ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие источников финансирования деятельности современного бизнеса
Ключевая особенность каждого бизнеса – максимизировать прибыль от своей деятельности. Независимо от организационно-правовой формы предприятия или отрасли, в которой эта организация функционирует, для обеспечения бесперебойной работы часто требуются дополнительные средства.
Несколько лет назад, в условиях плановой экономики в России, благодаря системе перераспределения финансовых ресурсов, организации в случае банкротства могли получить государственную поддержку. Сейчас в условиях рыночной экономики, каждый бизнес заботится о финансовом обеспечении самостоятельно, а на помощь из государственного бюджета свойственно рассчитывать только государственным предприятиям.
Поэтому современный бизнес сталкивается с проблемой управления источниками финансирования, ведь от их оптимального и эффективного формирования зависят репутация, финансовое положение и конкурентоспособность предприятия.
Для осуществления своей деятельности организациям требуется финансирование. Под финансированием традиционно понимают совокупность форм и методов снабжения организации финансовыми ресурсами, средствами, необходимыми для осуществления своей деятельность и дальнейшего развития. В широком же смысле финансирование можно назвать источником формирования капитала организации.
Под капиталом понимаются средства компании, которыми она располагает для осуществления деятельности.
Говоря о методологии обозначения понятия «источники финансирования», на сегодняшний день нет единой трактовки термина, поэтому в рамках данной работы предложено рассмотреть наиболее популярные определения, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Определения понятия «источники финансирования» с точки зрения разных авторов
*разработана автором на основе анализа научной статьи: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-i-vidy-istochnikov-finansirovaniya
Таким образом, разные авторы дают свои определения источникам финансирования бизнеса, однако можно выделить характерные черты, объединяющие данные дефиниции: ресурсы, капитал и денежные средства.
1.2. Классификация источников финансирования
Важным моментом в правильной организации финансирования бизнеса является классификация источников финансирования. Наиболее развернутая классификация дана доктором экономических наук, профессором И. А. Бланком, который провел их систематизацию по двум направлениям (приложение 1):
– источникам и формам привлечения;
– характеру и направлениям использования.
Остановимся на направлении «источники и формы привлечения». Автор сгруппировал источники финансирования бизнеса по следующим классификационным признакам:
1) по отношению к предприятию;
2) по титулу собственности;
3) по срокам привлечения;
4) по форме собственности;
5) по форме аккумулирования.
Согласно первому классификационному признаку выделяют внешние и внутренние источники финансирования (рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация источников финансирования бизнеса по отношению к предприятию
К внутренним источникам относятся накопленные собственные средства организации, то есть те средства, которые созданы самой организацией или его учредителями. К внешним источникам относят финансовые ресурсы, привлеченные организацией извне: средства финансово-кредитных организаций, инвесторов (физических и юридических лиц), государства.
Стоит отметить, что бизнес, использующий преимущественно внутренние источники финансирования, является наиболее финансово устойчивыми. Данное обстоятельство обусловлено тем, что организациям не приходится платить дополнительные средства для привлечения финансовых ресурсов из внешних источников. Однако данный бизнес, зачастую, ограничен в своих темпах роста, поскольку не имеет возможности приобрести достаточное количество дополнительных активов во время благоприятной конъюнктуры рынка.
Подводя итог, стоит отметить, что развитие бизнеса и сохранение его финансовой устойчивости достигается при правильном соотношении внутренних и внешних источников финансирования.
Перейдем к следующему классификационному признаку – титулу собственности. И.А. Бланк выделяет собственные и заемные средства (рисунок 2).
Рисунок 2. Классификация источников по титулу собственности
Заемные средства организации выражаются в финансовых обязательствах и привлекаются, основываясь на критериях: возвратности, срочности и платности. К заемным средствам традиционно относят: кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторскую задолженность, лизинг, долговые ценные бумаги и др.
Заемное финансирование, как форма финансирования, обеспечивает перспективы роста, но при увеличение доли заемного капитала в общей структуре капитала возрастает и риск снижения финансовой устойчивости, уменьшается доходность активов за счет выплачиваемого ссудного процента.
Целесообразно рассматривать преимущества разных видов источников финансирования при принятии управленческих решений, связанных с преодолением дефицита денежных средств. Данная информация отражена а приложении 2.
К собственным средствам организации относят: уставный, добавочный и резервный капитал.
В идеальной перспективе, стоит реализовывать принцип самофинансирования в бизнесе, при котором организация стремится покрывать свои потребности собственными финансовыми ресурсами. Однако, на практике возможны форс-мажорные обстоятельства в виде больших временных разрывах между поступлением средств от покупателей и закупкой материалов или же при расширении бизнеса, запуске новых инвестиционных проектов. В таком случае бизнес вынужден использовать преимущества заемного финансирования.
Говоря о сроках привлечения источников финансирования, автор выделяет: краткосрочные и долгосрочные источники финансирования бизнеса в современных условиях.
Период привлечение краткосрочных источников финансирования – до 1 года, а долгосрочных – более 1 года.
Краткосрочное финансирование применяется с целью устранения текущих финансовых проблем, а также может быть использовано, в частности, для пополнения оборотного капитала или промежуточного финансирования долгосрочного проекта.
Краткосрочные источники финансирования обладают рядом очевидных преимуществ: оно, как правило, более доступно, менее затратно и имеет большую гибкость.
Источниками краткосрочного финансирования компаний являются:
– торговый кредит;
– предоплата покупателей продукции компании;
– краткосрочное банковское финансирование.
Стоит отметить, что для российских реалий самым актуальным источником краткосрочного финансирования является торговый кредит.
Таблица 2. Краткосрочные источники финансирования современного бизнеса
Источники долгосрочного финансирования включают прибыль, остающуюся в распоряжении организации, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, страховые возмещения и др.
Управление долгосрочными источниками финансирования включает (рисунок 3) :
Рисунок 3. Управление долгосрочными источниками финансирования
Важно понимать, что при возможности выбора источников финансирования бизнеса, привлечение долгосрочных кредитов кажется более предпочтительным, ввиду наличия маленького ликвидного риска. Также менеджментом должен быть обеспечен контроль за ритмичностью поступления бюджетных и иных заемных средств, на законном основании, их целевым и эффективным использованием. Долги бизнеса должны погашаться в установленные сроки.
К источникам долгосрочного финансирования бизнеса в современных условиях относят:
– национальные банки;
– иностранные банки;
– портфельные инвесторы – частные фонды;
– стратегические инвесторы.
К другим набирающим популярность источникам долгосрочного финансирования бизнеса относят:
– публичные эмиссии акций;
– облигации;
– конвертируемые облигации;
– лизинг.
Стоит иметь ввиду, что всевозможные источники финансирования отличаются друг от друга критериально, т.е. по гибкости, признакам кредитования, наличия и стоимости.
Выбор источников финансирования напрямую зависит от количества требуемых средств. Так, для финансирования только в крупных размерах прибегнут к помощи: иностранные банки, стратегические инвесторы, публичная эмиссия, облигации и конвертируемые облигации, а для финансирования в крупных и малых размерах – местные банки, частные инвестиционные фонды, лизинг.
Подводя итог, необходимо определить соответственно источники финансирования бизнеса и расположить их в зависимости от стоимости, как и в случае с краткосрочным финансированием.
Таблица 3. Долгосрочные источники финансирования современного бизнеса
*разработана автором на основе анализа трудов Ковалева В.В.
Одна из целей финансового менеджмента – определение оптимального источника финансирования бизнеса, выбор которого определяется при постановке целей, на которые необходимо выделить дополнительные финансовые ресурсы, а также срок их привлечения. При этом важно учитывать следующие особенности: стоимость ресурса, его доступность для организации в сложившихся условиях. Цену использования финансового ресурса определяют, опираясь на процентные ставки, уровень инфляции, необходимые премии и вознаграждения, а также налоговый эффект.
