Глава 1. Теоретические аспекты страховых пенсий по случаю потери кормильца
1.1 Генезис пенсионного обеспечения по случаю поте-ри кормильца в России
В истории появления пенсий по потере кормильца в России следует начать с вопроса о появлении в России пенсионного обес-печения как системы. История пенсионного обеспечения в Рос-сии до XVII века была сосредоточена в основном вокруг обеспе-чения престарелых, нуждающихся и нетрудоспособных, и такими формами преимущественно являлись: содержание государствен-ных чиновников и военнослужащих, предоставляемое при выходе в отставку по возрасту или в связи с полученным на войне увечь-ем; благотворительность; опека и попечительство; гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений; государ-ственное призрение бедных и неимущих слоев населения; коллек-тивная взаимопомощь внутри крестьянской общины. Но история пенсионного обеспечения государственных чиновников, военных, полицейских и их семей берет свое начало уже с XVII в., оно осуществлялось за счет казны в зависимости от заслуг перед госу-дарством или в соответствии с табелем о рангах. Основным нор-мативно-правовым актом в сфере пенсионного обеспечения более позднего времени выделяется Устав о пенсиях и единовременных пособиях (1827 г.), согласно которому царь единолично устанав-ливал размеры пенсий для своих подданных. Капиталистический способ производства обусловил объективную необходимость в организации государственной системы страхования наемных ра-ботников от социального риска утраты заработка, являющегося для них основным источником средств существования. Первым видом выплат по государственному социальному страхованию стало пособие в связи с трудовым увечьем и болезнью, так как наиболее частыми причинами утраты заработка являлись именно несчастные случаи на производстве и профессиональные заболе-вания. В начале ХХ в. вопросы оказания рабочим бесплатной ме-дицинской помощи и выплаты пенсий и пособий при заболевани-ях и травмах на производстве стояли очень остро, поэтому в Рос-сии был принят ряд законов и нормативно- правовых актов в сфере социального страхования, где назначаемая в связи с трудо-вым увечьем компенсация называлась пенсией. Например, Вре-менные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность (1901 г.), Закон о воз-награждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев (1903 г.). Но впоследствии на конференции РСДРП (1912 г.) было вы-ражено критическое отношение законопроектам о государствен-ном страховании рабочих и утверждена страховая программа. Однако формирование государственной системы социального страхования берет свое начало23 июня 1912 г., когда был принят целый ряд законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования ра-бочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования ра-бочих». Принятые законы существенно решали проблемы рабо-чих в сфере социального страхования, но Первая мировая война задержала их реализацию. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населе-ния могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности новое социалистическое государство начало со-здавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. В СССР система пенсионного обеспечения функцио-нировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного об-служивания трудящихся, содержание и обслуживание престаре-лых и нетрудоспособных. В первой половине XX века молодое Российской государство уделяло особое внимание охране мате-ринства и детства: открывались специальные учреждения, меня-лась законодательная база, предусматривалось пособие по вре-менной нетрудоспособности, по беременности иродам, на погре-бение и т.д. Было установлено страхование на случай безработи-цы, пенсионное обеспечение по инвалидности солдат, членов из семей –вот тогда и появляется такое основание выплат «по потере кормильца». В соответствии с Конституцией СССР, все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем об-щего социального обеспечения служащих и колхозников пособи-ями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет госу-дарства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по слу-чаю потери кормильца, другими формами социального обеспе-чения. Одним из важных этапов формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий кол-хозниками в период наступления соответствующего возраста, по-лучения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Пенсия по государственному социальному страхованию представляла со-бой гарантированную ежемесячную денежную выплату, размер которой, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В за-висимости от события, при наступлении которого предоставля-лось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в за-конодательстве указанного периода выделялись пенсии по воз-расту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет. Материальное обеспечение инвали-дов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослу-жащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи –в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего. Пенсионное обес-печение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядо-вого, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР. В 1990 году был принят закон № 340-1 СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». В ст. 50 указанного закона был сформирован список лиц, имеющих право на пенсию по потере кормильца, к которой были отнесены и нетрудоспособные дети. Также пасынок и падчерица имели право на пенсию наравне с родными детьми. Однако уже че-рез полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой его отмену. Новый пенсион-ный закон уже современной капиталистической России, оказался довольно радикальным для своего времени, с учетом кризиса как политического, так и социально-экономического на всем постсо-ветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и про-чих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо этого учреждалась единая пенсионная система Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 закона «О государствен-ных пенсиях в Российской Федерации». 22 декабря 1990 г. был образован Пенсионный фонд России (ПФР), он стал подотчетным только законодательной власти, который позволил обеспечить финансовые средства, предназначенный для пенсионного обеспе-чения граждан от государственного бюджета и некоторое время контролировать их целевое использование.
