарных отношений, базирующийся на психологической концепции В. Н. Мясищева об отношении, диспозиционной концепции В. А. Ядова и структуре экономического сознания, разработанной А. Л. Журавлевым, В. П Позняковым. «Моральные» чувства личности являлись предметом исследования О. Г. Дробницкого, А. Н. Леонтьева, П. Гилберта, а также ряда других ученых. Проблемой, рассматриваемой в представляемом исследовании, является взаимосвязь отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи. Цель исследования – определить взаимосвязь отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи. Объект – отношение к деньгам. Предмет – взаимосвязь отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи. Гипотеза: предполагается, что существуют особенности взаимосвязи отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи. В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи: Теоретические задачи: ? проанализировать теоретические представления о категории «установка» в психологии; ? проанализировать исследования отношения к деньгам в отечественной и зарубежной психологии, а также сходных понятий; ? охарактеризовать содержание феномена «моральные чувства» в психологии; Методические задачи: ? подобрать методы и эмпирический инструментарий к исследуемой проблеме, адекватные целям и объекту исследования; ? сформировать репрезентативную выборку исследования; Эмпирические задачи: ? провести количественно-качественный и статистический анализ результатов исследования; ? разработать рекомендации по результатам эмпирического исследования. Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической, научно-методической литературы по теме исследования; эмпирические методы: психодиагностический метод, опросный метод, количественно-качественный и статистический анализ результатов, метод сравнительного анализа полученных эмпирических данных. Методический инструментарий: Теоретико-методологические основы исследования. В процессе исследования использовались методы научного познания: исторический, логический, индуктивный, дедуктивный, анализа и синтеза, абстрагирования и моделирования. Методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей психологических составляющих различных аспектов и типов экономически адаптивного поведения человека (Ч. Морис, Э. А. Орлова, Р. Мертон, А. С. Голтбит и т.д.). Основные концептуальные положения исследования базировались на психологических составляющих экономического поведения человека в аспекте метафизической сущности экономического знания (В. Д. Базилевич, В. В. Ильин). База исследования: Научная новизна. В результате проведенного исследования в работе сформулированы теоретические выводы, которые составляют ее научную новизну: уточнено понятие «отношение к деньгам», а также обобщены теоретические представления относительно взаимосвязи отношения к деньгам и «моральных» чувств у представителей современной молодежи. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении литературы, посвященной исследованиям отношения к деньгам в структуре экономического поведения. Особое внимание в исследовании уделяется проблеме соотношения взаимосвязи отношения к деньгам и «моральных» чувств. Практическая значимость работы и использование полученных результатов. Результаты исследования могут быть использованы для более глубокого изучения монетарного сознания людей и расширения представления относительно особенностей отношений к деньгам у лиц разного пола и возраста. Также практическая значимость может выражаться в возможности применения результатов исследования при определении удовлетворенности трудовой деятельности и места монетарной удовлетворенности в ней, а также связанных с этих проблем определения перспективности трудовой деятельности, планирования карьеры, а также деятельности по формированию лояльности к организации.
