ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Особенности физического и функционального развития юных спортсменов
Большинство исследователей отмечают, что воздействие хоть и незначительных физических упражнений на подрастающий организм, находящийся на стадии незавершённого формирования очень явно проявляется на ребенке. Именно поэтому для рационального планирования и ведения тренировочного процесса в первую очередь нужно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, вегетативной, мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
По данным физиологов, различия в физических функциях между мальчиками и девочками отчетливо проявляются с началом полового созревания к 10-12 годам. Тогда и происходят существенные гормональные перестройки в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций поведения. Заметным является пубертатный скачок роста.
Для этого периода характерно понижение всех форм внутреннего торможения, процессы возбуждения преобладают, при локомоциях появляется много лишних движений: снижается контроль коры над эмоциональными реакциями, над памятью, восприятием, наблюдается неустойчивость эмоционального состояния, организм все хуже справляется с эмоциональной нагрузкой, риск возникновения эмоциональной неустойчивости.
Подростковый период – это прежде всего большие эндокринные преобразования в организме подростка и формирования у них вторичных половых признаков. Появляется неуравновешенность нервных процессов, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей.
Усиливается подкорковое влияние, что сопровождается различными нарушениями со стороны вегетативной сферы (отдышка, гормональное расстройство, допускается немного повышенное давление и учащенный пульс сосудистые нарушения, боли в сердце). Отмечается легкая утомленность подростков при физической и умственной работе, даже если работа не прилагает на себя большое количество усилий.
Подростковый период также характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма. В этот период наблюдается резкое ускорение роста.
К 12-14 годам практически завершается развитие суставов, связок и всего скелета. Позвоночник начинает постепенно затвердевать. Особенно важен пубертатный период для развития мышечной системы, формирования двигательных возможностей организма, совершенствования всех двигательных навыков и физических качеств. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система.
Как отмечается специалистами тенниса, изучавшими особенности изменения детского организма, среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: продольные размеры тела (длина тела, верхних и нижних конечностей, стопы), масса тела (количество мышечного, костного и жирового компонентов), обхватные размеры (окружность грудной клетки, обхваты предплечья, плеча, бедра и голени) и широтные размеры (ширина плеч, таза и т.д.) .
Длина тела от 9 до 18 лет равномерно не увеличивается. Большие скачки роста длины тела наблюдаются в возрасте от 10 до 13 лет. Увеличение с возрастом массы тела также происходит неравномерно. Быстрыми темпами развивается мышечная система с 10 до 14 лет, мышечный компонент растет в среднем около 14%. Что касается костного компонента, то наиболее высокие темпы прироста отмечаются в возрасте от 11 до 14 лет. Особенно быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков, рост же костей в ширину не имеет большого значения. Применение чрезмерных мышечных нагрузок ускоряет процесс окостенения и может вызвать замедленный рост трубчатых костей в длину.
Окостенение скелета у детей происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12-13 годам запястий и пястных костей. Кости таза интенсивно развиваются с 9 до 11 лет, а с 12 до 13 отмечается наибольший прирост показателей ширины таза, что связано с пубертатным периодом, усилением процессов созревания организма.
В функциональном отношении в этот период организм крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам. В психической сфере также происходят большие изменения, у ребенка начинает закладываться фундамент психологической устойчивости, в основном большую роль на ребенка играет самооценка, мнении окружающих. Подросток в этом возрасте нуждается в похвале со стороны семьи и близких ему людей.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Именно из-за этого адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте [21].
Изучение биологического развития спортсменов представляет несомненный интерес для практики физического воспитания и, особенно для решения проблемы отбора и индивидуализации при занятиях физическими упражнениями с детьми. В пубертатный период особенно заметны значительные индивидуальные колебания в сроках наступления и в интенсивности протекания полового созревания у лиц одной возрастной группы.
Биологический возраст больше чем паспортный отражает онтогенетическую зрелость спортсменов, их работоспособность и характер адаптивных реакций. В процессе развития могут быть временные отклонения, которые выражаются в ускорении (акселерации) или замедлении (ретардации) отдельных фаз полового созревания.
Дети с более ранним физическим развитием сначала намного сильнее своих сверстников, их результаты и показатели с возрастом сравниваются, и после резкого скачка результатов и хорошей игры, дети, не превосходящие своих товарищей, вскоре не только догоняют их в развитии, но и даже обходят их по большинству показателей.
Аэробная энергопродукция служит основному развитию у подрастающего поколения следующих процессов: увеличения мышечной массы, преобладания в мышечных медленных волокон окислительного типа, нарастания в мышечных митохондрий и миофибрилл, повышения активности окислительных ферментов, улучшения выброса приносимого кровью кислорода, а также совершенствования механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы - все это приводит к повышению аэробных возможностей организма и величины максимального потребления кислорода (МПК) .