1.2 Правовые основания назначения пенсии по слу-чаю потери кормильца
Провозглашенные Конституцией цели политики Российской Фе-дерации, как социального государства предопределяют обязан-ность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно-полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоро-вья или по другим, не зависящим от него причинам, трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного миниму-ма себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соот-ветствующей помощи, материальной поддержки со стороны госу-дарства и общества. Таким образом, в случае смерти человека, его иждивенцы вправе рассчитывать на пенсию по случаю потери кормильца от государства. До 2015 года пенсионное законода-тельство регулировалось. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 No173-ФЗ. С начала января 2015 года правительством РФ был принят ряд зако-нопроектов, касающихся изменений в пенсионном законодатель-стве. Новые принципы начисления различных видов пенсии были разработаны Министерством труда и социальной защиты в рам-ках исполнения стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. В новом законе исключено понятие трудовой пенсии. Теперь назначается страховая пенсия. Данное нововведение при-бавляет значимости страховому стажу при расчете суммы назна-чаемой пенсии. Ранее такое понятие, как страховой стаж, то есть периоды работы, за которые работодателем были перечислены страховые платежи в Пенсионный фонд, применялось только для установления права на пенсию. В связи с этим в соответствии с новым законодательством необходимо рассмотреть понятие пен-сия и страховая пенсия по потере кормильца. В соответствии с Фе-деральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде-рации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на полу-чение которой определяется в соответствии с условиями и норма-ми, установленными Федеральным законом № 166-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной госу-дарственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиа-ционных или техногенных катастроф, в случае наступления ин-валидности или потери кормильца, при достижении установлен-ного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в це-лях предоставления им средств к существованию. Определение, условия получения и выплат страховых пенсий в России установ-лены в Федеральном законе от 28.12.2013 No400-ФЗ «О страхо-вых пенсиях». В соответствии с положениями ст.3 указанного за-кона, страховая пенсия –«это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступ-лением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидно-сти, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц зара-ботной платы и иных выплат и вознаграждений м нетрудоспособ-ности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих за-страхованных лиц.
В зависимости от оснований возникновения права на полу-чение пенсии выделяют следующие виды страховых пенсий:
- страховая пенсия по старости;
- страховая пенсия по инвалидности;
- страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Пенсия по потере кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным ис-точником средств существования. Все названные выше законы предусматривают определенные условия, необходимые для воз-никновения права на данный вид пенсии. Некоторые из этих усло-вий являются общими для пенсии по случаю потери кормильца и не зависят от того, по какому именно закону она назначается, а некоторые отражают особенности данного вида пенсии, преду-смотренные тем или иным законом.
Итак, под потерей кормильца традиционно понимается его смерть или безвестное отсутствие. Это собственно юридический факт в юридическом составе, влекущем возникновение пенсионно-го правоотношения, независимо от того, по какому закону семье назначается пенсия. Статус кормильца имеет очень важное и принципиальное значение. По своему статусу кормилец мог отно-ситься к застрахованным лицам; военнослужащим по призыву; лицам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф; космонавтам; военнослужащим по контракту; к лицам, не занимавшимся вообще никакой трудовой деятельностью. При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государ-ственному пенсионному обеспечению применяются нормы Феде-рального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, па-сынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия при-знания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умер-шего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обес-печением членов семей умерших, если иные нормы не установле-ны Федеральным законом от 15.12.2001 No166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Рос-сийской Федерации»1.После утверждения закона No 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» изменился порядок ее начис-ления. Теперь понятие трудовой пенсии заменено на две самостоя-тельные составляющие:
- страховая пенсия, рассчитываемая с учетом индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК); - накопительная пенсия, рас-считываемая аналогично накопительной части пенсионной выпла-ты до принятия нового закона. Следует отметить, что в 2021 году продлили заморозку накопительной части пенсии до 2024 года.
При ранее существующем законодательстве страховая часть пенсии по СПК, входящая вместе с базовой частью в состав трудо-вой, зависела от стажа, заработка и суммы взносов, которые рабо-тодатель перечислил на страховую часть пенсии умершего кор-мильца. Теперь страховая часть пенсии выделена в самостоятель-ный вид и зависит:
- от количества и суммы баллов, составляющих ИПК
- от страхового стажа умершего кормильца.
