ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
1.1 Психологические основы профессионального выбора у старшеклассников
Молодой человек в возрасте 15-17 лет находится в периоде ранней юности. В это же время он является старшеклассником и вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения - гимназии, колледжи, училища. Как утверждает Л.Д.Столяренко, эту ситуацию характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением [54].
Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Старшеклассник устремляется в будущее, которое притягивает и пугает его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение.
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и влияет на формирование ценностных ориентаций старшеклассников.
Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся и обществу и самим молодым людям.
Теоретические основы профессионального выбора, самоориентации, трудовой и профессиональной подготовки получили освещение в работах отечественных учёных, психологов, исследователей: Л.С. Рубинштейна, Л.И. Божович, Е.А. Климова, Л.Д. Столяренко, М.Р. Битяновой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, С.Я. Батышева, Н.М. Амосова, Д.Д. Воронцова, Е.В. Волобуевой, П. А. Шавир, М.В Булановой, Е.Ф.Рыбалко и др., а также зарубежных авторов, таких, как Дж. Голланд, Ф. Райс, К. Фопель, Х. Дибберн, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Ясперс, Э. Хейвигхерст, Э. Шпрангер и др.
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, профессия определяется как — официально указанное занятие, специальность, о трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [48].
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухстороннее явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора). Обладая множеством характеристик, и субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.
Рассматривая выбор профессии как систему субъект объектных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии - того, что выбирают, так и субъекта - выбирающего.
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает четыре аспекта:
- социально-экономический;
- производственно-технический;
- санитарно-гигиенический;
- психофизический[6].
Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.
Первый ярус выделяет типы профессий.
По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей), по А. Н. Леонтьеву. Соответственно Е. А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: "Человек-природа", "Человек-техника", "Человек-знак", "Человек-образ", "Человек-человек".:
1. "Человек - живая природа" (П).
2. "Человек - человек" (Ч).
3. "Человек - техника" (Т) и неживая природа.
4. "Человек - знаковая система" (3).
5. "Человек - художественный образ" (X).
В пределах каждого типа профессий Е.А.Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):
- гностические профессии (Г);
- преобразующие (П);
- изыскательные (И).
По признаку основных средств, орудий труда в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (3-й ярус):
- профессии ручного труда (Р);
- профессии машинного труда (М) (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.);
- профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) - операторы машин с ЧПУ и т.д.;
- профессии, связанные с преобладанием функциональных орудий труда (Ф).
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус):
- работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
- работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций;
- работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);
- работа, где повышена моральная ответственность за жизнь и здоровье людей (М) - взрослых или детей, связанная с большими материальными ценностями (воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь). Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е. А. Климов наметил четыре их группы:
1. Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т.д.).
2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия.
3. Действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером.
4. Действия по согласованию усилий.
Необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Голланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы[29].
Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
1) реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
2) интеллектуальный - на умственный труд,
3) социальный - на взаимодействие с социальной средой,
4) конвенциональный - на четко структурированную деятельность,
5) предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,
6) художественный - на творчество.
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.
Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее - конвенциональный.
Суть теории Дж. Голланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.
Е.В. Волобуева подчеркивает, что выбор профессии — это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии [10].
А. К. Маркова также представляет освоение профессий в виде этапов. Она выделяет следующие уровни профессионализма:
1) допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
2) профессионализм (человек-профессионал, т. е. стабильно работает и выполняет всё, что от него требуется);
3) суперпрoфессионaлизм (творчество, личностное развитие, вершина профессиональных достижений);
4) непрoфессионaлизм, псевдoпрофессионaлизм (внешне достаточно aктивная деятельнoсть, но при этом человек либо делает много ошибок в работе, либо сам деградирует как личность);
5) послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экспрофессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:
1) адаптация человека к профессии;
2) самоактуализация человека в профессии;
3) гармонизация человека с профессией[38].
П.А. Шавир считает, что наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни [59]
1.2. Факторы, влияющие на профессиональный выбор старшеклассников
В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. М.В Буланова — Топоркова, Е.В. Волобуева, М.А. Галишникова, В.И. Жуковская, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, В.Л. Ословский, Н.С. Пряжников, А.П.Чернявская придерживаются точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основным фактором правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживаются взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии — социально заданное явление, определяемое, прежде всего социальными характеристиками профессии [6;10;13;25;27;30;31].
В акмеологическом словаре А.А.Дергача профессиональный выбор трактуется как сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успеха, оптимально проявить себя. В профессиональном выборе проявляются интересы и отношение человека к самому себе, его самосознание, самооценка, ответственность. Мотивы профессионального выбора определяются социальными условиями, представлениями об особенностях профессиональной деятельности, информацией о ней, состоянием здоровья. Повлиять на профессиональный выбор могут и ситуационные, а нередко даже случайные причины, природа которых различна или может быть не выявлена до конца. Исходя из вышесказанного, профессиональный выбор или профессиональное самоопределение – это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать [21].
Самоопределение - важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами самоопределения являются интересы субъекта, способности. Самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей [32].
Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности. В трудах A.В.Бaтaршевa выделяются психологические фaктoры, составляющие основу профессионального самоопределения:
1) осознание ценности общественно-полезного труда;
2) общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
3) сознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
4) общая ориентировка в мире профессионального труда;
5) выделение дальней профессиональной цели (мечты);
6) согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);
7) знание о выбираемых целях;
8) знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение
избранной цели и др. [5]
Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.);
4) личные профессиональные и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
8) склонности [31].
По мнению Е.Ф.Рыбалко, существует 4 этапа профессионального самоопределения, и продолжительность этих этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.
1) этап: детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения);
2) этап: подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);
3) этап: захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста,- предварительный выбор профессии.
Разные виды деятельности сортируются и оцениваются:
• с точки зрения интересов старшеклассников «Я люблю исторические романы, буду я историком»;
• с точки зрения его способностей «У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?»;
• с точки зрения его системы ценностей «Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?».
Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес.
4) этап: практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента:
• определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему,
• выбор специальности.
Не исключен и неправильный выбор. В этом случае многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном выборе учебно-профессиональной области. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.
На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. По мнению Е.Ф. Рыбалко существуют следующие ошибки при выборе своей профессии:
1. Недостаточный oбъeм знaний o сущeствyющих прoфеccиях. Круг профессий, которые известны учащимся, ограничен и составляет всего 10–15. Не учитывается потребность в данной профессии в своем регионе.
2. «Гипноз агитации» – попадание под влияние мнения знакомых, друзей или подруг, кумира или яркой личности, общественного мнения или моды.
3. «Дорога вместо цели» – концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не специальности, то есть сам институт стал целью, а не средством.
4. «Инерция движения» – поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.
5. «Звездная болезнь» – автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность.
6. «Близорукость» – уверенность в том, что выбранная специальность обладает постоянной востребованностью.
7. «Парадный вход» – оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический орeoл), недooценка трудностей и тонкостей выбранной специальности, происходит обычно от недостаточного знания об oснoвнoм содержании работы.
8. Heyвaжeниe к одним и преклонение перед другими видами труда. Некоторые профессии считаются важными, другие – недостойными и даже "неприличными". Так, по мнению некоторых людей, «непрестижно» работать в механическом цехе, на стройке и напротив, считается вполне нормальным, «приличным» после окончания школы работать курьером.
9. «Вуз – локомотив» – данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там дело пoйдет самo сoбoй.
10. «Школьный успех» – часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является единственным и достаточным условием выбора специальности. Нельзя отождествлять школьный учебный предмет с изучаемой в вузе дисциплиной: отличие не только в объеме получаемых знаний, но и в их качестве, поскольку требуется другой подход к процессу обучения. Также и наличие обязательного минимума способностей не является гарантией успеха по выбранной специальности: музыканту нужен слух, художнику – цветоощущение, но и этого недостаточно, потому что для развития необходим комплекс различных качеств.
11. Перенос своего отношения к человеку на профессию, которую он представляет.
12. Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях, способностях.
13. Выбор профессии без учета своих физических возможностей и реального состояния здоровья.
14. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.
15. Отношение к профессии как к неизменной. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. С каждым годом появляются всё новые профессии. Придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности.
16. Неумение извлекать информацию о профессиях и путях их получения.
Таким образом, знание типичных ошибок будет способствовать более осознанному подходу к выбору трудового, профессионального пути. [51]
В психологической литературе по вопросу профессионального самоопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.
1.3. Личностные качества и их роль в профессиональном выборе
Основной задачей профориентации являлась помощь молодежи в определении наиболее оптимальной сферы будущей профессиональной
деятельности на основании сопоставления требований профессии с особенностями психической сферы конкретного человека.
Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие типа личности тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику.
В психологическом энциклопедическом словаре М.И.Еникеева тип личности характеризуется как система личностных качеств, характерная для социальных общностей [24].
В психологии тип личности - это совокупность устойчивых личностных проявлений человека, психологические и социальные особенности (черты) личности (образ жизни человека, его философия, ценности и его привычки), определяющие направленность, способ и стиль его жизни. Данное понятие используется в психологии личности (психологии индивидуальных различий) и психодиагностике.
Классификации по типу личности в психологии весьма разнообразны и многочисленны. Размытой может быть и граница между типами личности в разных классификациях. Определенные черты характера, склад ума и тип поведения соответствуют определенному психологическому типу личности. В каждом человеке можно отыскать почти все существующие характеристики, приписываемые тому или иному типу личности, тем не менее, можно говорить о существовании более или менее устоявшихся в психологии критериев выделения типов личности.
При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.
Для того, чтобы описать личность подростка-старшеклассника, необходимо выявить какие изменения происходят с человеком в этот момент, какая существует социальная ситуация развития, ведущая деятельность и так далее.
Хронологически старшеклассник определяется от 14-15 до 17 лет (период ранней юности).
Большинство юношей и девушек этого возраста уже достигают половой зрелости. Почти завершается созревание и всего организма ребенка. Физическое развитие старшеклассников замедляется в темпе и более оно заметно у девушек, а юноши постепенно "догоняют" их. Увеличение роста у девочек продолжается в основном до 16-17 лет, а у юношей - до 17-18 лет.
Особенно быстро растет мышечная масса и сила у ребят, что делает этот период важным для их достижений в некоторых видах спорта. Более сбалансированными становятся показатели в росте внутренних органов, размер сердца и мышечная система достигают показателей взрослого человека. Значительно совершенствуется нервная система, которая становится стабильной и выносливой.
Еще одной особенностью современности является ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального. Социальная зрелость измеряется многими параметрами, которые появляются неодновременно и индивидуально.
В этот возрастной период начинают решаться важные задачи развития:
-обретение чувства личной тождественности и целостности. Этот процесс в самом общем смысле понимается как обретение себя, своего Я, представление о том, где юноша (девушка) находится и куда идет;
-завершение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
-активное профессиональное самоопределение;
-развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Без решения этих возрастных задач данный период не будет полноценно прожит, что негативно скажется на дальнейшем жизненном пути и развитии личности [44;32].
Подростковый возраст, по мнению Д.Б. Эльконина, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления[62].
Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь, который заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую деятельность и т.п.). Отсюда - наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения, которое бы дало ему в будущем в полной мере реализовать себя в труде, обществе венных жизни, в семье.
Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз.
Юношеский возраст по Э. Шпрангеру: у девочек с 13 до 19 лет, а у мальчиков до 22 лет. В это время, по Шпрангеру, открывается внутреннее «Я», происходит развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств. От открытия «Я» процесс развивается во вне: появляется жизненный план и начинается практическое врастание в различные сферы жизни, постепенное включение в разные сферы жизнедеятельности.