Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Влияние семейных конфликтов на успеваемость ребенка

l_not 270 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2018
Учебная деятельность- достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников. Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).
Введение

Актуальность исследования. В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и т. д. Изучение сенсорно-перцептивных процессов, памяти, мышления, эмо-ционально-волевой сферы и психомоторных характеристик позволило выявить ряд особенностей младших школьников. Закономерности формирования учебной деятельности и специфики ее развития, характерные для этого возраста, выявлены многими исследованиями; показаны особенно-сти развития личности младшего школьника: мотивационной сферы, самосознания и самооценки, характера, нравственных сторон, социальных ориентаций и др. Результаты изучения закономерностей психического развития, особенностей психических процессов и становления личности, а также специфики учебной деятельности легли в основу развивающих педагогических методов, применяемых при обучении и воспитании младших школьников. Учебная деятельность является специфическим видом человеческой ак-тивности, в которой мотивом учения является направленность школьника на отдельные стороны учебных работ, связанных с внутренним отношением ученика к ним. Ведущий вид деятельности школьника - учебная деятельность. Ее специфика состоит в особом характере задач, которые, в отличие от задач практических, предполагают усвоение «впрок» знаний, умений, навыков. Принятие ребенком учебной задачи включает понимание того, что он выполняет то или иное действие не ради получения конкретного результата, а ради того, чтобы этому действию научиться, овладеть способом его выполнения. Осознание способа действия, навыки самоконтроля и самооценки являются необходимыми компонентами развитой учебной деятельности. В отечественной психологической традиции взаимодействию между ре-бенком и близким взрослым отводится решающая роль в развитии ребенка. Отношения со взрослыми опосредствуют все отношения ребенка с окру-жающим миром и определяют большинство особенностей его психики (И. В. Дубровина, Г. Т. Хоментаускас, А. И. Захаров) и их влияния на развитие личности ребенка (Б. А. Ананьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина и другие). Именно в процессе общения и совместной деятельности с родителями ребенок развивается как личность. Экспериментальные же исследования влияния родителей на особенно-сти развития их детей, ставшие столь популярными с конца 1970-х гг., касаются главным образом изучения связи самооценки, академических успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях, т.е. так называемой социальной атрибуции с социальными ожиданиями родителей. Главное внимание при этом уделяется социальным ожиданиям, связанным с поло ролевыми установками родителей. Ценностные же ориентиры родителей по отношению к обучению детей и их влияние на особенности развития учебной деятельности ребенка, по нашим данным, не являлись предметом специального исследования. В то же время косвенные свидетельства о значимости такого влияния содержатся в многочисленных материалах биографического анализа жизни людей. Изучение влияния представлений родителей о целях, задачах и спосо-бах обучения детей в школе или, другими словами, «теории обучения» роди-телей как одного из источников становления учебной деятельности детей в школьном возрасте является важной задачей. Возможность постановки такой задачи определяется особыми условиями современного этапа развития системы образования, когда в практике обучения, так же как и в общественном сознании, сосуществуют разные «теории обучения» — от традиционной модели до более или менее инновационной, предполагающей иное понимание целей, задач, содержания и методов обучения. Педагогический потенциал семьи в становлении учебной деятельности рассматривается в типологии Л. Ф. Чупрова, А. М. Трещева. Под педагогическим потенциалом понимается своеобразная психолого-педагогическая основа воспитания и общего психического развития индиви-да в семье, складывающегося на базе типа воспитания ребенка и типа эмоционального контакта, как адекватного, регулирующего деятельность ребенка сопереживания, поступающего извне (от другого лица) и несущего те или иные оценки мотивов, поступков и действий ребенка. В соответствии с вышеизложенным, объект настоящего исследования – учебная деятельность младшего школьника. Предмет исследования: семейные отношения как фактор становления и развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Цель исследования: выявить влияние качества семейных отношений на успешность учебной деятельности в младшем школьном возрасте Задачи исследования: 1. Исследовать теоретические представления об особенностях развития ребенка младшего школьного возраста и специфике становления учебной деятельности младшего школьника. 2. Изучить специфику детско-родительских отношений в семье с ребе-нок младшего школьного возраста и определить основные направления влияния качества семейных отношений на учебную деятельность младшего школьника. 3. Экспериментально выявить влияние качества семейных отношений на успешность учебной деятельности в младшем школьном возрасте Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опытно- экспериментальная работа, изучение педагогической документации и продуктов деятельности.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния семейных отношений на успешность учебной деятельности в младшем школьном возрасте 7 1.1. Психологические характеристики младшего школьного возраста 7 1.2. Учебная деятельность и её развитие в младшем школьном возрасте 13 1.3. Детско-родительские отношения и их особенности 24 1.4. Влияние семьи на учебную деятельность ребенка младшего школьного возраста 32 Глава II. Эмпирическое изучение влияния качества семейных отношений на успешность учебной деятельности в младшем школьном возрасте 38 Заключение 50 Список литературы 52
Список литературы

1. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психол. - 1984. -№ 6. - С. 71-78. 2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. - М.: Просвещение, 1987. C. 22-25. 3. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. - М.: Просвещение, 1991. С. 40-42. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. С. 14-15. 5. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения зна-ний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959. С. 19-26. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: «Наукова думка», 1989. С. 31-35. 7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. – М.: Просвещение, 1988. С. 21-24. 8. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984 С. 17-23. 9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследова-ния детей младшего школьного возраста. (Для школьных психологов). Библ. развивающего обучения. Вып. 12. - Томск: Пеленг, 1993. 34 с. 10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование млад-ших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с. 11. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиз-дат, 1992. 12. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с. 13. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: МГОПУ, 1995. С. 11-19. 14. Давыдов В. В. .Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14. 15. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. - М.: Просвещение, 1990. 32 с. 16. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. - Киев: Рад. школа, 1990. С. 26-27. 17. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. С. 14-16. 18. Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. - 1992. - № 12. - С. 59-61, 69. 19. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Л.: Лениздат, 1981. 45 с. 20. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. С. 61-67. 21. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Про-свещение, Учебная литература, 1996. 47 с. 22. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. 32 с. 23. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 13-19. 24. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологи. - 1998. - № 4. - С.42-53. 25. Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. 67 с. 26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии. - М.: Владос, 1996. С. 29-31. 27. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. - М.: АПН РСФСР, 1958. 14 с. 28. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемсяя мире. - М.: Просвещение, 1991. С. 32-34. 29. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родитель-ской любви). - М.: Педагогика, 1986. С. 12-15. 30. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррек-ция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов / Под ред. Ю. З. Гильбуха. - Киев: Випол, 1993. Сер. «Учитель и психодиагно-стика». № 13. 16 с. 31. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение. 1991. С. 24-26. 32. Хоментскаус Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1990. 56 с. 33. Чупров Л. Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников. // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С. П. Ултургашев. - Абакан: АГПИ, 1991. - С. 120-126. 34. Чупров Л. Ф., Трещев А. М. Учет педагогического потенциала се-мьи в воспитании школьников // Актуальные проблемы современной совет-ской и зарубежной педагогики. - М.: АПН СССР, 1988. - С. 73-77. 35. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. С. 44-48. 36. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей. //Вопросы психологии. – 2004. - N 2 - С.119-127. 37. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: Санкт-Петербург: Фолиум, 1996. 33 с. 38. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. - М.: Педагогика, 1989. С. 21-24. 39. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Педагогика и психология. - 1974. - № 10. С. 14-19.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты проблемы влияния семейных от-ношений на успешность учебной деятельности в младшем школьном возрасте 1.1. Психологические характеристики младшего школьного возраста Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей при-мерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотноше-ние процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg