Актуальность. В настоящее время российское общество поставлено перед необходимостью образования современной единой системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стабильного и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и проявляющих им социальную помощь в деле жизнеустройства.
Основой для реализации государственной социальной политики в направлении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо не только совершенствовать, работать, преодолевать первопричины самого явления-сиротства, но и создать систему слаженных и хорошо проработанных механизмов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нужно усовершенствовать механизмы передачи таких детей в семью на воспитание (усыновление, попечительство или опека, устройство в приёмную семью, либо в эпизодах, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью).
Неизменность и благополучное развитие Российской Федерации во многом будет зависеть от того, как успешно сироты будут интегрированы в общество.
Продолжительное время в нашей стране превалировали две основные формы конструкции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - помещение ребенка-сироты в государственное учреждение (школу-интернат, детский дом) или семью (под опеку или на усыновление).
Приоритет давался коллективному воспитанию. Это значило, что значительная часть детей, лишенных родительской заботы, она была отправлена в государственные учреждения для детей, оставшихся без родительской помощи. В то же время единственным социальным учреждением, которое отвечало за судьбу детей в этой категории, было государство.
Конвенция о правах ребенка предусматривает, что детям, как одной из наиболее уязвимых групп населения, следует уделять внимание как отдельным лицам и членам общества, обладающим определенными правами.
В частности, в ст. 3 Конвенции принята необходимость обеспечения ребенку такой защиты и заботы, каковые нужны для его благополучия, принимая во участие права и обязанности его родителей, опекунов и прочих лиц, несущих за него ответственность по закону, - и с этой целью обязан укореняться все соответствующие законодательные и административные меры.
Конституция Российской Федерации обусловливает правовые нормы в общем лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм осуществления остаются не до конца разработанными в федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах.
Органы попечительства и опеки обязуются обнаруживать детей, оставшихся без попечения родителей, фиксировать их, выбирать формы устройства, а также реализовывать последующий контроль за условиями их содержания, образования и воспитания. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления.
Благодаря реформам, проведенным в последние годы, число детей, живущих вне семьи, значительно сократилось. Но есть еще проблемы воспитания ребенка в приемной семье. Вопрос о том, как быстро помочь ребенку адаптироваться в приемной семье, до сих пор не решен.
Таким образом, актуальность изучения состоит в том, что необходимо улучшать социально-правовое обеспечение семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали обсуждаться с древних времен.
Важную роль в раскрытии темы исследования сыграли работы Н.Н. Петурова, Д. С. Рудьман, Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова, посвященные анализу причин социального сиротства в Российской Федерации.
Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации.
Объектом исследования является опека и попечительство как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования - специфика социально-правового обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства, как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы правовые и теоретические устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2. Выявить практические проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Разработать перспективы развития института опеки и попечительства в России.
Методы исследования. В качестве методов исследования были использованы такие теоретические методы как анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, статистических данных.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: специальная литература; международные документы в области защиты прав детей; федеральные нормативно-правовые акты, нормативноправовые акты в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.