Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние особенностей детско-родительских отношений на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

kisssaaa0721 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.09.2021
Цель исследования: изучение влияния особенностей детско-родительских отношений на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. Объект исследования: творческие способности ребенка младшего школьного возраста. Предмет: влияние особенностей детско-родительских отношений на проявление творческих способностей у детей в младшем школьном возрасте Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать детско-родительские отношения как предмет психологического исследования. 2. Изучить и проанализировать проблему проявления творческих способностей у детей. 3. Провести эмпирическое исследование влияния особенностей детско-родительских отношений на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста 4. Соста?вить ме?тодиче?ские? ре?коме?нда?ции по те?ме? иссле?дова?ния. Гипотеза: мы предполагаем, что особенности детско-родительских отношений, складывающихся в семье, влияют на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. Те?оре?тико-ме?тодологиче?ска?я ба?за иссле?дова?ния: теоретические и методические подходы к изучению творческих способностей ребенка младшего школьного возраста (Айкина Л.П., Валуева И.Н., Васильева Е.А., Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Астафьева Е.А., Байгунова Д.М., Кадырова М.Б.). Особенности влияния детско-родительских отношений на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста (Авдеева Т.Г., Варга А.Я., Васягина Н.Н., Веригина М.Т., Кучеровская Н.А., Ершова Ю.С.). Методы исследования: метод анализа научной литературы; биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации); эмпирические методы (экспериментальные методики); методы качественного и количественного анализа результатов исследования. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Актуальность. Современные социально-экономические преобразования в обществе требуют развития всесторонне развитой и творчески активной личности. Развитие творческих способностей учащихся как средство формирования духовно богатой личности, способной к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной деятельности является одной из важных проблем современного образования. Процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Проблема развития творческих способностей младших школьников является сложной для исследования, но рассмотрение факторов, влияющих на развитие чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих развитие творческих способностей детей. Во многих исследованиях, посвященных развитию творческих способностей детей, говорится о значение ряда социально-психологических факторов, таких как социальное окружение, в особенности семьи, в которой развивается ребенок. Многие исследования показали, что эмоциональный климат в семье, стиль детско-родительских отношений оказывают значительное влияние на развитие творческих способностей детей. Таким образом, семья – это важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, в котором формируются не только интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление человека в целом. Образовательный уровень семьи и их интересы оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие и раскрытие творческих способностей детей. В связи с чем, на сегодняшний день изучение влияния особенностей детско-родительских отношений на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем. Проблемой изучения влияния особенностей детско-родительских отношений на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста занимаются многие современные исследователи. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников изучены в работах Айкиной Л.П., Валуевой И.Н., Васильевой Е.А. Особенности развития творческих способностей младших школьников изучены в работах Агеевой Л.В., Шелякиной Н.А., Астафьевой Е.А., Байгуновой Д.М., Кадыровой М.Б., Жамалбековой А.С., Баймухамбетовой К.М., Васильевой Е.А. Особенности влияния детско-родительских отношений на личность младшего школьника и на формирование его творческих способсностей представлены в работах Авдеевой Т.Г., Варги А.Я., Васягиной Н.Н., Веригиной М.Т., Кучеровской Н.А., Ершовой Ю.С., Жамалетдиновой Г.Р., Киселевой Н.С., Слотиной Т.В., Савиной Е.А., Смирновой Е.О.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЯХ СО СЛОЖИВШИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ 6 1.1. Теоретические и методические подходы к изучению творческих способностей ребенка младшего школьного возраста 6 1.2. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка в младшем школьном возрасте 14 1.3. Особенности влияния детско-родительских отношений на проявление творческих способностей ребенка младшего школьного возраста 24 Выводы по главе I 31 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 33 2.1. Этапы и методы эмпирического исследования 33 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 36 2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей ребенка младшего школьного возраста 48 Выводы по главе II 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59 ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин 65 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Стиль семейного воспитания», разработанный С.С. Степановым 66 ПРИЛОЖЕНИЕ В Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса 67 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сырые баллы по результатам диагностических методик 68 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Психолого-педагогическая программа по развитию творческих способностей «Креативная среда» 69
Список литературы

1. Авдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей [Текст] / Т.Г. Авдеева // Психология в России и за рубежом. – 2013. – С. 116-122. 2. Агеева Л.В., Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.В. Агеева, Н.А. Шелякина, Е.А. Астафьева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – 2017. – С. 79-82. 3. Айкина Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 5 (30). – С. 6-8 4. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника [Электронный ресурс] / С.М. Арсланова. – М., 2008. – 21 с. Режим доступа: URL: https://www.dissercat.com/content/obrazovatelnaya-sreda-semi-kak-faktor-formirovaniya-psikhologicheskikh-osobennostei-lichnost (дата обращения: 19.02.2021). 5. Ахмедова Э.М. Развитие креативности у детей в условиях игровой деятельности [Текст] / Э.М. Ахмедова // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. – 2015. – С. 15-17. 6. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников [Текст] / М.Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №3. – С. 166-171. 7. Байгунова Д.М. Развитие творческих способностей детей в начальной школе [Текст] / Д.М. Байгунова, М.Б. Кадырова, А.С. Жамалбекова, К.М. Баймухамбетова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 156-158. 8. Бакулина Г.А. Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой [Текст] / Г.А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S20. – С. 1–6. 9. Бибикова Н.В. Динамика развития креативности младших школьников в педагогическом процессе [Текст] / Н.В. Бибикова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 25-28. 10. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Nauka-Rastudent.ru (Электронный журнал). – 2016. – № 5.с. 36-37. 11. Божкова Т.В. Особенности отношений в семье младших школьников с разным уровнем креативности [Электронный ресурс] / Т.В. Божкова, И.Н. Вейдман, Е.С. Решетникова, Т.В. Хромых // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. – 2010. – С. 564-568. Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23802338 (дата обращения: 19.02.2021). 12. Валуева И.Н. Творческие способности в младшем школьном возрасте [Текст] / И.Н. Валуева // Научное сообщество студентов XXI столетия. – 2016. – № 13. – С. 20-26. 13. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Вагриус, 2019. – 206 с. 14. Васильева Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / Е.А. Васильева // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1717-1719. 15. Васягина Н.Н. Диагностика детско-родительских отношений: пособие по практической психологии [Текст] / Н.Н. Васягина. – Шадринск, 2018. – 49 с. 16. Веригина М.Т. Характер влияния детско-родительских отношений на формирование личности младшего школьника [Электронный ресурс] / М.Т. Веригина, Н.А. Кучеровская // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 10. Режим доступа: URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/5695 (дата обращения: 19.02.2021). 17. Ганиуллина Д.А. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Д.А. Ганиуллина // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №6. – С. 10-19. 18. Глебова М.В. Влияние средовых факторов на развитие интеллекта и креативности [Текст] / М.В. Глебова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №4-2. – С. 220-223. 19. Голованкова А.А. Условия развития креативности у младших школьников / Голованкова А.А., Федосеева Т.Е., Малинкина Л.Г. // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т 1. – № 1. – С. 181-190. 20. Головей Л.А. Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет [Электронный ресурс] / Л.А. Головей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 631 с. Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20086935 (дата обращения: 19.02.2021). 21. Грищенко В.Н. Креативность как принцип проектирования образования [Текст] / В.Н. Грищенко // Муниципальное образование. – 2015. – №2. – С, 38-41. 22. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие для студентов [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2013. – 274 с. 23. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – М.: КСП, 2017. – 160 с. 24. Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка [Текст] / Ю.С. Ершова. – Ярославль, 2007. – 23 с. 25. Жамалетдинова Г.Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г.Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. – 2017. – № 41 (175). – С. 146-148. 26. Жолдошова Б.А. Педагогические условия развития креативности младших школьников / Жолдошова Б.А. // Научный аспект. – 2019. – Т 4. – № 1. – С. 439-443. 27. Киселева Н.С. Детско-родительские взаимоотношения и компоненты социальной уверенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Киселева Н.С., Слотина Т.В. // Комплексные исследования детства. – 2020. – Т 2. – № 2. – С. 80-89. 28. Ковалев С.В. Психология семейных отношений [Текст] / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 2019. – 159 с. 29. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей [Текст] / Н.Т. Колесник. – М.: Гардарики, 2018. – 165 с. 30. Кондратьева Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Н.В. Кондратьева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 3-4(50). – С. 10-15. 31. Кондратьева Н.В. Структура творческих способностей младших школьников [Текст] / Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. 32. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 106–110. 33. Левин В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – М.: Просвещение, 2007. – 306 с. 34. Литвиненко Н.В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Литвиненко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 44–50. 35. Лук А.Н. Мышление и творчество [Электронный ресурс] / Лук А.Н. – М.: Наука, 1978. – 167 с. Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006943842 (дата обращения: 19.02.2021). 36. Митина Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения [Текст] / Е.В. Митина // Молодой ученый. – 2010. – №8. Т. 2. – С. 175-176. 37. Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» [Текст] / Т.М. Мишина // Психогигиена и психопрофилактика. – 2018. – С. 21-26. 38. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Гардарики, 2019. – 96 с. 39. Прохорова А.В. Актуальность влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки младшего школьника [Текст] / Прохорова А.В. // Сб: Теория и практика социально-педагогического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: психолого-педагогические и социальные аспекты. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 66-68. 40. Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Е.А. Савина, Смирнова Е.О. – М.: «Когито-Центр», 2018. – 230 с. 41. Татаринова Е.А. Роль семейного воспитания в формирования личности младшего школьника [Текст] / Е.А. Татаринова, М.И. Андросова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 78–80. 42. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титаренко. – М.: Мысль, 2015. – 312с. 43. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст] / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2017. – 154 с. 44. Черткоева В.Г. Состояние проблемы развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе в свете модернизации российского образования [Текст] / В.Г. Черткоева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – С. 20-26. 45. Шарипов Ф.В. Психолого-педагогические аспекты развития креативности учащихся [Текст] / Ф.В. Шарипов // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 61-70.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЯХ СО СЛОЖИВШИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ 1.1. Теоретические и методические подходы к изучению творческих способностей ребенка младшего школьного возраста В научной литературе проблема развития творческих способностей не является новой. Развитие творческих способностей учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Современная школа ориентирована на разностороннее развитие личности и предполагает гармоничное сочетания учебной деятельности (формирование знаний, умений и навыков) и творческой деятельности, которая связана с развитием индивидуальных способностей учащихся. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова принадлежат психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности, Лук А.Н. [35]. Для того чтобы понять, что представляют собой творческие способности необходимо знать, что представляют собой способности в целом. По мнению Агеевой Л.В. способность представляет собой природную одаренность, талантливость [2]. Оно довольно узкое и не раскрывает полностью понятия. По мнению Айкиной Л.П. способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специальными функциональными системами головного мозга и которые при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей [3]. Байгунова Д.М. отмечает, что способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или рядя деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способами приёмам деятельности [7]. Из выше сказанного сделаем вывод: так как способности не даются человеку от природы, то их нужно развивать и делать это вовремя. Для того чтобы понять, что такое творческие способности, необходимо знать, что представляет собой само творчество. Необходимо отметить, что творческие способности являются высшей психической функцией человека и отражают действительность. С помощью их формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Рассмотрим понятие «творчество» и «творческие способности». Богоявленская Д.Б. отмечает, что творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового [10]. По мнению Васильевой Е.А., творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [14]. По мнению Литвиненко Н.В., творчество – это деятельность, результатом которой является создание нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним [34]. Черткоева В.Г. придерживается мнения, что творчество – это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это в основном способность осмысленно включать в жизнь что-то новое, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможности роста и выживания [44]. Дружинин В.Н. определяет «творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода» [22, с. 95]. По мнению автора, творческие способности состоят из многих качеств. Левин В.А. подразделяет творческие способности на три основные группы: 1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности); 2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность); 3) умственные способности [33]. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Лук А.Н. писал, что творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Он выделяет следующие творческие способности: 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией [35]. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» [35]. Педагогическое творчество связано с поиском и нахождением нового в области педагогической деятельности. В процессе творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Существует творческая способность индивида, которая характеризуется как готовностью к созданию и принятию исключительно новых идей, отклоняющихся от общепринятых или традиционных схем мышления и которые входят в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем – креативность. В структуре любых, в том числе и творческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности. К рассмотрению проблемы творческих способностей существует три основных подхода. 1. Первый предполагает, что творческих способностей как таковых нет. В качестве необходимого условия творческой активности личности выступает интеллектуальная одаренность. Главную роль в проявлении творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Такие исследователи как Бакулина Г.А. [8], Богоявленская Д.Б. [10], и другие относят в качестве основных черт творческой личности когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Основой является концепция Богоявленской Д.Б., с точки зрения которой «творчество является ситуативно не стимулированной активностью, которая проявляется в стремлении выйти за пределы поставленной проблемы» [10, с. 32]. 2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Следовательно, творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Рассмотрим особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст – это важнейший этап развития творческих способностей. С одной стороны, учащиеся начальной школы отличаются от дошкольников более сформированными процессами мышления, воображения, речи. С другой стороны, именно в начальной школе может сформироваться либо тенденция к шаблонности мышления, склонность действовать по заданному образцу, четкой инструкции, либо будет развиваться творческое начало личности, умения решать учебные и жизненные задачи нестандартно, оригинально, по-новому. По мнению Ганиуллиной Д.А. проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития [17]. Кондратьева Н.В. отмечает, что развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческих способностей в младшем школьном возрасте [30]. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу – психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими – управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями, и воображением. По мнению Литвиненко Н.В. для развития творческих способностей учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу диалектического мышления, произвольного, пространственного, продуктивного воображения [34]. Развитие творческой активности учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Поэтому, по мнению Прохоровой А.В., важно создавать благоприятную обстановку, предоставлять возможность детям задавать вопросы, поощрять ученика за возможность высказывания оригинальных идей. По мнению автора, каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные способности ребёнка, учит творчески применять полученные знания. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. Однако, на практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала [39]. Творческие способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развитию его индивидуальности. Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявляя оригинальность, нешаблонность. По мнению Байгуновой Д.М. в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности [7]. Валуева И.Н. отмечает, что в условиях деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Педагог на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинутся в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. Полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие [12]. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения. Васильева Е.А. отмечает, что задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность [14]. Ребенок младшего школьного возраста в условиях воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности [36]. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы. Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний. Таким образом, творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В следующем пункте выпускной квалификационной работы изучим детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка в младшем школьном возрасте. 1.2. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка в младшем школьном возрасте В современном обществе постоянно говорят о физическом, моральном, эстетическом, трудовом, умственном воспитании, часто забывая о «началах» всего этого – семейном воспитании. Семья – особая, несравненная сила притяжения для человека, это один из источников его мощного влияния на каждого из его членов. Воспитание детей младшего школьного возраста является основной родительской, гражданской обязанностью. В процессе воспитания родители испытывают как радость, так и горе, а иногда даже беспокойство – эмоции здесь могут быть самыми разнообразными [42]. Влияние семьи осуществляется в то время, когда психика детей младшего школьного возраста является наиболее чувствительной и пластичной, поэтому уровень нравственной культуры родителей, их устремлений, семейных традиций, всей атмосферы семьи имеет первостепенное значение [13]. Семейное воспитание характеризуется непрерывностью и продолжительностью. И в этом ни одно другое образовательное социальное учреждение не может сравниться с семьей. Влияние семьи на детей младшего школьного возраста в разные периоды их жизни не одинаково. Сама семейная жизнь многому учит детей начальной школы. Поскольку семейные отношения немыслимы без родительской любви и чутких чувств детей младшего школьного возраста к своим родителям, они более эмоциональны по своей природе, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разных возрастов, полов, часто с разными профессиональными интересами. Это позволяет детям младшего школьного возраста проявить свои эмоциональные и интеллектуальные способности в максимально возможной степени [28]. Почти 70% родителей детей младшего школьного возраста склонны переоценивать свои способности, а 25% недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей младшего школьного возраста. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе [23]. Учителя должны помочь родителям найти подходящий стиль воспитания для детей младшего школьного возраста, где основное внимание будет уделено балансу необходимого ухода и потребностям детей младшего школьного возраста на разных этапах их развития. Чтобы оказывать всестороннюю помощь своим детям младшего школьного возраста, родителям необходимы знания об особенностях психофизического развития детей младшего школьного возраста. Родители должны принимать детей начальной школы такими, какие они есть, и адекватно оценивать их возможности и потребности [29]. Психическое и физическое воспитание начинается в семье. Умелое изложение разумных, четко сформулированных требований, постоянный мониторинг поведения детей младшего школьного возраста, правильная организация досуга, воспитание стойких нравственных привычек и качеств [29]. Трудовое воспитание также начинается в семье. Это дает возможность в будущем вести самостоятельную трудовую жизнь. Самым простым и легким видом работы является самообслуживание (приводятся в порядок чистота, аккуратность). Если дети младшего школьного возраста учатся заниматься полезной работой, эта привычка остается на всю жизнь. Получив трудовое воспитание в семье, растут более самостоятельными, активными, трудолюбивыми, сознательно выполняют свои профессиональные обязанности [38]. Об эффективности семейных отношений можно говорить только тогда, когда семейные функции выполняются в благоприятной семейной среде, где преобладают взаимопонимание, дружба, любовь, найден правильный подход к детям младшего школьного возраста, необходимые методы и средства воспитания определены. Нельзя забывать о роли семейных традиций, которые обладают огромным образовательным потенциалом, используются в формировании нравственных качеств, эстетических взглядов, положительных качеств личности детей младшего школьного возраста. Многие из них, будучи улучшенными, становятся правилами, нормами, своеобразными неписанными законами. В жизни любой семьи бывают события, которые традиционно отмечаются как семейные праздники. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определенными простыми правилами и привычками, которые уже выполняются как будто автоматически. В субботу или воскресенье все члены семьи собираются за чашкой чая и спокойно разговаривают: где отдохнуть летом, какую одежду купить, например, зимой, о предстоящей поездке за город, об учебе, работе. Такие разговоры являются одной из семейных традиций. Другие традиции: путешествия по стране, прогулки по лесу. Традиции каждой семьи имеют свои особенности. Взрослые обязаны замечать и подчеркивать положительные черты у детей младшего школьного возраста и тем самым укреплять его самооценку, уверенность в себе; помочь ему избежать ошибок; поддержать в случае неудач. Но, к сожалению, не все семьи практикуют это [41]. Существует четыре тактики воспитания в семье и, соответственно, четыре стиля семейных отношений: ? диктатура, проявляющаяся в подавлении одних членов семьи, в основном взрослых, инициативе и чувстве собственного достоинства у других; ? опека, то есть система отношений, когда родители, предоставляя свой труд для удовлетворения всех потребностей детей младшего школьного возраста, защищают его от любых забот; ? невмешательство – система отношений, основанная на признании возможности самостоятельного существования взрослых и детей младшего школьного возраста; ? сотрудничество – межличностные отношения определяются общими целями и задачами совместной деятельности [42]. Стили семейного воспитания – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей [28]. В зависимости от стиля воспитания формируются отношения в семье и личность ребенка. Наиболее правильным считается демократический стиль, но не каждые родители готовы и умеют договариваться со своими детьми, так как в их детстве у них не было возможности этому научиться. Выращенные в авторитарных или гиперопекаемых семьях, они подсознательно выстраивают такие же отношения с собственными детьми. Авторитарный стиль воспитания присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Ребенку не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет [29]. Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания: ? родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни; ? дети послушны, воспитаны и вежливы; ? практически идеально ведут себя в общественных местах; ? выполняют все просьбы; ? не спорят со взрослыми; ? родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение; ? по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей [37]. Недостатки авторитарного стиля: ? дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве; ? ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди; ? не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики; ? нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями; ? утрата доверия к миру и взрослым. Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать. В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится. Еще одно последствие – стиль воспитания собственных детей человеком, который вырос с авторитарными родителями. Первый вариант – он будет такой же, основанный на страхе и подавлении. Второй – противоположный, когда ребенку все разрешается, не устанавливается никаких границ, не обозначаются правила поведения. Оба варианта не приведут к развитию здоровой личности. Либеральный стиль воспитания детей – это стиль семейного воспитания, характеризующийся недостатком опеки и контроля над ребенком. В семье спокойные отношения, от ребенка ничего не требуют, но нет одной важной части воспитания: правил и границ. По сути, дети делают все, что хотят, не обращая внимания на социальные запреты, а родители практически снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего ребенка [29]. Преимущества либерального стиля: ? с раннего детства ребенок понимает, что вся ответственность за его поступки – на нем самом; ? младшего члена семьи не загружают домашними делами, не заставляют делать уроки; ? он может проявлять и искать себя сам, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится. Недостатки либерального стиля: ? не в полной мере осознает правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично; ? без ощущения каких-либо психологических границ, человек оказывается не готов к сопротивлению со стороны других людей; ? иногда подросток, воспитывающийся в либеральной семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 60 страниц
2800 руб.
Дипломная работа, Психология, 74 страницы
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg