В настоящее время, все большее значение приобретают договоры, регулирующие переход прав на интеллектуальную собственность. К их числу относятся, прежде всего, лицензионный договор и договор франчайзинга, понятие которого в российской практике соотносится с договором коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии, как самостоятельный правовой институт появился сравнительно недавно, в результате адаптации под российские правовые реалии договора франчайзинга (franchising contract), распространенного в других странах.
В общих чертах содержанием договора коммерческой концессии, как и договора франчайзинга, является предоставление франчайзером (правообладателем) другой стороне – франчайзи (пользователю) права на определенных условиях использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров.
Идея франчайзинга, как отмечают некоторые исследователи, зародилась еще в Средние века, во Франции, и в то время данный термин относился к регулированию отношений, связанных с особыми привилегиями (вольностями), которые король предоставлял своим вассалам в области торговли. Дальнейшее развитие франчайзинговые отношения получают в XIX в., когда происходит развитие крупных компаний, и более мелкие в обмен на помощь и обучение сотрудников обязаны были закупать товары только у определенных поставщиков, или получали право торговать их товарами на определенной территории.
Первым франчайзером обычно называют И.Зингера, фирма которого с 1850-х гг. начала заключать с дистрибьюторами письменный договор на передачу франшизы в обмен на вознаграждение, а также фирму «Дженерал Моторс», которая с 1898г. стала привлекать дилеров для продажи продуктов на определенной территории.
Однако большинство ученых сходятся на том, что франчайзинг начал развиваться в прошлом веке в США. В 1950-е гг. начинается интенсивное увеличение количества заключаемых франчайзинговых контрактов, в 1955 г. была основана корпорация McDonald’s, которая является родоначальником так называемого франчайзинга бизнес-формата.
В России - первый договор коммерческой концессии был заключен в 1996г., что свидетельствует о сравнительно слабой урегулированности данных отношений.
Актуальность темы исследования: Коммерческая концессия (франчайзинг) как способ осуществления предпринимательской деятельности в рамках гражданско-правовых отношений, представляет собой особенный вид гражданско-правового договора. Правообладателю коммерческая концессия позволяет с минимальными издержками расширять деловую активность. Пользователю коммерческая концессия предоставляет возможность открыть собственное дело по заранее разработанной и апробированной технологии, с повышенной вероятностью того, что вновь открываемое предприятие окажется успешным.
Актуальность темы исследования определяется:
- высокой эффективностью заключения договоров коммерческой концессии, как способа осуществления предпринимательской деятельности и его значением для развития гражданско-правовых отношений;
- несовершенством правового регулирования коммерческой концессии;
- необходимостью в разрешении существующих противоречий и в выработке новых теоретических положений и практических рекомендаций в рамках темы исследования.
Это указывает на актуальность темы исследования.
Представляется важным провести сравнительно-правовой анализ договора франчайзинга и договора коммерческой концессии, исходя из возрастающей потребности в регулировании экономических и общественных отношений, связанных с использованием средств индивидуализации в рамках договорных отношений.
Объектом исследования данной работы являются гражданско-правовые отношения, связанные с договором коммерческой концессии (франчайзинга).
В предмет исследования входят:
? нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации;
? судебная практика;
? научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является исследование гражданско-правового регулирования договора коммерческой концессии (франчайзинга).
Для достижения намеченной цели направлено выполнение следующих задач:
– дать общую характеристику договора коммерческой концессии;
– рассмотреть содержание договора коммерческой концессии;
– в заключении подвести итоги по проведенному исследованию.
Теоретическая и практическая значимость исследования - разработать и обоснованно представить положения и выводы, развивающих теоретическую базу гражданского права о коммерческой концессии.
Положения, выводы и рекомендации работы, могут быть использованы при совершенствовании законодательства, использованы в правоприменительной деятельности.
В методологическом плане в настоящей курсовой работе были использованы следующие методы познания: сравнительно-правовой, анализ, метод экспертных оценок и др.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи специалистов в области российского и зарубежного договорного права, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие договоры франчайзинга и коммерческой концессии.