ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа и повышения доходности предприятий
1.1. Прибыль и рентабельность как основные показатели доходности предприятия: понятие, экономическая сущность, виды
Основной целью предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является получение дохода.
В современном экономическом словаре понятие «доход» рассматривается как чрезвычайно распространенное, широко применяемое, но при этом многозначное.
Далее предлагается определение дохода в наиболее широком смысле: «любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью» .
Доход компании характеризуется как увеличение ее активов или уменьшение обязательств, приводящие к увеличению собственного капитала.
Доход предприятия, как это принято в странах с рыночной системой хозяйствования, складывается из выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (излишних) и иного имущества предприятия, а также из доходов от внереализационных операций.
На практике и в теории такой доход называют совокупным (валовым). Выручку от реализации продукции и оказания услуг называют доходом от реализации. Валовый доход (выручка) получаемый предприятием от реализации товара, определяется как произведение рыночной цены и количества проданных единиц .
Доход в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда.
Увеличение доходности — одна из основных целей руководства любого предприятия.
В современных условиях рыночных отношений одними из важнейших показателей доходности работы всех организаций являются прибыль и рентабельность.
Как экономическая категория прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности компании. Прибыль является индикатором, который наилучшим образом отражает эффективность производства, объем и качество выпускаемой продукции, состояние производительности труда, уровень затрат, возможностей удовлетворения интересов инвестора.
Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской активности отвечает потребностям самой компании, а также определяет сумму выплат государству и инвестору. Она дает оценку повышения производственного потенциала предприятия за отчетный период.
Прибыль выступает главным побудительным мотивом любого вида бизнеса, его конечной целью. Именно прибыль определяет рост благосостояния собственников компании.
Для не являющихся собственниками компании менеджеров, прибыль – это ключевое мерило успеха осуществляемой ими деятельности.
В результате возрастания прибыли происходит повышение «рыночной цены» данных менеджеров, что находит свое отражение на их заработной плате.
Для иных работников уровень получаемой организацией прибыли также выступает в качестве достаточно высокого побудительного мотива их деятельности.
Прибыльность становится гарантом их занятости (то есть компания не закроется в связи с банкротством, не будет сокращать количество работников, чтобы снизить расходы), а также дает возможность получения дополнительного материального вознаграждения за труд в виде премий, получения дополнительных социальных бонусов за счет прибыли.
Прибыль коммерческих организаций создает базу экономического развития государства.
Благодаря механизму, позволяющему перераспределять прибыль организации посредством налоговой системы, можно получить возможность «наполнения» доходной части госбюджетов на всех уровнях (местных и общегосударственного), в результате чего государство может эффективно выполнять функции, осуществляя предусмотренные программы экономического и социального развития.
Организационная прибыль – это еще и критерий эффективности операционной (производственной) деятельности. Сравнение уровня организационной прибыли с отраслевым характеризует степень умения (опыта, подготовленности, инициативности) менеджмента фирмы и успешности осуществления хозяйственной деятельности.
Средние отраслевые показатели организационной прибыли характеризуют рыночные и иные внешние факторы, которые определяют привлекательность той или иной сферы производственной деятельности, выступая регулятором «перелива капитала» в сферы с высокой эффективностью его использования.
Прибыль – это главный внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятий, обеспечивающих развитие. От уровня генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности напрямую зависит потребность компании в привлечении внешних источников финансирования, а также обеспечение реализации стратегических целей развития, рост конкурентной позиции на рынке.
Прибыль также может рассматриваться как основной источник роста рыночной стоимости компании.
Капитализация прибыли обеспечивает приращение стоимости капитала посредством через ее перенаправление на прирост организационных активов. От суммы и уровня капитализации полученной организацией прибыли зависит степень возрастания стоимости чистых ее активов (являющихся сформированными за счет собственного капитала), а также стоимость организации на рынке, определение которой происходит в процессе ее продажи, слияния, поглощения и т. д.
Прибыль предприятия – это наиболее важный источник удовлетворения имеющихся у общества социальных потребностей.
В первую очередь, свое проявление принадлежащая прибыли социальная роль находит в роли средств, которые перечисляются в бюджеты различных уровней при ее налогообложении, как источника реализации разных местных и общегосударственных социальных программ, которые обеспечивают «выживание» не защищенных с социальной точки зрения (либо недостаточно защищенных) граждан.
Вместе с тем, данная роль находит свое проявление в удовлетворении за счет организационной прибыли доли социальных потребностей ее работников (социальные программы – это неотъемлемая составная часть индивидуальных либо коллективных трудовых соглашений).
Социальная роль, которая принадлежит прибыли, находит свое проявление в том, что она выступает в качестве источника внешней благотворительной организационной деятельности, заключающейся в финансировании некоторых неприбыльных учреждений социальной сферы, оказание материальной помощи ряду категорий граждан.
Общее понятие «прибыли» состоит из самых разных ее видов, характеризуемых на сегодняшний день рядом терминов.
Это вызывает необходимость систематизации применяемых терминов.
Данная систематизация, которая проведена только по важным классификационным признакам, содержится в таблице 1 .
Невзирая на многообразие типов прибыли, ей характерен определенный порядок формирования (рисунок 1) .
Таблица 1
Систематизация видов прибыли предприятия по основным классификационным признакам
Признак классификации прибыли Виды прибыли по соответствующим признакам классификации
1.Источники формирования прибыли, используемые в ее учете А) Прибыль от обычной деятельности
Б) Прочие доходы
2. Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия А) Прибыль от операционной деятельности
Б) Прибыль от инвестиционной деятельности
В) Прибыль от финансовой деятельности
3. Состав элементов, формирующих прибыль А) Маржинальная прибыль
Б) Балансовая или валовая прибыль В) Чистая прибыль
4. Характер налогообложения прибыли А) Налогооблагаемая прибыль
Б) Прибыль, не подлежащая налогообложению
5. Характер инфляционной «очистки» прибыли А) Прибыль номинальная
Б) Прибыль реальная
6. Рассматриваемый период формирования прибыли А) Прибыль предшествующего периода
Б) Прибыль рассматриваемого периода
В) Прибыль планового периода
7. Регулярность формирования прибыли А) Регулярно формируемая прибыль
Б) Чрезвычайная прибыль
8. Характер использования прибыли А) Капитализированная прибыль
Б) Потребленная прибыль
9. Значение итогового результата хозяйствования А) Положительная прибыль
Б) Отрицательная прибыль (убыток)
Прибыль является очень важным показателем, отражающим эффективность всей деятельности предприятия, а также рациональности использования отдельных ресурсов и компонентов. В более простом, общественном понимании прибыль определяется чистым доходом организации от осуществления своей деятельности.
Однако, прибыль может быть различной в зависимости от подхода к издержкам, который неодинаков с экономической и бухгалтерской точки зрения.
Рисунок 1. Формирование прибыли предприятия
1) Бухгалтерская прибыль представляет собой совокупный доход компании за вычетом явных, или иначе называемых бухгалтерскими, издержек (1).
БП = СД – ЯИ, (1)
где БП – бухгалтерская прибыль, СД – совокупный доход,
ЯИ – явные издержки.
2) Экономическая же прибыль отличается тем, что из совокупного дохода помимо явных вычитаются дополнительно неявные издержки (которые в свою очередь в совокупности носят название экономических издержек).
ЭП = СД – ЭИ, (2)
где ЭП – экономическая прибыль,
ЭИ – экономические издержки, которые в свою очередь можно представить в виде формулы:
ЭИ = ЯИ + НЯИ, (3)
где ЯИ – явные издержки, НЯИ – неявные издержки.
Эти два показателя взаимосвязаны между собой и эту взаимосвязь можно выразить формулой:
ЭП = БП – НЯИ, (4)
Эти показатели оценки прибыли предприятия являются основными для проведения общего анализа эффективности его деятельности.
Показатель прибыли характеризует деятельность предприятия лишь с одной стороны. Это абсолютный показатель. Оценку результативности деятельности предприятия возможно сделать на основе прибыли взаимосвязи с другими показателями, которые отражают использование ресурсов в деятельности предприятия. Следовательно, чтобы дать полную характеристику эффективности работы предприятия, а также доходности различных направлений его деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитываются показатели рентабельности.
Рентабельность отражает доходность от использованных ресурсов в производственном процессе, что, по сути, сводится к понятию эффективности деятельности предприятия.
По уровню рентабельности проводится оценка долгосрочного благополучия предприятия, то есть способности предприятия к получению достаточной прибыли от вложенных инвестиционных ресурсов.
Обзор литературных источников показал, что основополагающее место в подгруппе показателей рентабельности производства принадлежит коэффициенту рентабельности основной деятельности (затратоотдачи), расчет которого проводится как соотношение показателя прибыли от продаж и суммы затрат на производство и реализацию продукции. Кроме данного показателя к названной группе следует отнести валовую рентабельность, рентабельность продукции, рентабельность производства, рентабельность совокупных расходов. При расчете показателя рентабельности совокупных расходов в числителе находится величина чистой прибыли предприятия, но некоторыми специалистами в области экономического анализа используется величина прибыли до налогообложения или прибыли от продаж.
Группа, которая характеризует показатель рентабельности продаж, включает показатели, где при расчете в знаменателе указывается выручка, а в числителе - величина прибыли от продаж, величина валовой прибыли или чистой прибыли.
В совокупности показатели рентабельность производства и рентабельность продаж оценивают уровень эффективности основной деятельности предприятия.
Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности. Следует отметить, что чем выше показатели прибыли и рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем выше его финансовая устойчивость.
1.2. Методика факторного анализа прибыли
Основную часть прибыли предприятие получает, как правило, от продажи продукции или товаров. Поэтому важно оценить, как влияют различные факторы на её изменение (рисунок 2).
Факторы, оказывающие влияние на прибыль, могут быть классифицированы по различным признаками, но основной классификационным признаком можно считать разделение всех факторов на внутренние и внешние. Внутренние факторы делятся на основные и неосновные.
К основным внутренним факторам, не зависящим от работы предприятия, относятся следующие:
Рисунок 2. Совокупность различных факторов, которые влияют на финансовый результат
- объем продаж продукции (при постоянной доле прибыли в цене продукции повышение объема продаж дает возможность получать значительную прибыль)
- товарная структура продукции (расширение ассортимента способствует росту объема продаж);
- организация товародвижения (ускоренное продвижение продукции на рынки сбыта способствует увеличению объема реализации и одновременно снижению текущих затрат);
- организация процесса продажи товаров;
- численность и состав сотрудников (необходимая численность при конкретном уровне технической вооруженности труда дает возможность в полной степени реализовать производственную программу предприятия);
- формы и системы экономического стимулирования трудовой деятельности сотрудников;
- производительность труда сотрудников компании;
- соблюдение темпов роста производства (реализации) и оплаты труда;
- фондовооруженность и техническая вооруженность труда сотрудников предприятия;
- состояние материально-технической базы предприятия;
- фондоотдача;
- состав и структура оборотных средств;
- применяемый порядок ценообразования;
- организация работы по взысканию дебиторской задолженности;
- режим экономии (осуществление надлежащего режима экономии позволяет снижать текущие расходы предприятий);
- деловая репутация (хорошая деловая репутация предприятия является положительным представлениям, сформировавшегося у потребителей о потенциальных возможностях предприятия).
Неосновные факторы связаны с нарушением хозяйственной дисциплины (нарушение условий труда и требований к качеству оказания услуг, которые ведут к штрафам). Внутренние факторы являются субъективными. Их особенностью является то, что они могут определенным образом регулировать влияние внешних факторов. В частности, такой фактор, как учетная политика дает возможность предприятию выбирать методы учета, оказывающие существенное влияние на финансовые результаты (методы оценки запасов, амортизации, распределение расходов и доходов между отчетными периодами, порядок регулирования сомнительной задолженности и т.п.), тем самым регулируя размер прибыли до налогообложения .
Структурируем внешние и внутренние факторы в таблицу 2.
Таблица 2
Внешние и внутренние факторы
Внешние факторы Внутренние факторы
1. Степень политической стабильности. 1. Объем валового дохода.
2. Состояние экономики страны. 2. Производительность труда.
3. Демографическая ситуация в государстве. 3. Скорость обращения товаров.
4. Рыночная конъюнктура, в частности, конъюнктура рынка потребительских товаров. 4. Наличие собственных оборотных средств.
5. Темпы инфляции. 5. Эффективность использования ОФ.