Один такой балл эквивалентен страховым взносам, уплаченным работодателем с одного минимального размера оплаты труда, то есть чем выше была зарплата у умершего кормильца, тем выше будет пенсионный балл для расчета выплаты по СПК. Страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пен-сию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачива-лись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федера-ции, а также иных периодов, засчитываемых в страховой (трудо-вой) стаж. Сам по себе страховой стаж представляет собой не что иное как трудовую деятельность. Субъектом пенсионного право-отношения по случаю потери кормильца является семья в целом, но сначала определяется право на нее каждого члена семьи в от-дельности, а отдельно - детей. А именно, нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одно-му из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, уста-новленном законодательством Российской Федерации. Дети кор-мильца - самостоятельная категория, в отношении которой зако-нодатель устанавливает ряд особых условий. Установление степени родства осуществляется по нормам семейного законодательства, и этот процесс (условия) наиболее актуальны именно для детей, как субъектов пенсионного обеспечения при потере кормильца. Так, на основании положений гл. 10 СК РФ, происхождение ребенка от матери устанавливается на основании документов, подтверждаю-щих рождение ребенка матерью в медицинской организации, а ес-ли ребенок был рожден вне медицинской организации, то его происхождение устанавливается на основании медицинских доку-ментов, свидетельских показаний или на основании иных доказа-тельств. Именно разрешенные такие условия (установление мате-ринства на основании свидетельских показаний), часто является предметом мошенничества, в том числе и при реализации прав на получение пенсионного обеспечения. Установление отцовства за-конодателем регламентировано несколько иначе: если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в тече-ние трехсот дней с момента расторжения брака, признания его не-действительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг матери. Отцовство супруга ма-тери ребенка удостоверяется записью об их браке. Если же отец не состоит в браке с матерью, то устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявле-ния отцом и матерью ребенка. Также данный факт может быть установлен в судебном порядке. Также нельзя забывать о том, что данный факт должен быть еще и закреплен в соответствующих до-кументах - в книге записей рождений. Однако, если все-таки в добровольном порядке данный факт не был установлен, то факт родства может быть установлен в судебном, исковом порядке. И в данном случае в суд подается заявление об установлении отцов-ства вторым родителем, либо лицом, являющимся опекуном ре-бенка. Если же возникла ситуация, что смерть лица, которое при-знавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ре-бенка, наступила до признания данного юридического факта, признания отцовства может быть установлено в судебном поряд-ке, в соответствии с положениями ст. 264 ГПК РФ (об установ-лении фактов, имеющих юридическое значение). В судебном по-рядке, при установлении факта отцовства (материнства) могут быть предоставлены любые доказательства, в том числе и свиде-тельские показания и заключение генетипоскопической эксперти-зы. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кор-мильца отражены в статье 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, со-стоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кор-мильца и установленное в судебном порядке). Одному из родите-лей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назнача-ется независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Понятие «нетрудоспособность» охватывает такие разнородные явления, как: ограничение трудоспособности, т.е. инвалидность одной из трех степеней; невозможность зани-маться трудовой деятельностью в связи с необходимостью ухода за детьми до 14 лет; презумпция нетрудоспособности по возрасту – до 18 лет (учащиеся до 23 лет) и после достижения мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет. К категории учащихся относятся члены семьи моложе 23 лет, обучающиеся по очной форме в образова-тельных учреждениях всех типов и видов независимо от органи-зационно-правовой формы и формы собственности, за исключе-нием учреждений дополнительного образования. Образователь-ным считается учреждение, осуществляющее обучение по одной или нескольким образовательным программам и (или) обеспе-чивающее содержание и воспитание. Законодательством установ-лено 4 типа образовательных учреждений:
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- начального, среднего, высшего и послевузовского профессио-нального образования;
- специальные (коррекционные) для лиц с отклонениями в развитии;
-для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных пред-ставителей).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца при-знаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не до-стигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осу-ществляющих образовательную деятельность, в том числе в ино-странных организациях, расположенных за пределами террито-рии Российской Федерации, если направление на обучение произ-ведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособ-ными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспо-собных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умер-шего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не ра-ботают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации обязаны их со-держать. Для каждой из перечисленных выше категорий граждан существует ряд особенностей при определении права на рассмат-риваемый вид пенсии:
- иждивение детей до их совершеннолетия не требует доказа-тельств;
- нетрудоспособные родители и супруг имеют право обратить-ся за пенсией по СПК в любое время со дня смерти кормильца;
- нетрудоспособные члены семьи погибшего, получавшие до этого какую либо пенсию, имеют право перейти на выплату по СПК, если ее размер будет выше;
- такая пенсия сохраняется, если получатель вступает в новый брак. С 14 лет ребенок может самостоятельно получать пенсию по потере кормильца (если счет открыт на его имя) и распоряжаться ею на свое усмотрение.
Статья 26 Гражданского Кодекса РФ гласит, несовершеннолет-ние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе само-стоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными до-ходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, лите-ратуры или искусства, изобретения или иного охраняемого зако-ном результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соот-ветствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение де-тей умерших родителей предполагается и не требует доказа-тельств, за исключением указанных детей, объявленных в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации полностью дее-способными или достигших возраста 18 лет. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
При отсутствии документов факт иждивения может устанавли-ваться судом. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормиль-ца, для которых его помощь была постоянным и основным источ-ником средств к существованию, но которые сами получали ка-кую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении. Отчим и мачеха имеют право на стра-ховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливает-ся независимо от продолжительности страхового стажа кормиль-ца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти.