ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
1.1. Определение понятия «аудиовизуальные и интерактивные средства обучения»
На сегодняшний день существует множество аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, используемых в преподавании различных школьных предметов. Но, прежде чем анализировать специфические возможности технических средств обучения в преподавании географии на уроках в школе, отметим, что же на сегодняшний день понимается под аудиовизуальными технологиями обучения. В самом общем виде – это совокупность программно-аппаратных средств с дидактическим и методическим обеспечениями, применяемых в учебно-воспитательном процессе [10].
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Аудиовизуальные средства обучения - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. К аудиовизуальным средствам относятся видеофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, учебные радио- и телепередачи, аудиозаписи на аналоговом или цифровом носителе, электронные презентации, учебные видеофильмы [15]. Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни [6].
Аудиовизуальные средства обучения подразделяются на:
• визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;
• аудитивные (слуховые) средства (видеограммы) – грамзапись, магнитозапись, радиопередатчик;
• собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеограммы) – кино, теле и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.
Аудиовизуальные средства обучения могут быть:
• учебными, специально предназначенными для занятий языком и содержащими методически обработанный учебный материал (наглядные пособия);
• учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку (средства наглядности);
• естественными средствами массовой коммуникации, включаемыми в учебный процесс.
Дидактические особенности аудиовизуальных средств обучения следующие:
• высокая информационная насыщенность;
• рационализация преподнесения учебной информации;
• показ изучаемых явлений в развитии, динамики;
• реальность отображения действительности.
Аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих эмоциональный фон педагогического процесса.
Интерактивные средства обучения – это те средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающимся, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий [13].
Применение аудиовизуальных и интерактивных средств обучения подразумевает использование определенных технических средств. Технические средства обучения предъявляют и обрабатывают информацию, оптимизируя тем самым учебно - воспитательный процесс. К современным техническим средствам передачи информации можно отнести следующие: мультимедиа проектор, интерактивная доска, дистанционный пульт управления (в простом варианте — лазерная указка), мультимедийный проигрыватель, телевизор, микрофон, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера и др. Основным назначением всех этих устройств является повышение эффективности процесса обучения [5].
Самыми существенными достоинствами таких средств является то, что они позволяют:
• значительно быстрее доносить обучающимся необходимый учебный материал;
• создавать, как для обучающихся, так и для преподавателей более комфортные условия, когда учебный материал необходимо конспектировать;
• налаживать устойчивую обратную связь между обучающимися;
• сделать учебный материал более привлекательным для обучающихся:
• повысить мотивационную составляющую учебно-воспитательного процесса относительно традиционной формы обучения [9].
1.2. Возможности использования аудиовизуальных и интерактивных средств обучения на уроках географии
Каждое из аудиовизуальных и интерактивных средств обучения, используемых на уроках, имеет свои особенности.
Рассмотрим использование аудиозаписи. К звуковым средствам относятся: фонодокументы, фонохрестоматии, фонодиктанты, музыкальные записи. Дидактические возможности аудиозаписи позволяют выделить три направления их использования при обучении для записи и воспроизведения информации; в сочетании с проведением практической работы; как средство психолого-педагогического воздействия на учащихся. Аудиозапись можно применять для проведения диктантов, записи ответов учащихся, озвучивания экранных пособий, музыкального сопровождения урока. В фонотеку можно поместить записи выступлений разных географических деятелей: глав государства, политиков, ученых, специалистов областей науки и техники и др. Аудиофайл может содержать учебный материал в помощь отстающим или пропустившим занятия учащимся. Таким образом, содержание аудиозаписи может быть различным и в связи с этим различны ее дидактические функции [8].