Говоря о структуре источников формирования финансовых ресурсов, важно отметить, что в современных условиях первостепенное значение определяет долю собственных средств в их общем объеме. Так, удельный вес заемных источников свыше 50% значительно усложняет деятельность организации за счет дополнительных выплат банкам, акционерам, пайщикам и часто делает баланс неликвидным. Поэтому финансисты организаций обязаны каждый раз рассчитывать выгодность привлечения в оборот заемных средств.
1.3. Механизм управления источниками финансирования бизнеса в современных условиях
Вопрос эффективного управления источниками финансирования бизнеса стоит сегодня наиболее остро. Рассмотрим ряд принципов, благодаря которым обеспечивается реализация эффективного управления (рисунок 4).
Рисунок 4. Основные принципы управления источниками финансирования современного бизнеса
*разработан автором по результатам анализа трудов И.А. Бланка
Анализируя данную схему, целесообразно сделать ряд выводов: во-первых, система управления источниками финансирования должна строиться как единая взаимосвязанная совокупность элементов; во-вторых, все управленческие решения в области формирования и использования источников финансирования бизнеса оказывают прямое или косвенное воздействие на его финансовую позицию и результаты финансовой деятельности.
Таким образом, рассмотренные принципы служат основой организации системы управления источниками финансирования современного бизнеса.
Процесс управления источниками финансирования бизнеса базируется на определенном механизме. Механизм управления источниками финансирования бизнеса – это совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области их формирования, распределения и использования. Структура механизма управления включает следующие элементы, представленные на рисунке 5.
Рисунок 5. Механизм управления источниками финансирования бизнеса
*разработан автором по результатам анализа трудов И.А. Бланка
Наиболее значимые элементы данной системы для современного бизнеса:
1) Система внешней поддержки, к которой относят кредитование, лизинг, страхование и другие формы финансирования;
2) Система финансовых рычагов, включающая в себя прибыль, цену, амортизационные отчисления, чистый денежный поток, дивиденды и прочие экономические рычаги;
3) Система финансовых методов, таких как:
• Балансовый метод;
• Экономико-статистические методы;
• Методы экспертных оценок;
• Метод технико-экономических расчетов.
Наиболее полная система механизма управления источниками финансирования представлена в приложении 3.
В заключении отметим, что эффективный механизм управления позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед бизнесом цели и задачи. Рассмотрев теоретические аспекты, перейдем к практической части.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФОРБО-КАЛУГА» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Форбо-Калуга»
«Forbo Group» – это мировой лидер в производстве напольных покрытий, строительной химии и конвейерных лент. Дивизионы «Форбо» представлены в 39 странах – самые крупные из которых расположены на территории США, Великобритании, Австралии, Канады, Ирландии и Индии (рисунок 6).
Рисунок 6. Присутствие «Forbo Group» на мировом рынке
*Разработан автором посредством встроенных инструментов визуализации Microsoft Power BI
Также в «Группу» входит 51 производственное предприятие, одно из которых расположено на территории Калужской области.
Организация ООО «Форбо-Калуга» была основана в 2000 году, в апреле. Общество зарегистрировано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»; расположено по адресу: Дзержинский район, поселок Товарково, Промышленный микрорайон, 3. Директором является Шарифова Рена Сократ Кызы.
ООО «Форбо-Калуга» – это динамично развивающаяся организация, обладающая научно-техническим, кадровым потенциалом и значительным опытом производства пластмассовых изделий, используемых в строительстве.
Стоит отметить, что перечень, по которым организация осуществляет свою деятельность включает в себя следующие направления:
1) розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков;
2) производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик;
3) производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;
4) оптовая торговля прочими промежуточными продуктами;
5) производство желатина и его производных;
6) производство клеев;
7) деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров.
ООО «Форбо-Калуга» имеет собственную производственную базу для изготовления напольных покрытий.
Основной целью деятельности ООО «Форбо-Калуга» является извлечение прибыли, а также насыщение рынка товарами и услугами.
Организационная структура управления данной организации – линейно-функциональная – представлена в приложении 4. Структура, численность работников определяется штатным расписанием, внутренними правилами и должностными инструкциями предприятия.