Содержание

Содержание Введение 6 1 Теоретические аспекты исследования отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи 12 1.1 Понятие установки и основные направления их исследования ……….. 12 1.2 Исследования отношения к деньгам в отечественной и зарубежной психологии: соотношение понятий отношение к деньгам, монетарные аттитюды, экономические установки, субъективное экономическое благополучие 27 1.3 Феномен «моральных» чувств, исследования стыда и вины в современной психологии 37 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи 44 2.1 Организация исследования: цель, задачи, гипотезы, выборка 44 2.2 Характеристика отношения к деньгам в эмпирической группе 48 2.3 Особенности «моральных» чувств в эмпирической группе 56 2.4 Исследование взаимосвязи отношения к деньгам и «моральных»… чувств……………………………………………………………………….. современной молодежи 59 59 2.5 Практические рекомендации по формированию адекватного отношения к деньгам у современной молодежи…………………………. ………………..………………………….…. .…чувств……………………………………………………………………….. современной молодежи 62 Заключение …………………………………………………………………….. 65 Перечень использованных информационных ресурсов ……………………. 68 Приложения 72
Список литературы

Перечень использованных информационных ресурсов 1. Абрамова, С. Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // Социологические исследования. – 2000. – № 7. – С. 37–41. 2. Андреева, И. В. Экономическая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. 3. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. – Москва: Смысл, 2002. – 480 с. 4. Белинская, Е. П. Социальная психология личности. – Москва, 2001. – 301 c. 5. Верховин, В. И. Структура и функции монетарного поведения // Социологические исследования. – 1993. – № 10. – С. 67–73. 6. Власов, М. Психология человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // psichel. ru / vse-stati /. 7. Дейнека, О. С. Экономическая психология. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2000. – 160 с. 8. Журавлев, А. Л. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 480 с. 9. Журавлёв, А. Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2003. – 436 с. 10. Кришталь, В. В. Системная семейная психотерапии нарушений здоровья семьи // Медицинская психология. – 2007. – Т. 1, № 2. – С. 3–8. 11. Лейбин, В. М. Психоанализ та философия неофрейдизма. - Москва: Политиздат. – 246 с. 12. Лейбин, В. М. Словарь справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. 13. Леонтьев, В. О. Классификация эмоций. – Одесса: Инновационно-ипотечный центр, 2002. – 80 с. 14. Лурия, А. Р. Установка и внимание. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – С. 178–181. 15. Махрина, Е. А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. А. Махрина; Рост. гос. ун-т. –Ростов н / Д, 2006. – 26 с. 16. Милорадова, Н. Г. Психологические установки [Электронный ресурс] / Н. Г. Милорадова. – Режим доступа: http:// psyera. ru. 17. Муравьева, П. А. Особенности отношения личности к деньгам в зависимости от выполняемых экономических ролей: автореф. дисс канд. психол. наук: 19.00.05. – Ярославль, 2012. – 26 с. 18. Нестик, Т. А. Современные подходы к этическим проблемам в бизнесе // Этические принципы ведения дел в России. – М., 1999. – С. 160–186. 19. Позняков, В. П. Экономическая психология как отрасль психологической науки // Проблемы экономической психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – Т. 1. – С. 27–57. 20. Поттер-Эфрон, Р. Т. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 300 с. 21. Прангишвили, А. С. Установка как неосязаемая основа психического отражения // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т. 4. – Тбилиси: Мецниереба, 1985. – С. 16–23. 22. Семенов, М. Ю. Методологический подход к изучению понятия «деньги» в структуре ценностей человека // Материалы науч. – практ. конф. «Современное общество», 29–30 октября 1999 г., посвященной 25-летию Омского гос. ун-та. – Омск: ОмГУ, 1999. – С. 244. 23. Семенов, М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: автореферат дисс канд.. психол. наук / М. Ю.Семенов. – Ярославль, 2004. – 18 с. 24. Сикорский, Б. Ф. Взаимоотношение нравственного и эстетического как социологическая проблема. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. – 136 с. 25. Спасенников, В. В. Экономическая психология как научная дисциплина, специализация студентов и область практической деятельности // Региональная экономика, наука и инновации. – Калуга: Эйдос, 1997. – С. 370–374. 26. Средства и методы психологического воздействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. pro- psixology. 27. Тугарева, Е. В. Психологические типы отношения к деньгам. – Москва: Государственный университет гуманитарных наук; Институт психологии, 2005. 28. Узнадзе, Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с. 29. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. – Москва: 2001. – С. 120–123. 30. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. – Москва: 2005. – 64 с. 31. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ. – Москва: 2007. – 456 с. 32. Чхартишвили, Ш. Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т. 1. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. – С. 95–110. 33. Шихирев, П. Н. Современная социальная психология. – Москва: Ин-т психологии РАН, 1999. – 448 с. 34. Штальберг, Д. Установки: структура, измерение, функции // Перспективы социальной психологии. – Москва: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. – С. 229–264. 35. Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 592 с. 36. Якоби, М. Стыд и истоки самоуважения. – М.: Институт аналитической психологии, 2001. – 249 с. 37. Yamauchi, K. T. The Development of a Money Attitude Scale / K. T. Yamauchi // Journal of Personality Assessment.– 1982. – Vol. 46. – №5. – P. 522–528. 38. Lynd, H. M. On shame and the search for identity. – NY. : Routledge, 1999. – 320 p. 39. Modigliani, A. Embarrassment, facework and eye contact: Testing a theory of embarrassment // Journal of Personality and Social Psychology. – 1971. – 17 (1). – P. 15–24.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты исследования отношения к деньгам и «моральных» чувств современной молодежи 1.1 Понятие установки и основные направления их исследования В отечественной психологии пионером исследования установки можно назвать Д. Узнадзе, который определяет ее как целостное состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, обусловленное двумя факторами: потребностью субъекта и объективной ситуацией, в которой он находится. Установка – это неосознаваемая готовность человека действовать в определенной ситуации определенным образом. Это целостное, бессознательное и недифференцированное состояние, возникающее при столкновении потребности человека с ситуацией его удовлетворения. По мнению Д. Узнадзе, установка предшествует деятельности, одновременно готовя субъекта к ней [3]. Установку рассматривают и в контексте феномена иллюзии, обусловленной фиксированной установкой, и в качестве одного из центральных психологических понятий, и, как образ будущего или как «акцептор действия» [21]. Кроме указанного, установку рассматривают как позицию, ожидание, намерение, сенсорную, моторную или нервную установку, как установку сознания, предиспозицию, квазипотребность, как целевую, ригидную или заданную установку, и, наконец, как информационную модель, прогнозированию, антиципацию, валентную доминанту. Среди психологических понятий, тождественных или сходных по смыслу на установку, различают следующие: идеология как мировоззрение, основные убеждения и оценки, характерные для определенной социальной группы; идейная позиция как основная установка по отношению к чему-то; менталитет как характерный для определенной личности или группы способ мышления или тип чувств; образ как созданная личностью ментальная картина другого человека, группы, предмета или явления; убеждения как уверенность в чем-то, мысль, подкрепленная опытом; взгляды как типичные мысли и убеждения тематические, в результате которых возникают установки; вид размышлений, тип восприятия и мировосприятия; как убежденность в правильности чего-то; позиция (точка зрения) как способ восприятия и оценки ситуации; предположение как значение, предоставляемого предмета, на который обращается внимание, однако знания и представления о нем отсутствуют; понимание как осознание чего-то в процессе рассуждения, когнитивный аспект установки; мировоззрение как способ восприятия окружающего мира, понимание природы и сущности людей; отношение как мысли, поведение, поступки, которые формируются через установки и проявляются одинаково, в виде привычек; оценка как принятие или непринятие определенной идеи, ситуации, человека и тому подобное; предубеждения как необъективный, в большинстве своем отрицательный, взгляд, что может формироваться под влиянием враждебных чувств преждевременно, без рассмотрения фактов; представление как образ действительности, что возникает в сознании [14]. Кросс-лингвистический анализ понятия установки позволяет утверждать, что «установка» в английском языке представлена разными словами в зависимости от контекста ситуации: как «set» в случае неустойчивой установки, или как «attitude» как устойчивая установка, в последнее время ждя определения устойчивых установок в зарубежной, в частности американской, психологии используется слово «mindset». В немецком языке существует лишь одно понятие для определение установки – «Einstellung», однако это слово имеет еще несколько значений. В психологической терминологии слово «установка» иногда заменяется словом «наставление», однако близость понятий по значению к «директиве», «распоряжение», по нашему мнению, ограничивает поле их использования в психологической науке. Понятие установки возникло в пределах экспериментальной психологии. Начиная с Н. Ланге в психологии было показано, что в результате многократного повторения одних и тех же действий у человека вырабатывается определенная склонность, или готовность к восприятию и реагированию на конкретную внешнюю ситуацию. Г. Еббинггаузом было соотнесено установку к психологическому состоянию индивида, возникающее в процессе привычного