ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
1.1. Экономическое развитие государства: основные понятия и подходы к изучению
Экономическим развитием является положительный знак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и разных сфер общества. Стоит осознавать, что экономическое развитие прямолинейно с переменной периодичностью, для него характерно переменчивое движение – спад, рост на неопределенное время, совсем как для экономических циклов .
Кроме этого, экономическое развитие подразумевает под собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в определенных критериях системы экономики и процесса, при которых распределяются вещественные блага.
В первой половине 20 века Йозеф Штумпетер разработал основы теории экономического развития. Вклад в теорию внесли такие ученые, как Саймон Кузней, Гэри Беккер, Майкл Портер, Фернан Бродель, Николай Кондратьев и некоторые другие.
В своей основополагающей работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1911 году, Шумпетер впервые выявил различия между экономическим ростом и развитием, определил важность различных инноваций и ранжировал их по нескольким критериям.
«Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится» – так Йозеф Шумпетер объяснил разницу меж развитием и ростом. Согласно книге Йозефа Шумпетера, количественные изменения в экономике называются экономическим ростом, то есть увеличением объема производства и спроса на один и тот же продукт с течением времени. А развитие экономики означает качественные позитивные изменения, инновации в производстве, товарах и услугах, создание новых методов управления, то есть инноваций по всей экономике.
Если сконструировать это кратко: рост – количественные изменения; развитие –качественные положительные изменения.
Под экономическим ростом, как правило, понимается процесс увеличения объёмов отечественных производственных мощностей, которые могут иметь, в свою очередь, не только положительные, но также и отрицательные характеристики.
В современной экономической науке в процессе изучения сути финансового прироста в большинстве случаев акцент делается на том, что он, по сути, может отразить только числовую характеристику величины внутреннего валового продукта. Определенный круг специалистов во время его рассмотрения говорят о комплексе не только системных, но и числовых изменений в общей системе отечественного производства .
При всем при этом весьма распространено мнение о том, что необходимо разграничить два данных определения, поскольку они имеют свои уникальные первоосновные составляющие: рост экономики и развитие экономики. В то же время рост в экономике отображает числовые модификации, а развитие экономики – системные преобразования .
Рост экономики главным образом сопряжен с развитием экономики. Но также не исключены случаи, когда прирост не характеризуется поступательными высококачественными преобразованиями, а прогресс не ведет к серьезным численным сдвигам в статистике производственных объёмов выпущенной продукции.
Зачастую, принято выделять две групповых составляющие – это качественные и количественные (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Показатели роста экономики
Как правило, к числу качественных составляющих причисляют следующие: гарантию охраны окружающей среды, общая схема наличия у населения личного времени, уровень общественной защищенности людей, степень развития инфраструктуры общества, а также степень капиталовложений в развитие благосостояния каждого отдельно взятого гражданина .
К списку общих количественных параметров причисляют разного рода характеристики динамики прироста и скорости роста валового национального продукта, внутреннего валового продукта, дохода государства, а также внутреннего валового продукта на одного гражданина. К числу частных количественных составляющих можно отнести: степень отдачи фондов и их емкость, производство продукции на единицу времени, а также эффективность и результативность производства в целом .
Стоит упомянуть о том, что в достижении как качественных, так и количественных параметров роста экономики прослеживаются своего рода расхождения. В частности, с целью форсирования темпов прироста, то есть ускорения показателя количества, требуется поднять долготу трудового дня, а также сократить количество выходных дней, связанных с праздниками. Тем не менее, это неизбежно будет вести к уменьшению личного времени граждан, то есть повлечет за собой упадок показателя качества.
1.2. Основные модели экономического развития государств
Рыночная система хозяйственной деятельности предполагает различные модели развития экономик.
Так, имеется несколько моделей экономического формирования. Например, Германская модель, модель Китая, Японии, США и некоторых других стран. Несмотря на разнообразие национальных и территориальных характеристик, условия экономического развития, характеризующие процесс развития, в целом похожи.
Рост стоимости и уровня качества человеческого капитала, высокие инвестиции, эффективное самопроизводство, маленький уровень коррупции, результативные методы управления, высокая конкурентоспособность, высокий уровень и рост ВВП, улучшение свойств жизни народонаселения – эти тенденции могут быть соблюдены во всех моделях развития .
Однако для всех процветающих стран мира характерно циклическое экономическое развитие, включая кризисы, спады и постепенный рост.
Страны различаются по типу экономики: доиндустриальные страны; страны со смешанной экономической структурой; промышленно развитые страны; постиндустриальные страны; страны с экономикой, основанной на знаниях.
На три категории делятся страны в соответствии с всеобщим уровнем развития:
1. Развитые страны – это страны с эффективной инновационной экономикой. В основном это члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития. К ним относятся Соединенные Штаты Америки, Германия, Япония, Финляндия, Швеция, Австралия, Сингапур и некоторые другие. В этих странах огромное внимание уделяется образованию, экономике знаний и развитию индустрии знаний.
Человеческий капитал – важнейший производственный фактор для роста и развития экономики знаний. На его долю приходится около 80% всего национального богатства. В развитых странах мира созданы благоприятные условия для своей экономической деятельности, чтобы оперативно внедрять инновации и идеи ученых для обеспечения конкурентоспособности продукции страны на должном уровне. Вкладывая значительные средства в знания и навыки, они занимают лидирующие позиции в науке, образовании, медицине, высоких технологиях и знаниях. Развитые страны на несколько шагов впереди других стран с точки зрения ВНД на душу населения, конкурентоспособных качеств, индексов и экономических показателей.
2. Развивающаяся страна – страна с индустриальной структурой экономики и общества. Развивающиеся страны стремятся достичь уровня и качества развития ведущих государств мира, поэтому их нередко называют странами с экономикой догоняющего типа. К ним относятся: Турция, Бразилия, Китай, Чили, Аргентина, Колумбия и некоторые другие .
Многие европейские страны, такие как Польша, Латвия, Чехия, Эстония и другие, достигли высоких результатов. Они создали достаточный уровень конкурентоспособности и качества жизни в своей стране.
Этапы экономического развития в России значительно замедлились. Нашла страна сильно отстает от других развивающихся стран в плане диверсификации экономической деятельности, конкуренции, повышения производительности труда и совокупности знаний, качества жизни, снижения коррупции и преступности.
3. Слаборазвитые страны – это более бедные страны мира. В основном это страны Центральной и Западной Африки, Монголия, Афганистан, островные страны и др.
На сегодняшний день все большую популярность обретает доктрина инновационного роста экономики, которую стоит рассмотреть в качестве третьего, независимого вида экономического прироста, наряду с уже известными интенсивным и экстенсивным видами роста (рис. 1.2)
Рис. 1.2 Интенсивные и экстенсивные виды экономического развития
Инновационный вид роста экономики предполагает наращивание общего объёма отечественного выпуска товаров и услуг посредством непрерывного введения разного рода инноваций в большинстве рабочих областей, таких как выработка, создание товаров и услуг, а также хозяйственное регулирование (рис. 1.3).
Рис. 1.3 Модель инновационного роста экономики
Весьма значимым фактором инновационного вида роста экономики выступает создание условий для справедливой конкурентной борьбы как на отечественном, так и на международном рынке, что, в свою очередь, становится результатом такого процесса, как всемирная экономическая интеграция .
В условиях данного вида роста экономики доля инновационного компонента в окончательной стоимости изделий значительно увеличивается. Кроме того, главной характерной составляющей инновационного экономического роста выступает высокое осознание изготовителями нужд потребителей, которые регулярно меняются, а также весьма оживленная разработка новейшей востребованной техники и порождение спроса на нее.
В последнее время в масштабах прогрессивной доктрины роста экономики можно выделить несколько видов экономического прироста, такие как:
– размеренный рост экономики передовых государств, к числу которых можно отнести Голландию, Германию, Францию и др.;
– высокий темп экономического прироста. Сюда можно отнести такие страны, как Китай, Южная Корея, Малайзия и Сингапур;
– довольно низкий темп роста экономики. К этой группе относятся государства центральной части Африканского континента;
– нулевой экономический прирост. К этой подгруппе относятся такие страны, как Португалия, Зимбабве, Греция и Ботсвана.
Как показывает практика, в обычной экономической обстановке продвинутые государства показывают темпы роста экономики, которые ниже результатов экономического роста государств, относящихся к развивающимся.
1.3. Показатели оценки эффективности существующих моделей экономического развития государств
Как и любую величину, экономическое развитие страны можно измерить. Чаще всего измеряют экономическое развитие страны макроэкономическими показателями.
Факторы развития экономики включают в себя систему показателей:
– валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП), приходящиеся на душу населения;
– качественный уровень жизни населения страны;
– экономическая конкурентоспособность;
– трудовая производительность и характеристики экономической стабильности;
– стоимость совокупности познаний страны на душу населения, их качество и производительность;
– роль в мировой экономике;
– уровень коррупции;
– место в мировых рейтингах;
– рейтинги денежных и экономических характеристик оценки ведущими глобальными рейтинговыми агентствами;
– отраслевая структура экономики, занимаемая часть сырьевой экономики;
– создание самых важных видов продукции на человека.
Главным показателем, отображающем результаты экономического развития страны, является ВВП, который есть совокупность рыночной стоимости конечных товаров и услуг, созданных в стране в течение года, без помощи национальной принадлежности капитала. Несмотря на значимость этого показателя, ВВП не дает полного представления о состоянии национальной экономики. В макроэкономическом анализе используют целый ряд дополнительных показателей:
– ВНП (GNP) – рыночная стоимость всей произведенной окончательной продукции и услуг в экономике в течение года, при всём этом учитывается годичный объем окончательных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны как в масштабах национальной территории, так и за рубежом (разность между показателями ВНП и ВВП незначительна и колеблется в пределах ± 1% от ВВП)
Существует 2 метода расчета ВНП: по доходам и по расходам.
Метод расчета ВНП по расходам:
ВНП = C + Ig + G + Xn, (1)
где С – личные потребительские расходы;
Ig – валовые внутренние инвестиции;
G – государственные закупки товаров и услуг;
Хn – чистый экспорт.
Метод расчета ВНП по доходам: ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (заработная плата, процент, прибыль и рента) и определяется как сумма вознаграждений владельцев факторов производства.
В этот показатель также включаются косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности.
– Чистый национальный продукт (ЧНП) (NNP):
ЧНП = ВНП – амортизация (2)
– Национальный доход (НД) (NI):
НД = ЧНП – косвенные налоги на предприятия (3)
– Личный доход (ЛД) (PI) – представляет собой полученный доход, который является заработанным доходом:
ЛД = НД – взносы на социальное страхование, налог на прибыль предприятий, нераспределенная прибыль + трансфертные платежи
(4)
– Располагаемый доход (РД) (DI):
РД = ЛД – налоги на личный доход (5)
Все макроэкономические показатели сводятся в системе национальных счетов (иногда ее называют «счета национального дохода»), в которой они сгруппированы в три раздела: первый – данные о производстве в различных отраслях; второй – данные об источниках и динамике доходов; третий – данные о расходах по товарным группам. СНС позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения и потребления .
Основными важными показателями развития экономического сектора государства, которые определяют стабильность и качество развития и роста экономики, фундаментом развития служат величины инвестиций в части человеческого капитала – в культурную сторону жизни, образование, медицинские разработки, научные исследования и качество жизни населения.
Цель роста экономики состоит в том, чтобы обеспечить высокие и стабильные ритмы повышения показателей отечественного производства.
К типовым задачам роста экономики как правило, относят следующие:
– увеличение базы налогообложения;
– рост объёмов отечественного производства;
– понижение общего уровня безработицы за счет организации рабочих мест;
– стремление к наиболее эффективному и грамотному применению хозяйственных ресурсов государства;
– рост заработков, а также качества жизни граждан .
К основополагающим положениям роста экономики, как правило, относят: прозрачность, возможность регулирования, гарантия экологической защищенности, постоянство, многоаспектность, внедрение инноваций, фундаментальность, а также уравновешенность.
Можно выделить разного рода подходы к систематизации условий, оказывающих влияние на рост экономики.
Так, по характеру и виду роста экономики определяют:
– факторы интенсивности, к которым можно отнести повышение качественного применения как оборотного, так и основного капитала производства, рост производственной эффективности и профессионализма трудящихся, а также форсирование прогресса в науке и технике;
– факторы расширения, к числу которых можно отнести рост количества применяемого в производстве материала и сырья, найм новых сотрудников, а также увеличение объёма вложений в основной капитал предприятия с сохранением текущей технологической ступени.
Как правило, высокие темпы и результаты экономического прироста считаются одной из основных государственных проблем. В целях ее решения страны применяют комплекс требуемых методов, устройств, а также приспособлений.
Подавляющее большинство мировых держав стремятся к достижению высоких показателей роста экономики. Это дает возможность для расширения базы налогообложения, роста бюджетной прибыли, повышения уровня жизни граждан, роста доходов лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также обеспечения общественного и политического постоянства и улучшения климата инвестиций. Тем не менее, он должен быть как большим, так и постоянным .
Таким образом, в целях получения стабильных результатов экономического прироста следует провести соответствующую работу по обеспечению стабильного роста объёма выпущенной продукции и уровня конкуренции не только на уровне отдельно взятых организаций, но и страны в целом. Повышение уровня производственной эффективности может стать реальным при помощи решительного применения инноваций, для чего следует создать обильный и непрерывный приток ресурсов капиталовложения.
Развитие современной экономики заключается в многоплановом процессе, охватывающем рост экономики в количественном масштабе, создание отрасли инновационной экономики и технологического бизнеса, качественные движения в экономике, рост трудовой производительности и уровня качества жизни населения.
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Основные стадии развития экономики России
Начало 2000-х годов в России сложилось очень хорошо в плане экономики: импульс экономического развития дали рыночные реформы, а после 2004 г. мировые цены, на пике достигшие 143,95 долл. за баррель, подкрепили этот всплеск. В этих критериях активно развивались многие отрасли, увеличивались доходы госбюджета, бизнеса и населения. Но экономический подъем прервал мировой кризис 2008–2010 гг. Однако после окончания кризиса полного восстановления темпов экономического роста не произошло, несмотря на то что цены на сырьевые российские товары вернулись на вполне неплохой уровень .
Из следующего мы можем понять в чём содержится разъяснение этой ситуации: экономический рост в начале 2000-х годов был исключительно восстановительным, старт был дан с низкой стартовой базы и основывался на увеличении потребительских расходов, обусловленных нефтяными сверхдоходами и экономией на инвестициях. Экономическое развитие стало даваться труднее с каждым последующим шагом. Факторы, которые могли быть использованы для экономического роста после 2009–2010 гг. сыграли против России. В первую очередь речь идет о неготовности к индустриальному прорыву, объективного дефицита человеческого капитала, а также о некоторых имперских комплексах, удерживавших страну от сотрудничества с ведущими экономическими центрами на вторых ролях. И даже достигнутый к 2008г. условно высокий уровень благосостояния, впоследствии не смог перерасти в стабильный экономический рост. Российской экономике, которую отличают высокая концентрация капиталов в сырьевом секторе и растущее огосударствление экономики, нужна диверсификация. Но несырьевые отрасли, в которых трудится большая часть населения, не получают нужных для развития вложений. И даже если начнётся слабый экономический рост, он не превратится в подъем прибылей и зарплат по большинству направлений. Большую долю прибыли получают все те же, выполняющие государственные заказы, сырьевые отрасли и предприятия. Большие средства, накапливаемые в госбюджете и в различных государственных фондах, далеко не всегда расходуются эффективно. Некоторые эксперты назвали нынешнюю ситуацию с реальными доходами населения «ловушкой низких доходов» .
В такой ситуации не решат проблему ни рост спонсирования отдельных сфер через национальные проекты, ни повышение пособий бедным семьям. Рост заработков большей части населения начинается только следом за фронтальным ростом экономики. Для этого необходимо ограничить верховенство монополий, снизить масштабы госсектора, реформировать судебно-правовую систему. Возможно, пора создать более справедливую систему перераспределения доходов через прогрессивный налог для физических лиц. Но при этом важно устроить условия для честной конкуренции и реализации личной инициативы, а не просто выделить побольше средств всем, кому они нужны. Важно, чтобы каждый мог заработать больше, пользуясь своими знаниями, навыками и желанием выполнять работу активно.
С 2019 г. правительство начало выполнять национальные проекты, рассчитанные до 2024 г. Стоимость реализации нацпроектов – 25,7 трлн руб., в том числе 13 трлн руб. – из федерального бюджета. Для пополнения федерального бюджета правительство в 2019 г. повысило НДС с 18 до 20%, что пополнило федеральный бюджет на 600 млрд руб. Однако, по данным председателя Счетной палаты А.Л. Кудрина, правительство за 2019 г. не израсходовало свыше 1 трлн руб. бюджетных средств. При этом объем неизрасходованных бюджетных денег в последние годы растет высокими темпами: с 2016 по 2019 г. он увеличился примерно в 5 раз – с 220 млрд руб. до 1,12 трлн руб. в 2019 г. [Кудрин упрекнул чиновников 2020]. Кроме этого, за 2019 г. аудиторы Счетной палаты выявили финансовых нарушений на 804 млрд руб. 2/3 этой суммы – нарушение бухучета и процедур закупок. Коррупционные преступления, связанные с хищением бюджетных средств, имеют высокую степень латентности, и реальное положение вещей в полном объеме выявить сложно .
По мнению Минэкономразвития России, проблемная реализация угрожает трем из 13 нацпроектов:
1. Поддержка экспорта.
2. Поддержка малого и среднего бизнеса.
3. Стимулирование роста производительности труда.
В макроэкономическом прогнозе на 2020–2022 гг. Минэкономразвития предупреждало, что в 2019 г. не удастся достигнуть национальных целей, таких как повышение реальных располагаемых денежных доходов на 0,5%, замедление сокращения населения .