Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме деформации личности в педагогической деятельности
1.1. Понятие «деформация»
Понятие «деформации личности»
Деформация личности профессиональная — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.
Следует заметить, что самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (профессии типа «Человек-человек» среди которых юристы, воспитатели, руководители, педагоги, психологи, медицинские работники). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям.
Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер.
Среди факторов профессиональных деформаций Безносов С.П. выделяет общие и частные. К общим факторам он относит объективное разделение социального труда и принципиальная ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека-деятеля.
Из-за влияния общих факторов профдеформации каждый специалист способен в профессиональном труде реализовывать лишь субъект-предметный подход к предмету своего труда. Предметность подхода специалиста — это обязательный атрибут профессионализма.
«Психологическиймеханизмпрофессиональной деформации может адекватно анализироваться с позиций процессов согласования, борьбы или конфликта междусубъектом и личностьюкак компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения этих норм применительно к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватномпереносесугубо деятельностных норм как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» - сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений.»[5, С.36].
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции: — отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; — дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; — низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию; — рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); — ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления; — искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К. Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию [1, С.18], длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития [2, С.56]. В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С.Г.Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника» [3, С.78]. Далее С.Г.Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и др). Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой[4, С.24].
Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.
А.В.Филиппов, анализируя психологические механизмы реализации нововведений, выделяет несколько типов психологических барьеров: организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-психологические и психомоторные. Возникновение этих барьеров обусловлено стереотипизацией организационных процессов, межличностных отношений, квалификацией, режимом труда. Развитие производства, модернизация техники, новые технологии обусловливают необходимость перестройки, изменения устоявшейся профессионально обусловленной структуры специалиста.
Психологические барьеры порождают конфликтные ситуации, вызывают психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, руководителями. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: консерватизма, догматизма, индифферентности и др. способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию деятельности); П.Я Гальперин (поэтапное формирование умственных действий и ... в которой выражается зависимость существования организма или личности от тех или иных условий. Потребность проявляется ... действительности (например: понятие «человек» входят признаки орудие труда, труд, речь, это признаки, отличающие его от животных).
А.М.Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя, к деградации личности [2, С.12]. Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.
1.2.Профессиональная деформация личности педагога
Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.
У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях:
1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, пропагандирующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя-профессионала — здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который, в отличие от большинства других профессий, обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом, учитель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и проч.
2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было показано выше, в педагогической профессии существуют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для учителя-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы и проч. Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.
Учитель-интеллигент (просветитель), много лет отдавший профессии, может сформировать у себя склонность к философствованию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность, так и, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.
Изменения личности учителя-предметника оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, не адекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень — специфический.
3. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык. Учителя — герои юмористических рассказов чаще всего имеют именно этот вид деформации.
4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально-важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяснен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего обусловлены его личностной направленностью. Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач школьного психолога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педколлектива и психическое здоровье детей.
Очевидно, что учителя, в силу своих личностных особенностей, оказываются наиболее приспособленными для реализации одних профессиональных функций, в то время как реализация других функций оказывается им просто недоступной. Так, «интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функции, а также функции самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» — исполнительную, мобилизационную, организаторскую: «коммуникатор» — лишь коммуникативную функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т.е. и «коммуникатор» может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора».
Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей.
Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения.
В рамках педагогической деятельности специалист сталкивается с рядом объективных и субъективных затруднений. Как отмечает Маркова А.К., к объективным трудностям можно отнести реальную сложность педагогической ситуаций, изначально не зависящих от учителя (новый класс,
«трудный класс», неразработанность методических, дидактических средств и т.д.).