совершения действий. К. – Г. Юнг под установкой имел в виду готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Такая готовность, по мнению К. – Г. Юнга, является важной именно в плане раскрытия сложных душевных явлений, психических состояний человека, под влиянием которых вырабатываются определенные типы поведения [11]. Рассматривая проблему установки, К. – Г. Юнг стремился учесть, как субъективные, так и объективные факторы, образующие склонность или готовность человека к осуществлению конкретной деятельности или ее отдельных актов. К факторам, обусловливающих возникновение установки, автором были отнесены врожденные свойства человека, качества, приобретенные в процессе воспитания, влияние социального окружения и внешней среды, индивидуальные особенности убеждения и коллективные представления. Наряду с общей установкой, К. – Г. Юнг выделяет о экстравертированные (внешние) и интровертированные (внутренние) установки, которые являются характеристиками экстравертированных и интровертированных типов личности: типичная установка личности обусловливает поведение, которое регулируется в основном внешними объектами ее интересов, или зависит от ее внутренней, субъективной склонности [11]. К. – Г. Юнгом были определены четыре важных аспекта, которые имеют непосредственное отношение к пониманию и раскрытию психологической природы личности и места установки в ее характеристике: понятие установки органично входит в стержень теоретических концепций «аналитической психологии»: через призму установки К. – Г. Юнг пытается объяснить природу бессознательного, взаимодействие между сознанием и бессознательным, мотивационную структуру поведения человека, психологические типы личности, уровни организации психики и тому подобное; с помощью установки объясняются и феномены культурной жизни человека: творческая деятельность соотносится с внутренней установкой, имеет «творческий» характер, религия понимается как специфическая психологическая установка, особого рода приспособления к внутреннему и внешнему миру; с введением понятия «установка» К. – Г. Юнг попытался расширить горизонт видения истинных причин детерминации человеческой психики: в отличие от классического психоанализа, где причинное объяснение направленности протекания и функционирования внутри психических процессов осуществлялось с помощью бессознательного, в «аналитической психологии» через понятие установки открывалась возможность для рассмотрения взаимосвязи между объективными, внешними условиями и субъективными, внутренними склонностями человека; не исключая внутреннюю склонность к направленному действию человека, К. – Г. Юнг акцентирует внимание и на внешний ситуации, которая определяет готовность психики действовать или реагировать в известном направлении; понятие установки в трактовке К. – Г. Юнга действительно предусматривало учет и рассмотрение как субъективного, так и объективного факторов детерминации человеческой психики [11]. В американской психологии понятие установки рассматривался в концепциях изучения аттитюдов (Г. Алмонд, С. Верба [34]), которые близки по психологическим содержанием понятию установки, поскольку ключевым словом в его определении также является «готовность». А. Асмолов, вспоминая Г. Олпорт, обозначает различные определения аттитюды, сформулированные к тому времени социальными психологами, и предоставляет интерпретацию его как «состояния сознания и нервной системы, выражает готовность, является организованным на основе предыдущего опыта; аттитюды предоставляют направляющее и динамическое воздействие на реакции индивида относительно всех объектов, к которым он имеет отношение» [3]. Среди отличий установки и аттитюда следует отметить, что при изучении аттитюдов главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социального поведения людей, то установка исследуется в общей психологии, прежде всего, с точки зрения ее роли и места в структуре психики [4]. Аттитюды чаще всего рассматривается как явление сознания, которое выражается в языке, в вербальном поведении [32], а установка, как показано в частности в работах Д. Узнадзе, имеет неосознанный характер. В русскоязычной литературе английский термин «аттитюды» зачастую не переводятся или выражаются понятием «социальная установка» [4]. Если представители Вюрцбургской школы мышления определяли установку как состояние, находится на пороге сознательного и бессознательного и в результате установка получила свое определение как такая, которая направляет протекания психических процессов, З. Фрейд относил установку к бессознательному, то в грузинской психологической школе Д. Узнадзе было введено понятие подпсихологической, первичной установки, определяется как целостное отражение, которое может привести созерцательное или действительное отражение. Оно заключается в готовности субъектов к тому, чтобы в нем проявились те акты, обеспечивающие адекватные ситуации отображения (так называемое учредительное отображение). Кроме первичной установки выделяют фиксированную установку, которую определяют, как:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg