1. ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 260 УК РФ
Рассматриваемое преступление является достаточно распространенным, в некоторые годы составляет до трети всех регистрируемых экологических преступлений, характеризуется высокой латентностью. Его общественная опасность заключается в том, что вред причиняется в первую очередь лесам, имеющим большое народнохозяйственное значение, играющим важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся "легкими" планеты.
Статья 260 в двух первых частях предусматривает два самостоятельных состава преступления, которые различаются предметом и некоторыми признаками объективной стороны, - такими, например, как размер причиненного ущерба и др.
Объект преступления - общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.
Предметом незаконной порубки по ч. 1 ст. 260 выступают: а) деревья, кустарники и лианы в лесах первой группы; б) деревья, кустарники и лианы в особо защитных участках лесов всех групп; в) деревья, кустарники и лианы, не входящие в лесной фонд; г) деревья, кустарники и лианы, запрещенные к порубке.
Предметом незаконной порубки по ч. 2 ст. 260 являются: деревья, кустарники и лианы в лесах всех групп; насаждения, не входящие в лесной фонд.
Следует отметить, что новое лесное законодательство отказалось от ранее существовавшего деления лесов на группы по категориям. Согласно ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) поселений, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лес - понятие многогранное. Оно рассматривается как природное явление, в техническом, экономическом, юридическом, медицинском, экологическом и других аспектах. Лесная энциклопедия определяет его как один из основных типов растительности, состоящей из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), животных, микроорганизмов, биологически взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Вместе с тем он - часть биосферы, элемент ландшафта, сырьевой ресурс, объект ведения лесного хозяйства .
В ст. 5 ЛК "Понятие леса" лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс . С учетом этого по-прежнему не могут быть признаны предметом экологического преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и т.п.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК РФ.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; в) зеленые зоны, лесопарки; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры (ч. ч. 1 и 2 ст. 102 ЛК РФ).
Правовой режим защитных лесов - самый строгий. Так, согласно ст. 103 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со ст. 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. Выборочные рубки проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105 ЛК РФ).
В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений (ст. 106 ЛК РФ).
К особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) постоянные лесосеменные участки; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов (ч. 3 ст. 102 ЛК РФ). Особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.
На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений.
На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 107 ЛК РФ).
В новом лесном законодательстве не дается понятия лесов, не входящих в лесной фонд; напротив, те категории лесов, которые ранее к ним относились (леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений, городские леса, и др.), ныне включены в лесной фонд (ст. 23 ЛК РФ).
Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
Деревья, кустарники и лианы, запрещенные к порубке, определены в Правилах отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г.
Кроме того, не подлежат рубке деревья, кустарники и лианы других ценных и редких пород по перечням, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ, в том числе занесенные в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ.
2. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА
Уголовная ответственность за противоправные посягательства на лесные насаждения предусмотрена законодателем в ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 указанной статьи незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан признается уголовно наказуемым деянием в случае ее совершения в значительном размере.
С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.
Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданным с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете или ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными правовыми актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда . Порубка является незаконной, если она осуществляется: а) без заключения договоров аренды на использование лесов; б) без заключения договоров купли-продажи лесных насаждений; в) с нарушением указанных договоров; и т.п.
Кроме того, незаконной признается рубка деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Вторая форма деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 260, выражается в повреждении деревьев, кустарников, лиан до степени прекращения роста. Под ней понимается совершенное любым способом причинение такого вреда деревьям, кустарникам, лианам, который явился причиной остановки их дальнейшего развития и роста.
Повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и пр.) и т.д., которые нарушают способность деревьев, кустарников и лиан к продолжению роста. Оно может быть при наезде транспортным средством на насаждения, рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок и складов, возведении хозяйственных сооружений и т.п.
Законодатель в качестве обязательного признака объективной стороны основного состава преступления предусмотрел конкретные общественно опасные последствия, которые согласно примечанию к ст. 260 УК РФ представляют собой причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам ущерб в значительном размере.
Установление значительного размера ущерба, причиненного незаконной рубкой, имеет значение при определении момента окончания преступления; при решении вопроса о дифференциации уголовной ответственности в зависимости от объема и характера вреда, причиняемого незаконной рубкой лесных насаждений, а также при оценке наличия возможности освобождения виновного лица от уголовной ответственности на основании ст. 75 УК РФ. Ущерб, причиняемый преступлением, выступает одним из главных критериев общественной опасности, следовательно, его размер как признак состава преступления влияет на индивидуализацию уголовного наказания.
Поскольку ущерб в рамках состава преступления имеет особое значение, то возникает необходимость его верного терминологического, логического и лексического толкования, что послужит основой для правильной квалификации общественно опасного деяния .
Согласно правилам законодательной техники в статье Особенной части уголовного закона должны быть указаны критерии вреда, причиняемого преступлением, либо признаки состава конкретного преступления должны быть сформулированы таким образом, чтобы характер ущерба без труда выяснялся в результате толкования уголовно-правовых предписаний.
При конструировании ст. 260 УК РФ законодатель в целом избрал правильный подход к описанию последствий преступления, указав в примечании к статье, что значительным размером признается ущерб, превышающий десять тысяч рублей, а для его определения следует обращаться к таксам, утвержденным Правительством Российской Федерации. На первый взгляд у правоприменителя, благодаря такой редакции статьи, не должно возникать проблем при установлении общественно опасных последствий преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
Однако ситуация складывается несколько иначе. В настоящее время на практике возникает немало сложностей при установлении размера ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений. Судебная практика в этой части достаточно противоречива.