I. Появление трэвел-журналистики и проекта «The Люди»
1.1 Общая характеристика трэвел-журналистики.
Доцент кафедры журналистики Александр Александрович Бобров в своей научной статье «Журналистика путешествий: реальность и тенденции» понимал понятие трэвел-журналистики так: «Трэвел-журналистика в современной теории массовых коммуникаций – это особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагива-ет темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и др.» НЕДОСТАТОЧНО: ЕСТЬ ЛИ ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРОТИВОРЕ-ЧИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИЯХ И ДР. ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ТО РАЗЛИЧИ ВНУТРИ Т.-Ж.? ГДЕ СНОСКИ, ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ?
До появления телевидения журналистика путешествий (такой дословный перевод с английского языка) была востребована в литературе и периодике. Описание путешествий в виде путевых записок появилось очень давно. Предше-ственником трэвел-журналистики принято считать КТО? путевой очерк. Такие очерки являются жанром, в основе которого лежат описания событий и встреч, которые происходят во время путешествия автора. Прошлая «трэвел-журналистика» была востребована среди народа. Очерки ждали и читали с большим интересом, это объясняется тем, что раньше не было ни транспорта, ни средств, ни возможности покинуть место работы для отдыха. Народ боялся, но стремился познать новые места планеты, поэтому и почитали, и ждали новых статей о походах (или, как говорили в то время, хождениях). Для журналистов описать увиденное – не только игра с красивыми эпитетами, но и отражение всех чувств и эмоций автора от увиденного. А описать места – довольно слож-ная работа, очень мало подходящих слов для изложения путешествия. Как го-ворил знаменитый исследователь Дэвид Ливингстон: «Гораздо легче совершать путешествие, чем описывать его».
Самостоятельным направление очерка стало в 19 веке с приходом эры массовых путешествий для удовольствия, т.е. туризм, а уже в 21 веке путевые записки стали отдельным направлением журналистики. ОТКУДА ИНФОРМА-ЦИЯ? У корреспондентов появилась возможность не только описывать слова-ми, но показывать снятое на камеру или фотоаппарат. Появилась не только профессиональная трэвел-журналистика, но и любительская (или пользователь-ская), т.е. блог. Блоги не ограничены по времени, в отличие от телевизионных документальных фильмов), снимать их может любой желающий человек, что порождает немалую конкуренцию среди журналистов и блогеров.
В Россию жанр трэвел-журналистики пришел со времен СССР, после при-нятия закона «О печати и других средствах массовой информации» стали появ-ляться новые издания, которые еще не познали жители. Рождение огромной конкуренции вызвало спад тиражей, но через несколько лет, когда улучшилось материальное состояние народа, появилась заинтересованность в путешествиях, образовывается трэвел-журналы. Редакции отправляли журналистов за свой счет в разные страны, чтобы поведать советским гражданам об отелях, видах отдыха и достопримечательностях, благодаря таким журналам читатели позна-вали и планировали свои тур-поездки с легкостью.
Современную трэвел-журналистику аспирант кафедры телерадиожурна-листики Показаньева Инна Владимировна в своей статье «Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства» считает гибридом жанров, который совмещает в себе элементы документального филь-ма, образовательной программы, развлекательного ток-шоу с участием ведуще-го, реалити-шоу, сериала и рекламного ролика. Автор статьи считает, что для трэвел-программ характерны две тенденции: конкретная целевая адресация (мо-лодежь, путешественники, домохозяйки) и перефокусировка внимания с мест-ного населения на ведущих, часто знаменитостей для создания концептуального баланса «мы среди них», а основную роль трэвел-журналистики отмечает, что оно «влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует инфор-мацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур». ЭТО ПОКАЗАНЬЕВА СПИСАЛА У КРИВЦОВА Показаньева также называет и причину распространения такого жанра журналистики: «Популяризации трэвел-журналистики способствуют процессы конвергенции СМИ и смеси информации и развлечения- как важней-шего тренда развития современных СМИ». 1)ПОЯСНЯТЬ 2)ЦИТАТУ ДАЁТЕ НЕТОЧНО, ВПРОЧЕМ ЭТО ОНА ТОЖЕ ОТЧАСТИ ВЗЯЛА У КРИВЦОВА
У трэвел-журналистов очень много целей, довольно сложно поведать в одном фильме/выпуске о целой картине жизни в какой-либо из многочисленных стран. Поэтому авторы стараются остановиться на некоторых пунктах: целост-ный рассказ о стране или городе, демонстрация памятников и важных мест, ис-пробовать национальную кухню или ремесло.
Показаньева И.В. отмечает: «Для современных трэвел-программ характе-рен принцип мозаичности: выпуск смонтирован из нескольких сюжетов-путешествий по 10-15 минут, где планы быстро сменяют друг друга, позволяя зрителю запомнить только яркое и шокирующее. Нагнетание впечатлений со-здает у зрителя иллюзию, что он «человек мира», который мгновенно переме-щается из одной географической точки в другую и знает все обо всех». ВЫ (ИЛИ ДРУГИЕ АВТОРЫ) СО ВСЕМ ЭТИМ СОГЛАСНЫ?
Аспирант кафедры журналистики Вихорева Л.Г. выделяет функции трэвел-журналистики:
1. Интегративная функция («развитие информационного потенциала общества в сфере туризма и непрерывного обогащения информационных ресур-сов аудитории туристических СМИ»)
2. Просветительская функция («поскольку знание национальных куль-тур, традиций и обычаев являются важной составляющей корректного поведе-ния путешественника в чужой стране
3. Рекреативная-развлекательная. Для читателей/зрителей важно полу-чать информацию не нудно и растянуто, а интересно и увлекательно.
РАЗВЕ НЕ НУЖНО ЭТО ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ? ДОПОЛНИТЬ? СКОРРЕКТИРОВАТЬ?
Для того, чтобы найти интересный материал, трэвел-журналисту стоит за-ранее прописать сценарий, продумать все возможные варианты исхода событий в стране, искренне интересоваться и усердно искать нужные места для «экскур-сий», ведь о большинстве достопримечательностей уже написано и снято мно-жество работ, а показать страну не только с красочной точки зрения может не каждый. Для трэвел-журналиста важно не только показать, как и где живут дру-гие народы, но и спросить самих граждан об их быте, ведь на плечах путеше-ственника лежит большая ответственность – у зрителей сложится картина жизни только благодаря кадрам выпуска. ЭТОТ КУСОК НЕ НА СВОЁМ МЕСТЕ
Трэвел-журналист Кривцов Н.В. в научной статье: «Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы» выделяет роль трэвел-СМИ:
1. Просветительные (углубление в историю и многосторонний рассказ о стране)
2. Развлекательные («Путешествие на диване»)
3. Побудительные (реклама определенной турфирмы, побуждение к путешествию через нее)
4. Рекламные (описание курорта, отеля с красивыми фотографиями и восторженными отзывами)
5. Аналитические или профессионально-отраслевые (анализ рынка, цен и пр.)
НУЖНО КОММЕНТИРОВАТЬ! НАПРИМЕР, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3 И 4?
В связи с тем, что современный зритель (особенно подросткового возрас-та) отдает предпочтение смартфонам, все больше желающих создают свои бло-ги, это помогает зрителю выбирать контент, место и время просмотра самостоя-тельно. Также подписчики могут оставлять свои отзывы, советы, скидывать по-жертвования блогерам, оценивать лайками и дизлайками творчество. Трэвел-блогер, как и журналист, должен быть объективен, ведь из-за его информации могут появляться стереотипы и ярлыки, которые могут привести к конфликтам.
Блог «Соловьев и Скобликова» ??????????? называют «неофициальным форматом трэвел-журналистики», по их мнению, «молодежь привлекает не ис-тория и культура других стран, а рассказы автора о своих приключениях в са-мых красивых местах планеты». Блог позволяет ведущему быть эмоциональ-ным, выражаться так, как хочет он сам, посещать те места, которые не востре-бованы в трэвел-программах, т.е. блогер ассоциируется не просто с учителем, а с простым человеком, который впервые видит красоты нашего мира.
Отношение к трэвел-журналистике неоднозначное: если судить по отзы-вам, то каждый желал бы путешествовать и познавать наш мир, но не всякий сможет делать это! Физический труд в дорогах, перелетах, привыкание орга-низма к новой среде и пище, открыть новые места для зрителя, всегда быть наготове снять удачные кадры- только часть задачи журналиста или блогера, нужно еще следить и за моральным состоянием, ведь стресс, вызванный риском при снятии секретного материала или сменой окружения, могут дать о себе знать в любое время!
Каждый найдет для себя своего верного зрителя, любой труд никогда не останется незамеченным.