6. Процентная ставка за кредит. 6.Объем розничного товарооборота
7. Государственное регулирование экономики. 7. Порядок ценообразования
8. Платежеспособный спрос покупателей (динамика и колебания платежеспособного спроса определяет стабильность получения торгового выручки). 8. Уровень издержек обращения
9. Цены, устанавливаемые поставщиками товаров 9. Структура товарной продукции
10. Налоговая и кредитная политика страны. 10. Средства труда.
11. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг. 11. Предметы труда.
12. Развитие профсоюзного движения. 12. Трудовые ресурсы.
13. Экономические условия хозяйствования.
–
14. Рыночная емкость. –
М.С. Абрютина рассматривает классификацию факторов, влияющих на размер прибыли . Ученый выделяет следующие группы факторов прибыли:
- в производственной сфере: объем производства, качество продукции, товарный ассортимент и так далее.
- в сфере обращения: организация оперативной работы по продаже продукции, соблюдение условий заключенных соглашений, взаимосвязь с покупателями и так далее.
- факторы, не зависящие от работы компании: перебои в материально- техническом снабжении, несвоевременная подача транспорта под отгрузки готовой продукции и так далее.
По мнению Г.В. Савитской, на величину прибыли оказывает влияние совокупности большого числа факторов, которые следует учитывать в ходе управления. Данные факторы можно подразделить на две большие группы: внешние, не зависящие от предприятия, и внутренние, на которые предприятие может влиять .
Проанализировав классификации факторов прибыли различных авторов, мы приходим к выводу, что классификация, которая представлена Т.П. Пестряковой, достаточно полной и содержательной .
На прибыль от реализации продукции влияет четыре основных факторов первого уровня:
- объем реализации продукции (объем производства, остатки запасов продукции, рыночная конъюнктура, сбытовые рынки);
- себестоимость продукции (уровень затрат на отдельные изделия, цена на материалы, административные расходы, расходы на сбыт);
- структура реализации (рыночная конъюнктура, сбытовые рынки);
- цена на реализацию продукцию (качество продукции, сроки реализации, конъюнктура рынка, рынки сбыта, уровень инфляции).
Показатель «валовая прибыль» является полным показателем деятельности предприятия.
В его составе учитывается прибыль от всех видов деятельности. Этот показатель используется для оценки выполнения программ производства и расчета загрузки производственных мощностей .
На изменение суммы валовой прибыли влияет ряд факторов, основными из которых являются:
- объем реализации продукции (объем производства, остатки запасов продукции, конъюнктура рынка, рынки сбыта);
- структура реализации (конъюнктура рынка, рынки сбыта);
- уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции (уровень затрат на отдельные изделия, цена на материалы).
Возможно построить множество детерминированных факторных моделей прибыли от реализации, что обуславливает существование большого числа методик ее факторного анализа. Дадим характеристику наиболее распространенных методик факторного анализа прибыли от продаж, и оценим их практическую значимость.
В отчете о финансовых результатах прибыль от продаж (П) представлена следующими компонентами:
- выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (т. е. за вычетом НДС и др.) (В), себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С),
- коммерческие расходы (КР),
- управленческие расходы (УР).
Взаимосвязь этих слагаемых можно выразить с помощью формулы:
П = В – С – КР – УР, (5)
Тогда воздействие каждого отдельного фактора можно определить за счет применения метода балансовых увязок, а именно:
?П = ?В – ?С – ?КР – ?УР, (6)
То есть, величина воздействия каждого отдельного фактора — это абсолютное отклонение, скорректированное на тот знак, который стоит в модели перед этим фактором:
- влияние изменения выручки от продаж на прибыль:
?П (В) = – ?В, (7)
- влияние изменения себестоимости продаж:
?П (С) = – ?С, (8)
- влияние изменения коммерческих расходов:
?П (КР) = – ?КР, (9)
- влияние изменения коммерческих расходов:
?П (УР) = – ?УР. (10)
Таким образом, если в исследуемом периоде выручка увеличится, например, на 100 000 руб., аналитик сделает вывод, что на аналогичную величину возрастет прибыль от продаж (т. е. влияние фактора можно будет оценить положительно). Однако такой вывод, безусловно, является неграмотным, поскольку:
а) прибыль – это разница между доходами и расходами, а следовательно, в случае продажи рентабельной продукции 1 рубль выручки будет содержать лишь некоторое количество копеек прибыли (например, 5 коп.). Тогда увеличение выручки на 100 000 руб. (при неизменной структуре продаж) принесет предприятию дополнительно прибыли не 100 000, а только 5 000 руб. (100 000 ? 0,05);
б) если обычная деятельность предприятия убыточна (например, 1 рубль реализации приносит предприятию убыток в размере 1 коп.), то увеличение выручки от продаж на 100 000 руб. (при неизменной структуре продаж) принесет предприятию убыток в размере 1 000 руб. (100 000 ? (–0,01));
в) все факторы рассматриваются независимо друг от друга и вне связи объема продаж и себестоимости.
Частично названные недостатки устраняются при использовании методики факторного анализа прибыли от продаж, рассматриваемой Л. В. Донцовой и Н. В. Никифоровой . Она основана на использовании уровней (удельных весов) расходов и прибыли от обычных видов деятельности в выручке от продаж. Так, уровень себестоимости (Ус) рассчитывается по формуле:
Ус = С / В ? 100, (11)
Следует отметить, что уровень прибыли от продаж (Уп) в выручке есть рентабельность продаж (Rп):
Уп = П / В ? 100 = Rп, (12)
Методика факторного анализа прибыли от продаж строится по следующей схеме.
1. Определяется изменение прибыли от продажи (?П) в отчетном периоде по сравнению с базисным (абсолютное отклонение).
2. Определяется влияние выручки от продажи. Выручка от продажи может измениться, прежде всего, из-за изменения цен на реализованную продукцию (ц) и изменения объема (количества) реализованной продукции (к).
Поэтому влияние на прибыль фактора «выручка от продаж» раскладывается на две части:
1. влияние цен на реализованную продукцию:
- рассчитывается выручка от продаж в сопоставимых ценах:
В? = В1 / iц, (13)
где В? – выручка от продаж отчетного периода в сопоставимых ценах (в ценах базисного периода),
В1 – выручка от продаж отчетного периода (в действующих ценах),
iц – индекс цен;
- определяется изменение выручки под влиянием изменения цены (?В(ц)):
?В(ц) = В1 – В?, (14)
- рассчитывается влияние изменения цены на прибыль от продаж (?П(ц)):
?П(ц) = ?В(ц) ? Rп0 / 100, (15)
где Rп0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
2. влияние объема продаж (количества проданной продукции):
- определяется изменение выручки от продаж под влиянием изменения объема (количества) реализованной продукции (?В(к)):
?В(к) = В? – В0 , (16)
где В0 – выручка от продаж в базисном периоде,
- рассчитывается влияние изменения объема продаж на прибыль от продажи (?П(к)):
?П(к) = ?В(к) ? Rп0 / 100, (17)
3. Определяется влияние себестоимости проданной продукции (?П(с)):
?П(с) = В1 ? (– ?Ус) / 100, (18)
где ?Ус – изменение уровня себестоимости в выручке от продаж.
4. Определяется влияние коммерческих расходов (?П(кр)):
?П(кр) = В1 ? (– ?Укр) / 100, (19)
где ?Укр – изменение уровня коммерческих расходов в выручке от продаж.
5. Определяется влияние управленческих расходов (?П(ур)):
?П(ур) = В1 ? (– ?Уур) / 100, (20)
где ?Уур – изменение уровня управленческих расходов в выручке от продаж.
Основной недостаток данной методики состоит в том, что, как и предыдущая, она построена на использовании только данных отчета о финансовых результатах.
Ее результаты позволяют указать только общие направления в разработке управленческих решений, а зависимость финансового результата от изменения объемов продаж и цены каждого наименования продукции, структуры продаж не учитывается.
Расчет влияния указанных выше факторов на прибыль от основной деятельности можно провести на основе следующей факторной модели:
П = ?[VРПобщ. ? Удi ? (цi – Зi)], (21)
где VРПобщ. – объем всей реализованной продукции в натуральном выражении,
Удi – доля i-го вида продукции в общем объеме продаж, цi – средняя цена единицы i-го вида продукции,
Зi – полная себестоимость единицы i-го вида продукции.
Однако данную модель можно применить только в ситуации, если производится и реализуется однородная продукция, что позволяет определить общий объем продаж в натуральном выражении. В большинстве случаев это сделать невозможно.