Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

l_not 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2018
1. В нашей выпускной квалификационной работе рассмотрена тема «Влияние подвижной игры на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста». Во второй главе нами рассмотрены сущность и значение игровой деятельности, охарактеризована роль игровой деятельности в развитии произвольного внимания старших школьников. На основании изученной психолого-педагогической литературы мы можем сделать следующие выводы.
Введение

Актуальность исследования. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем дошкольной педагогики и психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научения очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольной организации предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе. К таким предпосылкам относятся: произвольность поведения, умение слышать и слушать собеседника. Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность. В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. По данным школьных психологов, среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника. Таких детей отличает неумение комментировать, распределять, переключать, сосредотачивать свое внимание на учебной деятельности. Возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность. Старший дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений благодаря общению с близкими взрослыми, а также игровым и реальным отношениям со сверстниками. В этот период продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий благодаря их неустанному воспроизведению. Важным компонентом развития является становление познавательной деятельности, в частности процесса внимания, который способствует выделению интересного и важного из окружающего мира. В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, поэтому глубокое изучение особенностей развития внимания в игровой деятельности является особенно актуальным. На основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагается интеграция образовательных областей в педагогической деятельности. Создать условия для формирования предпосылок учебной деятельности и интеграции образовательных областей позволит развитие процесса внимания детей старшего дошкольного возраста. Педагогу очень важно иметь комплекс методов и приемов для привлечения детей к образовательной деятельности, концентрации на ней, а также переключения с одного вида информации или деятельности на другой. Подвижная игра, по мнению специалистов в области дошкольного образования, является ресурсным источником формирования внимания. Однако, как показывает практика работы с детьми, педагоги образовательных организаций не используют в полной мере потенциальные возможности подвижных игр для развития внимания у старших дошкольников. Налицо противоречие между необходимостью развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития внимания в подвижных играх, с другой. Разрешение данного противоречия составило проблему исследования. Проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы и приемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх? Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и приемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Объект исследования: развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Гипотеза исследования: предполагается, что развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: • будут подобраны подвижные игры, оптимально способствующие развитию внимания у старших дошкольников; • в работе с детьми будут использоваться варианты проведения подвижных игр • будет использоваться методика обучения физическим упражнениям, направленная на осознанное выполнение движений детьми; Задачи исследования: 1. изучить состояние проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх; 2. подобрать подвижные игры, направленные на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста; 3. уточнить методику развития внимания у детей старшго дошкольного возраста в подвижных играх и апробировать ее в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностические методики («Проставь значки», «Найди и вычеркни»); наблюдение за игровой деятельностью детей и работой педагогов образовательной организации с целью изучения особенностей проведения подвижных игр, проведение анкетирования воспитателей, анкетирование родителей, анализ календарно-тематических планов педагогов, математическая обработка данных, педагогический эксперимент, качественная оценка результатов исследования. Теоретико-методологическая основа исследования. Проблема внимания рассматривается разнопланово: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский [12], С.Л. Рубинштейн [60]), другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т.Рибо[58], И.П. Павлов[48], А.Н. Леонтьев [37]). В наибольшем количестве работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин [20-22], П.Я. Гальперин [14;15], Н.В. Дубровинская [26], С.Л. Кабыльницкая [14;15] и др.) Исследования педагогов и психологов о роли подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста (Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, Т.П. Завьялова, П.Ф. Лесгафт, Е.А. Сагайдачная, Э.Я. Степаненкова, В.Н. Шебеко и др). Практическая значимость исследования состоит в возможности использования апробированных материалов выпускной квалификационной работы для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 492» структурное подразделение № 2 «Кораблик». В исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста, 11 педагогов образовательной организации, 20 родителей детей дошкольного возраста. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 9 1.1 Проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 9 1.2 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 13 1.3 Подвижные игры как средство развития внимания у детей дошкольного возраста 17 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 24 2.1 Изучение состояния работы по развитию внимания у старших дошкольников в образовательной организации 24 2.2. Методика развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх 28 2.3. Динамика развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30 ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Список литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение,1987. - 144с. 2. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка / Е.А.Бондаренко. - Минск: Народная асвета, 1974. - 128с. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение,1979. - 279с. 4. Горышева В. Игра - это отражение жизни / В. Горышева // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. - С.20-23. 5. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190с. 6. Крутецкий В.А. Психология / В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352с. 7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды Т.1 / А.Н.Леонтьев. - М.: Педагогика,1983. - 392с. 8. Лидак Л. Дидактические игры в развитии навыков общения со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 7. - С. 18-21. 9. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1972. - 256с. 10. Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4. - С.23-28. 11. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 176с. 12. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456с. 13. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 245с 14. Немов Р.С. Психология Т.3 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1998. - 632с. 15. Немов Р.С.Психология Т.2 / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1998. - 590с. 16. Обухова А.Ф. Детская психология / А.Ф.Обухова. - М.: Владос, 1996. 17. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136с. 18. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 350с. 19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. - 529с. 20. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. - 112с. 21. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома / Н.В. Самоукина. - М.: Новая школа, 1993. - 144 с. 22. Тамбиев А.Э.Динамика воображения в детском возрасте / А.Э. Тамбиев // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 118-123. 23. Эльконин Д.Б.Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. - 356с. 24 Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х томах – Т.3.- Л., 1981. 25 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983. 26 Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. 27 Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 7-8 классов. – М.,1985. 28 Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. – М., 1980. 29 Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М.. Внимание школьника. М., 1987. 30 Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник для студентов педагогических вузов – М.: Издательский центр Академия, 2000. 31 Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 1.1 Проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях Внимание ? это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком? то реальном или идеальном объекте. Внимание способствует осознанию самого себя, а так же своих мысли и переживания, так же внимание виляет на процесс протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. До настоящего времени для диагностик и особенностей внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте в практике психологи используют «Корректурную пробу», «Таблицы Шульте», «Тест перепутанных линий», «Тест Мюнстерберга», «Тест Торндайка» (Генкин и др., 1963; Гобов, 1971). С позиций современных представлений об организации процессов внимания данные методики и их модификации позволяют оценить только работу одного модуля внимания, а именно способность концентрации внимания, поддержания бдительного состояния. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что слабость работы модуля бдительности характерна как для здоровых детей, с относительно низкими когнитивными способностями, так и для детей с нарушениями внимания. В данном контексте широко распространенные в практической психологии тесты на поддержание внимания эффективны только в целях выявления детей с нарушением системы внимания, но не позволяют осуществить дифференциальную диагностику такого нарушения. Научно-практическое значение диссертационного исследования состоит, в первую очередь в том, что применение модульного подхода к системе внимания позволяет тонко дифференцировать сильные и слабые стороны развития разных модулей и операций произвольной регуляции внимания. Результаты настоящего исследования позволяют утверждать, что отдельные операции исполнительного модуля внимания гетерохронно развиваются в онтогенезе. В результате, в этом возрасте ребенок относительно эффективно справляется с деятельностью, которая требует контроля над переключениям внимания к отвлекающим воздействиям и/или гибких изменений сформированной установки внимания. Вместе с тем, когда от него требуется распределить внимания между двумя каналами поступления нужной информации, он теряют внимание к той информации, которая автоматически не привлекает к себе его внимание (т. е. не обладает качествами новизны или эмоциональной значимости).Эту возрастную особенность внимания детей необходимо учитывать в организации обучения и коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 67 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Управление персоналом, 64 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Таможенное дело, 33 страницы
320 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg