Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Природоведческие праздники как средство воспитания положи-тельного отношения младшего школьника к природе

l_not 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.06.2018
Вопрос формирования положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников является актуальным. В процессе исследования были изучены теоретические основы процесса формирования положительного отношения к природе младших школьников таких психологов и педагогов как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский и др.
Введение

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная про-блема современности и эта актуальность растёт с каждым годом вместе с нарастанием проблемы экологии во всем мире. Природные ресурсы истощаются, происходит загрязнение атмосферы химическими веществами. В силах педагогов и их родителей повлиять на сознание младших школьников, привить им любовь и сострадание к живой природе. Отношения людей с природой зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом оп-ределяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей и природы в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса «природоведческих праздниковкак средства воспитания положительного отношения младшего школьника к природе» имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокаясензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Проблема воспитания положительного отношения младшего школьника к природе достаточно подробно изучалась Л.Д. Бобылевой, Н.Ф. Виноградовой,А.А. Плешаковым, А.Е. Тихоновой, Н.Н. Вересовым, С.Д. Дерябо, и др. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам. Младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в историческом аспекте воспитания положительного отношения к природе.Приизучении данной проблемы нами было установлено противоречие, которое заключается в том, что воспитание положительного отношения младшего школьника к природе является важным компонентом воспитания детей, однако в методической литературе этот вопрос находится на стадии экспериментальной апробации, поэтому механизмы воспитания положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников определены недостаточно. Таким образом, существующее противоречие, определяет актуальность темы нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Природоведческие праздники как средство воспитания положительного отношения младшего школьника к природе». Проблема исследования сформулирована следующим образом: каково влияние природоведческих праздников на процесс воспитания положительного отношения младшего школьника к природе? Объект исследования:воспитание положительного отношения млад-шего школьника к природе. Предмет исследования: воспитание положительного отношения младшего школьника к природе в процессе участия в природоведческих праздниках. Цель исследования: теоретические доказать и экспериментально проверить эффективность природоведческих праздников в воспитании положительного отношения младшего школьника к природе. Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Проанализировать методологические и теоретические подходы к исследованию положительного отношения младшего школьника к природе в отечественной и зарубежной литературе. 2. Разработать диагностический комплекс по выявлению отношения младшего школьника к природе, провести диагностику. 3. Спроектировать и апробировать во внеурочной деятельности комплекс природоведческих праздников, направленных на воспитание положительного отношения младшего школьника к природе. 4. Провести контрольный эксперимент, описать сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что воспитание положительного отношения к природе у младших школьников будет эффективным, если: - использовать в воспитательном процессе средства природоведческих праздников (например, материальные, культурные, ценностные, коммуникативные и др.) - создать в ходе проведения природоведческих праздников педагогические условия, способствующие воспитанию положительного отношения к природе (например, коллективная деятельность учащихся и пр.). Теоретической основой исследованияявляются следующие фило-софские и психолого-педагогические работы: Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (беседы с детьми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленный в виде диаграмм и таблиц). Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования: На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2016г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и воспитания положительного отношения младшего школьника к природе, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования. На втором этапе (декабрь-февраль 2016-2017г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Тольятти, изучались основные показатели и критерии воспитания положительного отношения младшего школьника к природе в процессе организации природоведческих праздников, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс уроков. На третьем этапе (март 2017г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики использования технологии и форм в организации природоведческих праздников, направленных на воспитание положительного отношения младшего школьника к природе. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса природоведческих праздников для воспитания положительного отношения младшего школьника к природе. На четвертом этапе (апрель-май 2017г) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы. Базой проведения опытно-экспериментального исследования яви-лись МБУ «Школа № 74» г.о. Тольятти, 4«А» и 4«В» классы, всего учащихся в количестве 52 человека. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс природоведческих праздников для воспитания положительного отношения младшего школьника к природе может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, 28 источников литературы, 8 таблиц, 5 рисунков и 10 приложений.
Содержание

Введение 3 1. Теоретико-методологические вопросы воспитания положительного отношения младшего школьника к природе в процессе организации природоведческих праздников. 8 1.1 Теоретические основы воспитания положительного отношения младшего школьника к природе как психолого-педагогическая проблема 8 1.2 Содержание и особенности организации природоведческих праздников как средство воспитания положительного отношения к природе у детей младшего школьного возраста 22 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию положительного отношения младших школьников к природе в процессе организации природоведческих праздников. 33 2.1 Методика исследования положительного отношения младших школьников к природе. 33 2.2 Проектирование и апробация комплекса природоведческих праздников у младших школьников с целью воспитания положительного отношения к природе 47 2.3 Обобщение результатов исследования положительного отношения к природе детей младшего школьного возраста в процессе организации природоведческих праздников 50 Заключение 61 Список используемой литературы 63
Список литературы

1. Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова// Воспитание школьников. - 2012. - № 1. – с. 10-14. 2. Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 2013. 3. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2014. 4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. 5. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина. // Начальная школа. – 2015. - №6. 6. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2014. 7. Гачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманиста, или Образы в науке / Г.Д. Гачев. – М., 2013 8. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 9. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 2011. - №6. 10. Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) / Н.С. Дежникова.- М., 2012. 11. Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013. 12. Деребо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологиче-ского сознания / С.Д. Деребо. – М. – Московский психолого-социальный институт, 2014. 13. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. – Ростов н/Д., 2015. 14. Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988. 15. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2015. - №9. 16. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2014. - №2. 17. Карпенко, М.Т. Сборник загадок / М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 2013. 18. Конышева, Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования) / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. 19. Корчажкина, О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе / О.М. Корчажкина // Педагогика. – 2012. - №8. – с.29-32. 20. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2013. 21. Лакоценина, Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Учитель, 2014. 22. Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачёв. – М.: Прометей, 2015. 23. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2016. 24. Мамедов, Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: российский подход / Н.М. Мамедов, А.Н. Чумаков // Биология в школе. – 2015. - №5. – с.36-42. 25. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996. 26. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2013. - №7. 27. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М., 2012. 28. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыиа методической работы. Дайджест журнала «Методист» / Н.Ю. Пахомова, науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2014. 29. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю Пахомова // Учитель. – 2013.- №4. 30. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2013. 31. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. Планирование для нач. шк.: кн. для учителя / А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. 32. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 33. Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е. Постникова //Сельская школа. – 2014. - №2. 34. Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2015. - №6. 35. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучаю-щихся / О.Селиванова // Воспитание школьников. – 2013. - №10. – с. 21-23. 36. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М., 2015. 37. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Издотельский центр «Академия», 2016. 38. Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школь-ников к природе: (Учеб.пособие.) / А.П. Сидельковский. – М. – Ставрополь: Ставр. госпединст., 2015. 39. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2013. - №6. 40. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб.пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2012. 41. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 42. Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений: в 2 ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; ред. В.А. Сластенин.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – ч.2 43. Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11. 44. Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. – 3-е изд. / Е.П. Фефилова, Е.А. Проточина, Дмитриева О.И. – М.: ВАКО, 2015 45. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2013. 46. Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2012. - №9.- с.49-53. 47. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2013. 48. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – 2015. - №3. 49. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 2014. 50. Южакова, Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников: Учеб.пособ. / Т.П. Южакова. – Екатеринбург: Б.л, 2013. 51. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – М., Педагогика, 2013.
Отрывок из работы

1. Теоретико-методологические вопросы воспитания положитель-ного отношения младшего школьника к природе в процессе организа-ции природоведческих праздников 1.1 Теоретические основы воспитания положительного отноше-ния младшего школьника к природе как психолого-педагогическая проблема В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, воспитание положительного отношения к природе, как никогда, является одной из актуальных проблем современного человека. Социальная ответственность является универсальной формой связи и взаимной зависимости личности и общества. Термин приро?да— материальный мир Вселенной, в сущности — ос-новной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком) [47, 52]. Общественные отношения, мораль общества, под воздействием, кото-рых формируются установки и поведение человека в социальной и природной среде, играют решающую роль в развитии системы его отношений. Именно с этих позиций рассматривают педагоги и психологи структуру личных качеств человека, формирование которых происходит под влиянием природных и социальных факторов в их взаимодействии. Особенно ярко, как утверждают исследователи И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина и др., это проявляется в системе мотивов, потребностей, ценностей ориентаций. Следовательно, отношение человека к природе требует не только психолого-педагогической характеристики, но и общественного объяснения [37, 120]. Изменение отношения человека к природе исторически определяется изменением направленности и размаха его деятельности, связанной с её из-менением и преобразованием. Поэтому выделяют три ценностные модели его отношения к ней. На начальной стадииразвития, когда производство осуществлялось главным образом в форме охоты и собирательства, отношение к природе носило приспособительный характер. Природа в этот период противостояла людям, как чужая, всемогущая сила, власти которой они должны были полностью подчиняться. Объективная зависимость существования древнего человека от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном его мироощущении – в егоотношении к природе с суеверным страхом.Природа при таком подходе осмысливается, как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поколения [43, 46].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg