1. Научно-теоретические основы изучения стандартизированного интервью
1.1 Характеристика метода стандартизированного интервью
Для углубления в тему метода стандартизированного интервью для начала нужно узнать, что же такое метод интервью. Как пишет русский социолог В.А. Ядов, который очень широко и глубоко углубился в эту тему, по его определению интервью - это «проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Поэтому наиболее распространенными видами коммуникации между специалистом по социальной работе и клиентом являются такие методы опроса, как интервью, анкетирование и беседа. При этом наиболее результативным видом социологического исследования, использующего, непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью является – интервью.
Социологическое интервью представляет собой наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Интервью по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения специалиста и респондента. При проведении, например, анкетного опроса, оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент совершенно самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического интервью следует отметить особую роль интервьюера, его инициативу. В этом случае контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером: он задает вопросы, организует интервью и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Этот совершенно особый статус интервьюера как мобильной, активной и направляющей беседу личности, делает сам процесс интервьюирования наиболее чутким, креативным, гибким, что позволяет получить максимум информации об изучаемом объекте исследования. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом (если это допускается инструкцией), а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью наиболее адекватного, точного представления ее в опросном листе. Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса [11].
Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы, так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре самого интервьюирования. Отмеченные нюансы, связанные со сложностями проведения и организации интервью, являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют на оптимизацию и совершенствование самой процедуры интервью, более серьезное отношение к его организации с целью использования всех его преимуществ в социологической практике.
В рамках социологии выделяют следующие виды интервью по степени стандартизации вопросов:
- формализованное (стандартизированное),
- фокусированное,
- свободное.
Наиболее часто применяется именно стандартизированные интервью, которое отличается четко заданной формулировкой вопросов и определенным порядком их предъявления респонденту. Поскольку интервьюер не имеет права вносить изменения в список вопросов, данный вид опроса не требует от него высокой степени квалификации.
Эта разновидность интервью очень подробно отражена в отечественных учебниках, у таких авторов как Ядов В.А., Бутенко И.А., Воронкова О.А, Воронов Ю.П. и др. Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и должны поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты.
Стандартизированное интервью могут быть с закрытыми и открытыми типами вопросов. Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами является самым распространенным видом интервью. В нем взаимодействие интервьюера и респондента строго регламентировано вопросником, который детально проработан, и инструкцией. При данном интервью к минимуму сведено влияние самого интервьюера на качество данных, а надежность собираемой информации доведена до самого высокого уровня
У стандартизированного интервью с открытыми вопросами меньше степень стандартизации поведения интервьюера и респондента. Строго обязательно наличие плана интервью, последовательности вопросов и их формулировок в открытой форме (варианты ответов не нормированы). Интервьюер озвучивает вопросы без отклонений от формулировок, заданных исследователем, а респондент отвечает в свободной форме. Фиксация ответов происходит стандартным образом и предусматривается инструкцией [14].
Данные стандартизированного интервью сопоставимы друг с другом в большей степени, чем данные свободного интервью. Недостатком стандартизированного интервью является то, что полученная информация может носить поверхностный характер. Также стоит отметить, что не все респонденты понимают однозначно заданные им вопросы, а невозможность интервьюера варьировать их, может приводить к снижению надежности результатов.
Стандартизованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, а также множества других целей, включающих получение количественной информации.
Кроме этого, данный вид интервью очень удобен в случае, когда письменный опрос становится затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице).
Таким образом, можно сделать вывод, что стандартизированное интервью является основным методом сбора информации специалиста по социальной работе. Поскольку план проведения стандартизированного интервью четко определен опросным листом, оно не требует от специалиста по социальной работе какой-либо специальной подготовки. Доступность и простота проведения такого интервью определяют его как самый популярный способ взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента.
Однако ограниченность круга вопросов, четкая структура и план интервью могут негативно влиять на полученные результаты: респонденты могут по-разному трактовать вопросы и давать на них нестандартные ответы. Доля таких ответов будет несущественна и в целом не должна повлиять на общий результат опроса. Все эти вопросы мы рассмотрим в следующем подразделе.