К субъективным же трудностям относятся: Отсутствие адекватных средств педагогической деятельности и общения (начинающий учитель), Отсутствие адекватных средств деятельности в случае, когда ситуация настолько изменилась, что учитель не готов к ней (к примеру, педагог не готов к дифференцированной работе с учениками на занятиях различных уровней сложности). Наличие у учителя психологических состояний, делающих невозможным использование определенных способов общения и
педагогической деятельности (страх, тревожность, неуверенность, неудовлетворенность, напряженность, фрустрация и пр.)Кроме этого к специфическим трудностям педагогической деятельности можно отнести такие, как
• ненормированный рабочий день,
• высокий уровень личностной ответственности, работа в женском коллективе,
• низкий уровень зарплаты, множество «бумажной» работы, не связанной с
• педагогической деятельностью (рабочие программы, конспекты, заполнение
• бумажного и электронного журналов, многочисленные отчеты о собственной деятельности).
Проблемой профессиональной деформации личности педагогов занимались такие исследователи, как А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, М.Я. Басов, С.А. Дружилов, Е.Н. Иванова, А.К. Осницкий, Е.Ю. Пряжникова, A.A. Реан и др. Независимо от вида выполняемой работы, профессиональная деятельность каждого учителя в образовательном заведении относится к профессиям, имеющим повышенную моральную ответственность за жизнь и здоровье детей, подростков, класса и учебной группы.
По роду деятельности, педагоги образовательных учебных заведений вовлечены в долговременное напряженное общение с коллегами и учениками. Профессиональный труд учителя отличается высокой эмоциональной напряженностью.
В связи с этим, педагогической деятельности присущи профессиональные деформации. [17, С.11]. Изучая параметры профессиональной деформации личности, одни ученые предпринимают попытки классифицировать признаки изучаемого феномена по психологическим основаниям, таким как: психические процессы, восприятие, оценки состояния и свойства характера личности и т.п., другие в качестве критерия обозначают глубину деформированности 19 личности, степень широты, степень устойчивости и скорость наступления деформации личности.
По мнению исследователей Ю.С. Тюнникова и М.А. Мазниченко, деформирующими педагогическую деятельность свойствами обладают педагогические фобии и педагогические мании. Педагогическая фобия рассматривается ими как боязнь педагогических объектов, явлений или действий, которые приводят к избеганию ситуаций, связанных с отрицательным переживанием. Педагогическая мания представляется исследователями как чрезмерное увлечение педагога, какой-либо идеей, при игнорировании других, что существенно ограничивает педагогическую деятельность [34, С.8].
В работах Ю.В. Селезневой представлены показатели профессиональной деформации педагогов дошкольных образовательных учреждений. Согласно автору, при увеличении стажа работы, а также под влиянием особенностей профессиональной деятельности, у преподавателей наблюдается изменение выраженности и представленности используемых психологических защит со смещением от незрелых защитных стратегий к защитам более зрелого типа; преобладание приспособительного поведения в конфликтных ситуациях; обострение акцентуаций личностных черт. [42, С. 14]. Анализ психолого-педагогических исследований феномена профессиональной деформации, позволил выделить ряд тех, которые, по мнению ученых, свойственны педагогам и сопровождают процесс профессионализации в педагогической деятельности (Т.А. Жалагина, Э.Ф. Зеер, А.В. Козлова, Е.И. Рогов, Э.Э. Сыманюк и др.). Классификация деформаций в педагогической деятельности и их проявления.
Авторитарность - централизация всего учебно-воспитательного процесса, единоличное осуществление управленческих функций, использование преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний, властная манера поведения; снижение рефлексии – самоанализа и 20 самоконтроля педагога.
Демонстративность - завышенная самооценка, эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя определяют стиль поведения, становясь средством самоутверждения.
Дидактичность - стереотипы мышления, речевые шаблоны, нравоучение и назидательность, проявляются также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.
Педагогический догматизм - склонность к упрощению проблем, самоуверенность, игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, снижение общего интеллекта.
Доминантность - подавление других и самоутверждение за счет своих учеников. Педагогическая индифферентность - эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся; педагогическое равнодушие.
Консерватизм - стереотипные приемы педагогического воздействия, постепенно превращающиеся в штампы.
Педагогическая агрессия - враждебное отношение к нерадивым и неуспевающим учащимся, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, требование безоговорочного подчинения педагогу. Ролевой экспансионизм - тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных педагогических проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладают обвинительные и назидательные высказывания, безапелляционные суждения.
Социальное лицемерие - стереотипизация морального поведения, 21 возрастная идеализация жизненного опыта. Поведенческий трансфер - формирование черт ролевого ненормативного поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся (агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость).
Информационная пассивность личности - нежелание совершенствовать навыки работы с информацией и повышать свою информационную компетентность, прекращение своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы.
Выученная беспомощность - мотив личного развития, роста и овладения компетентностью подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
Монологизм - угасанием способности к диалогу, псевдодиалог изобилует речевыми штампами, характерно эталонное оценивание высказываний учеников.
Формализм - формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали». Кроме этого выделяют и неадекватную самооценку, некомпетентность личности педагогов [28, С. 56].
Таким образом, в педагогической деятельности деформация может осуществляться во всех направлениях профессионального развития. В сфере личности деформация проявляется в нарушении адаптации, целостности, что в итоге приводит к несоответствию личности профессиональным нормам специалиста. В сфере деятельности утрачивается возможность реализовывать свои навыки, знания и умения; нарушаются функции самоконтроля. В сфере профессионального общения происходит утрата навыков взаимодействия с окружающими, сужается круг общения, повышается конфликтность, снижается коммуникативная толерантность.
Как указывал Е.И. Рогов, в профессиональной деятельности педагога можно выделить общепедагогические деформации, являющиеся сходными изменениями личности у всех представителей педагогической деятельности. При наличии этого типа деформации все педагоги, которые отличаются преподаваемыми предметами, учебными заведениями, педагогическими взглядами, характером и темпераментом, становятся похожими между собой. [39, С. 54]. Специфические деформации педагогической деятельности Е.И. Рогов называет предметными, обусловленными особенностями преподаваемого предмета. Со стороны достаточно легко определить, какой именно предмет преподает тот или иной учитель. К примеру, по внешним признакам можно определить, это учитель математики, физкультуры, или русского языка. Типологические деформации в педагогической деятельности – это результат слияния особенностей личности педагога и соответствующих структур функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Опытным путём Е.И. Рогов выделил четыре следующих типологических комплекса: 1) коммуникатор (учитель, склонный к излишней говорливости, общительности, сокращению дистанции с партнёром, а также обращение к нему как к неопытному); 2) организатор (слишком активный учитель, который склонен вмешиваться в личную жизнь окружающих и стремится научить всех как «правильно жить»); 3) интеллигент или просветитель (учитель, у которого в связи с длительным пребыванием в профессии может выработаться склонность к мудрствованию, рассуждениям, который может стать «морализатором»); 4) предметник (учитель, у которого изменения личности определяются преподаваемой дисциплиной). Педагоги этого типа ненормально применяют наукообразные методы поведения и оценивания окружающих сквозь призму их собственных знаний предмета.
Этот тип профессиональных отклонений является особым уровнем, который называется специфическим.
Индивидуальные деформации вызваны изменением в структуре самой личности. Личность и профессия проходят психологическое сращивание, при котором очень сильно развиваются выборочные профессиональные качества, преобразуясь в акцентуации или сверхкачества.
Данные деформации могут проявляться в сверхответственности, трудовом фанатизме и пр. [19, С. 12]. В педагогической деятельности профессиональные деформации распространяются во всех направлениях профессионализации. В сфере деятельности может происходить становление негибких, жестких стереотипов.
В сфере личности деформации приобретают характер акцентуаций, а в отношении объекта деятельности происходит типизация по видам, которые впоследствии и определяют систему действий соответственно данному типу. Появление и дальнейшее развитие выше перечисленных деформаций вызывает конфликты, кризисы, психическую напряженность, снижение эффективности профессиональной деятельности, неудовлетворенность собственной жизнью, своим социальным окружением
Выводы по первой главе.
В первой главе мы решили первую задачу нашего исследования и рассмотрели профессиональные деформации, которые нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.