ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Роль малого предпринимательства в экономике
Малый бизнес вносит свой вклад в местную экономику, привнося рост и инновации в сообщество, в котором находится бизнес. Малые предприятия также помогают стимулировать экономический рост, предоставляя возможности трудоустройства для людей, которые не могут работать в более крупных корпорациях. Малые предприятия, как правило, привлекают таланты, которые изобретают новые продукты или реализуют новые решения для существующих идей. Более крупные предприятия также часто получают выгоду от малых предприятий в пределах одного и того же местного сообщества, поскольку многие крупные корпорации зависят от малых предприятий при выполнении различных бизнес-функций через аутсорсинг.
Малые предприятия - это частные корпорации, партнерства или индивидуальные предприятия с меньшим количеством сотрудников или меньшим годовым доходом, чем предприятия или корпорации обычного размера. Бизнес определяется как «малый» с точки зрения их способности обращаться за государственной поддержкой, а право на льготную налоговую политику зависит от страны и отрасли.
Многие малые предприятия также могут быстро реагировать и адаптироваться к меняющимся экономическим условиям. Это связано с тем, что малый бизнес часто очень клиентоориентирован. Многие местные клиенты останутся верными своему любимому малому бизнесу даже в разгар экономического кризиса. Эта лояльность означает, что малые предприятия часто могут оставаться на плаву в трудные времена, что может еще больше укрепить местную экономику. Малые предприятия также накапливают меньше доходов, чем более крупные корпорации, а это значит, что они могут меньше терять во время экономического кризиса.
Рассмотрим динамику численности малых предприятий в России за 2017-2019 гг.
Таблица 1
Динамика численности малых предприятий в России за 2017-2019 гг.
01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 Абсолютное отклонение
2019 к 2017 (+,-) Относительное отклонение
2019 к 2017
(%)
Кол-во малых предприятий, ед. 2770562 2754577 2659943 -110619 -3,99
Примечание - Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./Росстат. – M., 2019 – 87 с
По данным таблицы 1 видно, что динамика численности малых предприятий в России за 2017-2019 гг. отрицательная. По сравнению с 2017 годом, на 01.01.2019 года количество малых предприятий в России снизилось на 110619 ед., или на -3,99 %. Для наглядности отразим динамику численности малых предприятий в России за 2017-2019 гг. на рисунке 1.
Рис. 1 - Динамика численности малых предприятий в России за 2017-2019 гг., ед.
Примечание - Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./Росстат. – M., 2019 – 87 с
Далее в таблице 2 проведем анализ динамики численности малых предприятий в России за 2017-2019 гг. по федеральным округам, ед.
Таблица 2
Динамика численности малых предприятий в России за 2017-2019 гг. по федеральным округам, ед.
Федеральный округ 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 Абсолютное отклонение
2019 к 2017 (+,-) Относительное отклонение
2019 к 2017
(%)
Центральный федеральный округ 939107 974172 937312 -1795 -0,19
Южный федеральный округ 226320 209659 203367 -22953 -10,14
Северокавказский федеральный округ 53899 379055 46926 -6973 -12,94
Приволжский федеральный округ 484013 472291 459505 -24508 -5,06
Уральский федеральный округ 254450 242209 229069 -25381 -9,97
Сибирский федеральный округ 322497 318776 289201 -33296 -10,32
Дальневосточный федеральный округ 118802 110311 125679 6877 5,79
Примечание - Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./Росстат. – M., 2019 – 87 с.
Данные таблицы 2 показывают, что отрицательная динамика численности малых предприятий в разрезе федеральных округов отрицательная, за исключением показателей ДФО. В данном федеральном округе численность малых предприятий показывает положительный результат – увеличение на 6877 ед.
Рассмотрим структуру численности малых предприятий России в разрезе федеральных округов на 01.01.2019 года.
Таблица 3
Структура численности малых предприятий России в разрезе федеральных округов на 01.01.2019 года
01.01.2019, ед. Доля, %
Центральный федеральный округ 937312 35,24
Южный федеральный округ 203367 7,65
Северокавказский федеральный округ 46926 1,76
Приволжский федеральный округ 459505 17,27
Уральский федеральный округ 229069 8,61
Сибирский федеральный округ 289201 10,87
Дальневосточный федеральный округ 125679 4,72
Итого 2659943 100,00
Примечание - Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./Росстат. – M., 2019 – 87 с
По данным таблицы 3 видно, что наибольшую долю в структуре малых предприятий России занимает ЦФО – 35,24%, на втором месте ПФО – 17,27%, на третьем СФО – 10,87%, при этом стоит отметить, что самую малую долю в структуре малых предприятий занимает СКФО – 1,76%.
Рис.2 - Структура численности малых предприятий России в разрезе федеральных округов на 01.01.2019 года
Примечание - Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./Росстат. – M., 2019 – 87 с
В современных обстоятельствах не вызывает сомнений, что результативное развитие общества и экономики невозможно без малого предпринимательства.
Малый бизнес решает несколько важных экономических и социальных задач, увеличивая экономическую безопасность государства. Экономическая безопасность – это положение экономики, при котором: гарантируется активное социально-экономическое развитие страны, стабильность национальной экономики по взаимоотношению к воздействию внутренних и внешних условий, оказывающих отрицательное воздействие, конкурентоспособность и защита государственных интересов на международной арене. Таким образом, возможно говорить, что :
- малый бизнес содействует смягчению колебаний экономической конъюнктуры. Это достигается за счет механизма сбалансирования предложения и спроса.
- малый бизнес формируется в тех сферах, где появляется неудовлетворенный спрос. Гибкость малого бизнеса дает возможность ему стремительно реагировать на ситуацию как на товарных, так и на финансовых рынках.
- малый бизнес содействует заключению социальных вопросов.
Малый бизнес – это рабочие места для наемных сотрудников, обеспечение самозанятости. Значимым считается и развитие благодаря малому бизнесу так называемого «среднего класса». Уровень заработной платы для наемных работников при этом устанавливается с помощью рыночных элементов, исходя из спроса и предложения на труд, а не регламентируется государством. Наиболее высококвалифицированный сотрудник может получать наиболее высокую заработную плату, даже если должности называются одинаково у некоторых людей. Помимо этого, малый бизнес считается налогоплательщиком по ряду налогов (как федеральных, так и местных), а налоги направляются на решение разных социальных вопросов государства:
- малый бизнес формирует крепкую конкурентную среду. Вследствие этому появляются стимулы более полно применять умения, знания, навыки, энергию людей, а кроме того организационные, материальные и другие ресурсы.
- малый бизнес требователен к рациональности применения ресурсов. Малое предприятие не может себе позволить содержать «лишних» работников, иметь излишние резервы сырья и т.д.
Это содействует увеличению производительности применения ресурсов в экономике в целом. Благодаря развитию малого бизнеса создается диверсифицированная система услуг. По самой своей сути малое предпринимательство считается антимонопольным. Покупатель получает выбор, куда обращаться, что в целом содействует увеличению качества получаемых услуг .
Отметим, что малый бизнес или предпринимательство опирается на деятельность небольших фирм, предприятий, которые не входят в различные коммерческие объединения. Считается, что экономика развивается при оптимальном сочетании крупного, среднего и малого бизнеса.
1.2 Инструменты государственной поддержки малого предпринимательства
Основная цель государственной политики - реализация поставленных задач в области развития малого предпринимательства. Она осуществляется с помощью данных инструментов:
- внедрения особых налоговых режимов, упрощения правил ведения бухгалтерского и налогового учета, составление статистических отчетов, форм налоговой декларации;
- льготный порядок расчетов за приватизированное имущество;
- специальные формы участия в процедурах размещения госзаказов;
- обеспечение законных интересов и прав при осуществлении государственного контроля, финансовая помощь и иные, направленные на реализацию поставленных целей и задач.
Следует отметить, что государство осуществляет поддержку только тех субъектов малого предпринимательства, которые находятся в государственных реестрах. Реализация программ по развитию малого бизнеса осуществляется не только с помощью финансовой поддержки, но и консультационной, имущественной и информационной.
Государство также осуществляет поддержку на высоком уровне в сфере промышленного производства и инноваций. Без внимания государства не остались и сферы малого бизнеса, осуществляющие внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность. Они также имеют право на различные льготы и всестороннюю помощь Российской Федерации.
Кроме того, в систему поддержки малого бизнеса должны входить государственные и муниципальные фонды поддержки бизнеса, центры и агентства по развитию предпринимательства, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды. Задача которого - увеличить возможные вложения в малый бизнес. Сюда также входят инновационные центры, палаты и центры ремесел, бизнес-инкубаторы, центры маркетинга и бизнес-обучения, агентства поддержки экспорта, лизинговые компании, консультационные центры и другие организации.
Существует особая упрощенная форма налогообложения для малых предприятий – патентная. В соответствии с ней для индивидуальных предпринимателей ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальный предприниматель может получить патент, отменяются. Также допускается привлечение наемных трудящихся.
В случае применения патентной системы налогообложения малый предприниматель вправе привлекать наемных работников, также по гражданско-правовым договорам. Тогда средняя численность наемных работников, определяемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере статистики, за налоговый период не должна быть больше среди всех сфер, в которых действует индивидуальный предприниматель.
На сегодняшний день под государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства подразумевают целенаправленное создание экономической и правовой почвы, стимулов для развития производств, а также финансирование и материальные вложения в него на выгодных условиях.
Итак, система поддержки малого предпринимательства со стороны государства представлена на рисунке 3.
Рис. 3 - Система поддержки малого предпринимательства со стороны государства
Примечание - Дэвид Дикинсон, Предпринимательство и малые фирмы. - М.: Институт прикладной психологии "Гуманитарный центр", 2017. – С. 159
Государственный аппарат поддержки малого предпринимательства состоит из государственных структур, отвечающих за его развитие на федеральном уровне.
Например, фонд содействия занятости вместе с районными центрами предоставляет данные и советы, экономическую поддержку людям, которые решили самостоятельно создать небольшую организацию. Этот фонд также оказывает организационную помощь, предоставляя базу данных с указанием людей, которые хотят найти работу по данной специальности.
Кроме того, одним из важнейших инструментов в сфере помощи малому бизнесу является правовое регулирование. Он усиливает систему финансовых, экономических, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую помощь отдельным видам малого бизнеса.
Государственный Совет Российской Федерации одобрил Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Это система приоритетов и принципов функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в сфере малого бизнеса.
Одна из задач государственной помощи малому предпринимательству и Концепции - создание благоприятной правовой среды, введение ответственности за действия, за бездействие, препятствующие созданию и функционированию малого бизнеса, оказание финансовой поддержки со стороны государства.
Наиболее популярные формы поддержки - это финансовая поддержка, информационная поддержка и поддержка в области обучения и переподготовки управленческих кадров .
Основным органом государственной власти, который осуществляет поддержу малого бизнеса в РФ, является Министерство экономического развития. Данное министерство с 2005 года осуществляет выплату субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью осуществления помощи государства представителям малого предпринимательства и на уровне регионов.
Министерство экономического развития предоставляет помощь со стороны государства сектору малого бизнеса соответственно постановлению Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
В данной программе, реализованной Минэкономразвития России, предусматриваются следующие меры поддержки субъектов малого бизнеса:
- поддержка малых и средних предприятий на начальном этапе;
- информация и консультации малых предприятий;
- помощь малым предприятиям, занимающимся производством товаров и промышленным производством;
- организация помощи малым предприятиям, занимающимся ремесленным, сельским и экологическим туризмом;
- создание гарантийных фондов для гарантирования обязательств;
- поддержка ориентированных на экспорт малых предприятий.
Деятельность системы государственной поддержки малого бизнеса направлена на снижение его рискованности. Недостаточная обеспеченность ресурсами вынуждает государство помогать малому бизнесу по следующим главным направлениям:
- финансовая поддержка (формирование государственных программ);
- льготные кредиты малым предприятиям (гранты, налоговые и амортизационные отчисления и др.);
- техническое и материальное обеспечение (различные виды лизинга техники и оборудования для малого бизнеса, создание Технопарка);
- данные и информацию (доступ к техническим библиотекам, базам данных, консультации и юридические услуги, в частности, в отношении создания бизнеса, налогообложения, управления);
- построение инфраструктуры рынка (проведение ярмарок, создание рынков оборудования, а также технологий, которые будут использоваться малыми фирмами).
Первоочередной задачей является обеспечение финансовой поддержки со стороны государства, в связи с необходимостью государственной поддержки малого бизнеса в России, а также создание эффективного финансового механизма, предназначенного для осуществления государственной помощи малому бизнесу, и, кроме того, финансирование межрегиональных программ и программ в регионах, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.
В целях выполнения этой задачи основные виды деятельности включают следующее:
- разработка финансовой стратегии привлечения инвестиций;
- помощь в создании льготных налоговых схем для малых предприятий;
- создание лизинг системы как одной из наиболее перспективных возможностей для создания и развития производственной базы для малых предприятий;
- подготовка и переподготовка кадров для работы на малых предприятиях;
- создание условий для успешного развития бизнеса;
- деятельность по созданию инфраструктуры поддержки;
- информационно - правовая поддержка субъектов малого предпринимательства;
- развитие инноваций в бизнес - структурах, поддержка развития новых технологий и изобретений .
Государственная помощь малым предприятиям является важным экономическим направлением. В России сегодня более 5,5 млн малых предприятий составляют 21% валового внутреннего продукта страны. К 2030 году доля малых и средних предприятий в ВВП Российской Федерации, как ожидается, достигнет 45%.
Государственная система поддержки малого бизнеса имеет некоторые проблемы, решение которых в ближайшей перспективе необходимы для более успешного развития сектора малого бизнеса в будущем.
К основным недостаткам государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства относятся:
- несовершенство нормативно - правовой базы государственной помощи малым предприятиям;
- отсутствие финансирования деятельности по поддержке малых предприятий на федеральном, региональном и местном уровнях;
- высокая налоговая нагрузка на малые предприятия;
- нет полного анализа, позволяющего судить о потребностях предприятий малого бизнеса, отсутствие мониторинга эффективности деятельности компаний, получивших поддержку .
Всё это в целом говорит о системности государственной поддержки малого бизнеса и значительном продвижении Российской Федерации на пути к переходу к рыночной экономике. Но в этот же период в других странах Европы создано намного больше предприятий малого предпринимательства и достигнуты более высокие показатели соотношения ВНП и численности населения, чем в Российской Федерации. Такая разница связана прежде всего с трудностями в построении качественной инфраструктуры экономики и ограничениях в условиях деятельности малого бизнеса .
Государственная помощь малым предприятиям является важным экономическим направлением. В России сегодня более 5,5 млн малых предприятий составляют 21% валового внутреннего продукта страны. К 2030 году доля малых и средних предприятий в ВВП Российской Федерации, как ожидается, достигнет 45%.
Государственная система поддержки малого бизнеса имеет некоторые проблемы, решение которых в ближайшей перспективе необходимы для более успешного развития сектора малого бизнеса в будущем.
К основным недостаткам государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства относятся:
- несовершенство нормативно - правовой базы государственной помощи малым предприятиям;
- отсутствие финансирования деятельности по поддержке малых предприятий на федеральном, региональном и местном уровнях;
- высокая налоговая нагрузка на малые предприятия;
- нет полного анализа, позволяющего судить о потребностях предприятий малого бизнеса, отсутствие мониторинга эффективности деятельности компаний, получивших поддержку .
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Характеристика субъектов малого предпринимательства Волгоградской области
В рамках данной работы рассмотрим динамику численности малых предприятий в Волгоградской области за 2018-2020 гг.
Таблица 4
Динамика численности малых предприятий в Волгоградской области за 2018-2020 гг.
2017 2018 2019 Абсолютное отклонение
2019 к 2017 (+,-) Относительное отклонение
2019 к 2017
(%)
Кол-во малых предприятий, ед. 26559 23888 21861 -4698 -17.68
Примечание - составлено автором на основании данных официального сайта «Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 07.05.2021 г.)
По данным таблицы 4 видно, что в Волгоградской области динамика численности малых предприятий за 2018-2020 гг. отрицательная. По сравнению с 2018 годом, на 01.01.2021 года количество малых предприятий в Волгоградской области снизилось на 4698 ед., или на -17,68 %.
Для наглядности отразим динамику численности малых предприятий в Волгоградской области за 2017-2019 гг. на рисунке 4.
Рис.4 - Динамика численности малых предприятий в Волгоградской области за 2017-2019 гг., ед.
Примечание - составлено автором на основании данных официального сайта «Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 07.05.2021 г.)
Далее следует проанализировать структуру малых предприятий в Волгоградской области за 2019 гг. по видам деятельности.
Таблица 5
Структура малых предприятий в Волгоградской области за 2019 гг. по видам деятельности
Вид деятельности малого бизнеса в регионе Кол-во, ед. Доля, %
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 8775 34,24
Строительство 3176 12,39
Деятельность профессиональная, научная и техническая 2524 9,85
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 2247 8,77
Обрабатывающие производства 2216 8,65
Транспортировка и хранение 1609 6,28
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 1189 4,64
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 1072 4,18
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 864 3,37
Деятельность в области информации и связи 705 2,75
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 559 2,18
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 199 0,78
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 188 0,73
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 136 0,53
Образование 117 0,46
Добыча полезных ископаемых 50 0,2
Итого 26559 100,00
Примечание - составлено автором на основании Волгоградская область в цифрах. 2019: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2020 – 380 с.
По данным таблицы 5 видно, что большую долю в структуре малых предприятий региона занимает малый бизнес в сфере деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» - 34,24%, на втором месте «Строительство» - 12,39%, на третьем «Деятельность профессиональная, научная и техническая» - 9,85%, при этом стоит отметить, что самую малую долю в структуре видов предпринимательской деятельности региона занимает «Добыча полезных ископаемых» - 0,20%.
Таблица 6
Динамика численности работников малого бизнеса Волгоградской области
2017 2018 2019 Абсолютное отклонение
2019 к 2018 (+,-) Абсолютное отклонение
2019 к 2017
(%)
Кол-во работников, чел. 153465 144800 128695 -24896 -16,22
Примечание - составлено автором на основании официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://volgastat.gks.ru/small_and_medium_enterprises (дата обращения 07.05.2021 г.)
Данные таблицы 6 показывают снижение количества работников в 2019 году по сравнению с 2017 годом на 24896 чел. При этом стоит отметить, что по отношению к 2018 году число работников сократилось на 8665 чел.
Падение было систематическим: из двенадцати месяцев не было ни одного, после которого численность работников МСБ показывала бы положительную динамику. Минэкономразвития объяснило это особенностями ведения реестра: информация о занятости в действующих или вновь созданных компаниях не обновляется ежемесячно, а сотрудники предприятий, прекративших свою деятельность, оперативно исключаются из статистики.
Снижение занятости связано с недоверием бизнеса к мерам господдержки. Предприниматели опасаются льготных программ, так как требуют выхода из тени. Это грозит им в будущем лишними проверками, а в худшем случае - закрытием бизнеса. При этом повышение налога на добавленную стоимость и установка кассовых аппаратов, по его мнению, не повлияли на динамику.