Количество оксидиативных волокон, преобладающих в скелетных мышцах верхних и нижних конечностях, незначительно снижается в 12-13 лет, вновь повышается к 14 годам и значительно уменьшается (в 3 раза по сравнению с 7 годами) в 16-17 лет. Происходит некий скачок, с последующим спадом. Относительное содержание гемоглобина становится ниже к 11-12 годам у девочек, к 13-14 годам у мальчиков оно достигает нижней границы нормы взрослых. Это обусловливает разницу в изменении состава крови при напряженной мышечной деятельности у юных спортсменов. Недостаточная эффективность и экономичность кислородных режимов детского организма отражается на адаптации ребенка к физическим нагрузкам. Ребенок начинает лучше переносить большие по мощности нагрузки. Дети младшего школьного возраста в режиме умеренной интенсивности ярко выраженно обладают степенью высокой выносливости. Есть статьи о том, что дети отлично пробегают большие полу марафонские дистанции, без большой разницы в показателе АД и пульса [21,25].
Большие мышечные нагрузки снижают иммунитет организма подростка. В связи с незавершенностью роста сердечной мышцы и объема сердца у подростков увеличение систолического объема (СО) крови не достигает еще взрослых величин. СО в 10-11 лет - 80 мл. Величина минутного объема крови (МОК) у подростков равна 3,2 л/мин, в 13-16 лет-3,8 л/мин. Недостаточная эффективность регуляторных процессов в пубертатный период у подростков отражается особенно заметно в реакциях кровообращения на статическую нагрузку. Это отражает низкую выносливость к статическим нагрузкам.
Итак, в связи с выше приведенным, в процессе физического воспитания обязательны: тщательное дозирование и индивидуализация нагрузок, регулярный контроль за текущим состоянием подростков. Увеличение объема нагрузок с изменением показателей в пубертатном периоде, грамотным подходом к распределению нагрузки приведет к уверенному закреплению мышечного и костного каркаса.
1.2 Структура и особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей
Особенностью подросткового периода является то, что процесс роста и развития происходит на фоне эндокринной перестройки организма. Многие функции организма на этапе формирования тесно связаны между собой. Между морфологическим ростом и функциональным развитием существует обратная зависимость, именно поэтому периоды усиленного морфологического роста являются периодами замедленного развития физических качеств [21].
В младшем школьном возрасте относительно равномерно протекает совершенствование нервной системы. Морфологическое развитие нервной системы в подростковом возрасте полностью завершается. Совершенствование внутреннего торможения позволяет осуществлять колебание веса и незначительных различий между раздражителями, это предрасполагает тонкому различению пространственных характеристик движения, что является помощником к более быстрому усвоению двигательных навыков.
У подростков достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Только у гибкости не возникает положительной динамики улучшения.
Возраст от 10 лет характеризуется достижением максимального развития большинства физических качеств - гибкости, быстроты, ловкости, силы, скоростно-силовых возможностей, а также большими изменениями выносливости [29].
С 10 до 15 лет резко улучшаются различные показатели качества быстроты. В Центральной Нервной Системе подростка увеличивается скорость протекания нервных процессов и повышается подвижность нервных процессов. К 12- летнему возрасту ярко выражено уменьшение времени простоя двигательной реакции, а к 14 годам - времени сложной реакции с выбором. Возраст 11-14 лет является наиболее подходящим для развития скоростно-силовых возможностей, наблюдается наибольший прирост прыгучести, резкости ударов и бросков. Мышечная сила нарастает в умеренном темпе до 11-ти летнего возраста. Затем наступает замедление темпов ее роста, связанное с развитием пубертатного периода и началом перестроечных процессов. Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, где помимо проявления силовых способностей требуется высокая скорость. Некоторые из таких скоростно-силовых проявлений получили название взрывной силы. Так обозначают способность достижения наибольшего показателя проявляемой силы по ходу движений в максимально возможное меньшее время). Наиболее специфическим фактором скоростно-силовых способностей спортсмена называют так называемые реактивные свойства мышц. Эти свойства проявляются в двигательных действиях, которые включают в себя мгновенное переключение от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц, и обуславливаются тем, что мощность преодолевающих усилий возрастает под влиянием предварительного быстрого «принудительного» растягивания работающих мышц за счет кинетической энергии перемещаемой массы [34].
Что касается скоростно-силовых качеств, то они представляют собой динамическую или «взрывную» силу, проявляемую в быстрых движениях. По данным JI.M. Волкова, наибольший рост одного из показателей скоростно-силовых качеств (результатов прыжков в длину) наблюдается до 13 лет, после чего замедляется. Идентичные показатели были получены и при измерении высоты выпрыгивания. В высоте прыжков также наблюдается сначала резкий подъем результатов, а за ними следует спад. В исследованиях В.А. Кудряшова, Р.В. Мирошниковой отмечается систематическое (с 10 до 14 лет) увеличение результатов прыжков в длину вверх с места. Ежегодный прирост прыгучести в этот период равен 7%, а самый высокий имеет место в 13-14 лет.
И.В. Азаровой выявлено, что период замедления темпов прироста скоростно-силовых качеств может иметь место в возрасте 11-12 лет [17].
А. А. Гужаловский, исследуя хорошо протекающие и негативные периоды развития прыгучести, показал, что результаты прыжков в длину растут с 10-11 до 14-15 лет, а вверх с разбега с 9-10, 11-13 [20].
Итак, можно сделать вывод: возраст 12-14 лет является наиболее благоприятным для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств.
Развитие анаэробной системы у школьников этого возраста значительно отстает от развития аэробной. Выявлено, что для детей 10-13 лет наиболее соответствуют нагрузки, способствующие воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств.
При изучении результатов исследований ряда авторов, определены приблизительные данные по длительности однократных упражнений, направленных на воспитание скоростных и скоростно-силовых качеств детей 13-14 лет. Время однократного выполнения упражнения не должно быть больше 5-10 секунд. Комплексно научные группы по баскетболу при сравнении рекомендаций для юных и взрослых спортсменов определили, что временные показатели однократных нагрузок, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, в значительной степени совпадают. Следовательно, большее значение имеет целесообразный «суммарный» объем нагрузки [19,22].
В целях контроля направленности нагрузки, помимо методов биохимического контроля, в настоящее время используются показатели ЧСС. Скоростная и скоростно-силовая работа выполняется на пульсе 180 и выше ударов в минуту, поэтому тренерам в занятиях рекомендовано использовать пульсовые диапазоны: 120,160,180 и выше ударов в минуту [27,29].
Таким образом, для успешного воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств наиболее целесообразно организовывать тренировки в следующем режиме: упражнения должны выполняться в движении, темп выполнения упражнений максимальный, время одного упражнения определяется количеством серий повторений, время одной серии повторений (6 повторений длительностью 6 секунд каждое), ЧСС за одну минуту 180 и более.
1.3 Подходы к воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств
К методам воспитания скоростно-силовых способностей относят: Метод максимальных усилий, метод непредельных усилий, метод динамических усилий, «Ударный» метод развития силы, метод изометрических усилий, метод круговой тренировки, игровой метод.
Для оценки скоростно-силовых способностей юных бадминтонистов используют следующие упражнения: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча весом 2 кг с места двумя руками из-за головы, прыжки на скакалке (кол-во раз за 20 с).
Методика воспитания скоростных способностей - это в первую очередь выполнение хорошо освоенного задания на максимальных скоростях, что позволяет бадминтонисту сделать акцент на скорости выполнения упражнения, а не на способе его выполнения. Упражнения на скорость нужно прекращать при первых признаках утомления. Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся спортивными играми, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени.
Всесторонняя физическая подготовка, постепенно стала основой заложения спортивного мастерства у современных бадминтонистов, обязательным условием достижения высоких спортивных результатов.
Физической подготовкой спортсмена называют воспитание его физических качеств, которые проявляются в двигательных способностях, которые так необходимы в большом спорте. Особенное содержание физической подготовки составляет воспитание всех физических качеств рационально, а не по отдельности.
В общем эта сторона спортивной подготовки в большей мере, чем другие, характеризуется физическими нагрузками, которые воздействуют на морфофункциональные свойства организма и направляют тем самым его физическое развитие. «Физическая подготовка является в этом отношении основополагающей стороной содержания спортивной тренировки» .
Необходимо четко различать такие термины, как воспитание и развитие физических качеств. Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. Воспитанием же физических качеств называется педагогический процесс управления, воздействия на развитие с целью его изменения в нужном нам направлении [24].
Тренерская функция заключается в рациональном усовершенствовании индивидуального физического развития спортсменов и точном использовании физических и нравственных ресурсов во всех возрастах. [17,25].
Только благодаря специальным системам физических упражнений и возможно совершенствование физических качеств спортсменов.
Термин «упражнение» в теории и практике физической культуры имеет двойное значение [18]. Первое заключается в обозначении определенных видов двигательных действий. Второе- многократное воспроизведение двигательных действий.
Оба значения взаимосвязаны между собой. В первом случае, имеется в виду, посредством чего воздействуют на физическое состояние спортсмена.
Во втором - каким методом выполняется это воздействие.
Физические упражнения - виды двигательных действий, направленных на достижения поставленной задачи совершенствования физических качеств.
Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет напряжения мышц [20].
Силовые способности проявляются в различных видах движений. При скоростных движениях наблюдается придание конечности предельной скорости за минимальный промежуток времени. При скоростно - силовых движениях спортсмен развивает значительные усилия за небольшой промежуток времени. При собственно - силовых движениях развиваются максимальные усилия. Если длительно выполняется упражнение, носящее скоростно-силовой характер, то говорят о скоростно-силовой выносливости [27]. При воспитании скоростных и скоростно-силовых качеств многие авторы подчеркивают необходимость учитывать время, когда организм особенно легко поддается воздействию внешних факторов, в том числе тренировочных. [34].
Скорость – прежде всего, зависит от частоты шагов и длины шагов, которая в свою очередь определяется длиной конечностей и силой отталкивания. Причем более важным компонентом является частота движений. Ученые предполагают, что повышение частоты движений возможно лишь в детском возрасте - до 11 лет.
При воспитании быстроты нужно помнить, что применение скоростно-силовых и спринтерских упражнений способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного прироста-в 11-12 лет [34].
Развитие быстроты начинается с 4-5 лет, достигает максимума в 14-30 лет, сенситивный период приходиться на возраст от 6 до 14 лет [20].
Существуют две основные формы проявления быстроты: элементарные и комплексные. К элементарным формам проявления быстроты относятся: латентное время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, частота движений. К комплексным формам проявления быстроты относятся: время сложной реакции (на движущийся объект, выбора), частота многосуставных движений, время выполнения целостного двигательного акта.
М.А. Годик выделял еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения [36].
А.П. Горский в ходе проведения своих исследований сделал весьма важное заключение о целесообразности применения в учебном процессе комплекса специальных упражнений, которые направлены на развитие быстроты, и дифференцирование их по целевой направленности. Также он обнаружил закономерность: тотальные размеры тела и показатели быстроты произвольных движений у детей школьного возраста и взрослых спортсменов не зависят друг от друга [19].
Анализ литературных источников показывает, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Быстрое развитие скоростных возможностей связано с возрастными особенностями организма детей школьного возраста: высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интенсивностью обменных процессов [36].
Авторы, занимающиеся проблемами воспитания быстроты у детей школьного возраста, считают, что с целью развития быстроты у детей следует упражнять занимающихся в скоростных двигательных действиях, совершенствовать быстроту двигательных действий. Они рекомендуют выполнять упражнения на скорость выше нормы, рекомендуют проводить упражнения на координацию, обострять внимание на движущийся объект. И поэтому в большинстве методических пособий предлагают упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью [12].
Известно, что скоростные проявления мало зависят или вовсе не зависят друг от друга. Это значит, что спортсмен имеет хорошую реакцию, но медленно двигается по дистанции и т.п. Скоростные качества бадминтонистов во многом будут зависеть от всех форм проявления быстроты [15].
Скоростные способности у бадминтониста, также, как и у теннисиста тесно связаны с комплексными формами проявления быстроты. Поэтому важно проанализировать мнения специалистов по теннису относительно этого вопроса. Они считают, что изменяющаяся игровая ситуация обязывает теннисиста увидеть, куда соперник направляет мяч, вовремя решить, как действовать, начать действовать - добежать до мяча, набрать оптимальную скорость рабочего звена, ударить по нему, быстро выйти из удара [24].
У теннисиста сложная реакция и она подразделяется на реакцию выбора и реакцию на движущийся объект [36].
В быстром необходимом количестве шагов при подходе к мячу и проявляются иные формы быстроты, а именно: скорость одиночного движения (когда надо сделать всего лишь шаг) и частота движений (когда необходимо достать мяч на расстоянии 6-7 метров) [27].
В профессиональной деятельности бадминтониста большое значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий-перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.
Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством [27,29].
Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высоко квалифицированных спортсменов, не превышает 20-15 секунд.
Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в бадминтоне, можно разбить на три группы: упражнения с преодолением собственного веса тела, упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением, упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды [31]. Большинство упражнений, применяемых для развития физических качеств юных бадминтонистов, оказывают разностороннее воздействие на опорно-мышечный аппарат спортсмена. Также эти упражнения применяются для развития скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости спортсменов.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдаются. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что если нужно повысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то должно тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий [25].
Профессионально – прикладной и спортивной деятельности присущи четыре основных вида скоростной работы:
1. Ациклический – однократное проявление концентрированного «взрывного» усилия.
2. Стартовый разгон – быстрое наращивание скорости с нуля с задачей достижения максимума за минимальное время.
3. Дистанционный – поддерживание оптимальной скорости передвижения.
4. Смешанный – включает в себя все три указанных вида скоростной работы.
Для развития скоростных способностей применяют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным условиям:
1. Возможности выполнения с максимальной скоростью.
2. Освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения.
3. Во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений. Снижение скорости свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае уже начинается работа над развитием выносливости [25, 31].
Ведущими при воспитании скоростных способностей являются повторный и соревновательный методы.