Теоретическая часть
1.1 Ключевые тренды современного ритейла
2020 год заставил многих ритейлеров пересмотреть планы развития своих магазинов. В частности стали популярны интернет-магазины : одни запустили их с нуля, другие начали активно сотрудничать с агрегаторами. Пандемия ускорила тренд, который развивался в прошлые годы.
• В доставке стала размываться грань между продуктовым и не продуктовым ритейлом – доставкой товаров разного типа занялись одни и те же сервисы, изначально ассоциировавшиеся именно с продуктами питания.
• Безопасность стала трендом с момента начала пандемии, в дальнейшем вопрос сохранил актуальность. Покупатели уходят в «магазины у дома», 2020 год стал особенно тяжелым для супермаркетов.
• СТМ-продукты становятся перспективным направлением, в котором критически важно качество продукции.
• Вырос спрос на ЗОЖ-товары, ритейлеры отреагировали, выделив под данный сегмент отдельные площади в магазинах.
• Средний чек вырос, но снизился трафик – покупатели реже приходят в магазин и закупаются на более длительный срок.
• Лидеры рынка, несмотря на пандемию, заинтересованы в экспансии в регионы и дальнейшей консолидации рынка.
Каким образом выглядел рынок в 2019 году до пандемии и далее разберем как он выглядит сейчас:
Изменение стратегий игроков рынка в 2020 – 2021 годах:
1. Пример X5 Retail Group
X5 Retail Group в 2020 году
• Главный приоритет в стратегии X5 – развитие основного бизнеса. Действия компании направлены на расширение сегментов, миссий и каналов взаимодействия с клиентами и поставщиками, а также – гибкую адаптацию к экономической ситуации с учетом клиентского опыта.
• Второй элемент стратегии компании — это создание цифровой инфраструктуры, которая будет сопровождать клиента на всем его пути. Реализация этой стратегии начата 2 года назад, цифровые сервисы стали неотъемлемой частью бизнеса X5.
• Третий элемент — трансформация культуры компании и обеспечение работающей обратной связи (как внешней, так и внутренней) и эффективного взаимодействия на всех уровнях.
• Четвертый элемент – забота о сообществе: устойчивое развитие (включая взаимодействие с поставщиками), взаимодействие и помощь локальным организациям (например, сотрудничество с «Лиза Алерт») и продвижение ЗОЖ-товаров (забота о здоровье населения).
В 2020 г. произошел колоссальный рост экспресс-доставки в «Пятерочке»: 300–400 заказов в день в феврале, 15–18 тыс. заказов в день в ноябре. Также в апреле удалось запустить сервис экспресс-доставки из супермаркетов «Перекресток».
На 20% в «Пятерочке» выросла доля продаж СТМ, при этом в компании декларируется приоритет качества продукции над количеством. В существенной степени это также касается запущенного X5 Retail Group «жесткого дискаунтера» «Чижик».
Дальнейшие планы компании
К 2023 году X5 ставит целью быть безоговорочным лидером на рынке еды, удовлетворяя все потребности покупателей.
Развитие «жестких дискаунтеров» представляется перспективным направлением деятельности с учетом экономической ситуации и снижения доходов потребителей. При этом риска каннибализации уже существующего бизнеса в компании не видят.
К 2023 году планируется продолжение региональной экспансии: намечен выход в ДФО, после чего будут охвачены все округа России. В компании считают конкурентами не только традиционных игроков ритейл-рынка, но и сервисы доставки и другие крупные экосистемы.
В перспективе двух-трех лет X5 намерена провести IPO своих сервисов доставки еды и онлайн-заказов: «Перекрестка впрок», агрегатора экспресс-доставки «Около», логистического сервиса для электронной коммерции 5Post. «Перекресток впрок» может стать одним из первых активов для привлечения внешних инвесторов. Общие продажи этого сервиса в горизонте трех лет составят 100 млрд руб., прогнозируют в компании.
«Пятерочка» заинтересована в дальнейшем развитии собственного сервиса доставки «Около».
Вводится в эксплуатацию сервис «Платформа DialogX5» для партнеров: логистические, маркетинговые и рекламные сервисы, а также все, что связано с аналитикой и подачей коммерческого предложения.
Основываясь на интервью спикеров компании, можно заключить, что X5, столкнувшись с вызовом, смогла адаптироваться и извлечь из него максимум, развивая те направления бизнеса, которые оказались особенно востребованы.